Вопросы невролога ребенку 5 лет

В команде реабилитационного центра обязательно присутствует невролог – именно этот специалист одним из первых ведет прием детей с нарушениями развития (ДЦП, аутизм и т.д.), а также в случаях проявления эпилепсии и при других заболеваниях. Чем невролог может помочь детям с особенностями? Как не пропустить важные моменты развития ребенка? Как связаны неврология и реабилитация? Это лишь небольшой перечень часто возникающих вопросов родителей.

Чтобы ответить на них, мы решили записать интервью с опытным неврологом. Нашим собеседником стала Инна Леонидовна Зыкина, много лет работающая с детьми с перинатальной патологией, с задержкой моторного, речевого и психоречевого развития, с аутизмом, эпилепсией и другими пароксизмальными состояниями, а также нарушениями поведения и трудностями обучения.

— Инна Леонидовна, здравствуйте! Расскажите, кто и когда к вам приходит на прием и с какими жалобами?

— Существует довольно большая группа детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и детей с различными нарушениями развития, к которым с некоторыми оговорками можно отнести РАС (расстройства аутистического спектра) – все они мои пациенты. Кроме того, есть целый ряд заболеваний, не связанных напрямую с нарушениями развития: эпилепсия, тики, травмы, нейроонкология и т.д. Практически все эти дети первично попадают на прием к неврологу, но не всегда с жалобами на конкретное заболевание. Например, мама приходит с жалобой на задержку речевого развития, а у ребенка выявляется ранний детский аутизм.

— А как понять, когда нужно приходить к вам на прием? Часто родители спрашивают, в какой момент впервые показать младенца неврологу.

— С 2017 года существует обязательный периодический осмотр любого ребенка (приказ МЗ РФ N 514н от 10.08.2017) в 1 и 12 месяцев, в 3, 6, 7, 10 и в 15 лет. Эта инициатива направлена на раннее выявление заболеваний неврологического спектра. При отсутствии жалоб достаточно наблюдения грамотного и квалифицированного педиатра, который может заметить особенности поведения и развития ребенка или услышав жалобы мамы, направить на дополнительную консультацию к неврологу.

— Вот это очень тонкий и важный момент – как не пропустить отклонения в развитии? Как родителям отделить кажущиеся проблемы от реальных?— Я придерживаюсь тактики «лучше перебдеть, чем недобдеть». Ко мне нередко попадают дети с запущенными неврологическими проблемами, потому что родители не знают и не понимают, где лежит граница между нормой и её отсутствием. А часто – закрывают глаза, предпочитая себя успокаивать. Но в таком случае рассчитывать на грамотность врача сложно. Обязательный прием у невролога или педиатра короткий и при отсутствии жалоб врач попросту может не заметить проблем, ведь он не видит, как ребенок спит, есть ли истерики, агрессия, какие-то непонятные движения или замирания и другие вещи.

Именно мама и папа видят ребенка постоянно, и я всем рекомендую занимать проактивную позицию в отношении здоровья и развития своего чада. Например, вести дневник развития ребенка, который поможет не пропустить проблему и вовремя обратиться за помощью. Беспокойный сон, частый плач, срыгивания, резкие движения ребенка – руками, ногами, головой – должны насторожить маму, а с серьезными проблемами (приступы, грубая задержка моторного развития и т.д.) сразу надо идти к врачу.

Я глубоко убеждена, что нет ничего страшного, если беспокойство мамы окажется безосновательным. В лучшем случае консультация врача снизит мамину тревогу, или невролог назначит дополнительные обследования, чтобы удостовериться в отсутствии проблем.

Задача родителей не пропустить проблему, а задача невролога – определить, есть ли за жалобой реальное заболевание и назначить соответствующие обследования, чтобы поставить или опровергнуть тот или иной диагноз.

— Скажите, а в случае с подростками, какие жалобы и симптомы должны насторожить родителей, если до этого развитие шло нормально?

Правила для старших детей такие же как и для малышей: любое беспокойство мамы, появление как новых особенностей поведения так и жалоб или симптомов – от головной боли и головокружения до перепадов настроения или повышенной плаксивости – повод для обращения к врачу. Большинство жалоб скорее всего будут носить физиологический характер, и не потребуют серьезного обследования и лечения, кроме, например, коррекции режима дня или объема дополнительных занятий.

— Какие исследования назначает невролог и в каких случаях?

— После беседы с мамой и уточнения жалоб, невролог проводит оценку неврологического статуса ребенка и соответствие возрастной норме. Если нужно уточнить состояние, есть два самых распространенных исследования, назначаемых в первые месяцы жизни – нейросонография (НСГ) или УЗИ головного мозга через родничок, а также УЗИ тазобедренных суставов.

НСГ назначают практически всем детям, чтобы удостовериться в отсутствии структурных изменений в головном мозге ребенка аналогично скрининговым УЗИ во время беременности. Все другие исследования, как правило, назначают при наличии настораживающих доктора знаков или жалоб у родителей и ребенка.

— Инна Леонидовна, мы подошли к очень важному моменту – участию невролога в реабилитации, его роли в команде реабилитационного центра. Расскажите, в чем суть вашей работы, когда ребенку требуется помощь в развитии отсутствующих или возвращении прежних навыков.

— По результатам обследования невролог формирует план лечения (медикаментозного и немедикаментозного) и план реабилитационных мероприятий. Зона ответственности невролога – давать рекомендации в отношении тех или иных методов реабилитации, комбинированности их между собой и с оказываемым лечением.

Реабилитация – понятие широкое и включает в себя целый ряд мер от традиционного

массажа и ЛФК до современных методик. Коррекционная работа также представлена обширно: от индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом до прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии), психомоторной коррекции и т.д. Участвуя в работе реабилитационной команды, я помогаю сформировать наиболее эффективную программу реабилитации и коррекционной работы.

Часто я вижу картину, когда в погоне за результатом пытаются делать всё подряд, не принимая во внимание особенности конкретного ребенка. И это настоящая беда. Например, когда Томатис назначают ребенку, которому показана

АВА-терапия. В реабилитации всегда важен индивидуальный подход к каждому ребенку и командная работа с другими специалистами. Только в этом случае возможно достичь наиболее быстрого и эффективного результата. Поэтому моя рекомендация всем родителям: ищите грамотных специалистов и комплексную работу с детьми. И никогда, никогда не бойтесь «перебдеть»!

Автор: Анна Куприна_________
Источник: www.mcr-kids.ru

Источник

Детский невролог — один из тех врачей, который регулярно должен осматривать ребёнка первого года жизни. Он оценивает развитие и созревание нервной системы младенца. Конечно, новоиспечённая мама всегда волнуется перед первым визитом к специалисту, однако не нужно этого делать, а лучше заранее продумать вопросы, которые можно задать на приёме, а также во время последующих посещений.

Читайте также:  Глисты у ребенка 5 лет симптомы

Как подготовиться к первому визиту к неврологу

Первое посещение невролога по стандартной схеме проходит, когда малышу исполняется один месяц (если же участкового педиатра или родителей что-то беспокоит, можно отправляться к специалисту и раньше).

Задача врача — оценить развитие ребёнка, определить, нормально ли проходит адаптация после родов, имеются ли неврологические отклонения. На приёме невролог будет визуально осматривать новорождённого: изучит форму и размер черепа, положение головы, тела, выражение лица малыша, характер движения конечностей (мышечный тонус), состояние кожи. Также специалист обязательно проверит основные рефлексы ребёнка (сосательный, хоботковый, защитный, хватательный и пр.).

Прежде всего невролог визуально осмотрит малыша, оценит форму, размер, положение головы, мышечный тонус

Помимо этого, невролог будет задавать маме целый ряд вопросов, касающихся течения беременности и состояния новорождённого. Они будут примерно следующими:

  1. Как протекала беременность и роды? Здесь важно наличие/отсутствие следующих моментов: гипоксия у плода, инфекции у матери, роды были затяжными, нормальными или стремительными, обвитие пуповиной и пр. Также важно сообщить количество баллов у новорождённого по шкале Апгар.
  2. Как ребёнок набрал в весе за первый месяц жизни?
  3. Какова примерная суточная продолжительность сна и бодрствования малыша?
  4. Легко ли ребёнок засыпает, насколько спокойный его сон?
  5. Как часто малыш потеет, в каких местах больше всего?
  6. Одинаково ли активны правая и левая рука?
  7. Поворачивает ли кроха голову в обе стороны либо предпочитает какое-то одно направление?
  8. Есть ли у малыша выраженная мимика лица?
  9. Какая поза является самой комфортной для ребёнка при кормлении?
  10. Выдерживает ли малыш график кормления?
  11. Как часто ребёнок срыгивает во время еды, насколько обильно?

Помимо осмотра младенца, доктор задаст маме множество вопросов касательно течения беременности, состояния и поведения ребёнка

На приём обязательно нужно взять амбулаторную карту малыша, а также результаты обследования во время беременности, документацию, которую выдали в роддоме при выписке. Кроме того, осмотр лучше всего проводить спустя 1–1,5 часа после кормления, чтобы ребёнок не был вялым. Если же он будет голодным, то проявит излишнее беспокойство. В обоих случаях это затруднит осмотр.

Видео: как подготовиться к осмотру невролога с месячным ребёнком (объясняет врач)

Какие вопросы можно задать детскому неврологу, если малышу 1 месяц

Конечно, квалифицированный невролог на приёме сам задаёт маме новорождённого множество вопросов и объясняет ей состояние ребёнка. Однако многих женщин беспокоят определённые моменты, которые хотелось бы прояснить. Можно обозначить следующие распространённые вопросы:

  1. Что сделать, чтобы мой ребёнок лучше спал? Врач расскажет про некоторые «хитрости», которые помогут маме в этом деле (конечно, если плохой сон не связан с патологиями в развитии малыша). Например, он должен быть обязательно сыт. Нужно не просто чаще менять крохе подгузник, но и стараться подмывать его после акта дефекации или мочеиспускания. Также на пользу пойдёт лёгкий поглаживающий массаж. Детская комната всегда должна хорошо проветриваться.

    Многие мамы хотели бы знать, как улучшить сон грудничка

  2. Нужен ли моему малышу массаж? Некоторые мамы убеждены, что нужно его делать едва ли не с рождения, просто для профилактики.
  3. Можно ли уже делать гимнастику? Если да, то какую?
  4. Достаточно ли активен новорождённый?
  5. Как сделать, чтобы он меньше срыгивал?
  6. Почему ребёнок так сильно потеет?

    Многие мамы обеспокоены, что их малыш сильно потеет

  7. Не слишком ли сильно у него дрожит подбородок и дёргаются ручки и ножки?
  8. Должны ли мы срочно обратиться к неврологу, если кроха нечаянно упадёт с кровати или коляски? Не все мамы знают, что в таких случаях нужно на всякий случай немедленно показать малыша врачу, даже если нет видимой травмы. Если уж ребёнок на какое-то время потерял сознание или открылась рвота, то срочно нужно вызывать скорую.
  9. В каких ещё ситуациях нам следует незамедлительно идти на приём к неврологу? Речь идёт о длительном крике без видимой причины, сильном нарушении сна, судорогах и пр.

Если ребёнку 3 месяца

В три месяца мама с малышом совершают ещё один плановый визит к неврологу. В это время врач уже оценивает другие важные параметры, например, умение держать головку, поворачиваться с живота на спинку, комплекс оживления на речь и пр. Кроме того, в три месяца специалист уже решает вопрос о допуске малыша к прививке (против АКДС и полиомиелита): на основании состояния ребёнка даёт разрешение либо медицинский отвод.

Три месяца — время второго планового визита к неврологу, во время которого врач оценивает уже другие важные параметры

Конечно, мама трёхмесячного малыша уже более опытная, знает многие важные моменты. Тем не менее, во время данного планового визита к неврологу можно задать ему следующие уточняющие вопросы:

  1. Хорошо ли мой малыш держит головку?
  2. Разрешать ли ему засовывать пальчики в рот или препятствовать этому?
  3. Почему ребёнок не улыбается? Возможно, он выражает радость, удовольствие как-то иначе?
  4. Как много звуков должен произносить кроха в этом возрасте?
  5. Какими должны быть кулачки малыша: крепко сжатыми или расслабленными?
  6. Должен ли малыш удерживать в руке погремушку? Как долго?
  7. Сколько он должен спать, что делать, если сон беспокойный?
  8. Что делать, если малыш спит только с укачиванием или при катании в коляске, то есть его нужно постоянно «качать»?
  9. В каких случаях нам нужно прийти на внеплановый приём?

Вопросы для более старшего возраста

Конечно же, вопросы у мамы могут возникнуть и в дальнейшем — при последующих визитах к неврологу (в 6, 9 месяцев, год и т. д.) В каждом конкретном случае они будут индивидуальны. Но один из распространённых — «Какие игрушки подойдут моему малышу в данном возрасте?». Действительно, не все взрослые это знают. Многие, к примеру, стараются заполнить кроватку шестимесячного крохи плюшевыми зайцами и мишками, не задумываясь, что они ему на данном этапе совершенно не нужны. Невролог даст полезные советы по этому поводу.

Всегда важно спрашивать, какие игрушки пойдут на пользу ребёнку в каждом конкретном возрасте

Посещение невролога — замечательная возможность для мамы получить ответы на многие интересующие её вопросы. Ведь этот врач специализируется на развитии нервной системы ребёнка, состоянии его психической, моторной, речевой сферы. Не нужно стесняться уточнять у доктора различные моменты: получив больше информации, родители обретут ясность и покой, очень важный для ухода за малышом.

Источник

НАФИГАШКИ РАЗВИВАШКИ?

«После трёх уже поздно» читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.
Показать полностью…

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: «Ребенком надо заниматься!» «Занимайся», — охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать… На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте — тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные штуковины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память «я и торт» на всех фотографиях, «торт и я».

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные «развивашки» для меня — это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь — ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе «стоп». Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание — это съесть фасоль на скорость. И второй уровень — рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах — это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров… Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось есть сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно — нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, — влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос — нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом — ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию — ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга — браво!

Но!

Если у мамы руки не из того места и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины — фиг с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой «Животные Арктики». Ваня пускает слюни и хочет грудь, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что «Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз».

Читайте также:  Костюм зайца на ребенка 5 лет

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым «как все».

Воспитание — это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую ерунду, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что не разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, — лучшая «развивашка» для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет «я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет». Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью «Круг», под прицелом фотоаппарата.

Источник