Воспитание и развитие ребенка в образовательной области безопасность
Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС
1.Физическое развитие:
— развитие физических качеств
— правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
— правильное выполнение основных движений
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
— физическая культура
2.Художественно — эстетическое развитие:
— развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
— приобщение к искусству
— изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
— конструктивно – модельная деятельность
— музыкальная деятельность
3.Речевое развитие:
-владение речью как средством общения
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
— речевое развитие
— приобщение к художественной литературе
4.Познавательное развитие:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование познавательных действий становление сознания
— развития воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира
— развитие познавательно – исследовательской деятельности
— приобщение к социокультурным ценностям
— формирование элементарных математических представлений
— ознакомление с миром природы
5. Социально –коммуникативное развитие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
— развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
— формирования готовности к совместной деятельности
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
— социализация, развитие общения, нравственное воспитание
— ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
— самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
— формирование основ безопасности
Источник
Людмила Николаева
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность», педагоги планируют и реализуют через решения следующих задач:
— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
— формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья через организацию различных видов детской деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательной деятельности:
— по результатам диагностики по программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» было выявлено, что у 65 % воспитанников старшей группы отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
— наблюдается непонимание потенциальной опасности в быту;
— дети не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мы сталкиваемся с рядом недостатков:
— недостаточная квалификация педагогов в вопросах организации образовательного процесса по «Безопасности»;
— недостаточное использование нетрадиционных приемов работы с детьми в ОО «Безопасность»;
преобладание педагогом словесных методов работы, над игровыми действиями.
Анализируя организацию воспитательно — образовательного процесса в ДОО было выявлено, что основная общеобразовательная программа ДОО не предлагает дополнительных парциальных программ для овладения детьми содержанием образовательной области «Безопасность». Следовательно, не исключается возможность недостатков в основном процессе применительно в образовательной области «Безопасность».
Можно выделить следующие недостатки в условиях НОД по ОО «Безопасность»:
— в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, отсутствует образовательная деятельность по формированию основ безопасности жизни;
— недостаточность оснащения предметно-развивающей среды (в т. ч. применительно к ОО «Безопасность»);
— системность взаимодействия с социальными партнерами в данной области по вопросам безопасности;
Исходя из недостатков, возникших в системе дошкольного образования,
организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности выступает необходимым условием полноценного развития человека. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения ребенка только тогда, когда она осознана и принята им. Вот почему наряду с традиционными формами обучения, принятыми в дошкольных учреждениях, особое внимание следует направить на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применять их в реальной жизни.
Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья.
Формирование профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Дары Фрёбеля».
Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся в разделе «Безопасность».
Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:
— способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных преставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения по вопросам безопасности;
— ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: соблюдает правила поведения в опасных ситуациях в быту и на улице, в стандартных и нестандартных ситуациях;
— способен решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту по вопросам безопасности.
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правилосообразное нормативное поведение. Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения. Фридрих Фрёбель писал, что воспитание с помощью практической деятельности должно привести ребенка «К ясному самосознанию, к мирному общению с природой, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя. А в настоящее время – и к формированию безопасного поведения в различных условиях жизнедеятельности. Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Безопасность» наряду о основной образовательной программой используются авторские программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Просвещение, 2007;) и инновационные технологии «Дары Фрёбеля».
Прежде чем приступить к работе по технологии «Дары Фрёбеля» с использованием игровых модулей необходимо подобрать песни, художественную литературу, физминутки для обогащения содержания игры, дальнейшего развития сюжета и возможностей модификации. Для привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать в НОД, в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной деятельности детей со взрослыми, в самостоятельной деятельности детей.
Приведем несколько игр с использованием технологии «Дары Фрёбеля» и игрового набора «Дары Фрёбеля».
Игра «Костерок».
Цель: Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций в окружающем мире; способствование освоению способов
безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.
Презентация: «История возникновения костра», «Как правильно выбрать место для костра», «Способы разведения костра», «Правила поведения в лесу».
Беседа: «Отдых детей в лесу».
Художественная литература: М. Сапарова.
Совместная деятельность педагога с детьми: выкладывание и разбирание разных видов костра «Шалаш», «Колодец», «Звездочка».
Самостоятельная деятельность детей.
Игровой набор: деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные.
Игра «Знаки дорожного движения».
Цель: Знакомство с безопасным поведением на дороге, формирование первоначальных представлений необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Презентация: «Знаки дорожного движения».
Беседы: «Правила дорожного движения», «Светофор».
Художественная литература: О. Емельянова, Р. Сеф.
Совместная деятельность педагога с детьми: Конструирование знаков дорожного движения, обыгрывание стандартных и нестандартных ситуаций на дорогах.
Самостоятельная деятельность детей.
Игровой набор: шерстяные мячики, основные тела, цветные фигуры, палочки, кольца и полукольца, фишки.
Неограниченные воспитательные и образовательные возможности игрового набора «Дары Фрёбеля в образовательной области «Безопасность» могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым.
Источник
Федеральная государственная программа развития детей дошкольного возраста представляет собой 5 различных направлений. Образовательные области по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей, для каждой из которых составляется отдельная программа.
Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ
Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.
Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.
Перечисление 5 направлений развития воспитанников
5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:
- развитие физических навыков;
- художественное и эстетическое развитие;
- развитие речи;
- познание социально-коммуникативных навыков;
- познавательное развитие.
Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:
- развитие самостоятельности;
- умение достигать цели и регулировать собственные действия;
- формирование социального интеллекта;
- развитие чувства ответственности и отзывчивости;
- формирование уважительного отношения ко взрослым;
- изучение основ безопасности в быту и на природе.
В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.
Нравственное воспитание
В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.
При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.
Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития.
Патриотическое воспитание
Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.
Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:
- воспитание и уважение к семье;
- развитие интереса к национальным традициям;
- изучение символики государства;
- развитие чувства гордости за страну.
Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.
Правовое воспитание
Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.
Гендерное воспитание
Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.
Коммуникативное развитие
Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.
Трудовое воспитание
В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности. В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома. К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.
Познавательное развитие
Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:
- обучение познавательным действиям;
- формирование представлений об окружающем мире;
- становление знаний о себе;
- изучение понятий формы, цвета, размера.
Обучение строится на развитии воображения и творчества.
Ознакомление с окружающим социальным миром
В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.
Ознакомление с окружающим природным миром
Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.
Ознакомление с окружающим предметным миром
Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.
Формирование элементарных математических представлений
Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме. Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.
Экспериментирование и исследовательская деятельность
Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.
Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.
Сенсорное развитие
Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире. Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе. Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.
Речевое развитие
По ФГОС образовательные области включают в себя:
- развитие владения речью;
- обогащение словарного запаса;
- знакомство с литературой;
- развитие звуковой культуры речи.
Формирование звуковой культуры речи
У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.
Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.
Формирование словаря
В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи
В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.
Развитие связной речи
Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй.
Развитие речевого творчества
Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.
Ознакомление с художественной литературой
Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.
Художественно-эстетическое развитие
В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.
Развитие восприятия произведений искусства и литературы
В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.
Музыкальное развитие
Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.
Рисование
Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.
Лепка
К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.
Конструирование
Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.
Аппликация
Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
- организация двигательной деятельности;
- выполнение упражнений на координацию и гибкость;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие моторики;
- формирование представлений о видах спорта.
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
- воздушные ванны;
- пальчиковую гимнастику;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- спортивные игры на свежем воздухе.
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей.
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Источник