Водовозова развитие ребенка первого года жизни

Водовозова развитие ребенка первого года жизни thumbnail

Елизаве́та Никола́евна Водово́зова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; (5 (17) августа 1844 года, Поречье, Смоленской губернии — 23 марта 1923, Петроград) — русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И. Водовозова.

Биография[править | править код]

Родилась в уездном городке Поречье Смоленской губернии, в родовитой, но небогатой дворянской семье. В 1848 г. пандемия холеры унесла жизни её отца и семерых братьев и сестёр; мать, не имея средств для жизни в городе, продала дом и переехала в деревню с оставшимися пятью детьми, где вся погрузилась в хозяйство. Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 г. занималась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 году вышла замуж за Водовозова. С 1863 выступала в печати, участвовала в кружках демократической молодёжи — «людей шестидесятых годов» — и сама с мужем устраивала еженедельные журфиксы. В их доме на «вторниках» бывали В. А. Слепцов, П. И. Якушкин, В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин, П. А. Гайдебуров. В конце 1860-х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф. Фрёбеля. Овдовев в 1886 году, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского. Последние годы жизни провела в крайней нужде, одиночестве, болезнях, доводивших до отчаяния и мыслей о самоубийстве.

Похоронена на Смоленском кладбище[1].

Племянница по матери Николая Степановича и Ивана Степановича Ганецких. В доме дяди Ивана Степановича жила первое время после окончания Смольного института[2]. Её сыновья Василий (1864–1933) и Николай (1870–1896) были оппозиционными публицистами, близкими к революционному движению.

Литературная деятельность[править | править код]

Обложка книги «Как люди на белом свете живут. Англичане». Водовозова Е.Н. Иллюстрации — Васнецов В.М. 1897 год

Дебютировала в печати статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в журнале «Библиотека для чтения» (1863; подпись Е. Ц-ская). В книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (Санкт-Петербург, 1871; 7-е издание 1913) основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. В качестве пособия для воспитания по такой программе издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (Санкт-Петербург, 1876).

В 1870-е годы сотрудничала в педагогических изданиях «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя».

Издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы» (ч. 1—2, Санкт-Петербург, 1871—1872; несколько раз переиздавалась), выпустила книгу «Батрачка. Рассказ из народного быта» (Санкт-Петербург, 1871; под псевдонимом И. Бельский) и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880). Главной работой Водовозовой считается книга «Жизнь европейских народов. Географические рассказы» (т. 1—3, Санкт-Петербург, 1875—1883), в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. Переработанный и сокращённый вариант книги вышел под названием «Как люди на белом свете живут» (т. 1—10, Санкт-Петербург, 1894—1901).

Опубликовала множество произведений мемуарного характера: «К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки» («Русское слово», 1887; подпись Н. Титова), «Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского» (Русское богатство, 1908), «Среди петербургской молодёжи шестидесятых годов» («Современник», 1911), «Из давнопрошедшего» («Голос минувшего», 1915), очерк «В. А. Слепцов» («Голос минувшего», 1915), «В. И. Семевский» («Голос минувшего», 1917); эти и другие мемуарные очерки и воспоминания составили книги «На заре жизни» (Санкт-Петербург, 1911, перераб. «История одного детства»), «Грёзы и действительность» (Москва, 1918).

Издания[править | править код]

  • Жизнь европейских народов. т. 1 — «Жители Юга», СПб., 1881
  • Жизнь европейских народов. т. 2 — «Жители Севера», СПб., 1899
  • Жизнь европейских народов. т. 3 — «Жители Средней Европы», СПб., 1883
  • На заре жизни и другие воспоминания. Т. 1—2. Москва — Ленинград, 1934.
  • История одного детства. Москва — Ленинград, 1939.
  • На заре жизни. Т. 1—2. Москва, 1964.
  • Умственное развитие детей. С-Петербург 1871

Примечания[править | править код]

  1. ↑ ЦГА СПб. Ф. Р-6143.— Оп. 3.— Д. 1156.— Л. 66—66 об.
  2. Елизавета Водовозова. На заре жизни. — Москва. — Том 2, часть III, глава XIV: Художественная литература, 1987. — С. Том 2, часть III, глава XIV.

Литература[править | править код]

  • Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1: А — Г. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 455—456.
  • Э. Виленская, Л. Ройтберг. Воспоминания шестидесятницы

Источник

Анастасия Петрова
Эссе «Педагогические взгляды»

• Елизавета Николаевна Водовозова

• Родилась 17 августа 1844 года в Смоленской губернии. Она окончила в 1862 году Смольный институт, где училась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 году она стала женой Водовозова.

• В конце 1860-х побывала в Германии и Швейцарии, где изучала детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля.

С 1863 года она публиковала свои произведения в прессе.

• В 1886 году, овдовев, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского.

В последние годы жила в бедности и одиночестве, часто думала о самоубийстве.

Умерла Елизавета Николаевна Водовозова 23 марта 1923 года в Петрограде

Читайте также:  Центр развития ребенка 106

• труды

Елизавета Водовозова является автором статей «Что мешает женщине быть самостоятельной?», книги «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871 год, «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями». Она издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы», «Батрачка. Рассказ из народного быта» и беллетристический (т. е. в стихах и прозе) сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880).

Главной книгой Е. Водовозовой считается «Жизнь европейских народов. Географические рассказы», которая рассказывает о народах различных стран, их традициях, народных забавах, занятиях, характере политической жизни. Она написала много произведений мемуарного характера

Педагогические взгляды

• Цель воспитания

Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”

Воспитатель, воспитание и обучение

играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей.

Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором.

Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания

Е. Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям.

Воспитание ребенка — живое, творческое дело;

без педагогических знании, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утверждала она

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним:

“Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”

• умственное и нравственное воспитание

Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста.

Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно.

Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений

• Умственное воспитание

Умственное воспитание:

развитие наблюдательности и любознательности;

расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающем миром;

обучение родному языку;

развитие внимания, памяти и др.

• психологические основы умственного воспитания

Одной из составных частей умственного воспитания Водовозова считала своевременное и правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями.

Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей.

Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов.

Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда

• НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основа нравственного воспитания детей:

организованная воспитательная среда,

систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка,

трудовое воспитание,

воспитание чувства любви к Родине

Е. Н. Водовозова была решительной противницей телесных наказаний. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать, в плане теории «естественных последствий» Руссо, личный опыт и его последствия с тон целью, чтобы научить детей поступать в другой раз более обдуманно

(«естественные наказания» (-ребёнок должен чувствовать и отвечать за все последствия своих дурных последствий)

Е. Н. Водовозова не связывала нравственное воспитание с религией, она совершенно не касалась в своей работе «Умственное и нравственное воспитание.» вопросов религиозного воспитания детей дошкольного возраста

• физическое воспитание

свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания

Разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка.

Подвижные игры, не должны проводиться по команде, как это делалось в фребелевских детских садах

Ею разработаны следующие ценные указания по методике проведения подвижных игр детей:

подвижная коллективная игра должна уничтожить сословный, узко семейный элемент, присущий индивидуальным играм детей в семье;

в подвижных играх не должно быть повода к азарту;

подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры;

главное условие при проведении подвижных игр — дать детям как можно более разнообразия, свободы

• ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие, горячую привязанность к ближнему”

Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду.

Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу

Читайте также:  Ребенок начало третьего месяца развитие

Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам.

Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли.Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи.

Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года, серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей

• эстетическое воспитание

Е. Н. Водовозова занималась и вопросами, эстетического воспитания детей. Она указывала, что пение является одним из средств эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста, развивает его слух, способствует развитию речи. Необходим тщательный отбор детских песен.

Рисование Водовозова рассматривала не только как средство эстетического воспитания, но и как одно из средств подготовки детей к письму. Особо важное значение она придавала рисованию по сетке, которое при условии хорошего выполнения рисунка дает детям много наслаждения. Оно приучает их глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию. Рисование содействует и умственному развитию детей. При рисовании ребенок должен наблюдать форму срисовываемых предметов, приучать глаз к различению световых оттенков, развивать способность живо воспроизводить представление о виденном, развивать память и воображение, а также развивать навык четко передавать все очертания линий

• ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы.

Эта подготовка должна заключаться

в правильной организации жизни детей, своевременном

развитии их сил и способностей,

в пробуждении у них интереса к учению.

Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства

• ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ

В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста

Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания.

Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине

Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора —

в этом ее большая заслуга

• ИГРЫ И ИГРУШКИ

Она отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию.

Е. Н. Водовозова указывала, что благодаря творческому воображению детей различные дидактические материалы, в частности строительные, кубики, лучинки, палочки и т. д., в играх, могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.

Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание.

В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей

Источник

Елизавета Николаевна Водовозова

Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании

© ООО Издательский дом «Карапуз», 2010.

© Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – составление, вступительная статья, 2010.

Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева

О Е.Н. Водовозовой

Елизавета Николаевна Водовозова родилась в 1844 г. в Смоленской губернии в семье небогатого помещика Цевловского.

Ее мать, Александра Степановна, окончила курс в петербургском Екатерининском институте, а отец получил блестящее, по понятиям того времени, первоначальное домашнее образование.

Двадцать четыре года он посвятил военной службе в петербургском уланском полку, но при этом много читал произведений польской, французской и русской литературы. В своих воспоминаниях, опирающихся на рассказы матери, Е.Н. Водовозова пишет, что Николай Григорьевич не только усвоил лучшие идеи французских энциклопедистов XVIII в. и писателей XIX в., но был страстным поклонником гуманных идей, очень любил своих детей, открывал в них способности и развивал их. Так, Елизавета Николаевна вспоминает, что отец любил театр и считал его «средством для воспитания в молодежи благородных чувств»[1]. Действительно, домашний театр помогал сделать жизнь многочисленной семьи счастливой и веселой (в семье было шестнадцать детей). Благодаря его мягкости в семье «не было в ходу ни розг, ни других педагогических воздействий крепостнического характера». В 1848 г., заболев холерой, умирает отец и большая часть детей. После чего вся семья (Александра Степановна, Анна, Захар, Андрюша, Александра, Елизавета) возвращается в поместье отца и все тяготы жизни по ее обеспечению ложатся на мать.

По своему характеру она была властная и вспыльчивая, но при этом – целеустремленная и трудолюбивая. «Матушка, будучи столбовою дворянкой по мужу и отцу, “особа с языками и манерами”, как говорили про нее, не только не конфузилась своей бедности, но всегда проводила мысль, всегда говорила своим детям и посторонним, что каждый должен трудиться». Трудолюбие Александры Степановны было ярким примером для всех окружающих ее людей и детей. Но ввиду занятости она почти не уделяла внимания воспитанию своих детей – эта миссия была возложена на няню. Первоначальное обучение и подготовка Е.Н. Водовозовой в институт проходили в семье.

Читайте также:  Речь воспитателя как источник речевого развития ребенка

С 1855 по 1862 гг. она училась в Смольном институте. Окончив его, Елизавета Николаевна продолжала общение со своими учителями – К.Д. Ушинским и В.И. Водовозовым (будущим мужем), влияние которых определило последующую ее педагогическую и литературную деятельность. Она помогала мужу в организации воскресной школы, участвовала в работе Санкт-Петербургского педагогического собрания и давала частные уроки.

В конце 60-х гг. XIX в. семья Водовозовых познакомилась с теорией и практикой воспитания и обучения детей в общественных учреждениях и семейным воспитанием Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Франции. По возвращении на родину осенью 1862 г. Водовозовы обосновались в Петербурге. Именно здесь родилась идея проведения журфиксов («фиксов», как говорится в воспоминаниях) по вторникам, где собирались люди разных возрастов – от студентов до маститых ученых, писателей, публицистов, педагогов. Здесь провозглашались и поддерживались самые передовые литературные и педагогические идеи того времени.

Первая статья Е.Н. Водовозовой «Что женщине мешает быть самостоятельною?», написанная по поводу романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выходит в 1863 г. С тех пор начинается ее публицистическая деятельность в российских педагогических кругах 60–80 гг. XIX в. Е.Н. Водовозова уже известна как видный деятель по дошкольному воспитанию и детская писательница.

Ученица и последовательница К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова, Е.Н. Водовозова – автор самой популярной дореволюционной книги для родителей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»[2]. Фактически, Е.Н. Водовозова работала над книгой в течение всей жизни, перерабатывая и дополняя каждое новое издание. Этот труд стал основным трудом по дошкольному воспитанию в 70-е гг. XIX в. Все идеи здесь относились к семейному воспитанию, так как содержание воспитательной работы первых детских садов ее не вполне удовлетворяло. Эта неудовлетворенность хорошо прослеживается на страницах ее книг – Елизавета Николаевна иногда поражает своей прямолинейностью и резкостью суждений.

Сама она была очень эмоциональной и живой натурой, страстным, иногда даже вспыльчивым человеком. По рассказам современников, Елизавету Николаевну боялись как министр народного просвещения, так и директор департамента полиции. Так горячо, прямо и честно она отстаивала собственную позицию и умела заставить уважать себя. Правда, она умела и выслушивать мнение другого, понимать и принимать его. Особенно это касалось детей, которых она просто обожала и создала целый ряд произведений, предназначенных именно для них.

Как детская писательница, Е.Н. Водовозова создала практико-ориентированные рассказы с картинками для детей младшего и старшего дошкольного возраста на темы, связанные с растениями, животными и явлениями природы. Также в доступном для детей изложении Елизавета Николаевна представила повести и очерки из русской народной жизни. Для школьников выпустила трехтомный труд «Жизнь европейских народов», – географические рассказы с рисунками, Позднее этот трехтомник был переработан в серию книг «Как люди на белом свете живут». Интересно, что она считала эти материалы не столько дидактическими, обучающими, сколько воспитательными. Она подчеркивала, что «при воспитании детей нужно иметь в виду эту выдающуюся, исторически сложившуюся черту характера русского человека», связанную с любознательностью детей и необходимостью предоставления «простора для детской самодеятельности и мышления, что обыкновенно обнаруживается в желании ребенка высказывать свои мысли по поводу различных явлений окружающей его жизни». Этим интересом к вопросам и мнению детей, стремлением предоставить им свободу для формирования собственного мнения и развития индивидуальности отличаются все работы Елизаветы Николаевны.

Сама Водовозова успела сделать очень много. Возможно, потому, что «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье»[3] – труд – стал девизом ее жизни и был «начертан и на ее собственном знамени», по словам Э.С. Виленской. Об этом ярко свидетельствуют ее мемуары «На заре жизни», которые были высоко оценены общественностью того времени и актуальны до сих пор: из них мы узнаем историю России, историю педагогики и историю знаменитых людей – просветителей, педагогов и государственных деятелей. История России и судьба отдельного человека – вот что вызывает интерес читателя. Кроме того, обращает на себя внимание язык мемуаров, в которых Елизавета Николаевна не просто рассказывает о прошлом, а словно заново переживает его. Такой – молодой душой – она осталась и в 79 лет, пережив своих великих учителей, смерть двух мужей и сыновей, три революции. Осталась в своих мемуарах и памяти людей, в истории дошкольной педагогики.

Путь в педагогике

Середина XIX – начало XX вв. в истории, несмотря на все общественные бури и катаклизмы, характеризуется большим вниманием к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Анализируя отечественный педагогический опыт и изучая зарубежные системы воспитания, российские общественные деятели и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов и др.) искали новые пути воспитательно-образовательной работы с детьми, разрабатывали вопросы содержания и методики их воспитания, чем способствовали выделению дошкольной педагогики в специальную отрасль педагогических знаний. Одним из таких педагогов была Елизавета Николаевна Водовозова.

Источник