Внутриутробный период развития иммунной системы ребенка
Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.
Что такое иммунитет и как он работает
Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.
При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.
Какие органы формируют иммунную систему
Прямое влияние оказывают:
- вилочковая железа;
- костный мозг;
- эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
- лимфоидные образования кишечника;
- лимфатические узы;
- селезенка.
Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.
Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).
Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.
Виды иммунитета
Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.
В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.
Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.
Про иммунитет — Школа доктора Комаровского
Мнение эксперта
Ирина Катыкова
Врач-педиатр, детский невропатолог
Задать вопрос
У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!
Пять критических периодов в жизни ребенка
Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.
Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.
Стадия | Возраст ребенка | Что происходит с иммунитетом | Риск для здоровья |
1 период развития | Первые 29 дней жизни | Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек. | Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови. |
2 период развития | 3-6 месяц | Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. | Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное). |
3 период развития | С 6 до 24 месяцев | Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. | Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями. |
4 период развития | 4-6 лет жизни | Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. | Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте. |
5 период развития | 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. | Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. | Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией. |
Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).
Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.
Что вредит детскому иммунитету
Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.
Что вредно ребенку:
- Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
- Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
- Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
- Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.
Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.
Рейтинг: 4.7, Голосов: 14
Источник
РанÑенаÑалÑнÑй пеÑиод (Ñ.е. до ÑождениÑ) пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÐ° и диÑÑеÑенÑиÑовка оÑновнÑÑ Ð¾Ñганов и клеÑок иммÑнной ÑиÑÑемÑ. Уже Ñ 6-8 недели наÑинаеÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÐ°, а заÑем поÑÑепенное ÑÑнкÑионалÑное ÑовеÑÑенÑÑвование Т- и Ð-ÑиÑÑем иммÑниÑеÑа. ÐммÑннÑй аппаÑÐ°Ñ ÑмбÑиона и плода веÑÑма ÑÑвÑÑвиÑелен к повÑеждаÑÑим воздейÑÑвиÑм Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑеÑкой (лекаÑÑÑва, наÑкоÑики и дÑ.), биологиÑеÑкой (инÑекÑии), ÑизиÑеÑкой (ÑадиаÑиÑ, Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑкие воздейÑÑвиÑ) пÑиÑодÑ. ÐоÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ñеждений могÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑÑÑ Ñже поÑле ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑме вÑожденной иммÑнопаÑологии (иммÑнодеÑиÑиÑ, аллеÑгиÑ, аÑÑоиммÑниÑеÑ).
ÐеÑÑма важнÑм не ÑолÑко в ÑеоÑеÑиÑеÑком, но и в пÑакÑиÑеÑком плане ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð± иммÑннÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾ÑноÑениÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð° и маÑеÑи. РиммÑнной ÑиÑÑеме женÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пеÑиод беÑеменноÑÑи пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑе ÑизиологиÑеÑкие изменениÑ, ÑÑо обÑÑловлено ÑазвиÑием плода и ÑадикалÑнÑми ÑндокÑиннÑми Ñдвигами. ÐмпланÑаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾ÑвоÑенной ÑйÑеклеÑки в маÑке (0-15 ÑÑÑ.) Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑим ÑазвиÑием ÑмбÑиона (16-75 ÑÑÑ.) до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно обÑÑÑнена Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑнологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий, поÑколÑÐºÑ Ð² Ð¸Ñ ÑоÑÑаве пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко гÑÑпп ÑÑжеÑоднÑÑ Ð°Ð½Ñигенов (аллоанÑигенÑ). ÐлавнейÑими из Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð°Ð½ÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÑа и Ñак назÑваемÑе ÑмбÑионалÑнÑе анÑигенÑ. ÐоÑледние ÑеÑез опÑеделенное вÑÐµÐ¼Ñ ÑлиминиÑÑÑÑÑÑ.
ÐазалоÑÑ Ð±Ñ, иммÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема маÑеÑи должна оÑвеÑиÑÑ ÐµÑÑеÑÑвенной ÑеакÑией оÑÑоÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¸ÑÑонеÑовмеÑÑимÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок. Ðднако ни на пеÑвÑÑ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾ÑвоÑениÑ, ни в пÑоÑеÑÑе пÑикÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾ÑвоÑенной ÑйÑеклеÑки к ÑÑенке маÑки полного ÑниÑÑÐ¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпеÑмаÑозоидов или блокиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¿Ð»Ð°Ð½ÑаÑии, как пÑавило, не наблÑдаеÑÑÑ. ÐоÑемÑ? ÐÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑколÑко обÑÑÑнений.
Ðо-пеÑвÑÑ , ÑакÑоÑÑ Ð¼ÐµÑÑной заÑиÑÑ ÑлизиÑÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÑÑ Ð¾Ñганов (ÑекÑеÑоÑнÑе Ig Ð, лизоÑим и дÑÑгие ÑеÑменÑÑ) веÑÑма ÑмеÑенно ÑеагиÑÑÑÑ Ð½Ð° мÑжÑкие половÑе клеÑки.
Ðо-вÑоÑÑÑ , ÑакÑоÑÑ ÑиÑÑемной иммÑноÑеакÑивноÑÑи — ÑÑвоÑоÑоÑнÑе анÑиÑела и Т-киллеÑÑ — малоÑÑÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ñ Ð¸Ð·-за оÑноÑиÑелÑной изолиÑованноÑÑи женÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÑÑ Ð¿ÑÑей Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ñего кÑовоÑока. ÐаконеÑ, в Ñеменной жидкоÑÑи мÑжÑин ÑодеÑжаÑÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑва, инги-биÑÑÑÑие иммÑннÑе ÑеакÑии.
Рв далÑнейÑем иммÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема беÑеменной женÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑоÑвлÑÐµÑ ÑеÑпимоÑÑÑ Ðº ÑÑжеÑоднÑм анÑигенам в ÑоÑÑаве ÑазвиваÑÑегоÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°. ТолеÑанÑноÑÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод обÑÑловлена ÑледÑÑÑими обÑÑоÑÑелÑÑÑвами:
ТÑоÑоблаÑÑ, как плаÑенÑаÑнÑй баÑÑеÑ, изолиÑÑÐµÑ ÐºÑовоÑок плода Ð¾Ñ ÐºÑовоÑока маÑеÑи. ÐонÑенÑÑаÑÐ¸Ñ Ð°Ð½Ñигенов гиÑÑоÑовмеÑÑимоÑÑи плода на ÑÑоÑоблаÑÑе оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð°. Таким обÑазом, малоанÑиген-ÑÑе клеÑки ÑÑоÑоблаÑÑа изолиÑÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼ÑногеннÑе клеÑки плода.
ÐлаÑенÑа и плод ÑинÑезиÑÑÑÑ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð±ÐµÐ»ÐºÐ¾Ð²ÑÑ Ð¸ небелковÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв, коÑоÑÑе акÑивно подавлÑÑÑ ÑеакÑии оÑÑоÑжениÑ.
РоÑганизме беÑеменной женÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеÑÑÑойка ÑиÑокиновой ÑегÑлÑÑии иммÑннÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов, в ÑезÑлÑÑаÑе запÑÑка еÑÑÑ Ð¸Ð·Ð±Ð¸ÑаÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑпÑеÑÑÐ¸Ñ ÑеакÑий пÑоÑив ÑÑжеÑоднÑÑ Ð°Ð½Ñигенов плода. ÐÑи ÑÑом ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼ÑноÑеакÑивноÑÑÑ Ð¿ÑоÑив вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð°Ð½Ñигенов, в Ñом ÑиÑле бакÑеÑиалÑнÑÑ Ð¸ виÑÑÑнÑÑ .
ÐлаÑенÑа огÑÐ°Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´ Ð¾Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð- и Т-лимÑоÑиÑов маÑеÑи на ÑÐ°Ð½Ð½Ð¸Ñ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмбÑиона.
ÐмеÑÑе Ñ Ñем оÑÐ³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи и плода не паÑÑÐ¸Ð²Ð½Ñ Ð² плане взаимной ÑегÑлÑÑии иммÑннÑÑ Ð¾ÑноÑений. Так, маÑеÑинÑкие анÑиÑела клаÑÑа IgG Ñвободно пÑоникаÑÑ ÑеÑез плаÑенÑÑ. ÐнÑиÑела вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑов — IgM, IgA, IgE, IgD — Ñакой ÑпоÑобноÑÑÑÑ Ð½Ðµ обладаÑÑ. Ðело в Ñом, ÑÑо Ð¸Ñ Fc-ÑÑаÑÑки, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Fc IgG, не обеÑпеÑиваÑÑ ÑвÑзÑвание Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½ÑаÑнÑми ÑеÑепÑоÑами клеÑок ÑÑоÑоблаÑÑа и далÑнейÑий мембÑаннÑй ÑÑанÑпоÑÑ Ð°Ð½ÑиÑел маÑеÑи ÑеÑез плаÑенÑÑ. ÐлеÑоÑнÑй ÑеÑепÑÐ¾Ñ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐºÑлой IgG поглоÑаеÑÑÑ Ð¿ÑÑем пиноÑиÑоза поÑле Ñего иммÑноглобÑлин вÑноÑиÑÑÑ Ð² кÑÐ¾Ð²Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°.
ÐÑобенно акÑивнÑй ÑÑаÑплаÑенÑаÑнÑй ÑÑанÑпоÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑинÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑноглобÑлинов пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² конÑе ÑÑока беÑеменноÑÑи. Ðменно ÑÑим обÑÑоÑÑелÑÑÑвом обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑокий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ IgG в кÑови доноÑеннÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑÑ , ÑаÑÑо пÑевÑÑаÑÑий Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑа-»ÑÐ¸Ñ Ð² оÑганизме маÑеÑи. ÐÑÑеÑÑвенно, ÑÑо Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð½Ð¾ÑеннÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑеÑÑвенно ниже. ÐÑодÑкÑÐ¸Ñ ÑобÑÑвеннÑÑ Ð°Ð½ÑиÑел иммÑнной ÑиÑÑемой плода пÑи ноÑмалÑной беÑеменноÑÑи без анÑигенного ÑаздÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, но Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¾Ð¹ инÑенÑивноÑÑÑÑ. Уже Ñ 10-й недели наÑинаеÑÑÑ ÑинÑез IgM, Ñ 12-й — IgG, Ñ 30-й — IgA, но конÑенÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ°. Таким обÑазом, к моменÑÑ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового Ñебенка оÑновнÑÑ Ð¼Ð°ÑÑÑ Ð°Ð½ÑиÑел в его оÑганизме ÑоÑÑавлÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑинÑкие IgG. ÐаÑиÑнÑй ÑпекÑÑ Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑма ÑиÑок и напÑавлен пÑеимÑÑеÑÑвенно пÑоÑив ÑазнообÑазнÑÑ Ð¸Ð½ÑекÑионнÑÑ Ð°Ð³ÐµÐ½Ñов.
ÐмеÑÑе Ñ Ñем еÑе на внÑÑÑиÑÑÑобной ÑÑадии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñганизма иммÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема ÑеагиÑÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÑжеÑоднÑе анÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ — бакÑеÑиалÑнÑе, виÑÑÑнÑе и дÑÑгие — ÑÑиленнÑм ÑинÑезом пÑеимÑÑеÑÑвенно IgM-анÑиÑел. Такова оÑобенноÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼Ñнной ÑеакÑии плода на инÑекÑионнÑе, а Ñакже инÑе ÑÑжеÑоднÑе анÑигенÑ. ÐÑÐ¾Ñ Ñеномен Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾Ðµ пÑакÑиÑеÑкое знаÑение: повÑÑеннÑй ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ IgM в пÑповинной кÑови новоÑожденного — индикаÑÐ¾Ñ Ð²Ð½ÑÑÑиÑÑÑобной анÑигенной ÑÑимÑлÑÑии, ÑаÑе вÑего ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑенеÑенной внÑÑÑиÑÑÑобной инÑекÑии. ÐÑи инÑекÑии опаÑÐ½Ñ Ð´Ð»Ð¸ÑелÑной пеÑÑиÑÑенÑией Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑдиÑелей в оÑганизме плода Ñ Ñезкой акÑиваÑией инÑекÑионного пÑоÑеÑÑа в Ñаннем поÑÑнаÑалÑном пеÑиоде жизни Ñебенка.
ÐолÑÑой инÑеÑÐµÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼Ñнной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи пÑоÑив аллоанÑигенов плода, коÑоÑÑе пÑоникаÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ Ð²Ñемени в кÑÐ¾Ð²Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи. Ð ÑаÑÑноÑÑи, еÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑва Ñакого пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð° ÑÑиÑÑоÑиÑов, лейкоÑиÑов, ÑÑомбоÑиÑов плода и анÑигенов ÑÑоÑоблаÑÑа. ÐÑоÑив аллоанÑигенов ÑказаннÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок и Ñканей вÑÑабаÑÑваÑÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑинÑкие анÑиÑела, но ÑолÑко анÑиÑела клаÑÑа IgG, как показано вÑÑе, ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð¿ÑоникаÑÑ ÑеÑез плаÑенÑÑ Ð² оÑганизм плода. ÐÑи ÑÑом возможно повÑеждение IgG-анÑиÑелами клеÑок плода Ñ ÑазвиÑием гемолиÑиÑеÑкой болезни, аллоиммÑнной нейÑÑопении, ÑÑом-боÑиÑопениÑеÑкой пÑÑпÑÑÑ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¾Ñложнений.
РдÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ Ð¿Ñоникновение аллоанÑигенов плода в оÑганизм маÑеÑи пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ к ÑÑимÑлÑÑии гÑмоÑалÑного иммÑнного оÑвеÑа, а напÑоÑив, к ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑнологиÑеÑкой ÑолеÑанÑноÑÑи к ÑÑим аллоанÑигенам.
Ðо ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑеÑкого обÑÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð², коÑоÑÑе опÑеделÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¸ напÑавление иммÑнного оÑвеÑа маÑеÑи на анÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ ÑазвиваÑÑегоÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð¢-клеÑоÑной ÑеакÑии маÑеÑи, Ñо она Ñакже ÑазвиваеÑÑÑ, но не пÑедÑÑавлÑÐµÑ ÑгÑÐ¾Ð·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°. Т-клеÑки не ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð¿ÑоникнÑÑÑ Ð¸Ð· оÑÐ³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи ÑеÑез плаÑенÑÑ Ðº плодÑ.
ÐнÑогенез неÑпеÑиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑакÑоÑов ÑезиÑÑенÑноÑÑи Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно Ñанними ÑÑоками Ð¸Ñ ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² оÑганизме плода. ÐаÑало ÑинÑеза некоÑоÑÑÑ ÑÑакÑий комплеменÑа (СÐ, С4, С5), инÑеÑÑеÑона, лизоÑима оÑноÑиÑÑÑ Ðº 8-9 неделÑм беÑеменноÑÑи. ÐÑимеÑно в ÑÑи же ÑÑоки ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ ÑагоÑиÑиÑÑÑÑие клеÑки. Ðднако ÑÑнкÑионалÑÐ½Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð³ÑмоÑалÑнÑÑ Ð¸ клеÑоÑнÑÑ ÑакÑоÑов неÑпеÑиÑиÑеÑкой ÑеакÑивноÑÑи даже к моменÑÑ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ°. РоÑновном ÑÑо ÑвÑзано Ñ Ð½ÐµÑовеÑÑенÑÑвом меÑаболизма клеÑок, оÑвеÑÑÑвеннÑÑ Ð·Ð° ÑинÑез ÑÑÑекÑоÑов ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ ÑеакÑий.
Также в Ñазделе: ÐозÑаÑÑнÑе оÑобенноÑÑи иммÑниÑеÑа:
Источник