Волнообразная динамика развития ребенка это

Дата отправки сведений_____________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Дата обследования на ПМПК (в соответствии с коллегиальным заключением ПМПК на ребенка, поступившим в образовательное учреждение) | Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная, др.) |
1. 2. 3. | Алешин Алексей Петрович Иванов Петр Иванович Сидоров Иван Петрович | 20.02.2000 г. 12.03.2000 г. 15.03.2000 г. | Положительная Отрицательная Волнообразная |
Всего: 3 чел. | С благоприятной динамикой: 1 чел. С неблагоприятной динамикой: 2 чел. |
Печать образовательного учреждения Подпись руководителя образовательного учреждения
ПМП-консилиум образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов ПМПк с ребенком и своевременно информирует директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты ПМП-консилиума пытаются добиться положительной динамики развития ребенка.
При наличии показаний (при подозрении на несоответствие структуры психофизического развития ребенка условиям, которые может обеспечить данное образовательное учреждение) ПМП-консилиум оформляет коллегиальное заключение на ребенка и рекомендует родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК.
В любом случае информация о динамике развития ребенка направляется ПМП-консилиумом в ПМПК в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка, при отсутствии конкретных указаний — не реже одного раза в год (см. с. 45).
Повторное обращение в ПМПК по поводу детей с неблагоприятной динамикой развития обычно инициируется ПМП-консилиумом образовательного учреждения, другими учреждениями и ведомствами, непосредственно работающими с ребенком, самими родителями (законными представителями).
Журнал движения документации
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Год приема ребенка на ПМПК | Дата передачи/получения документа | Адресат или источник информации (кому, от кого) | Наименование документа (запрос, направление, запрошенный документ — какой и т.д.). | Подпись выдавшего документ (или сведения о пересылке по почте) | Подпись принявшего документ или др. сведения о поступлении документа по месту запроса |
ПМПК при методической работе с нижестоящими ПМП-консилиумами образовательных учреждений информирует их о технологии формирования у родителей (законных представителей) адекватного отношения к повторному направлению в ПМПК.
Предлагается следующая схема беседы с родителями (законными представителями) при повторном направлении на ПМПК:
— апелляция к тому из родителей (законных представителей) ребенка, кто реально может представлять и защищать его интересы;
— аргументированное информирование родителей (законных представителей) о неблагоприятной динамике развития ребенка в данных условиях;
— обоснование возможных причин неблагоприятной динамики развития: несоответствие данных условий особенностям развития ребенка; необходимость уточнения диагноза и рекомендаций; предполагаемая необходимость в поддерживающем или стационарном лечении, возможно — в сопровождении со стороны специалистов учреждений социальной защиты или правоохранительных органов (в корректной форме) и др.;
— важность своевременного, быстрого прояснения причин неблагоприятной динамики развития ребенка и разработки эффективных рекомендаций;
— представление гипотезы о возможных последствиях пребывания ребенка в неадекватных для него условиях. Важность поиска условий, адекватных особенностям развития ребенка.
Повторное обращение инициируется и контролируется и самой ПМПК.
При поступлении информации о неблагоприятной динамике развития ребенка от ПМП-консилиумов ПМПК ставит на контроль сроки повторного приема этого ребенка. Регистратор или воспитатель (на усмотрение заведующего ПМПК, в зависимости от нагрузки каждого из этих сотрудников) информирует заведующего ПМПК о поступивших списках и заполняет лист контроля динамики развития на каждого ребенка с неблагоприятной динамикой развития: сведения о ребенке и первые три рубрики листа.
Листы контроля динамики при неблагоприятной динамике развития детей и подростков подшиваются (или складываются в файловые папки) регистратором соответственно месяцу и году поступления и хранятся в общей папке «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК». Они извлекаются из папок при повторном обращении родителей (законных представителей) и в них вносится дата повторного обследования ребенка. Лист контроля динамики переносится в карту развития ребенка, хранящуюся в ПМПК.
Если в течение трех месяцев с момента поступления информации о неблагоприятной динамике развития ребенка и заполнения листа контроля динамики родители (законные представители) не записались на повторный прием, регистратор передает соответствующие листы контроля динамики заведующему. Заведующий равномерно распределяет их между специалистами, и они осуществляют связь (по телефону или письменную) с родителями (законными представителями). Проясняются причины, по которым родители не обратились в ПМПК повторно, проводится аргументированная беседа о необходимости повторного обследования. В любом случае повторное обследование ребенка на ПМПК возможно лишь с согласия родителей (законных представителей).
Сопровождение детей и подростков, не охваченных учреждениями системы образования, но прошедших обследование на ПМПК по инициативе или с согласия родителей (законных представителей), осуществляется непосредственно через родителей (законных представителей). После обследования на ПМПК, решения вопросов диагностики и разработки рекомендаций, родителей (законных представителей) информируют о желательности повторного обращения в ПМПК с целью контроля динамики развития ребенка и возможной корректировки рекомендаций. Срок повторного обращения в ПМПК всегда индивидуален и соответствует психолого-педагогическим и медико-социальным показаниям.
Сроки контроля динамики развития детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК и не охваченных учреждениями системы образования, дублируются в листе контроля динамики развития соответственно пункту рекомендаций, внесенных в коллегиальное заключение. Листы контроля динамики… этих детей, как и детей, охваченных учреждениями системы образования, хранятся в папке «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК».
Формы внутреннего учета и контроля деятельности ПМПК
Журнал первичного учета детей, обратившихся в ПМПК.
Алфавитная книга.
Журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК.
Карты развития детей (с соответствующими вкладышами, см. выше).
Планы и графики работы (ПМПК и индивидуальные).
Журнал движения документации.
Папка «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК» с «Листами контроля динамики».
Аналитический журнал
Аналитический журнал заполняется заведующим ПМПК в конце календарного года. За основу можно взять представленную ниже схему.
Типы, виды учреждений | Примечание | |||||||||||
Учреждения системы образования | Другие учреждения, ведомства | |||||||||||
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения | ППМС-центры | Общеобразовательные школы | ||||||||||
1 вид | 2 вид | 3 вид | 4 вид | 5 вид | 6 вид | 7 вид | 8 вид | Классы КРО, др. спец. классы | Общеобразовательные классы | |||
Количество детей, которым рекомендованы данные образовательные или иные условия (чел.) | ||||||||||||
Составляется динамика предварительной записи детей на ПМПК и детей, прошедших обследование на ПМПК. Форма отображения — два графика в единых координатах: по горизонтальной оси — месяцы года, по вертикальной оси — а) количество записавшихся на прием детей, б) количество детей, прошедших обследование. Под графиком указать, сколько всего детей записано на прием и сколько всего детей прошло обследование на ПМПК (по итоговым числам соответствующих журналов). Исполнитель — регистратор.
Возрастная группа | Примечание | ||||
0—3 года (включительно) | 3—7 лет (включительно) | 7—11 лет (включительно) | 11—16 лет (включительно) | 16—18 лет (включительно) |
Заведующий ПМПК делает краткий анализ с акцентом на динамике записи и приема детей и выводы по планированию приемов на будущий год.
Заведующий ПМПК распределяет детей, прошедших обследование на ПМПК в течение года, по возрастным категориям (по журналу учета детей, прошедших обследование на ПМПК). Исполнитель — воспитатель. Форма отображения — таблица.
Заведующий ПМПК делает краткий анализ с акцентом на преобладающих возрастных категориях и выводы о методическом и ином обеспечении приема этих детей.
Запрос на предоставление информации
ПМПК Учреждение, запрашивающее информацию (полное официальное название учреждения) обращается с запросом в (полное официальное название учреждения) по поводу ребенка: (Ф.И.О., дата рождения, место жительства (прописка, регистрация) ребенка; Просим предоставить следующие сведения о ребенке (формулировка запроса в соответствии с показаниями) М.п. Руководитель учреждения (подпись) |
Затем распределяет детей по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений: на основании анализа первой рекомендации (единой для всех коллегиальных заключений) по журналу учета детей, прошедших обследование на ПМПК, — 7-я рубрика — «Коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями». Исполнители — назначенные заведующим специалисты ПМПК. Форма отображения — таблица.
Заведующий ПМПК делает выводы о преобладающих потребностях в тех или иных образовательных (иных) условиях.
Количество повторных поступлений детей и подростков на ПМПК. Подсчитывается регистратором или воспитателем (по распоряжению заведующего ПМПК) по алфавитной книге (первичный прием не считается).
Заведующий учитывает эту информацию при планировании временных затрат на обследование одного ребенка на будущий год.
Фиксируется соотношение детей с положительной и отрицательной динамикой развития в рекомендованных ПМПК условиях: по материалам папки «Сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК». Соответственно поступившей информации подсчитывается общее количество детей с благоприятной (положительной) и неблагоприятной динамикой развития. Исполнитель — регистратор или воспитатель.
Заведующий ПМПК делает выводы об эффективности рекомендаций ПМПК, анализирует причины повторных обращений в ПМПК.
Каждый специалист ПМПК в конце календарного года сдает отчет. Мы рекомендуем следующую схему отчета:
а) количество дополнительных приемов детей, проведенных специалистом индивидуально;
б) организационно-методическая работа: внутренняя (в условиях ПМПК) и внешняя (формы, учреждения, контингент и т.п.);
в) просвещение (где, когда, с кем, в каких формах велась работа);
г) сопровождение детей, прошедших обследование и нуждающихся в наблюдении данного специалиста (сколько детей, формы сопровождения, динамика).
На основании всех описанных выше материалов может быть проведено отчетное (по итогам календарного года) совещание с кратким отчетом каждого специалиста и обобщающим выступлением заведующего ПМПК. Обсуждаются перспективы работы, планирование деятельности ПМПК, предложения для управления образования по развитию ПМПК и системы сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии.
Аналитическая справка — форма отчета ПМПК (перед управлением образования)
Аналитическая справка составляется заведующим ПМПК на основании материалов аналитического журнала, отчетов специалистов ПМПК и итогов отчетного собрания ПМПК. Анализ подкрепляется соответствующими приложениями (графиками, таблицами и др.). Вносятся предложения по развитию системы специального образования на данной территории и иных форм сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии, а также по развитию самой ПМПК.
Система внешних связей ПМПК
Внешние связи и отношения ПМПК с другими учреждениями, ведомствами, подструктурами в рамках системы ПМПК осуществляются посредством обмена документацией в соответствии с приказом о сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии и рекомендуемыми в данном руководстве формами документов. Возможны иные договорные отношения.
Для обмена информацией о ребенке с заинтересованными учреждениями и ведомствами может использоваться единая форма запроса. Запрос осуществляется с согласия родителей (законных представителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, запрос по решению суда).
Выше указывалось, что ПМПК могут направлять детей и подростков в другие учреждения и ведомства в рамках приведенной системы внешних связей, используя форму направления и опираясь на соответствующие договора и приказы о взаимодействии, которые могут быть подписаны на региональном и муниципальном уровне.
Функциональные обязанности специалистов ПМПК
Прием детей и подростков с отклонениями в развитии, их родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы детей и подростков с отклонениями в развитии.
Организационно-методическая работа.
Просветительская деятельность.
Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии (контроль эффективности рекомендаций ПМПК с точки зрения динамики развития ребенка).
Регулярное повышение квалификации. Профессиональный рост.
Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля на всех уровнях системы ПМПК (региональная ПМПК, муниципальные ПМПК, ПМП-консилиумы образовательных учреждений в рамках методического (профессионального) объединения).
Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля в учреждениях других ведомств: врачи — в учреждениях системы здравоохранения, педагоги (олигофренопедагог, логопед, сурдо- и тифлопедагог) и психологи — в учреждениях системы образования; социальные педагоги — в учреждениях социальной защиты и правоохранительной системы.
Выполнение требований устава учреждения, в состав которого входит ПМПК, цели и функций ПМПК (внутренний распорядок, ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности).
1 Ниже мы будем использовать две аббревеатуры – МПК и ПМПК, так как они взаимодействуют исторически и продолжают сосуществовать фактически, а с недавнего времени и юридически. В то же время очевидно, что в перспективе все подобные структуры следует именовать ПМПК, имея в виду необходимое и обязательное включение в их состав психологов, а также соответствующее направление разработки нормативно-правовой базы деятельности ПМПК.
2 См. книгу Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.
3 Президентом РФ на данный закон наложено вето.
4 Этот пункт может быть исключен, а данный вопрос решен на уровне управления образования региона (соответствующим приказом).
5 В.В. Лебединский. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
6 Л.С.Выготский. Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 4, с. 6.
7 Там же, с. 7.
8 Под основным приемом имеется в виду первичный и повторные приемы детей и подростков с отклонениями в развитии, которые проводятся всеми членами ПМПК. Эти приемы следует отличать от дополнительных приемов отдельными специалистами, необходимых для уточнения диагностики и рекомендаций, которые проводятся каждым специалистом в соответствии с индивидуальным графиком работы в рамках 12 часов.
9 Обследование ребенка ПМПк/консилиумом/ образовательного учреждения проводится в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г.
10 Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина.— М.: Просвещение, 1983.— С. 56–62.
11 Структура коллегиального заключения составлена с опорой на анализ видов психического дизонтогенеза, предложенный В.В. Лебединским в учебном пособии «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.
12 Под «вредностью» имеется в виду любой патогенный фактор (биологической, психологической, социальной, экологической и др. природы), то есть любое воздействие, влияние и т.п., приводящее к возникновению нарушений, отклонений в развитии.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«ШКОЛА № 1391»
108800 г. Москва, п. Киевский, пос. Киевский, дом 7а
тел. 8-495-846-31-54, 8-495-846-38-01, e-mail: 1391@edu.mos.ru
«__»_______________2019г.
Характеристика
Иванов Иван Иванович
2011 года рождения
подготовительная группа
Общие сведения
Поступил в детский сад: 1 сентября 2014 года
Мать: Иванова
Отец: Иванов
Перечень фактов в период обучения:
Программа обучения: адаптированная общеобразовательная программа «От рождения до школы»
Форма обучения: очная, полный день
Группа: общеразвивающая
Коррекционно-развивающая, психологическая помощь: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОО:
Показатели эмоционально- личностного развития: Иван спокоен, нетороплив, в меру общителен, настроение у него не устойчивое. В игре не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной детьми и взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, избегает общения. Ребенок не конфликтный, доброжелательный. Движения и мимика вялые. Трудно засыпает и трудно просыпается.
Ребёнок обладает всеми необходимыми по возрасту навыками самообслуживания, но медленно раздевается и одевается, ест.
Показатели изменения физического, моторного развития: Общая и мелкая моторика недостаточно развиты. Ведущая правая рука.
Показатели познавательного развития, речевого развития:
Восприятие.
- Цвет: соотносит и называет все предъявленные цвета- красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, салатовый. Сличает, но не называет – бежевый, серый.
- Плоскостные формы: сличает и называет все плоскостные формы- треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал.
- Объемные фигуры: из предъявленных: шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик не смог обозначить ни одну.
- Слуховое восприятие: предъявленный текст воспроизводит не полностью, ритмический рисунок не повторяет .
- Целостное восприятие: складывает разрезную картинку из 5 частей, выкладывает картинку из 6 кубиков без опоры на рисунок.
- Зрительное восприятие: наложенные изображения: узнал 8 из 8 (N); недорисованные изображения: узнал 4 из 6(N).
- Восприятие величины: самостоятельно разложил 10 брусочков в убывающем порядке. Показал самый высокий и самый низкий. Владеет порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец- методом зрительного соотнесения.
- «Самое непохожее»: при первом предъявлении ориентируется только на два признака: форму и цвет, после обучения: учитывает все три признака (цвет, форма, размер).
- Восприятие пространства:
- Макропространство- самостоятельно ориентируется в групповом помещении, актовом зале, физкультурном зале, самостоятельно может дойти от кабинета психолога до группового помещения;
- Микропространство – верно называет и опознает все стороны и части листа, выделяет центр.
- Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
- Ориентировка на себе- показывает и называет части тела, левые и правые симметричные части тела (уши, коленки, пятки) дифференцирует левую и правую сторону (не уверенно)
- Последовательность частей суток – сформировано, с опорой на картинки. Утро, день, вечер, ночь – может назвать обобщающим словом.
- Последовательность времен года – не сформировано, называет лето, зиму без опоры на картинки. Знает признаки каждого времени года, обобщающее слово. Путает смежные времена года (осень/весна)
- Последовательность месяцев – не знает.
- Дни недели – порядок следования не сформирован.
- Ориентировка на листе бумаги- N, к концу года научился рисовать схему помещения и находить предметы по схеме.
- Ориентировка на листе в клетку – в начале года задание не выполнял, по результатам итоговой диагностики с заданием медленно, под контролем взрослого справляется.
Внимание.
- Концентрация — низкая.
- Устойчивость – недостаточная, быстро истощается, отвлекается на внешние раздражители.
- Произвольность в стадии формирования.
Память
- Слуховая механическая — динамика запоминания слов:3,1,4,5,6. (ниже возрастной нормы)
- Зрительная – 5 из 10 ( средний уровень).
- Опосредованная — из 5/4 (соответствует возрастной норме)
Мышление.
- Наглядно- действенное – умеет действовать по образцу, схеме
- Наглядно- образное – быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
- Способность устанавливать причинно-следственные связи – простые связи устанавливает.
- Словесно- логическое – не выкладывает серию сюжетных картинок из 4 и не составляет связанный рассказ.
- Способность выделить лишний предмет – вызывает затруднение.
- Обобщение – подбирает обобщающее слово в рамках программного материала.
- Картинки- нелепицы- объясняет их смысл, рассказ со скрытым смыслом- не понимает.
Воображение- сюжеты рисунков не выделяются большой оригинальностью и разнообразием.
С опорой на картинки определяет эмоциональные состояния людей: веселый, грустный, сердитый, удивленный.
Речевое развитие
- Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Объем непроизвольных движений губ и языка ограничен. Нарушена переключаемость артикуляционных движений.
- Общее звучание речи. Речь смазанная, маловыразительная.
- Понимание речи. Ориентируется в повторяющихся бытовых ситуациях. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
- Словарь. Пассивный и активный словари значительно ниже возрастной нормы.
- Грамматический строй речи. Уровень сформированности грамматической компетенции значительно ниже возрастной нормы. Навыки словоизменения и словообразования находятся на стадии формирования. Трудности построения синтаксических конструкций: пропуск предлогов, ошибки согласования и управления.
- Фонематическое восприятие. Грубо нарушено. Нарушена дифференциация звуков сходных по акустическим признакам, твердости-мягкости, глухости–звонкости. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Доступен анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных звуков, анализ обратного слога.
- Звукопроизношение. Полиморфное нарушение. Грубо нарушены звуконаполняемость и структура сложных слов.
- Связная речь. Доступно понимание основной информации текста. Значительные трудности в построении собственного высказывания на основе визуальной информации. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Связность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Пересказ может осуществить только по наводящим вопросам.
Показатели состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной):
На занятиях ведет себя спокойно, малоактивен, медлителен, долго не может приступить к заданию, если в процессе деятельности появляются трудности, не пытается найти решения, не просит помощи, сидит и ждет. С педагогом в контакт вступает активно, не всегда может выразить правильно просьбу словами. В играх с детьми избирателен, играет с определенным кругом детей, пассивен.
Игры и их содержание не соответствуют возрасту.
Особого интереса к занятиям не проявляет. Наибольшие трудности вызывает рисование, лепка, аппликация (там, где нужно работать руками). Не усидчив, внимание рассеянное. С одного вида деятельности на другой переключается довольно быстро. Помощь взрослых принимает всегда с удовольствием, самостоятельность проявляет мало.
Освоение программного материала:
Динамика усвоения адаптированного программного материала подготовительной группы- средняя. На конец года адаптированная общеразвивающая программа усвоена частично. Наблюдается положительная динамика развития по всем образовательным областям: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. С мальчиком были проведены индивидуальные дефектологические, психологические и логопедические занятия в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с задержкой психического развития. Существенные затруднения в формировании физического, познавательного, речевого развития, эмоциональная незрелость.
Общий вывод: АООП для ЗПР усвоил частично.
Дата составления характеристики: 2.04.2019
Источник