Воспитание как процесс развития личности ребенка

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности с помощью специально организованных пе­дагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает в себя 3 существенных признака:

1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. Движущие силы Воспитания:

Внешние противоречия социальные и педагогические – между возрастными требованиями к жизни и тем требованиям, кот предъявляются обществом к молодым, между школой и семьей – политические, экономические и социальные противоречия – между идеалами и действительностью.

Внутренние – противоречия самой личности — между педагогическими условиями и активной деятельностью ребенка, между стремлениями и возможностями

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устой­чивыми свойствами при любых конкретных обстоятель­ствах. Выделится закономерности:

1.Воспитание ребенка совершается только путем активности са­мого ребенка. Мера его усилий должна соответство­вать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через актив­ные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориен­тацию на самочувствие другого человека, интеллектуаль­ное — через мыслительную активность, решение интел­лектуальных задач.

2.Содержание деятельности детей в процессе их вос­питания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опе­режая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потреб­ностей ребенка, то процесс воспитания затруднится и нарушится.

3.Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности:на начальном этапе доля активности педагога превы­шает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно раз­деленная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.

Принципы воспитания (общие руководящие положения, требу­ющие последовательности действий при различных усло­виях и обстоятельствах):

1. Вытекает из цели воспитания и учитывает природу воспитательного процесса, — принцип ориентация на ценностные отношения— постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

2. Принцип субъектностипедагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои дей­ствия. Принцип субъектности ис­ключает жесткий приказ в адрес детей, а предпола­гает совместное с ребенком принятие решения.

3. Вытекает из попытки со­гласовать социальные нормы, правила жизни и авто­номность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит — принятие ребенка как данно­сти, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жиз­ни, которая сформировала его на данный момент именно таким, признание ценности его личности.

Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-вос­питателем. Для практической работы педагога больше всего под­ходит следующая классификация методов воспитания:

— методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитываемых, происходит оперативный обмен информаци­ей (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

— методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стиму­лируется позитивные ее мотивы (различные виды за­даний на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

— методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В педагогической литературе единого подхода к клас­сификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организаци­онных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащимися: массовые формы (участие всего клас­са), кружково-групповая и индивидуальная.

В комплексном воспитательном процессе можно вы­делить направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.

Содержание физического воспитания включает:

— совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состо­яния зависят успешность учебной, профессиональной деятельности;

— просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;

— формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;

— разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

— развитие интеллекта посредством развития всех по­знавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, мышления, вообра­жения, речи;

— умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;

— развитие индивидуальных интеллектуальных спо­собностей и познавательных возможностей учащих­ся;

— развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;

Содержание нравственного воспитания составляют:

— моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного по­ведения;

— этическое воспитание — формирование правил хо­рошего тона, культуры поведения и отношений;

— патриотическое воспитание — формирование чув­ства любви и ответственности за свою Родину, фор­мирование готовности встать на защиту Родины и своего народа.

Источник

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Источник

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

С. М. Халиди

Колледж общественного питания и сервиса, г. Астана, saule_halidi@mail.ru

Рецензент – К.К. Ахметова, к.п.н. ФАО НЦПК «Өрлеу», г. Астана

Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Основной задачей реформирования отечественного образования является достижение уровня мировых стандартов. Процесс образования и воспитания,  должен основываться на гуманистических принципах и служить всестороннему становлению человека, при этом формирование и удовлетворение образовательных, духовно-нравственных потребностей должно проводиться с учетом возможностей личности. Только в этом случае мы можем повысить статус и авторитет национальной системы образования в государственной и общественной сферах. Образование, в основу которого положены современные достижения науки и техники, культуры и искусства, педагогических технологий, будет служить гарантом формирования интеллектуальной нации. Формирование интеллектуальной личности является одной из актуальных долгосрочных задач единого процесса образования и воспитания, поскольку образованность, интеллектуальность современного человека должны быть сопряжены с его богатым внутренним миром, высоким уровнем культуры, осознанно гуманным отношением к внешнему миру, приверженностью к национальным и общечеловеческим ценностям. Становиться актуальным, необходимым использование в воспитании молодого поколения, анализ общечеловеческих ценностей исходя из накопленного веками опыта в условиях возрождения национального самосознания и социально-экономического развития с момента обретения независимости нашим государством. Привитие национального воспитания в процессе обучения будет иметь свои особенности. Научная значимость увеличивается, так как путем привития национального воспитания мы его связываем с требованиями настоящего времени и учитываем национальные ценности, культуру, историю, обычаи. В процессе привития национального воспитания молодому поколению, молодое поколение посредством национального воспитания не только изучает свои истоки и черпает силы из нее и испытывая чувство гордости и воспитывая в себе патриотизм, также интересуется другими культурами. И как сказал Президент нашей страны: «Мы должны думать не только о том, чтобы мы могли похвастать не только нашими предками, но и оценкой настоящего и возможностями в будущем».

История народного опыта в воспитании, его становление и развитие переживало разное время. Идя в ногу со временем, и подвергаясь веянию времени,  не теряя ценностей, которые нужны в быту, а наоборот приобретает все более актуальность и возрождает качество народа. Бич нашего времени это то, что поколение, которое сдает родителей в дома престарелых, отказывается от детей, молодежь,  которая предалась употреблению алкоголя и наркотиков, попадание в секты, совершение тяжких преступлений, занятие девушками казашками проституцией, чтобы излечить общество от этого общества, нам необходимо возродить ценности народа, которые лежат  в основе национального воспитания. Причиной того, что общество больно такими болезнями, является то, что в образовательных учреждениях не прививается национальное воспитание. Со времени распада Советской эпохи, народ  жил, оглядываясь по сторонам и метаясь в своих исканиях, растеряли все свои истинные ценности и приобрели не свойственные ему неприятные черты, такие как описаны выше [1].

В ходе привития казахского национального воспитания, мы берем за основу человеческие качества, прививая им национальную самобытность и вместе с тем в ногу со временем, идущее молодое поколение, которое в условиях глобализации,  является современным молодым поколением, которое избавилось от нелицеприятных привычек. «В мировой практике есть одна правда (акикат). Его основой является – государство, точнее говоря национальное государство. Говоря по правде, только та нация, которая создало государство, может влиться в мировой поток и создать свой собственный образ процветания встать на одну линию с процветающими странами»  Также, современное состояние нашей страны и стремление занять свое место в мире являются стремлением государственности.   Интеллектуальный капитал – это аккумулируемая научно-профессиональная и культурная информация, знания и профессиональные компетенции представителей нации во всех сферах жизнедеятельности, интеллектуальное, культурно-нравственное развитие нации, ее позитивные психические и моральные особенности. Интеллектуальный капитал есть богатство и достояние нации, который составляют образованность, патриотизм, уважение традиций и обычаев народа, а также активная гражданская позиция, смелость, правдивость, дисциплинированность, трудолюбие, т.е. позитивные привычки социального поведения отдельной личности. Сформированность этих основных качеств, как у отдельной личности, так и нации в целом является признаком интеллектуальной нации [2].

Итак, «Национальное воспитание» – это уважение личностью личности, религиозной терпимости, уважение к обычаям и традициям, обучения ценностям национального достояния, все то, что будет способствовать использованию этих навыков и умений в определенных ситуациях, то есть подход к этой науке и создание учебной программы посредством разностороннего анализа. Только в этом случае мы можем воспитать патриотичную личность. Актуальное в современном обществе понятие формирование интеллектуальной нации очень важна роль национального воспитания. Воспитанный человек становится интеллектуально развитой личностью. Поэтому образованный учитель должен рассматриваться не только как в качестве практического орудия для формирования интеллектуального поколения, так и с точки зрения научной необходимости. Орудием для процветания независимого и прославляющегося государства являются знание и образованное поколение. В толковых словарях, понятия педагогика и психология «Человечное воспитание личности самосознание формируют действия и ценностное направление. Воспитание человечности наряду с формированием знания, навыков и привычек развивают еще и совестливость и интерес к новому» дано такое определение [3].

С этой точки зрения возникает такой вопрос: «Оказывает ли положительное воздействие современных технологий в воспитании ребенка?» Можем ли мы утверждать, что телевизор, сотовые телефоны, видео и компьютерные игры, демонстрирующие перестрелку, гонки, сход лавин и другие явления воздействуют на психологию личности и восприятию окружающего. Такие причины в настоящее время разделяют понятие в воспитании ребенка и важно, чтобы мы использовали современные технологии в соответствии с требованиями современности и учебной программы [4].

Для того, чтобы определить научно-теоретические основы национального воспитания, нужно учесть его особенности. По определению академика Волкова Г.Н., к этим особенностям относятся такие понятия, как национальное воспитание должно внедряться с самого рождения; создание социума,  подчинение окружающей среды,  природы  посредством труда. Труд играет огромную роль в становлении первых людей, появление других видов воспитания, правила, которые зародились в ходе приобретения народом опыта и являющиеся эмпирическим знанием. Так как народная педагогика основывается на искусстве и труде, она постоянно развивается и совершенствуется; также народная педагогика основывается на научной системе, не на теории, а на образцах воспитания отдельного индивидуума, результатах, то есть на том, что воспитание непрерывно развивается, полученные виды воспитания не разделяются в обществе и даются неделимо.[5]

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию. Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается системами воспитания и образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывным самообразованием, научными исследованиями, а также с помощью инструментов и механизмов, которые применяются при принятии и реализации решений в различных областях [6].

Время диктует необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, в частности, учителей с высоким уровнем интеллекта и культуры, которые призваны сформировать и развить стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодого поколения. Так, подготовка кадров направлена на разностороннее развитие будущих специалистов и реализуется в соответствии с современными требованиями общества.

Список литературы

1. https://www.science-education.ru/105-7242 Научное обоснование основных факторов формирования интеллектуальной нации в условиях высшей школы Республики Казахстан Ж.А. Сейсенбаева.

2. Образование Казахстана в годы независимости (1991–2011 гг.); под общ. ред. Министра образования и науки РК, академика Б.Т. Жумагулова / д.п.н, профессор С.Ж. Пралиев, д.хим.н., профессор М.Е. Ермаганбетов, д.ф-м.н., профессор В.Н. Косов, к.т.н., профессор М.А. Нуриев, д.и.н., профессор Е.А. Кузнецов, к.фил.н. Ж.А. Сейсенбаева, А.Н. Якупова, к.фил.н., доцент Цыренжапова Г.Г., д.полит.н., доцент Ж.К. Симтиков, к.филос.н., доцент Г.Р. Кириллова, к.пед.н., доцент М.А. Скиба, к.п.н. Р.Б. Мухитова. – Алматы, КазНПУ имени Абая, Изд-во «Ұлағат», 2011 – 176 с.

3. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Сейсенбаева Ж.А. «Білім беру сапасы және оқу үдерісін жетілдіру». Материалы научной конференции // Современные проблемы высшей школы Казахстана. – Алматы, 14 сентября 2009.

4. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Цыренжапова Г.Г., Сейсенбаева Ж.А. Білім беру траекториясын анықтау және оқу процесіндегі реформаны тереңдету // Білім Образование (ғылыми-педагогикалық журнал). – 2009. – № 5(47).

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Педагогика, 2000. – 188 с.

6. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Сейсенбаева Ж.А. Пути дальнейшего совершенствования образовательного процесса в Республике Казахстан // Ұлттық тәрбие. – 2010. – № 1.

7. Нуриев М.А., Сейсенбаева Ж.А., Якупова А.Н. Роль национального воспитания в образовательном процессе // Образование и наука XXI век: материалы 7-й международной практической конференции. – Т. 10 Педагогические науки. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – 72 с.

Аннотация.  Мақалада тәрбие болашақ тұлға бойында қоғамдық әлеуметтік қасиеттер мен сапаларды қалыптастыру мақсатында арнайы ұйымдастырылған педагогикалық ықпал етуші ретінде қарастырылады.

Аннотация. В статье воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Abstract. In this article is spoken the education is a specially organized educational influence to the developing  person with aim of  organizing in them,  the social attribute and quality, appointing  by society.

Источник