Внутриутробное развитие ребенка 8 класс

Беременность — это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок.
На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и менструации. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша.
В развитии человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем (280) суток) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
Начальный период развития
Начальный период — (1)-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и её прикрепление к слизистой матки.
Оплодотворённая яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, одновременно делится, превращаясь в многоклеточный зародыш, и через (4)–(5) дней попадает в полость матки (к этому моменту микроскопический зародыш состоит из (30)–(32) клеток). В течение одного-двух дней зародыш остаётся в матке в свободном состоянии, а затем погружается в её слизистую оболочку (эндометрий) и прикрепляется к ней (происходит имплантация). Начинается зародышевый период внутриутробного развития.
Зародышевый период. Зародышевые оболочки. Формирование плаценты
Зародышевый период — (2)-я — (8)-я недели.
Органы начинают закладываться к концу (3)-й недели.
На (5)-й неделе образуются зачатки конечностей.
На (6)–(8)-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться.
К концу (8)-й недели закладка органов заканчивается, и начинается формирование органов и систем органов.
Из части клеток зародыша формируются оболочки:
- наружная оболочка имеет ворсинки с капиллярами (хорион — будущая плацента). Через ворсинки происходит питание и дыхание зародыша.
- Внутри ворсинчатой оболочки имеется ещё одна (тонкая и прозрачная — амнион), которая образует плодный пузырь. В жидкости пузыря плавает зародыш, что предохраняет его от механических повреждений.
К концу (2)-го месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне зародышевой оболочки, которая обращена к матке. Эти ворсинки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую матки, обильно снабжённую кровеносными сосудами — развивается плацента. Она имеет форму диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки.
Через стенку кровеносных капилляров и ворсинок плаценты идёт обмен газами и питательными веществами между организмом матери и ребёнка.
Обрати внимание!
Кровь матери и плода никогда не смешивается.
Через (8) недель зародыш становится плодом, связанным с плацентой и организмом матери через пупочный канатик, или пуповину. С этого момента начинается плодный период внутриутробного развития.
Плодный период
Плодный период — с (9)-й недели до рождения.
Головка и туловище формируются к концу (2)-го месяца.
На (3)-м месяце формируются конечности.
На (5)-м месяце начинаются шевеления плода.
К концу (6)-го месяца заканчивается формирование внутренних органов.
На (7)–(8)-м месяцах плод уже жизнеспособен (вне организма матери).
На (40)-й неделе наступают роды.
Роды
Период внутриутробного развития заканчивается рождением ребёнка. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. Для его рождения нужно, чтобы шейка матки достаточно раскрылась, пространство между костями, образующими таз женщины, увеличилось, плодная оболочка лопнула, а жидкость, которая находится в ней, вытекла наружу через влагалище.
Начало родов связано с выделением гормона гипофиза окситоцина, действующего на мышцы матки. Они начинают сильно сокращаться (родовые схватки), и плод проталкивается к шейке матки, а затем — во влагалище.
Женщина (роженица) на последнем этапе родов помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы (потуги). Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище, и происходит его рождение.
Как только голова плода появляется снаружи, акушер (врач, помогающий женщине при родах) захватывает её и освобождает плечи и остальную часть тела ребёнка.
Сразу после родов нужно извлечь слизь изо рта и глотки ребёнка. Первый крик ребёнка — это признак начала лёгочного дыхания. Лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно (а не получает кислород из материнской крови через плаценту).
Затем перевязывают и перерезают пуповину (остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок).
Через (15)–(20) мин. после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины и оболочками плода выходит наружу.
К моменту рождения молочные железы матери начинают вырабатывать молоко, которое содержит абсолютно все вещества, необходимые для ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.
Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. — поэтому женщина в этот период должна избегать повышенных нагрузок и стрессов.
Очень полезны при беременности прогулки на свежем воздухе. Пища должна быть легкоусвояемой и не вызывать сильного брожения в кишечнике.
Исключается употребление веществ (алкоголь, табак, наркотики, многие лекарственные препараты), которые, проникая через плаценту в зародыш, могут привести к нарушениям в его развитии, что может привести к появлению на свет ослабленного новорожденного, который в дальнейшем будет отставать в развитии от своих сверстников.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://prelestnyi.ru/beremennost/1trimestr/4nedel-beremennosti/
https://www.beremka.ru/advice-for-pregnant/gemini/
Источник
Урок «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
Педагогическая цель: сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения
Тип, вид урока: формирование новых знаний
Планируемые предметные результаты: обучающийся научится характеризовать сущность процессов размножения и развития человека; использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)будет знать строение и функции органов половой системы человека; определение понятий: размножение, оплодотворение, основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека; должен уметь называть функции плаценты; перечислять этапы жизненного цикла человека; узнавать по рисункам органы размножения; перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной
Личностные результаты: будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности, навыки обучения, понимания уникальности человека и ценности жизни каждого человека
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информацию, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умение и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные(анализ, применение знаний, обобщение)
Понятия и термины: размножение, оплодотворение, эмбриональное развитие, эмбриогенез, постэмбриональное развитие
Образовательные ресурсы: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Развитие человека. Возрастные процессы. Режим доступа:https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81778/?interface= catalog &class=50&subject=29
- Актуализация опорных знаний.
-Что такое гонады?
-Какие клетки называются гаметами?
-Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов?
-Что такое оплодотворение?
-Какой набор хромосом содержат половые клетки?
-Как называется период, в течение которого может произойти оплодотворение?
-Почему яички мужчин расположены вне тела?
-Назовите особенности строение сперматозоида?
-Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения?
- Мотивация к изучению нового материала.
Что же происходит с зиготой после оплодотворения?
Куда она попадает и какие изменения с ней происходят?
Запись в тетрадях. На развитие эмбриона оказывает влияние не только состояние матери во время беременности, но и генетический материаа, который был принесен сперматозоидом и яйцеклеткой. Здоровье матери и экологическая обстановка окружающей среды также оказывают влияние на этапы развития эмбриона.
-Какие же этапы наиболее важны во время беременности, что же происходит с эмбрионом? Обо все этом мы узнаем сегодня на уроке.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
( Объяснение учитель ведет с помощью учебника и ЭОР.)
Наступление беременности неразрывно связано с целым рядом физиологических
изменений, происходящих в организме будущей матери, что и формирует признаки беременности. Принято различать объективные и субъективные, достоверные и косвенные признаки беременности. Субъективные, т.е. основанные на собственных ощущениях, признаки принято считать вероятными так как они могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и других состояниях организма женщины. Наиболее точную консультацию можно получить только во время консультации врача-гинеколога.
Беременность – это состояние женщины в организме, которой развивается будущий ребенок. На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток, и следовательно, отсутствует менструация. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во время обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша. Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. Поэтому в этот период будущая мать должна избегать тревог, повышенных нагрузок. Длительное пребывание на свежем воздухе очень полезны и для женщины, и для ребенка, которого она вынашивает. Пища должна быть легко усваиваемой, необходимо исключить алкоголь, острые приправы. Беременным категорически противопоказано курение, которое может привести на свет новорожденного с развитой в утробе матери тягой к курению. У курящих матерей дети рождаются ослабленными и страдающими рядом расстройств нервной деятельности, сердечно-сосудистой и других систем. В дальнейшем такие дети начинают отставать в развитии от своих сверстников.
Период развития зародыша человека внутри материнского организма называют эмбриональным. Этот период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребенка и составляет около 280 суток ( 40 недель).
После оплодотворения зигота начинает делиться. Этот процесс называется дроблением. Образуется микроскопический зародыш, который прикрепляется к стенке матки. В матке начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки(материнская часть), а часть из клеток зародыша(детская часть). Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является железой внутренней секреции, ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности. Во все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, необходимые вещества. На 8-й неделе зародыш становится плодом, так как к концу 8-й недели заканчивается закладка всех органо. Начиная с 9-й недели происходит развитие и рост всех систем плода. На 5-ом месяце беременности мать уже ощущает движение плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. Период внутриутробного развития заканчивается родами. Молоко матери содержит абсолютно все вещества, необходимые для нормальной жизни и быстрого развития ребенка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний. Поэтому, так важно кормление грудью, молоком матери.
4.Первичное закрепление изученного материала.
-Как происходит связь эмбриона с организмом матери?
-Когда эмбрион начинает называть плодом?
-Что происходит с зиготой сразу после оплодотворения?
-Какую функцию выполняет плацента?
-Какой срок составляет период внутриутробного развития человека?
5.Рефлексия учебной деятельности.
Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли?
6.Подведение итогов.
Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, комментирует оценки и задает дом. задание
Источник
Слайд 1
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево» Предмет: Биология Класс: 8 Автор УМК: И.Н. Пономарева и др. Тема урока: Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Автор: учитель биологии Харина Анна Геннадьевна
Слайд 2
Тема урока: Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Тип урока: Урок приобретения нового знания Цель: создать условия для усвоения учащимися новых знаний, новой учебной информации: о сущности оплодотворения, формирования зародыша и плода, о развитии человека после рождения. Задачи (предметные): Б (базовые): раскрыть сущность оплодотворения, провести беседу о планировании семьи и нежелательности ранних браков, дать понятие о формирования зародыша и плода; показать как развитие человека продолжается после рождения; ввести понятие о календарном и биологическом возрасте, социальной зрелости; П (повышенный): сформулировать закон Геккеля-Мюллера и выяснить, почему он нарушается; У (углублённый): понять, как происходит развитие организма человека и какие доказательства о родстве человека и животных можно привести. Задачи метапредметные — учить различать понятия изменения и развитие, умение доказывать свое мнение, умение выражать свои мысли, составлять схемы Задачи личностные — формирование ответственного уважительного отношения к материнству и отцовству, любви к детям и родителям, воспитывать культуру общения между полами.
Слайд 3
Эволюция размножения и развития позвоночных животных Класс Позвоночные Оплодотворение Место образования зародыша Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие Человек Наружное Наружное Внутреннее Внутреннее Внутреннее Внутреннее В водной среде В водной среде Наземно-воздушная Наземно-воздушная Организм животного Организм человека
Слайд 4
Термины и понятия Размножение Оплодотворение Роды Зигота Гаплоидный и диплоидный набор Яичники Хромосомы Плацента Беременность Семенники Соматические клетки Матка Гаметы
Слайд 5
Соотнесите правильный ответ с вопросом Вопросы Ответы 1. Какие клетки участвуют в бесполом размножении? 2. Как называются женские клетки? 3. Как называется оплодотворённая яйцеклетка? 4. В каких клетках содержится гаплоидный набор хромосом? 5. Где происходит образование сперматозоидов? 6. Где происходит оплодотворение? А) зигота Б) соматические В) в яичниках Г) в гаметах Д) в маточной трубе Е) в семенниках
Слайд 6
ПРОБЛЕМА Нам дано наблюдать развитие человека лишь после рождения. А до рождения? Что происходит в этот период? Происходят изменения или развитие? Что такое развитие?
Слайд 7
«Жизнь до рождения» https://www.youtube.com/watch?v=Qy_nRcXaELg (15 мин) https://www.youtube.com/watch?v=lkRrg2_o1yI (2 мин)
Слайд 8
Вопросы Какие изменения происходят? Что такое развитие? Чем отличаются понятия «изменение» и «развитие»? Как взаимосвязаны?
Слайд 9
Составьте схему Развитие организма в эмбриональный период: Оплодотворение Зигота Дробление Зародыш Имплантация (внедрение зародыша в стенку матки) Образование плаценты (зародыш становиться плодом) Органогенез (образование органов и их развитие) Рождение
Слайд 10
Повторение Рассмотрите рисунок. Как обозначены на рисунке: — плод; — пуповина и плацента; — внутренняя оболочка; — наружная оболочка.
Слайд 11
Выполните 1-2 задания по выбору. Соберите таблицу «Сравнительная характеристика периодов эмбрионального развития» (работа в группах или в парах). Заполните таблицу «Сравнительная характеристика периодов эмбрионального развития», изучив текст параграфа Проиллюстрируйте составленную ранее схему, сделав схематичные рисунки Рассмотрите рисунок. Как обознаечны на рисунке:плод -; формирующаяся пуповина и плацента — ; наружная оболочка — ; внутрення оболочка — ; плодная жидкость — ; ворсинки наружной оболочки — . Рассмотрите рисунок. Что обозначено на рисунке цифрами. Представьте себя на месте зародыша, а затем плода человека. Опишите, что с вами происходит, что вы чувствуете, о чем думаете и почему?
Слайд 12
Домашнее задание Параграф 65, ответить на вопросы Раб.202 (филлипинский тест) По желанию: Приготовить сообщение на 3-4 мин о влиянии никотина, наркотиков и алкоголя на развитие зародыша и плода Написать рассказ от лица зародыша, плода человека
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 14
Использованные источники https://i.ytimg.com/vi/FT6FI2TR4Zc/hqdefault.jpg https://images.myshared.ru/4/219598/slide_22.jpg https://lusana.ru/files/7981/573/7.jpg http :// www.youtube.com / watch?v=Qy_nRcXaELg http :// www.youtube.com /watch?v=lkRrg2_o1yI
Источник
Тема урока: «Внутриутробное развитие организма».
Цель урока: формирование знаний об особенностях эмбрионального развития человека и влияния различных факторов на него в первый месяц.
Задачи урока:
Образовательные: расширить представления учащихся о строении половой системы человека, особенностях оплодотворения, эмбриональном развитии; выявить влияние вредных привычек и факторов среды на формирование половой системы человека и развитие зародыша в период первого месяца беременности.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы с таблицами, рисунками, умение выделять главное, выработать умение анализировать материал?
Воспитательные: воспитание половой культуры, осознанного отношения к материнству.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Таблицы «Индивидуальное развитие организма», «Определение пола у человека»;
2. Рисунки: «Оплодотворение», «Развитие зародыша», «Двухнедельный зародыш человека в стенке матки», «Человеческий зародыш на 5 неделе развития», «Чувствительность развивающегося зародыша человека к повреждающим факторам».
Технические средства: мультимедийная установка.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проведение учебно-исследовательской работы, эвристическая беседа, проблемные задачи, частично-поисковый.
Ход урока
Актуализация знаний.
Эвристическая беседа (вопросно- ответная форма) с использованием рисунков №1 и №2 (раздаются учащимся) и слайдов презентации.
1.Повторение строения половой системы человека.
Рассмотреть Рис 93 и рис. 95 (Стр. 239 учебник Биология. 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш).
В чем отличие мужской и женской половой системы? Какую функцию выполняют внутренние половые органы мужчин и женщин?
2. Строение яйцеклетки и сперматозоида. (работа в парах)
Рассмотреть рис 97, стр.245.
Выявить характерные особенности мужской и женской клетки по следующим показателям: размеры, подвижность, наличие запаса питательных веществ.
В тетради заполнить таблицу:
«Сравнение строения сперматозоида и яйцеклетки»
Показатели
Яйцеклетка
Сперматозоид
1.Размеры
2.Подвижность
3.Наличие запаса питательных веществ
4.Количество хромосом
Сделать вывод: в чем сходство и отличие яйцеклетки и сперматозоида? Чем обусловлены особенности их строения и образования?
3. Материальные носители наследственной информации – хромосомы, их количество в половых клетках человека.
Работа с таблицей «Определение пола у человека»
У человека 46 хромосом.
У женщин 22 пары аутосом + ХХ
↓
образуется один сорт гамет
У мужчин 22 пары аутосом + XY
↓
образуется два сорта гамет 22+Х и 22 +Y
Почему в гаметах гаплоидный (половинный) набор хромосом?
Почему в одной семье рождаются девочки, а в другой мальчики? От чего зависит пол ребенка?
(Отрывок из сказки С. Островского, где герой Лутоня, ждавший рождение сына, стал отцом семи дочерей).
Не поет Лутоня песен,
на соседей не глядит,
Он неласков. Он невесел.
Призадумавшись сидит.
На жену свою не взглянет,
Почернел от маяты….
Ой, как ждал Лутоня сына! ……
Да видать опять судьбина
подшутила в эту ночь:
Не дала на счастье сына,
А дала на горе дочь.
Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить им сына. И сколько разочарований.
Посмотрите на выше записанную схему и ответьте на вопрос: кто отвечает за рождение сына и почему? Какова вероятность рождения мальчиков и девочек.
Интересные данные. Яйцеклетки похожи на шарик диаметром 130 мкр ( акула – 22 см, страус – 10 см). В яичниках женщины образуется 40 – 50 тыс. яйцеклеток(от 15 до 50 лет расходуется — 400, оплодотворяются около 20). Живет недолго — 8-24 часа.
Сперматозоидов в течении жизни образуется 340 000 000 000, 40-50 млн сперматозоидов в 1 мл, их них 300-500 перемещаются по маточной трубе со скоростью 7,5 см/ч. Один проникает в яйцо, другие погибают.
Почему именно он?
Истинное начало новой жизни – оплодотворение.
Что такое оплодотворение? Почему в клетку проникает один избранный сперматозоид?
II. Изучение нового материала.
Период жизни, скрытый от нашего взора
– это развитие зародыша и плода. Нам дано непосредственно наблюдать судьбу человека лишь после рождения. А до рождения?
Познание сложных и необычайно важных биологических процессов, которые предшествуют рождению, доступно только ученым.
Какая наука изучает этот период жизни?
(Эмбриология – наука, изучающая эмбриональный период развития организма)
1.«Все живое — из яйца».
Жизнь начинается с одной клетки – ЗИГОТЫ.
Как может возникнуть сложный организм, если в начале развития — это группа клеток похожих друг на друга?
Рассмотрите рис.98 стр. 95. Развитие зародыша в первый месяц.
А Б В
Рис. 126. Развитие зародыша:
А — образование зародышевого пузырька (бластулы);
Б — шестидневный зародыш: 1 — ворсинки на внешней оболочке;
2 — группа клеток, из которых будут развиваться тело зародыша
и его внутренние оболочки.
В — четвертая неделя жизни: 1 — наружная оболочка; 2 — внутренняя оболочка; 3 — плод; 4 — плодные воды; 5 — пуповина; 6 —формирующаяся плацента
Задание . Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы
Рис. 46. Овуляция, оплодотворение, начальные этапы развития эмбриона
Что обозначено на рисунке цифрами 1-10 (1 -яичник с раз
вивающимся фолликулом; 2 — овуляция яйцеклетки; 3 — воронка
маточной трубы; 4 — оплодотворение яйцеклетки; 5 — зигота;
6 — дробление зиготы; 7 — зародыш в полости матки (стадия
бластоцисты); 8 — трофобласт; 9 — эмбриобласт; 10 — шейка
матки.)За счет чего яйцеклетка продвигается по маточным трубам
по направлению к матке? (За счет колебания ресничек реснитчатого эпителия.}Сколько времени занимает продвижение яйцеклетки по маточной
трубе к матке? (В течение 5 дней.)
2. Рассказ учителя с использованием таблицы «Эмбриональный период развития». Стадии развития: дробление, бластула, гаструла, нейрула. Последовательная закладка зародышевых листков путем химической индукции.
На ранних стадиях развития (4 недели) эмбрион человека имеет схожее строение с эмбрионами хордовых животных: имеет хорду, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, жаберные щели, форма рыбки? О чем говорит этот факт?
РыбаСаламандра Черепаха Крыса Человек
Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных
Итак мы выяснили, как развивается эмбрион человека в первый месяц.
3. Влияние вредных привычек, лекарственных препаратов, загрязнения окружающей среды на формирование половой системы человека, органов зародыша в период первого месяца беременности.
А) Причины возникновения болезни Дауна.
Показ фотографии и набора хромосом больного человека
Мужчина с синдромом Дауна (47 хромосом)
Женщина с синдромом Дауна в возрасте 38лет.
Причина – влияние алкоголя и других вредных факторов на образование половых клеток
Б) Поисковая работа в группах.
Изучить раздаточный материал — рисунок: « Чувствительность развивающегося зародыша человека к повреждающим факторам» (см. Приложение №1), показывающий развитие зародыша с 1 по 38 неделю развития.
Заштрихованным отрезком обозначен период наиболее высокой чувствительности, не заштрихованным – период меньшей чувствительности.
Выяснить:
1.Что происходит с зародышем в 1,2,3,4,5,6,7 недели развития?
2. Какие недели развития самые опасные и подвержены влиянию внешней среды? (по рисунку видно, что это 4,5,6 недели развития).
3. Почему именно они самые опасные? ( закладываются и развиваются ЦНС, сердце, органы слуха, зрения, верхние и нижние конечности).
III. Закрепление и применение знаний.
1.Заполнить таблицу №2 «Влияние факторов внешней среды на развитие органов»
Недели
Органы, подверженные влиянию среды
Причины (факторы среды)
1-2
Гибель всего зародыша
Алкоголь
Курение
Влияние вирусов (краснуха)
Стрессы
Лекарства
Избыточное принятие витаминов
3
Сердце, ЦНС
4
Сердце, глаза, ноги, руки
5
Сердце, ЦНС, нижние и верхние конечности, органы зрения и слуха.
Последний столбик таблицы заполняется с помощью учителя, который приводит конкретные примеры.
Выводы: Самые опасные и подверженные влиянию внешней среды первые пять недель эмбрионального развития.
IV. Контроль знаний по изученному материалу.
Проведение теста по изученному материалу.
V. Домашнее задание: параграф 65, подготовить сообщение «Развитие после рождения»
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Ваше поведение в будущих ситуациях, связанных с вопросами рождения детей? Как вести себя при планировании ребенка? (беседа)
Тест №1.
Вариант 1.
Какие органы включает в себя женская половая система? а). семенники (яичко); б) яичники; в) семявыносящие протоки; г). предстательная железа; д). маточные трубы; е). матка.
Как называются мужские половые клетки? а) яйцеклетка; б) сперматозоид.
Какой набор хромосом имеют гаметы? а) диплоидный (полный); б) гаплоидный (половинный).
Какой набор хромосом имеет яйцеклетка человека? а)44+ХХ; б) 44+ХУ; в) 22+х; г)22+Х или 22+У.
Какие морфологические и физиологические особенности свойственны сперматозоидам?
а) имеет крупные размеры, может достигать в диаметре от 130 мкм до 10 см; б) мелкие клетки общая длинна которых от 0,07 до 0,09 млм; в) подвижны, имеют жгутик; г) неподвижны; д) содержат большой запас питательных веществ; е) почти не имеют цитоплазмы.
6. На какой неделе у зародыша человека закладывается сердце и ЦНС:
а) 1-2 неделя; б) 3 неделя; в) 4 неделя.
Тест №1.
Вариант 2.
1. Какие органы включает в себя мужская половая система человека? а). семенники (яичко); б) яичники; в).семявыносящие протоки; г). предстательная железа; д). маточные трубы; е). матка.
2. Как называются женские половые клетки? а) яйцеклетка; б). сперматозоид.
Какой набор хромосом имеют гаметы? а) диплоидный (полный); б) гаплоидный (половинный).
Какой набор хромосом имеет сперматозоид человека? а)44+ХХ; б) 44+ХУ; в) 22+х; г)22+Х или 22+У.
Какие морфологические и физиологические особенности свойственны яйцеклеткам? а) имеет крупные размеры, может достигать в диаметре от 130 мкм до 10 см; б) мелкие клетки , общая длинна которых от 0,07 до 0,09 млм; в) подвижны, имеют жгутик; г) неподвижны; д) содержат большой запас питательных веществ; е) почти не имеют цитоплазмы.
. На какой неделе у зародыша человека закладывается сердце и ЦНС:
а) 1-2 неделя; б) 3 неделя; в) 4 неделя.
Источник