Воспитание и развитие ребенка в младенческом возрасте

Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный

гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу

первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственна ребенку первого полугодия жизни.

Вторая, более развитая форма общения – эмоционально- опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во втором полугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и

радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом

определяет и эмоциональное развитие ребенка. Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.

3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.

Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать, интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям, как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь. От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые «наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Они развивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможности ребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткие эмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются и выделяются голосом слоги, созвучные лепету. С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясь на «разученные», знакомые ему ситуации. С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основе элементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения

соответственно звучащему тексту.

В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые. Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера. Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своих желаниях. По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первого полугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность

(тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я». Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первого года жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности.

Задачи социального развития:

1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.

2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояния взрослых: радость, печаль, гнев.

3. Формировать речевые и неречевые способы общения.

4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения на вопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи между словом взрослого, ситуацией, предметом.

Читайте также:  Гармоническое развитие личности ребенка

5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого (во втором полугодии).

6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (к концу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.

7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.

8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к нему.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируется эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,

Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместной деятельности. Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,

стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:

1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.

2. Содействовать формированию действий с предметами.

Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Для бодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детям нужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики, дорожки, доски, лесенки, диванчики. Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок мог поворачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в

манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа — желание подняться на ноги, держась за его перекладины. В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.

Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма. Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводить ежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10 минут.

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности.  Задачи познавательного развития:

1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).

2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.

Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого. Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).

Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм и радуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищет глазами их источник. Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка

оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности. Задачи эстетического развития:

1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3. Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.

Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкального развития малышей; разную степень активности и выраженности «комплекса оживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического состояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует

предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкального развития. Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показ действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пением или игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенком индивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 мин после кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые. Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитания детей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значении тишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.

К концу первого года ребенок:

— редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, с удовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;

— у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба, разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами (открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольца на стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед, катит каталку перед собой и т. п.);

— хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве среди многообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых. Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными, людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай, на, нет» и др.). Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о его полноценном физическом и психическом развитии. На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развития личности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Он приобретает простые способы общения, используя для контакта с окружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первые слова. Начинает избирательно относиться к близким взрослым и чувствовать свою «отдельность» от них; действовать с предметами произвольно в соответствии с их назначением. Овладевает различными способами ориентировки и передвижения в пространстве.

Читайте также:  Методы и приемы для развития личности ребенка

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: «Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился». Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое «щебетание» матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам — и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки «г-ыы», «гу», усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 — 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги «ма», «ба» и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 — 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

Читайте также:  Закономерности развития ребенка выготский

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: «Где петушок?», «Где киска?» и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например «зайка», с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: «делать ладушки», «до свидания», садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 — повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: «Папа». Или говорит: «Дай». К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник