Воспитание ребенка с отклонением в развитии в семье курсовая
РЕФЕРАТ
«Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье».
Выполнила: Хахонина Людмила Николаевна
г.Серафимович 2015г.
Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в детстве. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях, который он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Поэтому они могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он не красив, не умен, на него жалуются соседи. Самое главное, что в семье ребенок принимается таким, какой он есть. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль, которая заключается в достижении душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. По данным научного Центра здоровья детей рождаются 85% детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Развитие ребенка с отклонениями в развитии в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
К сожалению, никто не застрахован от рождения и воспитания в семье детей с отклонениями в развитии. К ним, безусловно, необходим специфический подход, ведь это особенные дети. Вряд ли кто-то знает точный ответ на вопрос о воспитании особенного ребенка. Каждый из родителей сердцем чувствует, как нужно поступить в той или иной ситуации. Но очень важно правильно понимать состояние своего ребенка, отслеживать симптомы, замечать улучшение состояния, использовать правильные приемы работы. Для этого необходимы определенные знания. Но главное научиться понимать и любить ребенка. Этому можно и нужно учиться всю жизнь. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.
Если воспитывать обычного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с отклонениями в развитии представляется особенно ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. В то же время семья всегда обладает большим запасом собственных ресурсов и инициатив, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его реабилитации и интеграции в общество сверстников. По этим признакам семьи, имеющей детей с отклонениями в развитии, можно дифференцировать на четыре группы:
1 группа- родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — ГИПЕРОПЕКА. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребенку. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.
2 группа – характеризуется стилем холодного общения – ГИПОПРОТЕКЦИЕЙ, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечение ребенка, предъявляя завышенные требования к медперсоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
3 группа – характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений ребенка и родителей в совместной деятельности. Такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы.
4 группа – репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Это проявляется в постоянном ограничении прав ребенка, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В отношении родителей к отклонению в развитии ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, выделяют несколько моделей.
Модель «охранительного воспитания» проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. Ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель « охранительного воспитания» приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в обществе.
Модель « равнодушного воспитания» приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье ребенок становится робким, забитым, теряет, присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм ( все пути для тебя открыты) могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.
Отношения между супругами в семьях во многом зависят от эмоционального состояния матери. Если мать повышено тревожна, то ребенок растет нервным, легко возбудимым, требует к себе постоянного внимания, в будущем мать не сможет справиться с поведением ребенка. Но если мать находит в себе силы сохранять душевное равновесие, она становится помощником своему ребенку. Она старается лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества: наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Все это способствует правильной организации всей лечебно – коррекционной работы. В этом случае мать хоть и предана своему малышу, но не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, следит за своей внешностью. Это наиболее благоприятная атмосфера для помощи своему ребенку.
Важное значение имеет поведение отца. От него во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, оказывает моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится лечебно – коррекционная работа. Матери не нужно отстранять отца от проблем, нужно делиться с ним вопросами и сомнениями.
Какими же качествами должны обладать родители детей с отклонениями в развитии, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Родители должны:
— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
—строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
—четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
—развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага сокращать постепенно свою помощь ему до минимума;
Кроме того, незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.
Источник
1.2 Воспитание детей с отклонением в развитии в семье
Л.С. Выготский («Мышление и речь» 1983г.) считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации, его природного недостатка, единственным научно состоятельным и верным путем. По мнению автора культурно-исторической теории, это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем продуктивнее развивается коррекционный процесс. Коррекционно-воспитательная работа, организованная на ранних этапах развития, способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.
Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций и возрастных возможностей ребенка.
Существует две основные формы дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии – в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Как на занятиях с целой группой в дошкольном учреждении, так и при индивидуальной работе с аномальными дошкольниками педагогам необходимо уметь варьировать содержание и способы обучения детей с учетом всех аспектов коррекционного воздействия.
Осуществляя специальное обучение по определенному направлению, важно исходить из значимости комплексного подхода к воспитанию.
Педагогическая помощь аномальному ребенку, все пути его разностороннего развития нуждаются в развитии, насыщении, интересном и актуальном содержании. Это позволяет сделать жизнь каждого дошкольника с отклонениями в развитии более комфортной, эмоционально окрашенной и полезной.
Взрослые, окружающие аномального ребенка, должны заботится о результативности своего воздействия. При этом важно помнить, что мера воздействия и его эффективность не всегда будут совпадать.
Исследования, проведенные В.В.Ткачевой показали, что «от той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагогов, участвующих в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию социальных и профессиональных стереотипов. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умения видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первоначальное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами» (1999).
Литературные данные говорят о низкой готовности общества в целом к адекватному отношению к ребенку с отклонениями в развитии. Негативные социальные стереотипы чаще всего связаны со следующими проблемами, которыми страдают дети:
– проблемами поведения;
– нарушениями речи;
– особенностями познавательной сферы;
– повышенными требованиями в области заботы и ухода.
Для того, чтобы создать в семье климат, способствующий развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с отклонениями в развитии его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ним.
Переживания родителей, связанные с рождением больного ребенка, явилось предметом изучения во многих странах. В отечественной науке эти вопросы изучали С.М. Мастюкова, Ю.В. Микляева, Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, А.Г. Москвина, В.В. Ткачева. Рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии изменяет отношения между супругами, весь уклад жизни. Именно этот период является первым серьезным испытанием брака на прочность. И здесь очень многое зависит от самих супругов, особенно матери ребенка. Чаще распадаются семьи, в которых у женщины постоянно понижен фон настроения: она тревожна и раздражительна, весь семейный уклад подчинен исключительно нуждам ребенка, а потребности других членов семьи не учитываются. Известно, что исход таких отношений зависит от семейной ситуации, сложившейся до рождения ребенка.
Если отношения были хорошими, то прогноз значительно лучше. Некоторые супружеские пары считают, что рождение больного ребенка даже укрепило брачные узы. Но бывает и наоборот.
В тех случаях, когда взаимоотношения супругов и раньше были плохими, рождение больного ребенка является лишь поводом для развода. При этом, как правило, возникают дополнительные психические травмы, связанные со взаимными обвинениями и оскорблениями (часто на глазах у ребенка).
Как показывают специальные исследования, развод весьма неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей, как здоровых, так и больных. У них значительно чаще возникает состояние декомпенсации, наблюдаются более выраженные эмоциональные нарушения и трудности межличностного общения. Особенно болезненно реагируют на развод родителей дети с менее выраженным дефектом. Реакция девочек на развод обычно легче, чем мальчиков. Мальчики чувствуют себя более уверенными, если после развода сохраняются контакты с отцом. Поэтому жена не должна мстить бывшему супругу, запрещая ему видеться с детьми. Это решение, как бумеранг, ударит по детям. Мать не должна склонять детей на свою сторону, убеждая в виновности отца. Думая, что отец плохой, ребенок теряет уверенность в себе. Не следует также при нем выражать свой гнев или разочарование в супруге.
Крайне неблагоприятные влияния на семейную атмосферу и на развитие ребенка с дефектом оказывают грубые, неуважительные отношения между супругами, применение физических наказаний.
Необходимо избегать физического наказания своих детей. Педагогическая наука давно доказала их безусловный вред. Наиболее частым физическим наказаниям подвергаются дети с так называемым гиперактивным поведением. Они раздражают родителей, учителей и просто прохожих: находятся в постоянном движении, хватают все, что попадается на глаза, часто ломают и портят вещи. Все время задают вопросы, не слушая ответы. Им очень трудно сосредоточится на какой либо деятельности. Многие из них страдают выраженными нарушениями внимания. Однако их «плохое поведение» не улучшается от применения физических наказаний. Оно еще более возбуждает их.
Специальные исследования показали, что к физическим наказаниям своих детей более склонны родители, по отношению к которым в детстве применялись телесные наказания. Как правило, эти родители имеют повышенную агрессивность и импульсивность и сами нуждаются в систематическом применении психотерапевтических методов, включая аутотренинг. Он поможет родителям, если они не могут контролировать свое поведение.
Если в семье применяются физические наказания по отношению к детям, родителям надо попробовать проанализировать свое отношение к наказываемому ребенку. Попытаться честно ответить на вопросы: не считаете ли вы ребенка хуже, чем он есть на самом деле? Может быть, вы подсознательно отвергаете его, как когда-то отвергали саму возможность рождения у вас ребенка с отклонениями в развитии? Возможно, теплое материнское отношение к ребенку, вы пытаетесь подменить заботой о его физическом благополучии? Таким отношением вы даете ему понять, что он плохой и не достоин родительской любви. При этом родители наносят ребенку огромный вред. У ребенка формируется низкая самооценка, неуверенность в себе, пассивность, а иногда и агрессивность. «Отверженные» дети часто страдают задержкой развития речи и медленно приобретают социальные навыки.
Все расстройства приводят к школьной и социальной дезадаптации. Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушение ими дисциплины нельзя считать преднамеренными. Детям свойственна взрывчатая раздражительность с лабильностью аффекта и легкими переходами от смеха к слезам. Необходимым условием успеха является психологическая и педагогическая коррекция, позволяющая изменить поведение и повысить самооценку ребенка.
Эмоциональные реакции родителей детей бывают чрезмерными. Родители переживают целую бурю эмоций: сильную радость, когда ребенок удачлив, и сильное огорчение, разочарование и чувство собственной вины, когда его постигает неудача. Однако обычным для них является чувство усталости, жизнь для них подчас кажется сражением с ветряными мельницами. И все же таким родителям следует помнить, что достижение успеха для их ребенка вполне реально.
Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка, структурировать собственное поведение.
Не менее негативно влияет на развитие чрезмерная протекция и контроль за ребенком. Ребенок тонко воспринимает все нюансы и настроения. Эффективная напряженность матери не только плохо влияет на супружеские отношения, но прежде всего наносит ущерб здоровью ребенка, страдающего теми или иными отклонениями в развитии. Он обычно растет нервным, возбудимым и терроризирует всех окружающих, требуя к себе постоянного внимания, не отпуская мать ни на шаг. Но ее присутствие не успокаивает его, а возбуждает еще больше. И в дальнейшем у него отмечают снижение адаптационных возможностей.
Наиболее благоприятные отношения складываются в тех семьях, в которых мать старается лучше понять проблемы своего ребенка, не забывая при этом о потребностях здоровых членов семьи. При этом остальные члены семьи не должны думать, что она целиком в их распоряжении, и не имеет права на свои собственные интересы. Это выражается в том, что она следит за своей внешностью, старается быть привлекательной, выкраивает время, чтобы почитать, сходить в театр или на вечеринку.
Многие родители признаются, что тяжелые переживания в первоначальный период, хотя и приглушаются со временем, все же не исчезают совсем. Они имеют тенденцию обостряться в определенный период жизни семьи в связи с важными событиями, в частности, при достижении ребенком совершеннолетия.
Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейшего продвижения в развитии. По началу многие родители маленьких детей, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами, в первую очередь обеспокоены, сможет ли их ребенок обучаться в массовой школе, а не в речевой.
Семьи, имеющие ребенка с отклонениями в развитии, переживают не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. Эти состояния описываются самими родителями, как чередование взлетов с еще более глубокими падениями. При этом семьи, имеющие лучшую педагогическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче. При тяжелых речевых нарушениях родители обсуждают социальную адаптацию взрослеющего ребенка. Специалисты часто недооценивают тяжести этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, отклонениями отставания в физическом и психологическом развитии, а также установлении способностей ребенка к обучению. Психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка наряду с его основным дефектом могут появляться эпизодически или наблюдаться постоянно различные осложняющие психические нарушения.
Воспитание в семье требует больших физических и духовных сил. Поэтому важно, чтобы на протяжении жизни родители сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее. Больной ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это обуславливает необходимость работы с такими семьями. Опыт показывает, что семейные ситуации в большей степени контролируются теми супругами, которые имеют более широкий кругозор и более широкий круг интересов. Поэтому очень важно, что помимо общих интересов, связанных с воспитанием больного ребенка, супруги имели бы общие интересы, направленные на развитие духовной сферы. Весьма полезным для супружеских отношений и социальной адаптации ребенка является общение семьи с социальным окружением. Не следует стесняться своего ребенка и избегать дружеских встреч со знакомыми и родственниками в его присутствии.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 125069
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0
статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются: — повышение уровня педагогической культуры родителей; — посещение …
… характеристику основных знаний умений и навыков по данной специальности. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль про …
… воспитателя с родителями по вопросам реализации прав ребенка на защиту и помощь. Сформулированы основные направления работы с родителями по соблюдению прав ребенка и ее этапы: 1. Знакомство родителей с организацией работы ДОУ, соблюдением в нем прав ребенка. 2. Изучение социально-педагогических условий семейного воспитания и эмоционального самочувствия ребенка в семье. 3. Знакомство …
… результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Дальнейший поиск эффективных способов сохранения …
Источник