Вопросы ребенку 3 года на пмпк
«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».
Ирина Балаева, учитель начальных классов.
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
- Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
- Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
- Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
- Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
- Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
- Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
- Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
- Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
- Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
- Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
- Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Злоупотребление ПМПК
К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник
Эти вопросы мне дала знакомая, а ей деффектолог в садике. Выборочно их могут задать на ПМПК. 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Сколько тебе лет? Сколько будет через год?Через два? 3. В какой стране ты живёшь? Назови свой домашний адрес. 4. Назови имя, отчество мамы, папы. 5. где и кем они работают? 6. Сколько человек в вашей семье? Кто кому кем приходится? 7. Когда ты завтракаешь,обедаешь, утром или вечером? 8. Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь? 9. Назови осенние, зимние, весенние, летние месяцы. 10. Когда опадают листья? Когда можно кататься на коньках, лыжах? 11. Почему зимой снег не тает? Когда собирают урожай? 12. Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? 13. Что делает учитель, повар,врач, парикмахер, строитель? 14. Назови домашних, диких животных. Чем они отличаются? 15. Назови домашних, диких, перелётных, зимующих птиц. 16. Каких ты знаешь насекомых? 17. У кого большелап: у собаки или петуха? 18. На чём ездят люди? Назови одним словом? 19. Какие продукты питания ты знаешь? 20. Назови предметы кухонной, столовой, чайной посуды. 21. Назови предметы одежды, обуви, мебели. 22. Назови одним словом: лук, морковь, помидор, репа. 24. Чем отличаются овощи от фруктов? 24. Чем отличается река от озера? 25. Чем отличается кукла от девочки? Птица от самолёта? 26. Чем отличается человек от других животных? 27. Для чего человеку нужна голова, нос, рот, уши, руки? 28. Как правильно переходить дорогу? 29. из чего можно строить дом? 30. Для чего нужна армия? 31. Что остаётся на земле после дождя? 32. Назови своих друзей. Почему ты с ними дружишь? 33. Москва — что это за город? 34. Зачем нужно учиться в школе? Что хорошего и интересного тебя может ждать в школе? Задания по обучению грамоте. 1. приведи примеры гласных и согласных звуков. Чем они отличаются? 2. Составь слог из звуков: М и А, С и У. 3. Придумай слова со звуками: С в начале слова, Р в середине слова, А в конце слова. 4. Определи место звука С в словах:слива, масло, абрикос (начало, середина, конец). 5. Назови гласные и согласные в слове ЗОНТ. 7. Составь слово из слогов: ША и РЫ. 8. Чем отличаются слова КИТ и КОТ? 9. Раздели на слоги слова: лук, мама, машина. 10. Придумай предложение из 2-4 слов. 11. Посчитай количество слов в предложении: «Ветер качает деревья». Задания по математике. 1. Посчитай от 1 до 10, 15, 20. От 3 до 8, от 9 до 4. 2. Назови число на единицу меньшее числа 8. Почему? Числа 6. 3. Назови число на единицу большее числа 5. Почему? Числа 8. 4. Увеличь число 5 на 1, число 7 на 1. 5. Уменьши число 8 на 1, число 10 на 1. 6. Что больше — 9 пуговиц или 8 карандашей? Почему?. 7. Что меньше — 5 арбузов или 7 морковок? Почему? 8. Сравни 5 карандашей и 5 морковок. Чего больше, чего меньше? 9. Как получить 7 палочек, если у нас их было 6? 5? 10. Какое число больше 3, но меньше 5? Больше 5, но меньше 7? 11. Назови соседей числа 3, 5, 8. 12. Как получить число 5, 6, 7 из двух меньших (состав числа) 13. Какое число стоит перед числом 4, 6, 9? Какое число стоит после 3, 5, 7? 15. Перед каким числом стоит 4, 6, 8? 16. Назови геометрические фигуры. Чем похожи круг и овал? Квадрат и прямоугольник? Чем они отличаются? 17. Чем отличаются круг и квадрат? 18. Назови предметы круглой, квадратной, овальной формы. 19. Найди у листка верхний правый угол, нижний левый угол. 20. Реши задачу: На дереве сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько птичек стало на дереве? У Оли было 6 шариков. 2 из них лопнули. Сколько шариков осталось у Оли? 21. Составь задачу о грибах на сложение (4+2), вычитание ( 5-2) Вопросы на проверку логического мышления. 1. Может ли стол стоять на одной ножке? Почему? 2. может ли трамвай объехать девочку? 3. Будет ли кубик катится? 4. Можно ли 2 шарика поставить друг на друга? 5. Почему сосулька весной тает? 6. Зачем заяц летом серый, а зимой белый? 7. Зачем ежу колючки? 8. Зачем люди носят шубы зимой? 9. Отчего деревья осенью часто качаются? 10. Почему летом нельзя кататься на лыжах? 11. Чем столб отличается от дерева? 12. Сравни метро и троллейбус. 13. Сравни лису и корову, курицу и собаку. 14. Почему дети не купаются зимой в реке? 15. Почему папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может? 16. Почему машина обгонит велосипед? 17. Если по телевизору показывают футбольный матч, может мяч вылететь из телевизора в комнату? 18. Если мороженное положить на тарелку, что с ним случится? Почему? Куда его положить, чтоб не расстаяло? 19. Если бросить платок и железку с крыши, что упадёт быстрее? 20. На снегу кого из зверей заметить трудно? Почему? 21. Утром мама выглянула в окно и говорит «А ночью был дождь» Как она об этом догадалась? 22. Мама взглянула в окно и говорит «Какой на улице сильный ветер» Как она об этом догадалась?
спасибо!
Большое спасибо, то что нужно. Всю голову сломали над предполагаемыми вопросами.
Это всех детей так подряд диагностируют что ли сейчас??? во в мое время нас никто не диагностировал, все хором из дет.сада пошли в школу, никто ничего не проверял.
Это офигеть! Моему сыну 2,8 , сейчас понимаю времени осталось мало до школы, когда мы будем все это учить ума не приложу. Вот как подготовить ребенка в школу нормально, если даже в садик не берут. Олечка подсказывай миленькая, как быть? Я даже все это нормально обьяснить не смогу. Сначала желела, что не стала врачом теперь, что не педагог. :gy: Извините, что не в тему.
Я не сдал…
Если любишь отпусти, не вернется — выследи и убей.
Сергей вы не сдали или ваш ребенок, а куда тогда Вы пошли учится? кстати кто не прошел эти тесты, то что дальше будет? девочки и мальчики просто я не в теме извините за вопросы!
. 🙁 Не всех ведь детей на ПМПК отправляют а тех у кого проблемы . Вот там они и решат можно вашему ребёнку в обычную школу или нет.Но это всё рекомендации а не обязаловка для родителей и детей.Сообщение было изменено пользователем 26-03-2011 в 01:40
я эти вопросы помню еще со своего поступления в 1 класс в 83 году :gy: ну, разве что с небольшими изменениями:)
Все будет хорошо. Вот прямо сейчас!
larisik
Большое спасибо, то что нужно.
Violence
Это всех детей так подряд диагностируют что ли сейчас???
реальная
когда мы будем все это учить
люся
Не всех ведь детей на ПМПК
Девочки, так это самый минимальный минимум. То, что должен знать каждый ребёнок перед школой. Разумеется, если школа статусная, то спросить могут больше. Это грубо говоря краткое изложение программы детского сада, самой простой, под редакцией Васильевой. Той, по которой
Osipova Olga
Девочки, так это самый минимальный минимум.
%) :=-O: т.е. в первом классе букварь и начальный счет отменили уже?
ужас так-то. бедные дети.
на некоторые вопросы я отвечала с трудом. :=-O: :gy:
Так в детском то саду двже в ЗПр группах учат и букварю и начальному счёту. Так что вопросы эти считайте для ЗПР. Т.е. если ре перед школой на нихне отвечает, то это уже уровень УО. :gy:
Эльбрус
на некоторые вопросы я отвечала с трудом.
🙂 На какие? Вопросы то простейшие. А вот на вопрос типа Зачем на конверт марку наклеивают? я к своему стыду сама ответа не знаю. :gy:
Osipova Olga
13. Что делает учитель, повар,врач, парикмахер, строитель?
мою малую ещё спрашивали-чем повар отличается от кондитера 😉
Я родилась человеком, а могло быть всё иначе.
может я УО?
Osipova Olga
3. Будет ли кубик катится?
а какой правильный ответ? ведь если толкнуть кубик-он тоже покатится?
Osipova Olga
20. На снегу кого из зверей заметить трудно?
?
кроме грачей никого вспомнить не могу %)
Osipova Olga
24. Чем отличаются овощи от фруктов?
а действительно, чем?
sKORPiONK@
13. Что делает учитель, повар,врач, парикмахер, строитель?
Учитель учит, повар варит, парикмахер стрижёт, строитель строит.
мама Аленка
3. Будет ли кубик катится?
Нет, ему углы мешают.
мама Аленка
если толкнуть кубик-он тоже покатится?
Он не покатится, он просто может заскользить,если лежит на гладкой или наклонной поверхности. Катится тут имеется в виду — катится кубарем, как шарик.
мама Аленка
20. На снегу кого из зверей заметить трудно?
Ребёнку, думаю, достаточно будет ответить — зайца, так как он зимой белый и сливается со снегом.
мама Аленка
кроме грачей никого вспомнить не могу
Скворцы, жаворонки, ласточки, дикие утки, гуси и так далее
мама Аленка
24. Чем отличаются овощи от фруктов?
Ребёнку достаточно будет сказать, что овощи растут на огороде, на грядках, а фрукты в саду. Фрукты в основном сладкие, а овощи в основном не сладкие. Имеется в виду скажем так выраженная сладость. Пончтно, что и овощи могут быть сладкими, но яблоко например скорее всего слаще огурца. ещё ребёнок может сказать, что из фруктов можно сварить варенье, компот, а из овощей сделать салат, сварить суп. Понятно, что это опять же в основной массе. Конечно из фруктов тоже можно салат сделать. Вот примерно так. 🙂
т.е., если даже на часть вопросов ребенок не ответит -значит, он к школе не готов?
аноним
т.е., если даже на часть вопросов ребенок не ответит -значит, он к школе не готов?
Готовьте ребёнка по всемвопросам. А при приёме спросят разумеется выборочно, а то слишком много времени процедура приёма займёт.
Да, девочки, хочется предостеречь Вас от такой ошибки. Ни в коем случае не натаскивайте ребёнка по этим вопросам. В принципе, если с ребёнком разговаривают, читают ему книги, развивают и так далее, то он спокойно ответит на все эти вопросы.
мама Аленка
а какой правильный ответ? ведь если толкнуть кубик-он тоже покатится?
вот тоже задала детям…старший принёс кубик.бросил,и он именно катился :gy: недолго правда…некорректно поставленный вопрос.
На вопрос-зачем людям голова-ответил:шапку носить,а ещё я в неё ем :gy: ,боюсь теперь младшие повторят в школе :gy: :gy:
Киндер@сюрприз
вот тоже задала детям…старший принёс кубик.бросил,и он именно катился недолго правда…некорректно поставленный вопрос.
А Вы спросите ребёнка, что будет катиться быстрее и дольше — кубик или шарик?
Киндер@сюрприз
На вопрос-зачем людям голова-ответил:шапку носить,а ещё я в неё ем
я б также ответила :gy:
Osipova Olga
Учитель учит, повар варит, парикмахер стрижёт, строитель строит.
вы мне это ответили,так я это знаю :gy:
просто написала какой нам ещё доп.вопрос задали
sKORPiONK@
чем повар отличается от кондитера
если что дочь ответила 😉
Я родилась человеком, а могло быть всё иначе.
ребенок не обязательно должен правильно ответить на все вопросы. главное-чтобы умел рассуждать, думать, не терялся, не сдавался.
Все тесты придумывают какие то, ЕГЭ, может, скоро как в Древней Спарте младенцев со скал будем сбрасывать сразу после рождения? тоже блин тест был своеобразный…
Violence
тесты придумывают
этим тестам уже лет 50. просто раньше родители этим не были так озабочены.
Баська_
этим тестам уже лет 50. просто раньше родители этим не были так озабочены.
++++++++++
Источник
Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др. ), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.
Как подготовить родителей к ПМПК?
Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).
Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.
Советы родителям
Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.
Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.
Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.
В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.
При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.
После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?
На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:
— рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.
— рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.).
— показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.
Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
— сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?
По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
— обеспечить получение детьми общего образования;
— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.
В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.
В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?
Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».
Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.
Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?
Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).
Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.
Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.
Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).
Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:
— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);
— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);
— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;
— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.
Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?
В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).
Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:
— направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);
— приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.
Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
Источник