Воспитание личности ребенка и развитие речи

Воспитание личности ребенка и развитие речи thumbnail

Кастюнина Юлия
Речевое развитие детей дошкольного возраста как основа развития личности и общества в целом

Речь является основным средством человеческого общения, основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого непосредственного познания,осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь — то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Жан Вильям Фриц Пиаже, швейцарский психолог и философ, считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника.

Монолитическая речь обращена к одному или группе слушателей (собеседников, иногда – к самому себе. По сравнению с диалогической речью, характеризуется развернутостью (что связано со стремление широко охватить тематическое содержание высказывания).

Целью обучения монолитической речи является формирование речевыхмонологических умений:

1) перессказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.

Умение правильно общаться – основа, которая необходима человеку на протяжении всей жизни, поскольку через общение с другими людьми он реализует себя, как личность.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников.

Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей,как:

общение;

— речь воспитателя, культурно-языковая среда;

— чтение художественной литературы;

— обращение к различным искусствам (например, к актерскому).

— обучение родной речи в рамках игровых занятий;

Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

Общение как важнейшее средство развития речи у детей

Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

Читайте также:  Понятие речевое развитие ребенка

Культурно-языковая среда

Речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя, характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурно-языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

Всевозможное искусство также оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

Искусство актерского мастерства, воплощенное в форме театрализованной деятельности оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализация способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия,которые включают:

— потешки, хороводы, игры – инсценировки, звукоподражательные и др.

— игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

— разгадывание простых загадок;

— игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Заключение.

Не раз каждый из нас мог слышать: «С виду казался приличным человеком, но стоило ему открыть рот…». Так говорят зачастую о людях, которые не умеют правильно и красиво выражать свои мысли. Казалось бы, откуда в век всеобщего доступа к различным видам информации берутся такие «неряшливые» в плане речевого развития люди?Ответ прост и очевиден: все они родом из детства. Из детства, в котором родители были постоянно заняты, им некогда было общаться с детьми. Как следствие, вокруг ребенка не было создано благоприятной среды, способствующей формированию личности с лаконичными мыслями, с красивой и грамотной речью. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе, в ВУЗе, становления его как личности. Поскольку все основы речевого развития закладываются в дошкольный период, то именно мы – педагоги дошкольного образования совместно с родителями ответственны за то, каким является речевой фон нашего общества.

Читайте также:  Развитие форм взаимодействия с ребенком

Источник

Шиханцова Н.П., Божкова М.Е. Развитие речи как условие формирования личности старших дошкольников // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 23.09.2020).

Заказ № 195858

Речевая компетентность дошкольников – актуальная проблема развития и образования детей в дошкольном образовательном учреждении. Речь – это универсальное средство отражения действительности, передачи накопленного поколениями социального и культурного опыта, познания собственного «Я», межличностного общения. «Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» [5, с. 23].

Речевое развитие старших дошкольников, основанное на знании норм родного литературного языка, является важным условием развития личности детей и основой успешного обучения в школе. Правильность, чистота, богатство и выразительность речи характеризуют человека как личность, помогают точнее передавать свои мысли, устанавливать взаимоотношения с окружающими, регулировать свое поведение в обществе. 

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные педагоги. Различные методики развития речи и обучения языку были предложены К.Д. Ушинским, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой и другими педагогами, которые обосновали дидактические основы дошкольного воспитания. Основоположник методики развития речи детей К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности ребенка отводил изучению родного языка как средства познания истории,  нравственного и духовного опыта народа. Основными средствами развития речи и обучения языку он считал фольклор, художественную литературу, окружающий мир, картины, обучение, а методами — рассматривание предметов и картин, чтение литературы, беседы, упражнения. Сущность методики развития речи детей, разработанная Е.Н. Водовозовой, составляет идея о необходимости воспитания детей на материале сказок, загадок, поговорок, пословиц, песен, отражающих национальное своеобразие и богатство русской народной речи и воспитывающих любовь к своему языку, народу, Родине. Е.И. Тихеева полагала, что целью усвоения родного языка является развитие речи как средства общения. По мнению педагога, средствами развития речи детей являются общение, игра, труд, художественная литература, экскурсии; методами – наблюдения, игра с природными материалами и игрушками, беседы, рассматривание картин, осмотры предметов и помещения, поручения. 

Ведущие представители отечественной школы психологии считали, что речь занимает ведущее место в развитии психики ребенка, так какнепосредственно связана с развитием познавательных психических процессов –восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Л.С. Выготский пришел к выводу, что «отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении», следовательно, усваивая и воспроизводя звуки, слова, понятия, ребенок проходит все стадии развития речи и мышления [3, с. 746].

В современных дошкольных образовательных учреждениях развитие речи дошкольников осуществляется на основе опыта отечественных педагогов и психологов и заключается в «формировании и совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций» [1, с. 6]. Речевое развитие детей строится на следующих принципах: использование различных видов деятельности (игра, труд, общение); учет возрастных и психических особенностей детей; взаимосвязь развития речи с патриотическим, нравственным, эстетическим, духовным, физическим воспитанием; использование наглядности (картины, игрушки, дидактические материалы, окружающая среда); преемственность развития речи  в семье, детском саду и школе и др.

В МБДОУ № 63 города Белгорода целенаправленное развитие речи старших дошкольников осуществляется поэтапно. 

На первом этапе с целью повышения своего профессионального уровня воспитатели изучают специальную педагогическую, психологическую и лингвистическую литературу, методики развития речи, а также передовой опыт современных педагогов. Это позволяет расширить теоретические знания и практические навыки, выбрать соответствующие методы и приемы организации деятельности по развитию речи дошкольников.

На втором этапе в процессе организации игры, общения, трудовой деятельности проводится наблюдение за речью детей с целью выявления типичных речевых ошибок, определения уровня владения речью как средством общения. Наблюдение позволило выявить ряд характерных особенностей речи воспитанников подготовительной группы:

  • фонетические ошибки, т.е. произносительные, связанные с неправильным произношением звуков, звукосочетаний, неверной постановкой ударения: «выжи» («лыжи»), «мокоцикл» («мотоцикл»), «карендарь» (календарь»), «каклета» («котлета»), «звОнит» («звонИт»), «приливка» («прививка») и др.;
  • морфологические ошибки, т.е. неправильное образование форм слов: «ездиют» (ездят»), «бегит» («бежит»), «ихний» («их»), «табуретка» («табурет»), «много карандашов» («карандашей») и др.;
  • лексические ошибки, т.е. употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования: «старинный человек» («старый»), «пришли с магазина» («из магазина»), «ходили к тети Люды» («к тете Люде») и др.;
  • синтаксические ошибки, т.е. неправильное построение словосочетаний и предложений: «мне что ты говоришь?» («что ты мне говоришь?»);
  • использование диалектной лексики, употребляемой в определенной местности: «шо» («что»), «хде» («где»), «бурак» (свёкла») и др.;
  • употребление жаргонизмов — слов и выражений, которые служат средством общения различных социальных групп (чаще всего — молодежной): «реально» («действительно»), «супер» («очень хорошо») и др.;
  • — использование просторечных слов: «притулиться» (сесть рядом») и др.
Читайте также:  Деятельность ребенка для умственного развития

На третьем этапе осуществляется выбор методики развития речи, составляется перспективный план и план-конспект конкретного мероприятия. Работа осуществляется в следующих формах: индивидуальная и групповая работа с детьми и работа с родителями.

Используя основные единицы языка (звуки, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст), педагоги решают задачи речевого развития дошкольников: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи. Средствами развития речи детей являются художественная литература, окружающий мир, деятельность, упражнения и др. [2, с. 9-10].

Воспитание звуковой культуры речи заключается в том, что педагог формирует правильное произношение всех звуков родного языка, развивает навыки выразительной речи (дикцию, тембр, интонацию, темп). При этом учитывается состояние здоровья ребенка, индивидуальные особенности, условия воспитания в семье. Например, в подготовительной группе проводится работа над четким произношением всех звуков в различных сочетаниях с использованием упражнений для развития речевого аппарата «Построить забор», «Качели», «Сделать трубочку» и т.д. С целью развития навыков дифференциации сходных по звучанию звуков используется игра «Выбери лишнее слово» («зайчонок», «лисёнок», «бельчонок», «волчонок»). Некоторые дети испытывают трудности в четком воспроизведении фонем [Ш],[Ж],[Л],[Р], поэтому с целью постановки данных согласных в дошкольном образовательном учреждении занятия с детьми проводит логопед-психолог.

Важное место в развитии речи детей занимает словарная работа, которая решает такие задачи, как обогащение словаря новыми словами, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря, устранение из речи нелитературных слов. С этой целью используются методы прослушивания и анализа литературных произведений, наблюдение за окружающим миром, описание картины. Например, педагог предлагает детям прослушать отрывки из стихотворений русских поэтов (М.Ю. Лермонотова «Родина», И.А. Бунина «Листопад), выделить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры), подобрать к словам синонимы и антонимы, назвать неизвестные слова («нива», «чета берёз»), разъясняет их лексическое значение. Проведя анализ художественного произведения, педагог предлагает детям составить рассказ об осени, используя языковые средства, усвоенные из литературного материала.

Важную роль в развитии речи и личности в целом играет формирование навыков связной речи (монологической, диалогической). Достижению хороших результатов способствует ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства, зрительные образы которых воспринимаются детьми эмоционально. «Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события» [4, с. 85] 

С этой целью практикуется методика развития речи по описанию картины. В подготовительной группе дети принимают участие в игре «Вернисаж». Актуализируя речевую активность детей, педагог предлагает детям ответить на вопросы (что вы видите на картине? какое время года изобразил художник? какие признаки осени вам известны? о чем хотел рассказать нам художник? какое настроение передает художник? и др.). Из числа детей выбираются экскурсоводы, которые должны представить зрителям картины русских художников с осенними пейзажами (А. Саврасов «Живопись. Осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», И. Шишкин «Золотая осень»). В обязанности экскурсовода входит придумать название выбранной картины, рассказать о ее содержании, цветовом решении, оценить картину и высказать суждение о ней. Экскурсовод может задавать вопросы о картине зрителям или отвечать на вопросы зрителей. Умение задавать вопросы и отвечать на них является показателем уровня развития связной и выразительной речи.

Развитие речи дошкольников не сводится лишь к формированию лингвистических навыков и умений. Большое внимание педагоги уделяют воспитанию культуры общения, которая проявляется во взаимодействии детей между собой и со взрослыми и заключается в умении вежливо обратиться к собеседнику, выслушать его, ответить на вопрос, высказать просьбу.

На четвертом этапе педагог обобщает и анализирует речевое развитие дошкольников, намечает пути повышения эффективности данной деятельности. 

Таким образом, развитие речи старших дошкольников представляет собой системную и целенаправленную работу, способствующую развитию личности детей. эффективность данной деятельности может быть повышена при использовании разнообразных средств и методов.

Литература:

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2017. 202 с.
  2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 93 с. 
  3. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.
  5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.

Источник