Воспитание ребенка 2 года комаровский
Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.
Педагогические проблемы глазами медика
К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.
Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.
Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.
Истерики
Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.
Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.
Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.
Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.
Физические наказания
Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.
Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.
Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.
Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.
Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).
В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.
Советы доктора Комаровского
Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.
Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.
Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.
Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.
Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.
Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.
Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.
Источник
Авторы: Козлов Н.И.
Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину. Но что для этого нужно? Как это сделать, учитывая, что сегодня очень много как бы мужчин — безвольных, безответственных и нерешительных, готовых все проблемы скинуть на женские плечи?
Из мальчика мужчина сам по себе не вырастает, и одной материнской любви для формирования в мальчике мужских черт недостаточно.
Условия воспитания мальчика
Мальчик вырастает мужчиной, когда он: 1) видит рядом с собой образец мужского поведения, 2) когда его воспитывают по-мужски, по «мужским лекалам» и 3) когда из него воспитывают мужчину, а не тряпку.
Как минимум, из него делают мальчика, а не девочку. Ребенок формируется культурой, и если мы хотим, чтобы из ребенка вырос мальчик, а не девочка, у наших мальчиков должна быть мальчиковая, а не девчачья, одежда, и мальчиковые, а не девчачьи, дела и развлечения.
К сожалению, сегодня и многие отцы уже плохо представляют, как воспитывать сына. Книги, подчеркивающие необходимость безусловной любви, опасность контроля и важность чувств при воспитании ребенка, формируют в ребенке не мужские, а женские качества. Сегодня уже приходится напоминать, из чего, в частности, складывается мужское воспитание.
Основы закладываются в самом раннем детстве. Я очень доволен, что своих детей я окунал в ледяную воду с первых дней их жизни: они не болели, свободно носились по квартире голяком и меньше переживали проблем в связи с постоянными «оденься — замерзнешь!». Не обсуждается, что мальчишке с детства необходим хороший спорт. Младенцу — беби-йога, от года до трех — домашний стадион, борьба с папой на мате, приучение к утренней зарядке.
Будущий мужчина умеет переносить нагрузки и боль. Если мы воспитываем мужчину, то мы не бежим к малышу, когда он упал и ударился. Все нормально: дети падают, больно бывает, события нет. Не надо приучать маленького, что упасть, — это что-то страшное, что любая царапина — это повод его обнять и пожалеть… Если малыш ударился и хочет, чтобы его пожалели, значит, женщины его уже немного испортили. Малыш, которого воспитывают по-мужски, на свои ушибы не жалуется, он свои проблемы решает сам. Будущий мужчина не плачет и не жалуется.
Но если ему действительно нужна помощь, мальчик спокойно подойдет к папе или маме и обязательно помощи попросит. Он знает, что на помощь родителей можно рассчитывать всегда. Но если родители скажут ему «ты справишься сам!», значит, нужно тренироваться завязывать свои шнурки столько, сколько необходимо.
Обязательные составляющие мужского воспитания
В дальнейшем спортивном и духовном развитии абсолютно обязательны четыре пункта: легкая атлетика, плавание, боевые единоборства и танцы. Подчеркнем, что АБСОЛЮТНО ОБЯЗАТЕЛЬНЫ и что это не только спортивное, но и духовное развитие. Ваш сын должен обгонять своих сверстников и в беге, и в прыжках, должен быть среди лучших в баскетболе, волейболе и плавании. Боевые единоборства воспитают в нем мужество в схватке, самодисциплину, уважение к противнику, выработают в нем волю и самоощущение будущего лидера: он не будет среди тех, кого постоянно бьют. Больше того, ударные техники, которые осваиваются в боевых единоборствах, являются основой формирования в нем навыков руководителя и предпринимателя. Именно из студентов-спортсменов выходит большое количество наиболее успешных деловых людей, и выбор спорта для парня — это закладка фундамента его будущих личностных качеств.
Что касается танцев, то это также обязательная часть воспитания офицера в армии любой страны. Во-первых, танцы — это другая форма спорта, и спорта нелегкого: держать осанку, не опускать локти, чувствовать партнершу и слышать музыку, и все это одновременно — задача не простая. Но именно танцы дотачивают спорт до красоты и галантности, воспитывают из мальчика будущего внимательного кавалера, а не только мужлана и самца. Именно танцы сформируют у вашего сына чудесную основу его успешности и его владения собой, основу его самодисциплины. При этом понятно, что не танцами и спортом формируется будущий мужчина.
Будущий мужчина — это прежде всего не трус. Он не боится засыпать один в темной комнате, он не боится заступиться за своих и тем более за девочку. Его называют смелым и мужественным. Это не значит, что ему не знакомо чувство страха, это значит, что мужчина может быть сильнее своего «боюсь — не боюсь» и умеет руководствоваться понятием мужского долга. В словаре вашего сына не должно быть слов «боюсь» или «мне страшно», должно быть только совместное с вами размышление — стоит это дело такого риска или нет, чтобы потом он принимал взвешенное решение уже сам.
Именно поэтому будущий мужчина вовсе не задиристый петух и не безбашенный товарищ, которого легко «взять на слабо» и который нередко сам, ради острых ощущений, готов рисковать без нужды. Перечисленное — это не мужские качества, а бестолковость и безответственность. Мужчина не имеет права рисковать собою зря, мужчину воспитывают не для того, чтобы за его дурацкие подвиги расплачивался отец или тем более чтобы его бессмысленную смерть оплакивала мать. Настоящий мужчина — тот, кто умеет быть сильнее своей вскипающей крови, кто умеет руководствоваться разумом, а не чувствами.
Мужчина, даже будущий, — это деятель
Умение руководствоваться разумом, а не чувствами — важнейший момент в воспитании мальчика. Угадайки и «кажется» не принимаются, в решении любой задачи требуем творчество и логику, в любом вопросе тренируем живой критический ум. Мужчина без головы — это не мужчина. Требуем рассудительности всегда, без ссылок на «трудно», «страшно» и «увлекся»: будущий мужчина должен быть хладнокровен, его разум не туманится эмоциями, это реализм, последовательность и целеустремленность. «Почему ты так решил? Для чего ты так решил?» — ваш сын должен уметь думать и уметь обосновывать свои решения.
Но не только обосновывать, а и отвечать за последствия своих решений, самостоятельно назначая плату за неисполнение или ошибочность своих решений. Для этого приучите своего сына к вопросам: «Готов ли ты отвечать за последствия своего решения? Чем конкретно отвечаешь?».
Мужчина — это надежность, порядочность и ответственность. Поэтому с самого раннего возраста сына категорически отучаем от позиции Жертвы: жалобы, разговоры об обстоятельствах, несчастные глаза и ссылки «А вот другие…» не принимаются. «Не ссылайся на других! Ты отвечаешь за себя!» — именно эта заповедь от моего отца мне запомнилась с детства.
Также не принимаются разговоры о проблемах: все «проблемы» заменяются постановкой задач, а задачи формулируются не про чувства, а про поведение. «Ну, если будет настроение…», «Не знаю…», «Ну как-нибудь…» — не катит. Берешься или нет. А если не берешься ты, то кто это должен сделать вместо тебя? Приучаем с детства: «Мужчина сказал — мужчина сделал», «Дал слово — держи, но прежде чем говорить — думай». Умение принимать быстрые и одновременно взвешенные решения, брать на себя ответственность — вот действительно мужская черта.
Будущий мужчина должен железно усвоить: старшие заботятся о младших, а младшие — слушаются старших. Чтобы расшифровать эту формулу, начнем со «слушаться». Умение взять себя в руки, послушание, самодисциплина — обязательная часть в воспитании будущего мужчины. Настоящий руководитель отличается от обычных сотрудников в первую очередь тем, что у него есть самодисциплина: в частности, он может сам формировать себе трудный план и сам своему плану подчиняться. Обычный сотрудник нуждается в погонялке снаружи — значит, это не вполне мужчина. Настоящий мужчина способен организовать себя сам: он сам дает себе задание и сам способен подчинить себя тому, что он наметил.
Однако старший, более сильный — это тот, кто отвечает за младших и более слабых. Он не отнимает, а защищает, он не куражится, а учит и следит за порядком. Умение быть старшим — трудное умение, где нужно учиться не кричать на непослушных младших, учиться терпению перед лицом их бестолковости, учиться их учить, терпеливо и методично приучать к тому, что для них еще трудно.
И все? Нет. Когда будет сформирована эта мужская основа, любому мужчине будут к лицу некоторые лучшие женские черты: мягкость, деликатность, умение быть внимательным и нежным. Мужчина грубый, без образования и манер, привлекает не женщин, а баб, поэтому ваш сын должен научиться быть интересным и воспитанным человеком. Самое простое требование: ваш сын должен знать и уметь проникновенно прочитать десять стихотворений о любви. Вложитесь в это — не пожалеете.
Источник
опубликовано 08/04/2019 17:09
обновлено 15/10/2020
— Педагогика и психология
Источник
Доктор Комаровский дает полезные рекомендации относительно полноценного психологического состояния ребенка. Некоторые его утверждения помогут вырастить счастливого человека.
Воспитание собственным примером
Сложно быть счастливым в окружении несчастных людей. Особенно если эти люди – собственные родители. Если мама не умеет радоваться, то это переходит и к малышу. Замаскировать сиюминутное плохое настроение можно. Но если хандра – это образ жизни, то пессимистическое мышление будет проскальзывать во всем: в словах, вздохах, вечно уставшем виде, грустном взгляде и даже осанке. Так что если улыбка на вашем лице – это редкость, будьте готовы, что и из сына или дочки тоже вырастет пессимист.
Однако можно попытаться исправить ситуацию. Сначала поставьте себе цель – выйти из депрессии и апатии. А затем ежедневно выполняйте аутотренинг (примеры есть в литературе по психологии и на специальных сайтах). Можно делать небольшие упражнения – ежедневно находить по 3-5-10 поводов для улыбки.
Или попробуйте в даже самой безвыходной ситуации искать что-то хорошее. Пролили кофе на любимую футболку? Зато есть повод купить новую. Постепенно можно и ребенка приучать к умению искать капельку счастья даже в самых незначительных вещах: солнечном лучике, красивом листочке, мороженом.
В воспитании участвует и папа
Доктор Комаровский настаивает, что ребенку для полноценного развития нужны оба родителя. Причем присутствие папы и мамы должно быть не формальным, а реальным. На деле же часто получается, что малыш большую часть времени проводит с мамой, которая находится в декретном отпуске. Глава семейства приходит по вечерам. В лучшем случае, играет в «ку-ку». Но и это бывает не во всех семьях.
Евгений Олегович убеждает, что сделать ребенка счастливым – социальный долг каждого отца. Доктор считает, что счастье определяется умением думать, учиться новому и принимать собственные решения и ответственность за них. Все это, по мнению Комаровского, лучше всего может развиться от отеческого воспитания, нежели от материнского.
Семья важнее личных интересов
Когда все крутится вокруг ребенка, это не идет ему на пользу. Он вырастает эгоистичным, от чего сам же в итоге и страдает. Ведь он убежден с рождения, что все окружающие существуют, чтобы выполнять его желания. А в большом мире оказывается, что у других людей есть и свои интересы и никто не будет с человеком носиться так же, как родители. Происходит разочарование и неудовлетворенность жизнью.
С раннего детства показывайте ребенку, насколько важно заботиться об окружающих, особенно о близких. Ведь от того, насколько счастлив каждый член семьи, зависит слаженная работа.
Приучайте ребенка, что в семье все общее. Если один ест что-то вкусное, он должен поделиться этим и с остальными. Если одному удобно сидеть у телевизора, он должен убедиться, что удобно и всем остальным. А кто-то может быть вообще против просмотра телевизора по уважительной причине (горе, сильная болезнь, подготовка к экзаменам). Тогда стоит всем сообща договориться, что любимый фильм пока отменяется. Нужно учить ребенка считаться с другими.
Уметь сказать «нет» ребенку
Фонтан желаний ребенка может быть неиссякаемым. Удовлетворение каждого «хотения» не приведет ни к чему хорошему, как в «Сказке о рыбаке и рыбке». Поэтому нужно вовремя приучить ребенка адекватно воспринимать отказы.
При этом Комаровский призывает не запрещать эмоции. Табу распространяется только на действия ребенка. Нельзя драться и кусаться, но можно злиться. Нельзя портить вещи, но можно расстраиваться и плакать.
Переусердствовать со словом «нет» тоже не стоит, иначе отказы потеряют свою значимость. Лучше всего предлагать малышу что-то другое взамен. Вместо того чтобы черкать на обоях, предложите ребенку кусок ватмана и порисуйте вместе. В более старшем возрасте делитесь своим примером, как бы поступили вы в подобной ситуации.
Воспитание позитивом
Если хотите вырастить счастливого человека, постарайтесь убрать собственные негативные реакции. Когда ребенок постоянно слышит жалобы на жизнь и недовольства, он начинает подражать. Поэтому почаще показывайте позитивный настрой. А попытки малыша перейти к нытью тоже пресекайте на корню.
Научите ребенка разбираться в ситуациях. Если не получилась поделка, лучше не расстраиваться, а подумать, что нужно было сделать по-другому, в чем были недочеты. Проанализируйте поделку победителя, выделите сильные стороны. И в следующий раз постарайтесь сделать еще лучше.
Мама и папа любят друг друга
Семья, в которой воспитывается малыш, закладывает у него модель поведения в его собственной семье в будущем. Если перед глазами ругань или безразличие, то и через много лет ребенок тоже будет повторять ошибки родителей. Он просто не знает, как вести себя иначе. Для него такое поведение в семье – норма. Ведь так было у его родителей. Хотя сам человек от этих отношений будет страдать.
Поэтому показывайте ребенку, насколько прекрасными могут быть чувства мамы и папы друг к другу. Никакого выяснения отношений при детях. Даже если между родителями произошел разлад, постарайтесь не демонстрировать подрастающему поколению свое пренебрежение друг к другу. Обязательно выполняйте все обязанности, которые до этого дети видели. Жена не должна оставлять мужа без ужина и чистой рубашки. А мужу не стоит прекращать обеспечивать семью или выполнять свои бытовые обязанности (забить гвоздь, помочь маме донести тяжелые сумки с продуктами).
В первую очередь здоровье
Доктор Комаровский уверен, что счастливым может быть только здоровый ребенок. Когда что-то болит, тяжело радоваться жизни. Как минимум приходится откладывать любимые занятия, увлечения, сладости, поход в зоопарк и т.д.
Поэтому Евгений Олегович советует родителям почаще провожать детей на прогулку и занятия физкультурой. Уроки, музыка, шахматы и прочее носят второстепенный характер.
- Автор: iarriba
- Распечатать
Оцените статью:
Источник