Вопросы ребенку 4 года по рисованию
Наталья Геннадьевна Корунова
Консультация «Особенности рисования детей 3–4 лет»
Консультация для родителей: Особенности рисования детей 3-4 лет.
Многих родителей часто беспокоят вопросы:
«В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в такой степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?»,
«Как и с чего, начинать обучение ребенка?»,
«Как сделать так, чтобы обучение приносило радость?».
На самом деле эти вопросы не так уж и сложны, и все – в ваших руках.
Почему так важна помощь родителей?
Каждый человек в детстве обладает большими возможностями для интенсивного развития творческих способностей. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. К сожалению, некоторые родители думают, что только при поступлении ребенка в дошкольное учреждение начинается обучение рисованию. Конечно, в раннем возрасте процесс элементарного преобразования не может считаться творческим процессом, однако он оказывает большое влияние на дальнейшее формирование сознательного творчества, основанного на воображении ребёнка.
Учёными отмечено, что ребёнок осваивает какую-либо деятельность и полноценно развивается в том случае, если родители создают ему соответствующие условия. Поэтому родителям нужно предоставить ребёнку возможность заниматься художественной деятельностью дома, при этом крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и помощь ему.
В 3-4 года дети уже достаточно опытные «художники«. Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. И поэтому принимаются не свободно рисовать, как малыши 2-3 лет, а именно раскрашивать, действуя в пределах заданного контура, стараясь повторить все его изгибы.
Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное раскрашивание. И при этом стараются закрыть цветом все «прозрачное» пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой — подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии.
Дети видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. При этом глаза и лицо продолжают играть роль главного эмоционального стимула к рисованию.
Кроме того, малыши любовно прорисовывают чешую рыбки, кисточки на ушках белочки, лапки утенка, клювики. Главное же достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику рисования красками и получают при этом эффектный, радующий результат.
Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставить детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы. При умелой и деликатной помощи взрослого дети могут не только разные детали раскрашивать разными цветами, но стараются какой-то фрагмент или даже весь фон решить в многоцветной гамме.
И все же самое важное состоит в том, чтобы не ограничивать детей рамками заданного образа: предлагать придумать дополнение, продолжение («с кем встретился, куда пошел. .»). И почаще давать чистую бумагу для самостоятельного творчества.
Но, к сожалению, бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться: все дети разные, и темпы их развития — тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке и по поводу рисунка, поддерживать стремление рисовать, относиться к его желаниям бережно.
Источник
Рисование — одно из первых творческих направлений, которым овладевает ребёнок. Сложно преувеличить значение рисования для развития малыша. Но несмотря на это, родители часто интересуются, зачем обучать ребенка рисованию в раннем возрасте.
Обучение рисованию ребенка 3-4 лет
Рисование способствует познанию окружающего мира, развивает такие навыки, как внимание, воображение.
Зачастую малышу проще выразить свои эмоции при помощи художественной деятельности — лепки, рисования.
Умение владеть карандашом способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с формированием речи ребёнка. Во время рисования малыш задействует оба полушария головного мозга, что стимулирует развитие межполушарных связей.
Кроме того, рисование помогает малышу научиться ориентироваться в пространстве (вверх-вниз), соизмерять пропорции объектов (больше-меньше).
Психологи отмечают, что рисование обладает успокаивающим эффектом, поэтому особенно им рекомендуется заниматься детям, склонным к капризам и неврозам.
Как заинтересовать малыша рисованием
Ребенок в три года уже проявляет интерес к определенным темам, у него появляются любимые герои и персонажи. Для поддержания увлеченности чада при организации занятий необходимо учитывать его предпочтения.
В этом возрасте с малышом можно использовать различные способы рисования, необходимо проявлять фантазию каждый раз, чтобы сделать занятия максимально интересными для ребенка. Возможно рисовать пальчиками, цветными карандашами, кистью и красками, восковыми мелками, поролоновыми тампонами.
Чтобы сделать рисование для детей 3-4 лет увлекательным и любимым занятием, надо разрешать ему экспериментировать и импровизировать. Не стоит навязать ему какие-либо правила. Обязательно нужно рисовать вместе с малышом.
Важно! Не надо критиковать, в процессе рисования нужно помогать и направлять малыша очень мягко и деликатно.
Наблюдая за своим чадом, родители могут определить проблему, с которой он сталкивается во время занятий, и помочь решить ее.
Если малыш при малейшем затруднении бросает занятие, это говорит о том, что он не умеет преодолевать сложности. В этом случае необходимо показать ребенку альтернативные пути достижения желаемого. К примеру, если у малыша не получается нарисовать белочку, ему можно предложить слепить ее из пластилина или сделать аппликацию с изображением животного.
Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, то возможно занятие подобрано не под его уровень. Тогда нужно усложнить или упростить его.
Когда чадо быстро утомляется, для него представляет сложность завершить рисунок, то можно чередовать рисование с детьми 3-4 лет с активными занятиями, делать массаж.
Особенности организации рабочего пространства для малыша
Очень важно в детской комнате организовать рабочее пространство для малыша, в котором ему будет комфортно и интересно заниматься. Правильно обустроенное рабочее место настраивает ребенка на нужный лад.
Во время уроков рисования для малышей 3 лет желательно родителям находиться рядом, чтобы отвечать на возникшие у ребенка вопросы и помогать преодолевать сложности, если такие возникнут.
Для всего творческого материала — альбомов, красок, кисточек, карандашей — должно быть свое место, при этом ребенок должен иметь свободный доступ к ним. Если родители решили вешать полочки или шкафчики на стены, то рекомендуется это делать на высоте роста малыша, чтобы при желании он смог бы спокойно с них что-либо достать.
Когда учат рисовать детей 3-4 лет, то полезной деталью интерьера станет меловая доска или стена, покрытая специальной краской.
Обратите внимание! Экспозиции на стенах комнаты из работ, сделанных малышом, добавят мотивации к работе.
С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.
Техники для рисования
Основные техники рисования:
- Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
- Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.
Интересные идеи для рисования
Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:
- Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
- Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».
- Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.
Учим ребенка рисовать карандашами
При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении.
Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать.
Учим рисовать красками детей 3-4 лет
Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.
Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.
Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.
Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.
В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за испачканную одежду или разлитую воду.
Как научить ребёнка рисовать поэтапно
При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи.
Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.
Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию.
Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.
Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования
Сейчас открылось множество кружков, студии по занятию с детьми с самого раннего возраста, их можно найти в любом районе города в шаговой доступности от дома. Но действительно ли нужны уроки по рисованию детям 3-4 лет?
Эксперты рекомендуют начинать художественные курсы уже в возрасте трёх-четырёх лет, где детей научат правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать контуры. Стоит отметить, что этому можно научить и самостоятельно дома. А если малыш ходит в садик, то и там обязательно имеются художественные занятия. В последнее время стали популярны курсы онлайн для детей, по которым они занимаются, не выходя из дома, что очень экономит время их родителей. По стоимости они обходятся дешевле кружка, что тоже является плюсом.
Рекомендации психологов и педагогов
Проведенные исследования подтверждают, что дети, которые много занимались рисованием, быстрее и легче осваивают письмо. Во время этих занятий развивается мелкая моторика, поэтому рисование — это обязательный этап, который должен предшествовать письму.
Обратите внимание! Кроме этого, педагоги утверждают, что детям, занимающимся рисованием, легче дается пространственное мышление и геометрия.
Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.
Для привития чувства красоты, расширения кругозора и воспитания развитой личности, особенно если ребенок не ходит в сад, родителям стоит уделить особое внимание рисованию с детьми в возрасте 3-4 лет.
Источник
Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет
Проблема развития рисования дошкольников является объектом изучения научных работы Флериной Е.А., Комаровой Т.С., Сакулиной Н.П., Казаковой Т.Г., Чумичевой Р.Л. и др. в связи изучением закономерностей данного процесса, особенностей его освоения детьми, определением эффективных педагогических услвоий данного процесса.
Рисование является одним из ярких и ведущих видов изодеятельности, который рано осваивается детьми. Художественная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Она развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Изодеятельность участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощь красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости. Поэтому детская изобразительная деятельность не только несёт в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов деятельности. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков.
У дошкольников превалирует тенденция самовыражения, желание выразить отношение к окружающему (рисует для себя и потому не важно как). Как только стремление к самовыражению начинает согласовываться со стремлением к общению, ребёнок идёт со своим рисунком к взрослому.
Основные ступени развития изобразительной деятельности детей:
- Ярко-выраженный интерес ребенка к изобразительному материалу и познавательным действиям с ним;
- Интерес ребенка к действия взрослых с материалом, подражания им, основанное на потребности в общении;
- Интерес ребенка к следу, оставленному на листе и проявления ассоциативного образа;
- Проявление первых замыслов;
- Предметно-орудийная деятельность (поиск содержания образа в каракулях). Ребенок сам ставит цель, изображая задачу;
- Интерес к рисованию (средний дошкольный возраст), так как ребенок может воплотить в рисунке любое содержание. Изобразительные действия становятся более точными, уверенными, разнообразными, творческими;
- Качественные рисунки переходят в пластичные (старший дошкольный возраст)
Педагогу дошкольного учреждения следует учитывать, что все дети и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей.
Приобщая детей к восприятию доступного изобразительного искусства, мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности.
В данный возрастной период развития деятельности может пойти как бы по линии игры с опорой на игрушки-изображения, а потом исчезнуть, та как обычная удовлетворит детские интересы в большей мере.
Чтобы ребёнок в последствии не потерял интереса к рисунку, целесообразно в игровой форме познакомить его с простейшими и доступными ему способами изображения, научить пользоваться изобразительными материалами.
Важно, чтобы у ребенка с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребёнка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Даже рисунок самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живёт малыш.
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок как бы изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках.
Рисунок дошкольника можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакции и именно поэтому их можно назвать выразительными.
Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.
Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребёнок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты.
Иногда без учёта личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребёнка как неграмотный и невыразительный.
Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.
Своеобразие, неповторимость детских работ – относительное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребёнка может быть и неграмотен, выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.
Творчество художника стимулируется глубиной чувств. У ребёнка же чувства не глубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребёнка в структуре воображения. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому “вхождению” в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребёнок, тем больше он верит в создаваемые им и другие образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.
Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольника.
Дети среднего возраста изображают предметы одночастные (состоящие в основном из одной части), форму передают обобщённую, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону.
Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому-то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым.
Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а тёмными (“грязными”) – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а неприятных – холодные. По мере освоения ребёнком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим. Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояние погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунке дошкольников.
Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда чёрная (коричневая), небо – синее, солнце – жёлтое (красное), трава – зелёная и т. п. То есть цвет не является выражением отражения ребёнка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.
Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, — линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
У детей 4-5 лет вырабатывается навык правильного владения карандашом и кистью.
В средней группе ребенок как бы “открывает” смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, малыш обнаруживает разнообразие тем и замыслов. С другой стороны, он не владеет и не подозревает об адекватных способах изображения, и поэтому смел и раскован в изображении.
Большой вклад в развитие изодеятельности внесла Флерина Е.А. Она сформулировала, принципы и наметила основные средства художественного воспитания дошкольников. По мнению Флериной ведущим в работе с детьми является формирование формообразующих навыков. И начинать работу надо в отработке круговых движений. Флерина предлагала использовать такие методы и приемы в работе с детьми так: показ натуры, игровые приемы обучения, игровые упражнения, образно-эмоциональное слово воспитателя, рассматривание картин.
В разработках Чумичевой Р.Л. более подробно раскрыто содержание задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, особое внимание уделено живописи.
В исследованиях Комарова особое внимание уделяет развитию детей технических умений. В отработке их надо обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш и кисть, как пользуется этими инструментами.
В разработках А.С Галанова, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова представлены занятия с детьми с использованием различного материала: стеклянные и пластиковые бутылки, пенопласт, ракушки, бисер, лоскутки, перышки, пуговицы, разнофактурную бумагу, маркеры.
На занятиях изобразительной деятельностью в средней группе осуществляются новые задачи воспитания и развития детей.
Те действия, которые совершают дети в процессе лепки, рисования, наклеивания(аппликации),приобретают более преднамеренный и произвольный характер. Если раньше ребенок далеко не всегда знал, что у него получиться, начиная лепить или рисовать. то теперь большею частью дети выполняют задуманное. Как и прежде, их интересует сам процесс рисования, лепки, наклеивания, но они стремятся получить определенный результат, огорчаются, если не могут достичь этого. Все в большей степени развивается способность давать оценку своей работе, испытывать удовлетворение от достигнутого успеха. В связи с этим развивается понимание того, что надо научится все делать хорошо, правильно, красиво. Самый процесс усвоения умений и навыков вызывает интерес, дети начинают охотно упражняться в том, что им сразу дается.
Эти изменения в самой деятельности и отношении к ней позволяют ввести новый вид рисования – декоративное составление узоров и новый вид аппликации – вырезывание.
Опыт, полученный детьми на занятиях изобразительной деятельностью в предшествующие годы, содействовал развитию движений рук, необходимых для усвоения более сложных навыков. Для того чтобы аккуратно закрасить рисунок, надо удерживать движения в пределах контура; чтобы вылепить чашечку. Надо регулировать движение вдавливания, постепенно углубляя и расширяя пространство внутри нее; нанесение ровного красивого мазка в рисовании узора требует точного и неторопливого движения; чтобы сделать ровный разрез, нужно хорошо владеть действием сжимания и разжимания рычагов ножниц. Усвоение всех этих умений требует напряжения внимания, выдержки, согласованного действия рук и глаз, так как взор направляет и регулирует действие рук.
Предъявляются и более высокие требования к изображению предметов, поэтому воспитатель должен заботиться о дальнейшем развитии восприятия ребенка. Им предлагается вычленить и назвать большее количество частей и деталей, а также отметить отношение их по величине, по расположению.
Обращается внимание детей на эстетические качества строения предметов, на красоту их цвета и формы.
Благодаря более тщательному рассмотрению предметов у детей образуются новые и полные представления о них, на основе которых они создают изображения. Кроме того, после выполнения рисунков, лепки, дети запоминают способ изображения данного предмета и при повторном его изображении используют этот способ как уже найденный ранее. Это дает возможность охватывать более широкий круг явлений в рисунках и лепке.
Располагая ясным представлением и умение изобразить предмет, дети могут передать в рисунке и лепке и то, что выдумали сами, по своему воображению.
Заметно развиваются эстетические чувства детей. Этому, в частности, способствует введение декоративного рисования, когда ставится задача украсить полоску, квадратик, выполнить красивый узор для подарка. Детям предоставляется возможность выбирать цвет, который им больше нравится, кажутся красивее в сочетании друг с другом.
У детей развивается способность последовательно выполнять большее, чем ранее, количество действий – рисовать предмет часть за частью, также лепить его, наклеивать изображение предмета, состоящего из нескольких частей, располагать их в правильном отношении друг к другу. Возрастает самостоятельность в выполнении более сложных, чем ранее, работ.
К 5 годам у некоторых детей определяется особый интерес к лепке или рисованию, они охотно занимаются этим в свободное время.
К условиям развития изодеятельности относятся: творчество, организация интересной, содержательной жизни, обеспечение эмоционального опыта.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, а играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребёнка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интелектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.
Источник