Воспитание ребенка от 1 года цареградская

Выбрать главу

Авторский курс лекций

Жанны Владимировны Цареградской,

руководителя Центра перинатального

воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»

«РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ»

СОН

Описание биоритмов

Давайте начнем с описания биоритма «день-ночь», потому что как раз сон у нас тесно связан с нашими суточными ритмами. Суточные ритмы называются фазными ритмами. Суточный ритм «день-ночь» формируется у ребенка под воздействием на сетчатку глаза солнечного света. Именно дневного, именно солнечного. В результате у ребенка вырабатывается гормон мелатанин, который и выполняет эту регулирующую функцию.

Процесс формирования суточного ритма «день-ночь» начинается примерно в месячном возрасте (4-6 недель) и оформляется в период от 6 мес. до 3 лет.

Оформляется этот ритм с привязкой к географическому месту проживания, потому что там учитывается угол падения солнечного луча.

Помимо того, что у нас существует суточный ритм, ориентированный на светлое и темное время суток, у нас еще существуют базовые ритмы. Эти базовые, или глобальные, ритмы и есть те, с которыми ребенок рождается, и для их проявления ему не нужно ничего. Они свойственны человеку как виду. Этот ритм определяет функцию пищеварительной, выделительной системы, циклы работы головного мозга. Поэтому у ребенка изначально существует дневной и ночной сон. То есть если в родах было все нормально, ребенок у вас не перепутает день и ночь. Этот ритм ориентирован не на свет и темноту, а на пики и спады биологической активности, которые распределяются по суточному времени.

У нас существуют два таких пика в течение суток. Спад биологической активности приурочен к 4 часам утра и к 4 часам дня. От них все и пляшет. Это глобальный ритм.

Суточный ритм всегда ориентирован на наличие или отсутствие дневного света. Он регулируется социально, а вот на глобальные ритм мы повлиять не можем.

Когда мы говорим, что у ребенка нарушены глобальные ритмы, то мы говорим о какой-то травме. Если у ребенка есть статус тревожности и у него нарушен сон, то, как правило, это бывает связано с внутриутробной травмой или травмой рождения. Либо бывают такие социальные деформации, когда сами родители нарушают сон ребенка своими «грамотными» действиями. Особенно когда мы говорим о социально ориентированном ритме – там всегда дело рук родителей.

Теперь, мы должны учитывать, что у ребенка существуют биологически заданные сутки. У нас есть биологически заданные сутки и сутки реального времени. Биологически заданные сутки всегда длиннее реальных, потому что они определяются по срочности. Если вдруг чего-то случится, то чтобы у нас хватило срочности пережить какой-то катаклизм. У человека реальные сутки составляют 24 часа, а биологически заданные – 25. Поэтому раз в месяц мы накапливаем ошибку – этот час накапливается – и у нас что-то происходит с режимом. Поэтому если нас не утомить тяжелой физической нагрузкой, то мы обязательно эту ошибку где-нибудь выдадим. У нас произойдет либо бессонница, либо, наоборот, проспим целые сутки. Это характерно и для взрослых, и для детей.

В связи с тем, что сон необходим всем и он социально ориентирован, у нас в основном есть люди так называемого нейтрального типа, которые подчиняются суточным ритмам и спят тогда, когда им нужно. Скажем, закончилась бытовая активная деятельность, завершили свои задачи, уснули, утром проснулись и опять приступили к активной жизни. И неважно, когда у нас закончилась бытовая задача; когда закончилась, тогда и заснули. И у нас все хорошо.

К нейтральному типу относятся 90% людей, которые ориентируются именно на социальные установки, организуя свой ритм. Но существует 10% людей с врожденными деформациями этого ритма. И называются они как раз «совы» и «жаворонки». Давайте я вам расскажу, как выглядит настоящий «жаворонок» и настоящая «сова». Чистый «жаворонок» просыпается в 4 часа утра, в крайнем случае, в 5. Он не может больше спать. Он встает, у него отличное настроение, у него полно энергии, он готов сворачивать горы. И примерно через час он начинает их сворачивать: если это женщина, то она тарахтит кастрюлями по всей квартире, никому не дает лежать. Жаворонок ведет очень бурную деятельность до 11 часов утра. Потом он чувствует, что слегка устал. Отдохнув, он снова активен часов до 4-х дня. В 4 часа дня он чувствует, что смертельно устал, у него портится настроение, он начинает брюзжать. И заканчивается это тем, что в 8 часов он засыпает. Он засыпает в 8 часов неизменно, ничто не может на это повлиять. Он может спать стоя, лежа, сидя.

Источник

Выбрать главу

Ж.В. Цареградская

Практическое руководство по уходу за новорожденным

Методическое пособие для родителей

Академия материнства

Корректор: Аленина Л.А.

Читайте также:  Отель египет ребенок 1 год

Компьютерная верстка: Цареградский А.В.

Фото обложки: Цареградский А.В.

Подписано в печать 23.12.2004 г.

Тираж 500 экз.

НП Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»

Тел. (095) 771-03-03

792-55-43

63-61-46

Сайт: www.rojana.ru

От автора

Дорогой читатель! Эта брошюра о естественном уходе и воспитании новорожденного ребенка адресована родителям, которые хотят вырастить здоровых и счастливых детей. Она является методическим пособием, или практическим руководством, которое призвано помочь родителям, у которых появился малыш.

Рекомендации, которые даются в настоящем издании, не являются медицинскими или психологическими. Они основываются на биологии человека и являются результатом практического материнского опыта, приобретенного в процессе постоянной жизни с маленькими детьми и непрерывного наблюдения за их поведением. Материнский опыт — это независимая область практических знаний. Как и всякий бытовой опыт, он не нуждается в научных доказательствах. Можно только сказать окружающим, что мы так живем и так делаем, от этого наши дети совершенно здоровы и счастливы, у всех нас практически всегда хорошее настроение и хорошее самочувствие, чего и вам желаем.

Чтобы уметь жить с маленькими детьми и уметь их воспитывать не нужно медицинское образование. Для этого нужен материнский бытовой опыт или материнское искусство взращивания ребенка. Требовать доказательств, почему опытная мать делает так, а не по-другому, все равно, что требовать у кухарки доказательств, почему она знает, что на большой сковородке все подгорает, а на маленькой прекрасно жарится. Просто потому что она делает это каждый день и по опыту знает о последствиях использования той или другой сковороды.

Если женщина живет в окружении матерей с маленькими детьми и постоянно общается с ними, она постепенно приобретает опыт, который готовит ее к материнству. Когда она сама становится матерью и делает что-либо по отношению к своему ребенку много раз в день, она приобретает опыт, который позволяет ей сказать, какие действия к какому результату могут привести. По мере взросления детей она видит результаты своих действий, а если ее окружает много детей, то она получает возможность эти результаты сравнивать. Поэтому она своими собственными глазами может увидеть, к чему приводит тот или иной метод или прием воспитания ребенка в грудном возрасте, может воочию наблюдать его ближние и дальние последствия. То, что вы видите собственными глазами, зная, с чего все начиналось и во что превратилось, не требует никаких доказательств. Ваши непрерывные наблюдения сами по себе являются веским доказательством.

Бытовой опыт не нуждается в подтверждении его правильности со стороны медицины или какой-либо другой науки. Он сам по себе является полноценным знанием. Более того, его нельзя освоить, опираясь только на книги, фильмы и другие материальные носители информации. Прелесть этого опыта заключается в необходимости прямой передачи знания от более опытного человека к менее опытному, и здесь имеет огромное значение невербальное общение, адресованное именно вам, а не кому-либо другому. Все хорошо знают, что нельзя научиться создавать ювелирные изделия, строить корабли и т. д. по книге или фильму, и в этом никто не сомневается. Опыт воспитания маленьких детей это точно такой же опыт, как и любой другой, он довольно сложен и имеет массу тонкостей и нюансов. Чтобы его освоить, необходимо прямое обучение у носителя этого опыта. А носителем такого опыта является мать, родившая и воспитавшая, согласно основам естественного воспитания, не менее четверых детей, которая при этом жила в группе, где постоянно появляются маленькие дети и окружающие ее матери воспитывают их, согласно нашей первозданной природе.

В заключение нам хотелось бы пожелать, чтобы эта книга помогла молодым родителям запомнить и усвоить главные принципы ухода за новорожденным и уберегла их от каких-либо грубых ошибок. Несомненно, для постижения материнского искусства взращивания детей во всей полноте необходимо учиться. Современным носителем материнского опыта является инструктор по обучению материнскому искусству. Пусть эта брошюра послужит конспектом-напоминанием для закрепления информации, полученной во время уроков по уходу за новорожденным.

Ж.В. Цареградская

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание — это основа правильного ухода за новорожденным. За счет кормления грудью, помимо питания младенца, осуществляется его физический и психоэмоциональный контакт с матерью, а также обеспечивается его физический и психологический комфорт, без которого он не может вырасти полноценным.

Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ее ребенка. За весь период развития человечества желудочно-кишечный тракт младенца не был приспособлен к искусственному вскармливанию. С точки зрения биологии, это просто невозможно. Однако, чтобы реализовать грудное вскармливание, нужно знать и уметь применять на практике основные правила кормления грудью.

Основные правила грудного вскармливания:

1. Раннее прикладывание к груди в течение первого часа после рождения.

Читайте также:  Ребенок не наступает на пятку 1 год

2. Исключение кормления новорожденного из бутылки или другим способом до того, как мать приложит его к груди.

3. Совместное содержание матери и ребенка в одной палате.

4. Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка.

5. Правильное прикладывание ребенка к груди и удобная поза при кормлении.

6. Кормление по требованию.

7. Продолжительность кормления регулирует ребенок; не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.

8. Ночные кормления и совместный сон матери и ребенка.

9. Исключение допаивания и докармливания ребенка до шести месяцев.

10. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного кормления. При необходимости введения докорма, его следует давать только из чашки, ложки или пипетки.

11. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него.

12. Исключение дополнительного сцеживания груди после каждого кормления.

13. Отказ от частых и контрольных взвешиваний ребенка после выписки из родильного дома, проводимых чаще 1 раза в неделю.

14. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью более года.

15. Сохранение грудного вскармливания до исполнения ребенку трех лет.

Уход за новорожденным ребенком

Обработка пупочной ранки

Аптечка

Для обработки пупочной ранки необходимо иметь:

— пипетку;

— гигиенические ватные палочки;

— вата, ватные шарики или ватные диски;

— 2–3 % раствор перекиси водорода;

— спиртовая настойка эвкалипта или календулы.

Обработка

Пупочную ранку нельзя обрабатывать красящими веществами, такими как зеленка, крепкий раствор марганцовки. Это препятствует своевременной диагностике воспалительного процесса. Обычно врач-педиатр, не стесняясь, мажет пупочную ранку зеленкой и говорит, что он определит воспаление пупка не по внешнему виду, а по пульсации. Однако мама, которая будет постоянно находиться с ребенком, может определить воспаление пупочной ранки только по внешнему виду, а педиатр не останется жить с малышом, чтобы определить воспаление пупка по пульсации.

Частота обработки.

Обработка проводится один — два раза в день. Лучше всего проводить обработку дважды:

утром — полная обработка;

вечером — закапывание пупка спиртовым настоем после купания, поскольку после купания пупок полностью очищается.

Источник

 Ж. В. Цареградская

 Ребенок от зачатия до года

 Универсальное пособие

 Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

 Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

 Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

 Об авторе

 Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

 Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990—1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

 Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

Читайте также:  Закладывает горло у ребенка 1 год

 11152, Москва, а/я № 27 или e-mail [email protected]

 Вводная часть

 Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

 К.Д. Ушинский

 Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

 Развитие ребенка до рождения

 Беременность

 Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

 Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:

 1 месяц — 4 недели;

 2 месяца — 8 недель;

 3 месяца -12 недель;

 4 месяца — 16 недель;

 5 месяцев — 20 недель;

 6 месяцев -24 недели;

Источник