Воспитание индивидуальности ребенка развитие
Краткое описание документа:
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Источник
Ïîíÿòèå èíäèâèäóàëüíîñòè ðàâíîçíà÷íî ïî çíà÷åíèþ ïîíÿòèÿì åäèíè÷íîñòè, íåïîâòîðèìîñòè, íåïîõîæåñòè îäíîãî ÷åëîâåêà íà äðóãîãî. Èíäèâèäóàëüíîñòü — ýòî âîçìîæíîñòü äåéñòâîâàòü ïî ñîáñòâåííîé ïðîãðàììå, ïðèíèìàòü ñîáñòâåííûå ðåøåíèÿ.  ýòîì ñìûñëå èíäèâèäóàëüíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü ðàíî — óæå â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè. Ðåáåíîê ñàì ïðîòÿíóë ðó÷êè ê ìàòåðè, ñàì âûíóë ïóñòûøêó èçî ðòà…
Íî, êàê èçâåñòíî, ÷åëîâåê âî ìíîãèõ ñèòóàöèÿõ äîëæåí ñîáëþäàòü îïðåäåëåííûå îáùåñòâåííûå òðåáîâàíèÿ èëè äåéñòâîâàòü ïî ïðèíóæäåíèþ äðóãîãî ÷åëîâåêà. Ñîïðîòèâëåíèå òàêîìó ïðèíóæäåíèþ — è åñòü ïðîÿâëåíèå èíäèâèäóàëüíîñòè!
Ïðàâäà, îñîçíàåòñÿ ýòî ñàìèì ðåáåíêîì êàê âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíîãî è íåçàâèñèìîãî äåéñòâèÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Ñíà÷àëà èíäèâèäóàëüíîñòü âûðàæàåòñÿ â äåéñòâèè, â ïåðâîì íåïîñëóøàíèè, ïåðâîì óïðÿìñòâå, à çàòåì è â ñëîâàõ «ß ñàì». È ïðîÿâëÿåòñÿ îíà òåì ÿð÷å, ÷åì áîëüøå ó ÷åëîâåêà ðàçâèòà ñïîñîáíîñòü âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè, ïîíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü äåéñòâèÿ, ïðîòèâîñòîÿòü øàáëîíó, ñòåðåîòèïó ïîâåäåíèÿ. Ýòî âñåì èçâåñòíîå «ß ñàì!» — íè ÷òî èíîå, êàê ïðîÿâëåíèå îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ëþäÿì, ê ìèðó, ê âîçìîæíîñòè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ íèìè. Îíî ñîñòîèò â óìåíèè îöåíèâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, àíàëèçèðîâàòü êîíêðåòíóþ ñèòóàöèþ ñ ó÷åòîì ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, â óìåíèè ñòàâèòü öåëü è äîñòèãàòü åå.
Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü ïðàâî ïðîÿâëÿòü ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, íî åñòü è âîçìîæíîñòü ïîòåðÿòü åå. Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ýòèì ïðàâîì íà èíäèâèäóàëüíîñòü âëàäåþò ðîäèòåëè ðåáåíêà, êîòîðûå óæå ïðîøëè ýòîò èçâåñòíûé æèçíåííûé ïóòü. Íà ýòîì ïóòè è ó íèõ áûëà âîçìîæíîñòü ïåðåæèòü íàëè÷èå ýòîãî ïðàâà ÷åëîâåêà — áûòü ñàìèì ñîáîé. Êàê îíè åãî ïåðåæèëè? Ïîñìîòðèòå, êàê îíè îòíîñÿòñÿ ê âíóòðåííåìó ìèðó ñâîåãî ðåáåíêà, êàê âîçäåéñòâóþò íà íåãî.
Ñòåïåíü òàêîãî âîçäåéñòâèÿ ìîæåò áûòü ðàçíîé. Ïðè î÷åíü ñèëüíîì âîçäåéñòâèè ìîæíî ãîâîðèòü î ïîãëîùåíèè âçðîñëûì âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà, ÷àñòî ýòî íàçûâàåòñÿ ñèìáèîçîì. Ïðåäåëüíûì âûðàæåíèåì åãî ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïñèõè÷åñêàÿ, íî è ôèçè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü ÷åëîâåêà îò ÷åëîâåêà. Åñòü ôàêòû, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î òîì, ÷òî ó ðåáåíêà, êîòîðîãî èç-çà ôèçè÷åñêèõ íåäîñòàòêîâ ïîñòîÿííî íîñÿò íà ðóêàõ, íå ðàçâèâàåòñÿ äàæå àâòîíîìíàÿ òåðìîðåãóëÿöèÿ, êàçàëîñü áû, åñòåñòâåííàÿ ôóíêöèÿ îðãàíèçìà. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ðîäèòåëè äàæå ïðè âûçäîðîâëåíèè ñâîåãî ÷àäà ïðîäîëæàþò îòíîñèòüñÿ ê íåìó êàê ê îñëàáëåííîìó, æàëåþò åãî è… íå äàþò íè÷åãî äåëàòü ñàìîìó, äàáû îí ëèøíèé ðàç íå íàïðÿãàëñÿ. Ðåçóëüòàò — ïîëíàÿ çàâèñèìîñòü îò ðîäèòåëåé, íåóìåíèå ïðèíèìàòü ñîáñòâåííûõ ðåøåíèé.
Öåííîñòü èíäèâèäóàëüíîñòè ñêëàäûâàåòñÿ èç áûòîâûõ îòíîøåíèé, â êîòîðûõ âîïëîùàþòñÿ öåííîñòè äðóãîãî, öåííîñòè ñàìîãî ÷åëîâåêà. Ýòî ïðîèñõîäèò â ëþáîì äåéñòâèè. Âîò ðåáåíîê ñëîìàë èãðóøêó, è íà÷àëèñü óïðåêè, âïëîòü äî óïðåêà â íåáëàãîäàðíîñòè. À îí ïðîñòî õîòåë ïîñìîòðåòü, êàê óñòðîåíî… È âîò íåëüçÿ èãðàòü â ìÿ÷, íåëüçÿ ñòó÷àòü ìîëîòêîì, íåëüçÿ äðóæèòü ñ ýòèì ìàëü÷èêîì è ñ ýòîé äåâî÷êîé, íåëüçÿ âûñêàçûâàòü ñâîå ìíåíèå.  êîíöå êîíöîâ, ýòî çàêàí÷èâàåòñÿ ðàçî÷àðîâàíèåì âî âçðîñëîé æèçíè. À ðîäèòåëè òîëüêî óäèâëÿþòñÿ — ìû æå ãîâîðèëè, êàê íàäî ïîñòóïàòü, ïî÷åìó æå îí òàêèì âûðîñ — íè÷åãî íå õî÷åò è íå óìååò äåëàòü, íå óìååò âåñòè ñåáÿ ñ ëþäüìè — çàñòåí÷èâûé, ó âñåõ íà ïîâîäó èäåò? Ðàçâå ìû ýòîìó åãî ó÷èëè?
Ïðîñòî îí íå íàó÷èëñÿ ïîñòóïàòü ïî-ñâîåìó, íå ðàçâèëèñü ñïîñîáíîñòè, òå ñàìûå, êîòîðûå äàþò ÷åëîâåêó ñèëû áûòü ñàìèì ñîáîé, è èíäèâèäóàëüíîñòü ñòàëà áåçëèêîñòüþ.
×òî æå ýòî çà ñïîñîáíîñòè? Ñàìàÿ âàæíàÿ èç íèõ — ñïîñîáíîñòü âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà. ×åðåç åå ðàçâèòèå ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü âèäåòü ìèð áîëåå ìíîãîãðàííûì, ÿðêèì, áåñêîíå÷íî ìåíÿþùèìñÿ, âûõîäÿùèì çà ðàìêè øàáëîíîâ è ñòåðåîòèïîâ. Áëàãîäàðÿ ýòîé ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ïåðåâîïëîùåíèÿ, ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ðåàëüíûé øàíñ íàéòè ñåáÿ, ñòàòü ñàìèì ñîáîé.
Óæå â äåòñòâå ÷åðåç ÷óâñòâà âçðîñëûõ ðåáåíîê íà÷èíàåò âîñïðèíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü ñâîèõ äåéñòâèé: çàìàõèâàòüñÿ íà ìàìó íåëüçÿ, à îòìàõíóòüñÿ îò ìóõè ìîæíî. Óñâàèâàåò ðåáåíîê è íåîäíîçíà÷íîñòü ñâîéñòâ âåùåé — ïàëî÷êîé ìîæíî êàê ëîæêîé åñòü ïîíàðîøêó, à ìîæíî èñïîëüçîâàòü åå â êà÷åñòâå ãðàäóñíèêà.
 âîçðàñòå îò 1 äî 3 ëåò ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî þìîðà êàê ïðîÿâëåíèå îòíîøåíèÿ ê ìíîãîçíà÷íîìó èñïîëüçîâàíèþ âåùè, ê âîçìîæíîìó ñóùåñòâîâàíèþ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ íà ýòó âåùü — íàïðèìåð, íàäåë ðåáåíîê ñïåöèàëüíî íîñîê íà ðóêó è ñìååòñÿ, äîâîëåí ñâîåé øóòêîé.
Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ïðîèñõîäèò â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå, ãäå âñå ñîäåðæàíèå ïîä÷èíåíî ðàçâèòèþ ýòîé ñïîñîáíîñòè è âîîáðàæåíèÿ. Îí óæå ìîæåò ñêàçàòü «ÿ — âðà÷» èëè «ÿ — ìàìà» è âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì ñ îêðóæàþùèìè, â çàâèñèìîñòè îò âûáðàííîãî.
 áîëåå ïîçäíåì — ìëàäøåì øêîëüíîì — âîçðàñòå ïîÿâëÿåòñÿ ðåôëåêñèÿ, êîòîðàÿ îáîãàùàåò ýòó ñïîñîáíîñòü íîâûìè âîçìîæíîñòÿìè, ñâÿçàííûìè ñ âûäåëåíèåì ñâîåãî âíóòðåííåãî ìèðà è âîçäåéñòâèåì íà íåãî. Ïîÿâëÿåòñÿ ïëàíèðîâàíèå, îñíîâàííîå íà ïðåäâèäåíèè ñâîåãî áóäóùåãî è áóäóùåãî äðóãîãî. Ýòî î÷åíü âàæíîå ïðèîáðåòåíèå, ò. ê. ïîÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïîíèìàíèå äðóãîãî â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè, íî è â ïåðñïåêòèâå áóäóùåãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íèì.
Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñïîñîáñòâóåò îñâîåíèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íîðì ìîðàëè è íðàâñòâåííîñòè, ò. ê. ðîñò ñàìîñîçíàíèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó ÷åëîâåêà îñîáåííîãî ïðåäñòàâëåíèÿ î ñâîéñòâàõ ïñèõè÷åñêîé ðåàëüíîñòè, îáîáùåíèåì ýòèõ ñâîéñòâ â îáðàçå äðóãîãî.
Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî èíäèâèäóàëüíîñòü ÷åëîâåêà ïðîÿâëÿåòñÿ òåì â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì âûøå ñòåïåíü ðàçâèòèÿ åãî ñïîñîáíîñòè ïîíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü äåéñòâèÿ, ýòî ïîìîãàåò ïðîòèâîñòîÿòü øàáëîíó, ñòåðåîòèïó ïîâåäåíèÿ, äàåò íà÷àëî òâîð÷åñòâó.
Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå ëþäè îòêàçûâàþòñÿ ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì îò ñîáñòâåííîé èíäèâèäóàëüíîñòè, ïðîæèâàÿ, ïî ñóòè, ÷óæóþ æèçíü. Îñíîâíîå ïåðåæèâàíèå, âûçûâàåìîå òàêîé æèçíüþ, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åëîâåê èñïûòûâàåò â îñíîâíîì íåãàòèâíûå ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì — çàâèñòü, çëîñòü, ðàçäðàæåíèå, âñåãäà êàæåòñÿ, ÷òî êòî-òî çàíèìàåò åãî ìåñòî â æèçíåííîì ïðîñòðàíñòâå. Ðàçâèòîé æå èíäèâèäóàëüíîñòè äðóãèå ëþäè íå ìåøàþò áûòü ñîáîé.
Ïîýòîìó ãîâîðÿ ñâîåìó ÷àäó â î÷åðåäíîé ðàç «íåëüçÿ», çàäóìàéòåñü, ìîæåò áûòü Âû âñòàëè íà åãî ïóòè ê ïîèñêó ñåáÿ.
Источник
Марина Полянская
«Воспитание индивидуальности дошкольников»
Актуальность
Потребность педагогов в комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка. Своевременная помощь детям, на раскрытие оптимальных возможностей и неповторимой индивидуальности каждого ребенка с учетом психологических особенностей.
Цель: Всестороннее воспитание и развитие индивидуальности каждого ребенка дошкольного возраста. Создание оптимальных условий ребенку для возможности радостно и содержательно прожить детские годы.
Задачи:
1. Воспитание социально-адаптированной личности.
2. Воспитание уверенного в себя ребенка с чувством собственного достоинства.
3. Воспитание самостоятельного ребенка, умеющего обслужить самого себя и желающего оказать помощь другим.
4. Воспитание творческой личности, умеющей найти себе занятие по своим интересам и способностям
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Сотрудничество ДОУ с семьей в организации воспитательного процесса.
— задачи воспитания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
— формы работы с родителями в организации воспитательного процесса
2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ
— взаимодействие педагогов ДОУ в период адаптации детей
— организация развивающей среды в группах с целью всестороннего воспитания и развития детей
3. Общение ребенка с взрослыми и сверстниками.
-ребенок познает сам себя
— общение ребенка с детьми
— общение ребенка со взрослыми
— общение детей в игровой деятельности
4. Ознакомление ребенка с окружающим миром
5. Игровая деятельность ребенка.
6. Трудовая деятельность ребенка.
— осваиваем гигиеническую культуру
— осваиваем элементарную трудовую деятельность
— изучаем труд взрослых
7. Самостоятельная деятельность ребенка.
Направления воспитательного воздействия
1. Сотрудничество ДОУ с семьей в организации воспитательного процесса.
2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.
3. Общение ребенка с взрослыми и сверстниками.
4. Ознакомление ребенка с окружающим миром.
5. Игровая деятельность ребенка.
6. Трудовая деятельность ребенка.
7. Самостоятельная деятельность ребенка.
Направления воспитательного воздействия
Направления задачи
Сотрудничество ДОУ с семьей в организации воспитательного процесса Наладить тесное взаимодействие, надежную взаимопомощь, искреннее взаимопонимание с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье.
Адаптация ребенка со взрослыми и сверстниками Способствовать благоприятной адаптации ребенка в ДОУ, установлению добрых отношений с педагогами и сверстниками, ус-тойчивому положительному самочувствию
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками Воспитывать культурного, коммуникабельного ребенка, способного понимать чувства, настроения, потребности окружаю-щих его людей и умеющего находить средства межличностного взаимодействия
Ознакомление ребенка с окружающим миром Воспитывать доброго, чуткого, гуманного ребенка, умеющего познавать, любить, ценить и беречь окружающий социальный, предметный и природный мир
Игровая деятельность Воспитывать находчивого, умного ребенка, умеющего самостоятельно и в коллективе играть в разнообразные игры и переносить знания, умения и навыки, по-лученные в игровых процессах, в различные жизненные ситуации
Трудовая деятельность Воспитывать трудолюбивого, бережливого, старательного ребенка, способного самостоятельно обслуживать себя, оказывать помощь окружающим, умеющего ценить чужой труд
Самостоятельная деятельность ребенка Воспитывать творческого, инициативного ребенка, умеющего проявить свои индивидуальные способности в самостоятельной художественно-речевой, музы-кально-театрализованной, игровой и трудовой творческой деятельности
Формы работы с родителями в организации воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста
1. Анкетирование и тестирование.
• Тестирование детей «Моя семья»
• Тестирование родителей «Моя семья»
• Анкетирование «Знаю ли я своего ребенка?»
• Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ.
• Анкетирование с целью изучения уровня педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального самочувствия ребенка в семье.
2. Беседы, консультации, рекомендации.
• Внеплановые индивидуальные беседы
• Рекомендации по изучению новой педагогической литературы
• Рекомендации по использованию методических пособий
• Консультация врача
• Консультация учителя — логопеда
• Консультация педагога – психолога
• Консультация инструктора по физвоспитанию
• Консультация музыкального руководителя
3. Организованные мероприятия.
• День открытых дверей
• Дискуссия «Мнения педагогов специалистов и мнение родителей»
• Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка – дошкольника»
• Родительские собрания по проблемам воспитания детей.
• Родительская школа «Воспитание без конфликтов»
4. Выставки
• Выставка детского творчества
• Выставка творчества взрослых
• Выставка игрушек для игр дома
• Выставка детской литературы для семейного чтения
• Выставка педагогической литературы для семейного воспитания
5. Наглядность
• Рекламно – информационный стенд
• Подборка лекций педагогов — специалистов
• Подборка рекомендаций педагогов-специалистов.
• Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности.
6. Организация праздников и развлечений.
• Подарки и приглашения к праздникам.
• Подготовка детей.
• Изготовление костюмов и атрибутики.
• Исполнение ведущих ролей.
• Организация дней рождения детей.
• Участие в спортивных развлечениях.
• Фотографирование детей, видеосъемка.
7. Помощь группе.
• Оформление развивающей среды.
• Изготовление пособий и атрибутов для занятий.
• Ремонт мебели и оборудования.
• Ремонт групповой комнаты.
• Ведение кружков по интересам детей.
• Организация экскурсий.
• Спонсорская помощь.
Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста
(Советы для родителей)
Как же создавать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.
«Детское зеркальце, скажи.». Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики.В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.
«Картинная мини-галерея»
Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника.Рекомендуем следующий материал: ,
• произведения одного или нескольких авторов;
• портретная живопись;
• орнаментальная живопись и т. д.
Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
«Мешочек добрых дел»
Мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой.И рядом ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Главное в данном случае -умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ.
«Детская лаборатория – это серьезно»
Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т. е. для чего нужно, где и как используется.
«Столярничаем или вышиваем»
В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.
«Шкаф находок»
В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу,к примеру: Чем тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.
«Уголок ребусов, шарад, головоломок»
Хотим ли мы умного ребенка? — на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции — значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.
«Книжки в вашем доме»
Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.
«Нужна ли дома волшебная палочка»
Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где-то к 5 — 6 годам дети могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей — это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его спать.
«Моя родословная, или ленточка моей жизни»
Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.
«Важность детских плечиков»
Обычно одежда детей хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, — на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает туда свою одежду. Но лучший вариант — приобрести детские плечики.
«Альбомы по интересам»
Мы советуем приобрести несколько альбомчиков,куда можно собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.
«Звучит музыка»
Доктор мед. наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему.
«Уголок потерянных вещей»
Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте — сразу же несет ее в этот уголок.
Наверное,родители скажут: «Где же найти место для всех этих уголков?»На что мы хотим ответить: «Было бы желание — место найдется и в маленькой квартире!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Шипицына Л. М. Азбука общения. -С-Пб., 1998.
2. Журнал «Няня», 2002 год, № 6,
3. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. / / Дошкольное воспитание, 1998, №4.-с. 2-9.
4. https://www.nanya.ru
5. АнуфриевА. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1998.
6. Баряева А. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — С-Пб., 2001.
7. Белая К. Первые шаги. -М., 2002.
8. БондаренкоА. К. Воспитание детей в игре. -М., 1983.
9. БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1990.
10. БуреР. С. Воспитаниевтруде. -М., 1987.
11. Венгер А. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988.
12. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Воспитание дошкольников –Воронеж 2007.
13. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. -М., 1997.
14. Декларация прав человека. Права ребенка. Основные международные
документы. -М., 1992.
15. ЖуковскаяР. И. Воспитание ребенка в игре. -М., 1963.
16. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. — М., 2000.
17. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1996.
18. КлюеваН. В. Учим детей общению. -Ярославль, 1996.
19. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образо
вания. -М., 2002.
20. ЛогиноваВ. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
С-Пб.: Детство-Пресс, 2000.
21. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии. — М., 2000.
22. Маркова А. С. Организация коррекционно-развивающего обучения
дошкольников с задержкой психического развития. — М., 2000.
23. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. -М., 1982.
24. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М., 1993.
25. ПетеринаС. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста. -М., 1986.
26. СергееваД. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе тру-довой деятельности. -М., 1987.
27. СиротюкА. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.
28. СоломенникбваО. А. Программы дошкольных образовательных учреждений. -М. ,2002.
29. Фееюкова Л. Б. От трех до семи. Харьков. 1996.
30. Шевченко С. Г. Программа обучения и развития для детей с задержкой
психического развития. -М., 1996.
31. ШевченкоС. Г. Коррекционно-развивающее обучение. -М., 1999.
Источник