Внутренний мир ребенка до 5 лет

Внутренний мир ребенка до 5 лет thumbnail

12 Февраль 2016      admin74      

     Просмотров:  
5033

Для взрослых внутренний мир ребенка – «тайна за семью печатями». Только очень светлые и внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг.

Внутренний мир ребенка

Одним из таких взрослых, сумевших понять детей, был А. де Сент-Экзюпери. Помните его рисунки и мысли Маленького Принца о взрослых, которые чаще всего заняты проблемами, отвлекающими их от «главного» – того, «чего глазами не увидишь»? На самом деле, эта книга была написана для взрослых, чтобы, прочитав ее, они стали внимательнее к своим детям.

Как понять внутренний мир детей?

Чем наполнен внутренний мир ребенка, на чем он держится? В первую очередь, на любви к родным: дети любят преданно и беззаветно, они тянутся к родителям, радуются вниманию, которое оказывают им взрослые.

Еще в этом мире много фантазии: все, что с ними происходит, дети видят совсем не так, как их родители, в их воображении добро и зло не являются абстрактными понятиями – у них есть имена и образы. Они по-настоящему верят, когда мама говорит, что за плохое поведение может забрать в свою избушку на курьих ножках Баба Яга, а за шторой прячется домовой, который сердится, когда дети громко шумят.

Иногда, сами того не желая, родители пугают детей, забывая, что они многое понимают буквально. Вот история, которую мне рассказала знакомая.

Однажды ей пришлось уйти из дома, чтобы купить молока на завтрак своему трехлетнему  ребенку. Час был ранний, и малыш еще спал. Когда она вернулась и тихонько открыла дверь, то услышала голосок сына: «Баба Яга, не ешь меня, я тебе свою клюшку отдам!» В этот момент ее просто захлестнули эмоции: это ведь она все вечером перед сном говорила не желающему утихомириваться малышу, что, если он не будет спать, его заберет и съест Баба Яга. Женщина и не предполагала, насколько серьезно ребенок отнесется к этим словам.

Вообще, если бы взрослые могли представить внутренний мир ребенка, они увидели бы в нем детские обиды, которым обычно не придают значения, а дети страдают по-настоящему, страхи, боль от размолвок родителей, которые ранят детскую душу. Возможно, тогда они стали бы осторожнее подходить к воспитанию.

Развитие внутреннего мира ребенка

Когда мы говорим, что у кого-то «богатый внутренний мир», то часто не задумываемся, что «богатства» эти копятся с детства. Это умение чувствовать красоту, сопереживать, верить, создавать мечты, ценить других людей и мир, в котором живешь, способность создавать то, что духовно обогатит человечество.

Вот и развитие внутреннего мира ребенка начинается с пробуждения эмоциональных реакций на окружающее.  Малышу, еще сидящему в коляске, мама показывает деревья, бабочек, птиц, рассказывает о них. Ребенок еще не в состоянии понять, какие они, но он слышит интонацию, наблюдает отношение мамы к происходящему, и подсознательно учится обращать на это внимание, ценить все живое.

Детская музыка, чтение книг вслух, творческие занятия с родителями, а позже в садике и в школе с педагогами – все это очень важно для формирования внутреннего мира детей.

Посещение выставок, интересные поездки, изучение иностранных языков, знакомство с обычаями своего народа, приобщение к вере  – это не просто расширение кругозора или дань традиции. Получая новые впечатления от жизни,  осмысливая их, сначала с помощью взрослых, потом самостоятельно, личность становится более зрелой, цельной, устойчивой к негативному влиянию.

Таким образом, обогащая внутренний мир ребенка, развивая его, мы растим разностороннего человека, которому предстоит жить в непростое время, контактировать с другими людьми, даже конкурировать с ними в чем-то. У человека с глубоким внутренним миром значительно больше шансов найти себя и достичь самореализации.

    Метки: баба, верить, взрослый, внутренний, Внутренний мир ребенка, детская, малыш, мама, мир, происходить, развитие детей, ребенок, родитель, яга     

Источник

Но почему ребенку уже в первом классе не хотелось идти в школу? Его чувство неуверенности, страх перед учительницей, ссора с мальчишками-одноклассниками, отчего он чувствовал себя одиноким и отвергнутым в классе, — все это оставалось невидимым для нее. И ее ребенок оставался со всем этим — одинокий и отвергнутый еще и ею. 

И когда она вывалила на меня все свои чувства по этому поводу — свое возмущение, негодование, свое разочарование в ребенке, свое отчаяние от собственного бессилия, просто свою усталость и расстройство — я не могла удержаться, чтобы не сказать ей:
— Сколько чувств вы испытываете! И как вам нравятся ваши чувства! Как вы видите свои чувства! Как ваш фокус внимания направлен на ваши собственные чувства! А где чувства ребенка? А что вы знаете о них? Что чувствует ваш ребенок, если он не хочет идти в школу? 

И мама — не могла ответить. Потому что действительно видела одни только внешние проявления ребенка, и обращала внимание только на свои собственные чувства!
И как часто это бывает с нами, родителями! Мы обращаем внимание на свои чувства. В нас много своих чувств. В нас бывает много недовольства ребенком, возмущения им, его бессердечностью или бесчувственностью. В нас есть горячее негодование тем, что ребенок что-то не делает, или что-то делает не так. Мы испытываем бессилие, переживаем разочарование или страдаем от «эгоизма» детей.

Но так ли хорошо мы понимаем и знаем чувства наших детей? Мы иногда даже забываем, что их дети — живые, чувствующие существа. Что им может быть больно, что они могут огорчаться или обижаться, что они могут страдать, переживать, бояться, стыдиться, возмущаться и ненавидеть!

Читайте также:  Алфавит для 5 лет ребенка

Но если мы не понимаем, не видим их чувств — как можем мы их понять? Но именно чувства ребенка являются одним из главных мотивов, определяющих все его поведение. Его чувство одиночества заставляет его совершать какие-то поступки, чтобы привлечь к себе внимание (и как много среди таких поступков — плохих, глупых, поспешных!) Его чувство ненаполненной ценности и значимости — заставляет совершать какие-то выходки, за которые мы потом его критикуем. Его желание быть любимым, принятым — влечет его в отношения (иногда далеко не лучшие!), к людям (иногда далеко не лучшим!) Его усталость или просто плохое настроение, недовольство собой — приводит его к «плохому поведению», к тому, что мы, взрослые, называем капризами, «мотанием нервов».

Но мы, взрослые, сами иногда так же «плохо» себя ведем, срываем свое раздражение на других, капризничаем, совершаем глупые поступки, даже осознавая, что делаем неправильно. Мы делаем это тогда — когда нам плохо внутри! Именно тогда, когда нам плохо внутри, когда мы полны негативных чувств, — мы и ведем себя плохо «снаружи»! И наши дети, опять же, ничем не отличаются от нас, взрослых. 

Дети плохо себя ведут только тогда, когда им плохо внутри! Вот почему нам, взрослым и надо чувствовать не только свои собственные чувства — но и обращать внимание, пытаться понять — что чувствует ребенок!И если мы видим плохое поведение ребенка — первое, что мы должны сделать — это спросить себя — что он сейчас чувствует, если он так себя ведет!

Любить ребенка — это и значит понимать его чувства. Любить ребенка это значит, увидя плохое поведение ребенка — понять, что ему самому сейчас плохо — поэтому он так себя и ведет. Любить ребенка — это значит, поняв, что ему сейчас и так плохо — не делать ему еще хуже своей критикой и непринятием. Любить ребенка — это понять его чувства и помочь им измениться. И, когда изменятся его чувства — изменится и его поведение. 

Когда мы сами совершали какие-то «плохие» поступки, продиктованные нашей неуверенностью или одиночеством, нашей потребностью в любви или желанием отстоять собственное достоинство — мы меньше всего нуждались в критике, отвержении, наказании. Нам в такие минуты нужно было, чтобы нас кто-то понял, помог нам понять, что с нами происходит. Нам нужен был кто-то, кто поверил бы в нас, подсказал нам выход из ситуации. Нужен был кто-то, кто бы нам посочувствовал — в лучшем смысле этого слова, почувствовал бы то, что чувствуем мы, и, понимая нас, поддержал нас в этой ситуации. 

Ребенку в такие минуты тоже нужна поддержка — наше сочувствие, наше понимание его чувств. И понимание его чувств поможет нам найти ту правильную интонацию в разговоре с ребенком, которая поможет вместе с ним проанализировать его поступки, не разрушая при этом его личности критикой и отвержением. Если ты понимаешь, что за дракой, в которой «отличился» твой ребенок стоит обида, задетое самолюбие, желание постоять за себя, или потребность показать свое превосходство, самоутвердиться, то тогда вместо критики: «Ты почему подрался, плохой мальчишка! Разве можно так себя вести!» ты скажешь: 
— Я понимаю, почему это произошло. Ты обиделся на этого мальчика и хотел постоять за себя. (Тебе важно было отстоять свое мнение…Ты хотел показать, что ты сильный…) Я понимаю, что есть причины, которые заставили тебя так поступить. Но, чтобы стоять за себя (отстаивать свое мнение, показывать свою силу) — не обязательно драться. Драка — это плохой поступок. Постарайся так больше не делать! 

Понимание чувств ребенка поможет найти слова или действия, наиболее подходящие в этой ситуации для воздействия на ребенка. Оградит тебя самого от поспешных, неправильных действий по отношению к ребенку, как когда ты действовал, не учитывая его чувств и состояния.

«Что с ним происходит?», «Что он сейчас чувствует?» — это вопросы, которые на все долгие годы нашего совместного пребывания с ребенком должны звучать в нас. Именно так. Не «что с ним делать?», а «что с ним происходит?» Делать что-то ты будешь потом — поняв, что с ним происходит

Много лет назад моя трехлетняя дочь, придя из детского сада, заявила мне: 
— Мама, я в детский сад больше никогда в жизни не пойду! 
Я уже не однажды слышала ее недовольство тем, что надо идти в сад, видела ее нежелание туда ходить, но каждый раз дежурно отвечала ей: «Ты что, не понимаешь, нужно идти в сад… С тобой некому дома сидеть… Ты что, не понимаешь, маме нужно денежки зарабатывать…» Сейчас же дочь говорила с такой категоричностью, так «яростно», что я, удивленная этой интонацией, этими чувствами, не ответила ей дежурной фразой, а спросила, что произошло, если она не хочет больше идти в сад. 

— Я больше никогда в жизни не пойду в детский сад, — сказала она опять категорично, — потому что меня в саду воспитательница назвала свиньей! И начала рассказывать, расплакавшись, как она кушала во время обеда и пила компот, и как она поставила чашку с компотом на стол, но чашка упала, и компот пролился на стол и на пол, и воспитательница сказала, что если она такая свинья, то будет есть из миски и жить в туалете… 

Читайте также:  Тест для ребенка 5 лет для школы

— Я в детский сад никогда в жизни не пойду! — закончила дочь так же категорично, и я, пожалуй, впервые вдруг почувствовала то, что чувствует мой ребенок: действительно — как можно после этого пойти в сад! Но — «маме надо денежки зарабатывать», и «с ней некому сидеть». Вечером я решила, что дочь я в сад, конечно, отведу, просто поговорю с воспитательницей, что так нельзя разговаривать с ребенком.

На другое утро я разбудила дочь в сад. Она проснулась, села в кроватке и сказала: 

— Я не пойду в сад! И заплакала. И я, глядя на нее, поняла, что я не могу туда ее отвести. Просто нельзя такого обиженного, оскорбленного, боящегося воспитателя ребенка отвести в сад. Я просто чувствовала то, что чувствовала она, — и так понимала ее в ее чувствах! 

Я позвонила на работу, объяснила, что у меня очень важные обстоятельства и я сегодня не могу выйти на работу. Отпросившись с работы, я подняла дочь и сказала: 
— В сад ты сегодня не пойдешь, будем с тобой гулять, дома заниматься делами. 

И как она обрадовалась моим словам! Мы провели дома вместе два дня. Два дня я не ходила на работу, понимая, что ребенок еще не отошел от страха и обиды. Что она не готова вернуться в ситуацию, где почувствовала себя униженной. На третий день я уговорила ее пойти в детсад, заверив, что я поговорю с воспитательницей, и та больше никогда ее не обидит. 

Я действительно поговорила с воспитательницей, мягко и гибко, сказав ей, что я понимаю ее усталость и перегруженность, что у нее очень сложная работа — сразу заниматься столькими детьми, а я-то с одним иногда не знаю, что делать. Поэтому я понимаю, что она иногда может сгоряча прикрикнуть на ребенка или сказать что-то резкое. Но у меня нежная и чувствительная девочка, которая все очень близко принимает к сердцу. И на слово «свинья» она отреагировала так болезненно… Воспитательница, покраснев как маков цвет, мямлила что-то про то, что девочка ее не так поняла. Но поскольку я ее не критиковала, а мягко просила обратить внимание на тонкость и чувствительность ребенка, то она заверила меня, что все будет хорошо, что она постарается общаться с ребенком мягче, чтобы та ее не боялась. 

А я, вернувшись на работу, испытала сильнейшее затруднение, когда сотрудники стали расспрашивать меня — из-за чего я два дня не выходила на работу? И когда я объяснила причину своего отсутствия, одна из сотрудниц — категоричная, застывшая женщина — бросила презрительно: «Подумаешь, телячьи нежности…» Я не стала с ней спорить. Но сейчас, когда вспомнила об этом случае, подумала, что слова ее были очень правильными. Действительно, это были телячьи нежности. Потому что дети — как маленькие телята — нежные, доверчивые. Они живые и чувствующие. И нам, умным, правильным и иногда бесчувственным взрослым, полезно чаще находиться в их телячьих нежностях…

Маруся Светлова

Источник

«Что у тебя внутри?» Консультация для родителей
У каждого ребенка свой внутренний мир, но нередко эти слова воспринимаются как что-то неосязаемое, туманное. Так ли это? Как мы понимаем, мир ребенка, как на экране, можно увидеть в его рисунках, и не только. 
Можно поиграть в такую игру: взять детскую книжку с иллюстрациями, изображающими взаимоотношения между людьми и предложить малышу придумать рассказ на заданную ситуацию. В результате мы узнаем много интересного о себе, об отношениях к близким и, главное, о своем ребенке. В различных картинках дети отмечают разное- каждый свое, причем это «свое» дети находят в самых разных изображениях. Сквозь их восприятие зачастую проходит одно настроение, одна тема. По рассказам дошкольников не трудно составить общее представление о том, насколько благополучны семейные отношения у каждого ребенка.
Отношения родителей к детям и друг к другу, их внимание, исходящая от них атмосфера и настроение — все это малыш воспринимает более или менее отчетливо, получая положительные или отрицательные впечатления.
Иногда молодые родители удивляются, почему плачет их здоровый, сытый и только перепелененный малыш. Они опасаются, не заболел ли он. И не замечают, что причина в них самих, потому что разговаривают громко и недружелюбно, порой срываясь на крик. 
Как редко в своих ссорах родители думают о том, что у детей «есть уши», что они могут, например, притвориться спящими и выслушать все, что для них не предназначалось. 
От поведения взрослых зависит, станут ли они образцом для своих детей.
Некоторые мамы и папы полагают, что им только тогда начать следить за собой, когда дети начинают понимать, что хорошо и что плохо, что справедливо, что несправедливо. И это, якобы, происходит только в возрасте 10- 12 лет.
Но именно фундамент воспитания закладывается до 5 лет, когда происходит развитие чувств, важнейших навыков и умений, формирование черт характера. Именно родители дают основной пример для детей и подростков. 
В повседневной семейной жизни дети становятся «союзниками» родителей, если они чувствуют, что их воспринимают всерьез, что их маленькие проблемы, которые им самим кажутся такими большими, находят понимание в семье.
Родителям следует как можно чаще разговаривать с подростками на равных, опираясь при этом на опыт детей. Совместные занятия дают для этого хорошую основу. Организация деятельности, создание условий для смысловых занятий есть решающее воспитательное средство. Мы хотим, например, заинтересовать нашего мальчика моделированием. Сначала мы поговорим об этом, вместе посмотрим соревнования моделистов, купим простой, доступный ребенку конструктор. Для занятий предоставляем материал, рабочий стол, инструменты. Но, даже если подросток имеет в своем распоряжении все необходимое, желание заниматься моделированием, интерес к этому делу не возникнет по приказу. Возможно, что ребенок, который сначала смотрел на эту затею с интересом, теперь, скучая, сидит за столом и только портит дорогой материал. Суровое наказание здесь не поможет, но полезно попробовать собрать модель вместе с сыном. По ходу работы у ребенка появится интерес, даже радость, постепенно выработается трудовая дисциплинированность и ответственность за общее дело.
Многое можно придумывать вместе с детьми. Пойти в музей, принять участие в спортивном празднике или вместе поиграть в футбол- все это создает условия для обмена мнениями или даже спора. Для многих родителей естественно, что дети разделяют их увлечения: они вместе в саду, за чтением, вместе фотографируют, рисуют, музицируют. Совместные занятия пробуждают в детях интерес, при этом и родители и дети учатся друг у друга.
Для детей естественно воспринимать себя слитно с окружающим миром, а не отстраненно. Уровень и характер восприятия ребенком мира человеческих переживаний и отношений зависит от его благополучия в общении, прежде всего, в семье.

Читайте также:  Ребенку 5 лет тавегил таблетки

Источник

Фото Legion-Media.Ru

Понятно, что жизнь ребенка не должна ограничиваться одной лишь учебой в школе. Наверняка у него есть какое-то хобби. Например, ребенок хорошо и с удовольствием поет, рисует, танцует, играет в шахматы или в футбол, шьет, печет пироги, собирает макеты или фотографирует. Даже если школьные успехи средние, время для любимых занятий нужно обязательно выделить. Это поможет ребенку сформировать хорошую самооценку, достичь успехов где-то помимо школы, а также научит планированию своего времени.

Инструкция заботливым родителям

При создании благоприятной среды для формирования психологического пространства ребенка родителям, прежде всего, стоит постараться, чтобы отвлечься от своего видения ребенка – «я знаю лучше, что ему нужно» – и признать его право на собственные решения. Это предполагает, в том числе, уважительное отношение к увлечениям и интересам ребенка. Конечно, со временем они могут меняться: сегодня увлекает больше одно, а через год – другое, но обязательно нужно дать шанс попробовать себя в том или ином деле, а иначе как же искать себя? То, что не представляет истинного интереса, отпадет само собой. Важно делать акцент на том, что у ребенка получается лучше всего, «зацепиться» за его успехи и дать понять малышу, что вы им гордитесь, даже несмотря на неважные оценки в школе.

Практически не бывает такого, чтобы у ребенка отсутствовали увлечения и интересы. Но если с раннего детства он привык жить «на всем готовом», если его мнение не имеет никакого значения и за него все решают взрослые, то и интересы у вашего малыша с каждым разом будут угасать, и прислушиваться к себе он будет все реже и реже. Да и просто не захочет говорить лишний раз о том, что его волнует. Снова упираемся в глухую стену родительских амбиций и нереализованных желаний. Если у ребенка нет достойных интересов и увлечений, родителям стоит разобраться со своими собственными. Посмотрите на своего ребенка, как на собственное отражение в зеркале: чем вы заняты в свободное время, какие у вас хобби и занятия? Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Не навязывайте детям того, что интересно вам, но пусть они видят, слышат и чувствуют ваш азарт.

Если увлечения ребенка вам не нравятся

Главный враг ребенка – это безделье. День должен быть насыщен интересными занятиями. От взрослых же требуется не контроль, а заинтересованность жизнью детей. Если вам не нравятся поведение и увлечения своего чада, воздержитесь от критики и нравоучений – постарайтесь проявить интерес и понять причины происходящего. Чтобы разобраться, прежде всего, нужно узнать и понять точку зрения ребенка, «пожить» его интересами. Окунувшемуся в мир увлечений своего малыша взрослому будет проще оказать на него влияние. Иногда стоит попробовать переключить интерес. Альтернатива может быть любой – другая компания сверстников в новом кружке или секции, или новое хобби, помогите ребенку его найти.

Ожидаемый результат не заставит себя ждать

Когда родители поддерживают интерес ребенка, у него появляется уверенность в себе, которая растет и укрепляется с каждым днем, месяцем, годом: не надо доказывать близким людям, что петь (рисовать, танцевать, вышивать, играть в футбол и т.д.) – очень важно для тебя. Они все это видят и понимают сами. И все силы можно бросить на оттачивание своего мастерства. Возможно, это дело станет любимым в жизни. А если и не станет, то сделает жизнь более яркой, насыщенной и полноценной. И даже если скептически отнесутся к увлечению ребенка некоторые окружающие, их замечания и колкости не смогут повергнуть в сомнения и «выбить из колеи» – при настоящей поддержке родителей.

Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное на ваш взгляд, не торопитесь говорить «нет», посмеиваться, учитывайте особенности восприятия личного пространства ребенка, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с разумным уважением.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник