Воображение ребенка природа и развитие
воображение дошкольный творческий психокоррекция
Реализм воображения
Воображение принадлежит к числу главных психических новообразований дошкольного детства. Как показывают исследования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной и музыкально-исполнительной деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми, а также многое другое. [7]
Что же такое воображение? Свободный, необузданный, неподконтрольный логике полет фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью… Чем дальше от реальности, тем продуктивнее воображение. Такова позиция здравого смысла. Впрочем, долгое время ее придерживалось и большинство исследователей-психологов.
Эта позиция может показаться еще более аргументированной, когда разговор заходит о маленьком ребенке. Она полностью согласуется с представлениями о нем как существе, живущем в мире грез, смутных впечатлений и символов. На этом основании психология (и педагогика) традиционно отказывала детскому воображению в какой-либо внутренней, существенной связи с реальностью. Конечно, никто не отрицал того очевидного факта, что оно черпает свой материал из внешнего мира. Но тем и ограничивались.
Так возможен ли реализм детского воображения? Ведь палочка, на которой ребенок скачет, не настоящая лошадка, а только замещающий ее символ. Поэтому и собственной стихией детского воображения обычно называли “мнимое”, “условное”. В то же время “реальное”, “действительное” идентифицировалось с тем, что непосредственно “бросается в глаза” и подлежит простому считыванию, “отражению”, а вовсе не “воображению”. [7]
Но в науке существует и другая позиция. Ее отстаивал выдающийся отечественный философ Э.В. Ильенков [5, 6]. Он был страстным противником сведения воображения к безудержному абсурдному фантазированию и самоцельному оригинальничанию. По Ильенкову, подлинное воображение всегда реалистично. Оно фиксирует нечто такое, что в действительности есть или при определенных условиях возможно, но пока не стало содержанием рационального знания. Этим “нечто” может быть слабо выраженная тенденция, нюанс, “намек”, даже “отклонение от правила”, которому большинство людей не придает никакого значения. Воображение способно “угадать” во всем этом существенную закономерность, всеобщую норму вещей, коей очень часто суждено проявиться лишь в более или менее обозримом будущем. Всемирная история познания буквально соткана из подобных “догадок”. (Согласно Ильенкову, любое всеобщее вначале возникает как “аномалия”, затем приобретающая статус закона [6]. С такими “аномалиями” и имеет дело воображение).
Воображая, человек “сходу” проникает в суть предмета еще до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчетливое понятие о нем. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысль, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля, воображая, мыслящий дух “отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым дает им образное наличное бытие” [4, стр.228].
Движимая, на первый взгляд, чисто интуитивными импульсами сила воображения уверенно инвертирует всеобщее и единичное, необходимое и случайное, условное и реальное, знаемое и незнаемое, главное и, казалось бы, второстепенное. Но последующий скрупулезный анализ, как правило, обнаруживает законность инверсии.
В этом же — специфика детской картины мира. Спору нет, она наивна. Но “наивное” и “неправильное” — совсем не одно и то же. Ребенок видит окружающее, руководствуясь прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые. Это находит свои проявления, например, в спонтанных вопросах и рассуждениях детей относительно таких универсальных категорий, как жизнь и смерть, идеальное и реальное, добро и зло и т.д., в создании воображаемых миров — “паракосмов” [1, стр. 187-188]. Это не означает, что ребенок воспринимает действительность не в геометрических, а в смысловых координатах и пропорциях в отличие от видимого. Такое противопоставление вообще было бы некорректным.
Геометрические формы и отношения внешнего мира ребенок всегда рассматривает сквозь призму той системы общественных значений предметов, которую он уже освоил.
Без воображения вообще не представима та картина действительности, которую продуцирует детское сознание. Детям не без оснований издавна приписывают дар видеть то, чего не замечают другие люди. Каждый из взрослых порой ловил себя на том, что в детстве отдельные предметы приобретали в его глазах гиперболизированные очертания. Это не иллюзия, а следствие активной работы воображения, которое фиксировало для субъекта смыслообразующую функцию этих предметов по отношению к тем или иным значимым ситуациям его жизни.
В онтогенезе наблюдается постоянная смена векторов движения от значения к смыслу и от смысла к значению. Во многих случаях движение по второму вектору направляется силой детского воображения. Вектор движения от смысла к значению превалирует, например, в младенчестве, в условиях непосредственно-эмоционального общения ребенка со взрослым. Для младенца общественный образец поначалу слит с индивидуальным образом действий родного, близкого взрослого — образом, который определяет смысловую доминанту активности ребенка. Образ и образец представляют собой относительно диффузную целостность. Практическое абстрагирование образца осуществляется по мере перевода общения взрослого и младенца в русло делового сотрудничества во второй половине младенчества. Однако его внутренним условием является смысловая (довербальная) инициация общения со взрослым — это и есть генетически исходный тип креативной активности ребенка [7], и уже в нем следует видеть ростки продуктивного воображения.
Так, взрослый пытается под ярко выраженный эмоциональный аккомпанемент (ласковый разговор, тактильный контакт и т.д.) активизировать у младенца интенцию на игрушку. Ребенок же через этот предмет “привязывает” взрослого к себе — превращает игрушку в повод, посредника дальнейшего, отсроченного во времени общения со взрослым. Он настойчиво втягивает игрушку в поле взаимодействия, силой “воображения” полагая предмет в качестве его значимой константы.
Для младенца игрушка воплощает его собственную живую эмоциональную память о Событии общения со взрослым. Он апеллирует к игрушке как к возможному инструменту актуализации этого события. Мало сказать, что ребенок лишь неосознанно оформляет в игрушке некоторую знаковость и стремится открыть ее в качестве таковой сознанию взрослого. Порождение знака ведет к проблематизации ситуации взаимодействия ребенка и взрослого, которая теряет свою определенность, к проблематизации норм ситуативного социотипического поведения [7]. Ведь для взрослого мотив вовлечения этой игрушки в ход взаимодействия вовсе не очевиден, а инициативное обращение ребенка ко взрослому через игрушку выглядит явно избыточным с точки зрения ситуативной нормосообразности. Социализированному взрослому и потом бывает трудно понять, почему украшение елки может ускорить долгожданное появление Деда Мороза, а с ним и приход Нового года, — для этого нужна фантазия.
Инициативное действие ребенка наполняет ситуацию человеческим смыслом, что и предстоит осознать взрослому, фиксирующему в этом действии прежде всего операционно-технические параметры. Креативная активность младенца принимает вид смыслообразования. Внешне это проявляется в попытке разрыва заранее намеченной и претворяемой взрослым “линии поведения” в отношении ребенка. В результате ребенок конструирует новую ситуацию, предполагающую особую норму действия в ней. По мере этого и социально узаконенный способ отношения к предмету осваивается ребенком в своей специфически человеческой — целостной форме (по принципу “целое раньше частей”).
Дальнейшая дифференциация образа и образца действий обязана развитию предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте. Но и в этом возрасте, как и в последующих, освоение общественных образцов разворачивается в логике “осмысливания — воображения” [7].
Ребенок интегрируется в культурное целое творчески, и это — совершенно особая форма творчества [7]. Отсюда однако не вытекает, что он своевольно перекраивает содержание культуры по собственным субъективным меркам, наделяя вещи тем, что им не свойственно. Культура — не аморфная и податливая глина или пластилин. Ребенок застает ее уже обремененной исторической традицией, импульсами действий предшественников и современников.
Для того, чтобы постичь реальную сущность предмета, ребенок должен его вообразить, взглянуть на него с нетрафаретной, а подчас и парадоксальной точки зрения. И в этом — парадокс самого реалистического взгляда на мир. Яркий пример — детские словотворческие опыты, свободная экспериментатика с материальным телом (звуковой оболочкой) слова, — все эти “починщики”, “плавальщики”, “пескаваторы”, “котихи”… Без них грамматика родного языка не может быть твердо усвоена[7].
Перед ребенком — субъектом культуроосвоения встает непростая задача: нисколько не разрушая нормативного, закрепленного общественной практикой значения предмета, он вместе с тем должен выйти за рамки этого значения. Мало того: путь выхода за эти рамки он должен найти внутри этих рамок. Эту парадоксальную задачу и призвано решать в различных видах деятельности ребенка его творческое воображение.
Силой воображения ребенок выделяет те свойства, которые, будучи латентными, все же являются специфичными для данного объекта, наиболее адекватно отражают его общую, целостную природу. Эти свойства могут или сформироваться в процессе развития объекта или не возникнуть вовсе, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного [7].
Смысловой реализм воображения — свойство общечеловеческое, и потому по его меркам можно оценивать продукты творчества как взрослых, так и детей. Если ребенок нарисовал странное существо с головой льва, шеей журавля и ластами тюленя, это, конечно, может быть простой комбинацией разнородных элементов, извлеченных им из личного опыта. Но, чтобы оценить изображенное, нужно попытаться проникнуть в смысловую логику детского образа. Этот образ может оказаться и подлинно творческим, но при том условии, что “лев”, “журавль” и “тюлень” будут осмысленно скреплены ребенком узами необходимой связи. Допустим, это животное — журавль, летом живущий на берегу Ледовитого океана и питающийся там рыбой, а на зимовку перелетающий в далекую Африку, где ему приходится сражаться с тиграми.
В реалистическом воображении нет ни грана плоского отражательства, свойственного “штампованным” решениям. Во-первых, схватывание “целого раньше частей” предполагает не механическую подгонку частей под целое, а творческое преобразование первых в составе второго. Наряду с этим и отдельная часть, став “точкой приложения” силы воображения, может изменить исходный образ целого. Во вторых, раскрыть потенциал вещи в новых условиях, не деформируя ее целостности, — сложная, противоречивая, а подчас и парадоксальная задача с высокой степенью проблемности.
Источник
Источник: izZaMKADya.ru
Воображение – это уникальная способность человека воссоздавать мысленно те или иные ситуации, предметы, образы или придумывать их, даже если они не существуют на самом деле. Человек с его помощью может найти выход из какой-либо ситуации, прокручивая ее в голове вновь и вновь, ища при этом самый безопасный и удобный для себя итог. При помощи воображения человек создает все вокруг, что уже существует в современном мире и то, что будет существовать. Поскольку наше с вами воображение никогда не останавливается на достигнутом, а ищет новые горизонты для развития.
Воображение – это уникальная способность человека
Немного о том, почему развивать воображение очень важно в детском возрасте
Как мы говорили выше: весь мир и то, что нас окружает, создано воображением человека, его фантазиями и мечтами. Если бы не этот навык, то не было бы современной архитектуры, электричества, научных открытий, великолепных художественных книг и человек бы не научился снимать современные фильмы и многого другого. Если сказать пафосными и громкими словами… Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву. Благодаря ему мы многогранны и воспринимаем мир таким, какой он есть и пытаемся сделать его лучше.
На минуту вообразите, что человек не обладает навыком воображения… Это был бы скучный и однообразный мир без интересных и фантастических сказок, увлекательных и интересных детских игр, захватывающих дух музыкальных произведений и многого другого. Мы бы жили скучно и однотипно. Вот всего несколько строк о пользе воображения для человека.
Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву.
Воображение человека начинает активно проявляться в возрасте от пяти до пятнадцати лет и именно в это время необходимо заниматься развитием этого навыка у ребенка. Если этого не делать, то можно получить, абсолютно, неинтересного и скучного сноба, для которого учеба станет камнем преткновения и у него полностью, будет отсутствовать желание открывать для себя что-то новое и интересное. Но если переусердствовать в развитии воображения, то ваш малыш может уйти в свой выдуманный мир, начать дружить с придуманным другом или представлять, что он абсолютно другой человек. Здесь самое главное выдержать «золотую середину».
Современные психологи воображение разделяют на три типа. На это влияет три способа его формирования:
- Первый тип – творческое воображение. Здесь ребенок фантазирует только при помощи своего ума. Он не берет за основу уже существующие вещи, а воссоздаёт все самого нуля. Это самый лучший тип воображения. Его необходимо развивать в первую очередь.
- Второй тип – воссоздающее воображение. Здесь ребенок воссоздаёт в голове то, что мог прочесть в книге или услышать от кого-то историю, которая вызвала у него определенный интерес.
- И третий тип – это воображение, абсолютно, неуправляемое и безудержное. Вот именно при этом типе ребенок начинает выдумывать для себя новый мир, невидимого друга или представлять себя другой личностью. Этот тип развивать не желательно.
Этапы развития воображения соответствующие определенному возрасту ребенка
Самостоятельно воображение начинает развиваться у детей в возрасте примерно двух лет. Например. Малыш играет с медвежонком, но уже не просто ходит с ним по квартире, а начинает кормить его, укладывать спать и выгуливать. Здесь воображение ребенка ограничено его восприятием мира. Он проделывает с игрушкой то, что проживает сам.
В возрасте после трех лет игры ребенка становятся более сложными. При игре с тем же медвежонком во время кормления он может попросить у вас ложечку или просто взять предмет, отдаленно напоминающий ее и кормить, таким образом, игрушку. В этом возрасте ребенок начинает фантазировать в своих играх, то он капитан корабля, то уходит в поход и при этом ему необходимо собрать сумку с необходимыми вещами. Как правило, вещи малыш собирает себе сам.
В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию. Все его воображаемые игры и ситуации происходят для него на самом деле. Он по-настоящему ощущает себя космонавтом покорившим космос и путешественником прошедшим долгий и сказочный путь и так далее. В этом возрасте ребенку свойственно придумывать в своих играх новых героев. Рисунки становятся сложнее и красочнее.
В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию.
По истечении некоторого времени ребенок начинает различать реальность и вымысел. Его фантазии и мечты становятся более приземленными и реальными.
В возрасте пяти-шести лет, ребенок начинает фантазировать уже внутри себя. Он строит воздушные замки, рисует картины и создает новых героев своих игр уже внутри своей головы. А это очень важный этап, так как во время таких фантазий вырабатывается самопроизвольное, но контролируемое воображение, которое пригодится во время школьного обучения.
Как же развить у малыша воображение?
Вы, как родитель должны учесть несколько интересных моментов в общении со своим малышом. Вот несколько действенных способов, которые помогут вам в этом.
Первый способ
Необходимо разнообразить материалы, из которых сделаны игрушки. Таким образом, играя в игры, ребенок испытывает максимальное количество тактильных ощущений, изучает новые запахи и ароматы. Необходимо с малышом ходить в театры и музеи, гулять на свежем воздухе (во время прогулки можно поиграть в такую игру «На что это похоже?», например, дерево, облако, куст). Он должен научиться воспринимать и принимать для себя новые ощущения. Воспринимать и создавать мысленно новые образы и вспоминать уже виденное ранее.
Второй способ
Рисование. Во время рисования малыш строит в своем воображении собственный мир, который перемещает на лист бумаги и окрашивает его теми цветами, которые он видит. Используйте различные виды средств для рисования (краски, гуаши, мелки, карандаши и фломастеры).
Третий способ
Чтение. Оно особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове. Здесь уже вашей фантазии нет предела. Вы можете просто почитать красочную и интересную книжку или рассказать фантастическую историю, или удивительную сказку. Также очень хорошо развивает воображение – разгадывание загадок.
Чтение особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове.
Ребенку необходимо собственное время, когда он может быть наедине с самим собой, когда он просто может послушать музыку, полистать книжку или просто поразмышлять лежа на кровати. Если ребенок себя чувствует в полной безопасности, то здесь он может проявить действительно раскрепощенное и фантастическое воображение.
Развивайте в своем малыше воображение, и может быть, он сделает неординарное открытие в будущем.
P.S. С уважением администрация сайта: izZaMKADya.ru
Источник
Хорошо развитое воображение — полезное качество для ребенка с любым складом ума. Этот навык позволяет воплощать творческие идеи, общаться с окружающими, изучать абстрактные понятия. Но даже одаренным детям нужно регулярно заниматься упражнениями для развития воображения, чтобы не разучиться мыслить и фантазировать.
Что такое воображение?
Это не просто детские мечты и небылицы. Воображение — вид мыслительной деятельности, направленной на обработку информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами, человек вынужден опираться на память, логическое мышление, чтобы создать предполагаемую модель чего-либо.
Воображение используют ученые, бизнесмены, люди творческих профессий. Бытовые задачи тоже требуют воображения, которое напрямую связано со смекалкой и находчивостью.
Проработанное воображение облегчает общение с разными типами людей, помогает управлять эмоциями, выстраивать краткосрочные и долговременные планы.
Функции воображения
Адекватное использование воображения позволяет:
- добиваться желаемого, удовлетворять потребности (использовать воображение, чтобы проводить мысленные эксперименты и выбирать оптимальный вариант развития событий);
- управлять временем (планировать день, представляя, сколько времени займет каждое действие);
- регулировать собственное психическое состояние (наблюдать за окружающими, запоминать оттенки эмоций, переносить их на себя с помощью воображения).
Типы воображения
По интенсивности:
- активное (мозг воссоздает образ, который был заранее выбран человеком);
- пассивное (образы появляются неосознанно, против воли, отражая подсознательные стремления).
По признакам возникновения и протекания процесса:
- неуправляемое (лишенное причинно-следственных связей, яркое, нелогичное);
- воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями, которые уже успели осесть в памяти);
- творческое (образы возникают в сознании без опоры на опыт).
Последний вид воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление. Именно его советуют развивать педагоги. Однако многие родители не до конца понимают, зачем: «Мой ребенок не любит творчество, никогда не будет художником или писателем, ему достаточно теоретических знаний». Этот подход способен загубить потенциал, которым обладает каждый малыш.
Зачем развивать воображение у ребенка?
Мозг человека состоит из множества нейронов, связанных между собой. Их слаженная работа решает тысячи мелких и крупных задач ежедневно. Мы регулярно нуждаемся в свежих идеях: в детском саду, школе, на работе. Можно натренировать мозг выдавать большие объемы новой информации по нашему запросу.
В детстве легче приучить себя к нестандартному мышлению: мозг более податлив и пластичен, при грамотном подходе знания стремительно усваиваются и закрепляются на всю жизнь.
Воспитатели и родители с детства обеспокоены тем, как развить память у ребенка — быстрое запоминание гарантирует, что малыш сможет без проблем жить в привычной среде, выстраивать социальные связи по определенному шаблону. Воображение имеет другую функцию: его задача — предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, спрогнозировать будущее максимально точно. Это своеобразный механизм адаптации, подаренный природой.
У новорожденных воображение отсутствует совсем, но любознательность, тяга к новым знаниям заложена в каждом. Родителям следует поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся глупыми фантазиями с высоты опыта взрослого человека.
Заметно, что не все дошкольники обладают развитым воображением. Однако регулярные тренировки всегда дают положительный результат — воображение можно и нужно развивать во время занятий.
Что влияет на развитие воображения у детей?
Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.
Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.
Делаем вывод: прожитые годы — не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.
Как проявляется бедное воображение у ребенка?
- Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
- Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
- Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие — скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
- Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.
Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?
- Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
- Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
- Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
- Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность — враги воображения.
- Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
- Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
- Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.
Развитие воображения у дошкольников
Решив вплотную заняться работой над воображением ребенка, учитывайте возраст. Развитие воображения напрямую связано с возрастным периодом. Рассмотрим зависимость подробнее.
- Первые зачатки воображения малыш демонстрирует в раннем возрасте (около 2-3 лет). Интересуется историями, которые рассказывают взрослые, занимает позицию активного наблюдателя. Бедность воображения проявляется в примитивных играх маленьких детей, которые обычно состоят из нескольких повторяющихся действий (перекатывание мячика). Также дети в точности копируют поведение старших (укладывают кукол спать, кормят их). Они не способны придумать новый элемент игры.
- Дошкольники (5-6 лет) демонстрируют высокий уровень: когда воспитатель предлагает условия игры, дети пытаются внести что-то новое в привычные правила. Поведение становится более сложным. Главное отличие воображения дошкольников — готовность оперировать удаленными предметами. Малыши способны мыслить лишь о том, что видели своими глазами.
Итог: младшие дошкольники тяготеют к воссоздающему воображению, запоминая действия и события, оставившие эмоциональный отклик. Старшие дошкольники демонстрируют более творческое воображение, пытаясь преобразить данность, с которой имеют дело.
Переход от первого этапа ко второму происходит с помощью игровой деятельности. Дети всегда учатся через игру: сочиняют новые сюжетные линии в рассказах, придумывают необычное назначение вещам, которыми пользуются ежедневно.
Чем старше становится малыш, тем меньше воображаемые образы могут быть связаны с действительностью. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло, обратив внимание на методы развития детского воображения.
- Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.
- Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению
- Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.
- Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление, логика; усваиваются свойства материалов и форм.
Среди комплексов упражнений, развивающих воображение, можно без труда найти варианты, подходящие вашей семье.
- «На что похоже?» Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.
- «Дорисуй картинку» Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.
- Сочиняем сказки самостоятельно. Родители выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.
- Работа с карточками. Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг — солнце, ромашка, яичница).
Развитие воображения у младших школьников
Младший школьный возраст — период постепенного созревания мозга, перехода к активному творческому воображению. Оно становится психологической основой деятельности.
В школе воображение помогает детям освоиться в кругу одноклассников: наблюдая за их поступками, ребенок накладывает на ситуацию личные качества и убеждения, придумывает ответные реплики и действия. Воображаемые диалоги превращаются в качественный заменитель опыта.
Воображение становится более развитым, ребенок использует несколько механизмов создания новых образов:
- Типизация. Выделение общего признака среди группы лиц или предметов (пол, профессия, порода).
- Гиперболизация. Преувеличение, намеренное увеличение или уменьшение свойств предмета с помощью фантазии (Дюймовочка).
- Схематизация. Удаление индивидуальных черт, упрощение до максимального сходства (примитивное изображение животных, растений).
- Агглютинация. Сочетание несочетаемого, алогичные модели (известные мифические создания — русалка, кентавр).
Игры учеников младшей школы содержат элементы самоуправления, самоконтроля. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя исследователем, лично проводил эксперименты, добывал необходимую информацию.
При нормальном функционировании психики ребенок в начальной школе стремится творчески обработать задание учителя, выйти за рамки схемы, данной на уроке. Со временем воображение становится более осознанным, практичным, применимым к условиям жизни. Родители замечают, что ребенок тяготеет к детализации образов: любит красочно описывать вещи, человеческие характеры, находить отличия между ними.
Воображение становится эмоциональным: суждения приобретают индивидуальный оттенок, по ним можно судить о личности малыша, его предпочтениях.
Основные приемы, помогающие улучшить воображение в этом возрасте:
- перенос образов из абстрактного в конкретное (описание воображаемых проектов);
- усиление связи воображаемого с реальностью;
- обогащение жизненного опыта;
- увеличение точности создаваемых образов;
- опора на эмоциональный отклик.
Упражнения, выполняемые младшими школьниками с участием педагога, ориентированы на перечисленные выше приемы. Проводите их в домашних условиях.
- «Актеры». Ребенок загадывает любимого героя мультфильма, создает образ с помощью подручных средств (например, использует карандаш как волшебную палочку) и демонстрирует, как персонаж мог бы вести себя в реальности. Другие участники пытаются назвать имя героя. Пользу приносят школьные спектакли, постановки. Актерское мастерство в любом проявлении благотворно влияет на воображение.
- Интеллектуальные викторины с вопросами, требующими смекалки. Дети делятся на команды, ведущий задает вопросы о затруднительных жизненных ситуациях: «Что бы вы сделали, оказавшись на необитаемом острове?», «Как можно добраться до дома, если вы заблудились, а телефона нет?» Школьникам до 10-12 лет не хватает опыта работы в команде. Атмосфера конкуренции, дружеская взаимовыручка, обмен идеями помогут воображать смелее и быстрее.
- Игра в слова. Ребенку предлагают взять карточку с 3-5 словами, не связанными между собой тематически или логически. Малышу нужно быстро придумать три фразы, содержащие эти слова. Когда упражнение будет выполняться легко, усложните задачу: получившиеся предложения надо объединить в рассказ.
- Угадываем будущее. Взрослый делает заготовки фраз, которые начинаются следующим образом: «Что, если…», «Что произойдет, когда…» Например: «Что, если на свете исчезнут насекомые?», «Что случится, если мы получим возможность запоминать информацию за пару секунд?»
В любом возрасте полезен труд в креативных, интеллектуальных отраслях: лепка из глины, танцы, шахматная секция — спорт и творчество вынуждают мозг работать.
Родителям следует наблюдать за успехами ребенка, проводить грань между воображением и ложью, социальной дезадаптацией. Рассуждения ребенка не должны вредить ему и окружающим, в противном случае есть смысл обратиться к детскому психологу.
Следуя рекомендациям, вы воспитаете неординарного, смышленого ребенка с оригинальным и живым мышлением.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Источник