Вопросы невролога ребенку 5 лет
В команде реабилитационного центра обязательно присутствует невролог – именно этот специалист одним из первых ведет прием детей с нарушениями развития (ДЦП, аутизм и т.д.), а также в случаях проявления эпилепсии и при других заболеваниях. Чем невролог может помочь детям с особенностями? Как не пропустить важные моменты развития ребенка? Как связаны неврология и реабилитация? Это лишь небольшой перечень часто возникающих вопросов родителей.
Чтобы ответить на них, мы решили записать интервью с опытным неврологом. Нашим собеседником стала Инна Леонидовна Зыкина, много лет работающая с детьми с перинатальной патологией, с задержкой моторного, речевого и психоречевого развития, с аутизмом, эпилепсией и другими пароксизмальными состояниями, а также нарушениями поведения и трудностями обучения.
— Инна Леонидовна, здравствуйте! Расскажите, кто и когда к вам приходит на прием и с какими жалобами?
— Существует довольно большая группа детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и детей с различными нарушениями развития, к которым с некоторыми оговорками можно отнести РАС (расстройства аутистического спектра) – все они мои пациенты. Кроме того, есть целый ряд заболеваний, не связанных напрямую с нарушениями развития: эпилепсия, тики, травмы, нейроонкология и т.д. Практически все эти дети первично попадают на прием к неврологу, но не всегда с жалобами на конкретное заболевание. Например, мама приходит с жалобой на задержку речевого развития, а у ребенка выявляется ранний детский аутизм.
— А как понять, когда нужно приходить к вам на прием? Часто родители спрашивают, в какой момент впервые показать младенца неврологу.
— С 2017 года существует обязательный периодический осмотр любого ребенка (приказ МЗ РФ N 514н от 10.08.2017) в 1 и 12 месяцев, в 3, 6, 7, 10 и в 15 лет. Эта инициатива направлена на раннее выявление заболеваний неврологического спектра. При отсутствии жалоб достаточно наблюдения грамотного и квалифицированного педиатра, который может заметить особенности поведения и развития ребенка или услышав жалобы мамы, направить на дополнительную консультацию к неврологу.
— Вот это очень тонкий и важный момент – как не пропустить отклонения в развитии? Как родителям отделить кажущиеся проблемы от реальных?— Я придерживаюсь тактики «лучше перебдеть, чем недобдеть». Ко мне нередко попадают дети с запущенными неврологическими проблемами, потому что родители не знают и не понимают, где лежит граница между нормой и её отсутствием. А часто – закрывают глаза, предпочитая себя успокаивать. Но в таком случае рассчитывать на грамотность врача сложно. Обязательный прием у невролога или педиатра короткий и при отсутствии жалоб врач попросту может не заметить проблем, ведь он не видит, как ребенок спит, есть ли истерики, агрессия, какие-то непонятные движения или замирания и другие вещи.
Именно мама и папа видят ребенка постоянно, и я всем рекомендую занимать проактивную позицию в отношении здоровья и развития своего чада. Например, вести дневник развития ребенка, который поможет не пропустить проблему и вовремя обратиться за помощью. Беспокойный сон, частый плач, срыгивания, резкие движения ребенка – руками, ногами, головой – должны насторожить маму, а с серьезными проблемами (приступы, грубая задержка моторного развития и т.д.) сразу надо идти к врачу.
Я глубоко убеждена, что нет ничего страшного, если беспокойство мамы окажется безосновательным. В лучшем случае консультация врача снизит мамину тревогу, или невролог назначит дополнительные обследования, чтобы удостовериться в отсутствии проблем.
Задача родителей не пропустить проблему, а задача невролога – определить, есть ли за жалобой реальное заболевание и назначить соответствующие обследования, чтобы поставить или опровергнуть тот или иной диагноз.
— Скажите, а в случае с подростками, какие жалобы и симптомы должны насторожить родителей, если до этого развитие шло нормально?
Правила для старших детей такие же как и для малышей: любое беспокойство мамы, появление как новых особенностей поведения так и жалоб или симптомов – от головной боли и головокружения до перепадов настроения или повышенной плаксивости – повод для обращения к врачу. Большинство жалоб скорее всего будут носить физиологический характер, и не потребуют серьезного обследования и лечения, кроме, например, коррекции режима дня или объема дополнительных занятий.
— Какие исследования назначает невролог и в каких случаях?
— После беседы с мамой и уточнения жалоб, невролог проводит оценку неврологического статуса ребенка и соответствие возрастной норме. Если нужно уточнить состояние, есть два самых распространенных исследования, назначаемых в первые месяцы жизни – нейросонография (НСГ) или УЗИ головного мозга через родничок, а также УЗИ тазобедренных суставов.
НСГ назначают практически всем детям, чтобы удостовериться в отсутствии структурных изменений в головном мозге ребенка аналогично скрининговым УЗИ во время беременности. Все другие исследования, как правило, назначают при наличии настораживающих доктора знаков или жалоб у родителей и ребенка.
— Инна Леонидовна, мы подошли к очень важному моменту – участию невролога в реабилитации, его роли в команде реабилитационного центра. Расскажите, в чем суть вашей работы, когда ребенку требуется помощь в развитии отсутствующих или возвращении прежних навыков.
— По результатам обследования невролог формирует план лечения (медикаментозного и немедикаментозного) и план реабилитационных мероприятий. Зона ответственности невролога – давать рекомендации в отношении тех или иных методов реабилитации, комбинированности их между собой и с оказываемым лечением.
Реабилитация – понятие широкое и включает в себя целый ряд мер от традиционного
массажа и ЛФК до современных методик. Коррекционная работа также представлена обширно: от индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом до прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии), психомоторной коррекции и т.д. Участвуя в работе реабилитационной команды, я помогаю сформировать наиболее эффективную программу реабилитации и коррекционной работы.
Часто я вижу картину, когда в погоне за результатом пытаются делать всё подряд, не принимая во внимание особенности конкретного ребенка. И это настоящая беда. Например, когда Томатис назначают ребенку, которому показана
АВА-терапия. В реабилитации всегда важен индивидуальный подход к каждому ребенку и командная работа с другими специалистами. Только в этом случае возможно достичь наиболее быстрого и эффективного результата. Поэтому моя рекомендация всем родителям: ищите грамотных специалистов и комплексную работу с детьми. И никогда, никогда не бойтесь «перебдеть»!
Автор: Анна Куприна_________
Источник: www.mcr-kids.ru
Источник
Детский невролог — один из тех врачей, который регулярно должен осматривать ребёнка первого года жизни. Он оценивает развитие и созревание нервной системы младенца. Конечно, новоиспечённая мама всегда волнуется перед первым визитом к специалисту, однако не нужно этого делать, а лучше заранее продумать вопросы, которые можно задать на приёме, а также во время последующих посещений.
Как подготовиться к первому визиту к неврологу
Первое посещение невролога по стандартной схеме проходит, когда малышу исполняется один месяц (если же участкового педиатра или родителей что-то беспокоит, можно отправляться к специалисту и раньше).
Задача врача — оценить развитие ребёнка, определить, нормально ли проходит адаптация после родов, имеются ли неврологические отклонения. На приёме невролог будет визуально осматривать новорождённого: изучит форму и размер черепа, положение головы, тела, выражение лица малыша, характер движения конечностей (мышечный тонус), состояние кожи. Также специалист обязательно проверит основные рефлексы ребёнка (сосательный, хоботковый, защитный, хватательный и пр.).
Помимо этого, невролог будет задавать маме целый ряд вопросов, касающихся течения беременности и состояния новорождённого. Они будут примерно следующими:
- Как протекала беременность и роды? Здесь важно наличие/отсутствие следующих моментов: гипоксия у плода, инфекции у матери, роды были затяжными, нормальными или стремительными, обвитие пуповиной и пр. Также важно сообщить количество баллов у новорождённого по шкале Апгар.
- Как ребёнок набрал в весе за первый месяц жизни?
- Какова примерная суточная продолжительность сна и бодрствования малыша?
- Легко ли ребёнок засыпает, насколько спокойный его сон?
- Как часто малыш потеет, в каких местах больше всего?
- Одинаково ли активны правая и левая рука?
- Поворачивает ли кроха голову в обе стороны либо предпочитает какое-то одно направление?
- Есть ли у малыша выраженная мимика лица?
- Какая поза является самой комфортной для ребёнка при кормлении?
- Выдерживает ли малыш график кормления?
- Как часто ребёнок срыгивает во время еды, насколько обильно?
На приём обязательно нужно взять амбулаторную карту малыша, а также результаты обследования во время беременности, документацию, которую выдали в роддоме при выписке. Кроме того, осмотр лучше всего проводить спустя 1–1,5 часа после кормления, чтобы ребёнок не был вялым. Если же он будет голодным, то проявит излишнее беспокойство. В обоих случаях это затруднит осмотр.
Видео: как подготовиться к осмотру невролога с месячным ребёнком (объясняет врач)
Какие вопросы можно задать детскому неврологу, если малышу 1 месяц
Конечно, квалифицированный невролог на приёме сам задаёт маме новорождённого множество вопросов и объясняет ей состояние ребёнка. Однако многих женщин беспокоят определённые моменты, которые хотелось бы прояснить. Можно обозначить следующие распространённые вопросы:
- Что сделать, чтобы мой ребёнок лучше спал? Врач расскажет про некоторые «хитрости», которые помогут маме в этом деле (конечно, если плохой сон не связан с патологиями в развитии малыша). Например, он должен быть обязательно сыт. Нужно не просто чаще менять крохе подгузник, но и стараться подмывать его после акта дефекации или мочеиспускания. Также на пользу пойдёт лёгкий поглаживающий массаж. Детская комната всегда должна хорошо проветриваться.
- Нужен ли моему малышу массаж? Некоторые мамы убеждены, что нужно его делать едва ли не с рождения, просто для профилактики.
- Можно ли уже делать гимнастику? Если да, то какую?
- Достаточно ли активен новорождённый?
- Как сделать, чтобы он меньше срыгивал?
- Почему ребёнок так сильно потеет?
- Не слишком ли сильно у него дрожит подбородок и дёргаются ручки и ножки?
- Должны ли мы срочно обратиться к неврологу, если кроха нечаянно упадёт с кровати или коляски? Не все мамы знают, что в таких случаях нужно на всякий случай немедленно показать малыша врачу, даже если нет видимой травмы. Если уж ребёнок на какое-то время потерял сознание или открылась рвота, то срочно нужно вызывать скорую.
- В каких ещё ситуациях нам следует незамедлительно идти на приём к неврологу? Речь идёт о длительном крике без видимой причины, сильном нарушении сна, судорогах и пр.
Если ребёнку 3 месяца
В три месяца мама с малышом совершают ещё один плановый визит к неврологу. В это время врач уже оценивает другие важные параметры, например, умение держать головку, поворачиваться с живота на спинку, комплекс оживления на речь и пр. Кроме того, в три месяца специалист уже решает вопрос о допуске малыша к прививке (против АКДС и полиомиелита): на основании состояния ребёнка даёт разрешение либо медицинский отвод.
Конечно, мама трёхмесячного малыша уже более опытная, знает многие важные моменты. Тем не менее, во время данного планового визита к неврологу можно задать ему следующие уточняющие вопросы:
- Хорошо ли мой малыш держит головку?
- Разрешать ли ему засовывать пальчики в рот или препятствовать этому?
- Почему ребёнок не улыбается? Возможно, он выражает радость, удовольствие как-то иначе?
- Как много звуков должен произносить кроха в этом возрасте?
- Какими должны быть кулачки малыша: крепко сжатыми или расслабленными?
- Должен ли малыш удерживать в руке погремушку? Как долго?
- Сколько он должен спать, что делать, если сон беспокойный?
- Что делать, если малыш спит только с укачиванием или при катании в коляске, то есть его нужно постоянно «качать»?
- В каких случаях нам нужно прийти на внеплановый приём?
Вопросы для более старшего возраста
Конечно же, вопросы у мамы могут возникнуть и в дальнейшем — при последующих визитах к неврологу (в 6, 9 месяцев, год и т. д.) В каждом конкретном случае они будут индивидуальны. Но один из распространённых — «Какие игрушки подойдут моему малышу в данном возрасте?». Действительно, не все взрослые это знают. Многие, к примеру, стараются заполнить кроватку шестимесячного крохи плюшевыми зайцами и мишками, не задумываясь, что они ему на данном этапе совершенно не нужны. Невролог даст полезные советы по этому поводу.
Посещение невролога — замечательная возможность для мамы получить ответы на многие интересующие её вопросы. Ведь этот врач специализируется на развитии нервной системы ребёнка, состоянии его психической, моторной, речевой сферы. Не нужно стесняться уточнять у доктора различные моменты: получив больше информации, родители обретут ясность и покой, очень важный для ухода за малышом.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
Источник
НАФИГАШКИ РАЗВИВАШКИ?
«После трёх уже поздно» читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.
Так вот.
Показать полностью…
Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.
В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: «Ребенком надо заниматься!» «Занимайся», — охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.
И я стала читать… На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте — тематические недели.
Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные штуковины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще не нужно.
Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память «я и торт» на всех фотографиях, «торт и я».
Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.
Всевозможные ранние гипертрофированные «развивашки» для меня — это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь — ключевое слово.
Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе «стоп». Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.
Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание — это съесть фасоль на скорость. И второй уровень — рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах — это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??
Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.
Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров… Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось есть сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.
Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно — нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.
Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, — влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.
Для меня однозначный ответ на последний вопрос — нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом — ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию — ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга — браво!
Но!
Если у мамы руки не из того места и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины — фиг с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой «Животные Арктики». Ваня пускает слюни и хочет грудь, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что «Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз».
И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым «как все».
Воспитание — это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.
Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую ерунду, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.
Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что не разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.
Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.
Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.
Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, — лучшая «развивашка» для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.
Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет «я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет». Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.
Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.
В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:
1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?
2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.
3. Да, карточки у нас тоже есть.
4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.
5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.
6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.
7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.
8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью «Круг», под прицелом фотоаппарата.
Источник