Внести вклад в развитие ребенка

Внести вклад в развитие ребенка thumbnail

КАК ВКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

«Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.

Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».

Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе. Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко. Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.

ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.

· Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.

· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.

· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.

· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.

Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.

КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

  • Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
  • Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
  • Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
  • Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
  • Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
  • Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
  • Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.

Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности. Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.

Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.

Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.

Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?

Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.

Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.

Читайте также:  Особенности речевого развития ребенка курсовая

Источник

Качества успешного ребёнка

«Все родители желают видеть своего ребёнка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Но представление о том, как воспитать успешного ребёнка, есть далеко не в каждой семье.

воспитание успешного ребенка, условия успешного воспитания детей в семье

Качества успешного ребёнка можно сравнить с плодами, которые приносит нам молодое быстрорастущее дерево:

Внести вклад в развитие ребенка

Чтобы собрать отличный урожай, нужно создать для воспитания малыша благоприятную атмосферу, думать о здоровье его души и тела, развивать познавательную деятельность с помощью учебных заведений.

Что нужно вкладывать в ребёнка

Воспитание успешного ребёнка напрямую зависит от того, что вы в него вкладываете. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

воспитание успешного ребенка, условия успешного воспитания детей в семье

Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребёнка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы ваш малыш гордился своей судьбой, стал жизнерадостным, нашел любимое дело.

Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Она заключается в следующем: вкладывайте в ребёнка свою любовь.

  • Благодаря любви родители думают о физическом и психологическом здоровье ребенка.
  • Благодаря любви родители создают ребёнку атмосферу тепла и заботы.
  • Благодаря любви родители показывают, сколько в окружающем мире занимательных вещей.
  • Благодаря любви родители мотивируют иметь хобби и поддерживают при поражениях.

воспитание успешного ребенка, условия успешного воспитания детей в семье

Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребёнок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребёнка.

Кодекс родителей успешного ребёнка

  1. Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
  2. Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
  3. Интересуйтесь ребёнком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «ты играл с детками в садике?», а «в какие интересные игры ты сегодня играл? что тебе не понравилось?»
  4. Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему вы это делаете и как можно изменить ситуацию.
  5. Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
  6. Подавайте личный пример. У родителей, чей главный жизненный маршрут — «диван – микроволновка», целеустремленным ребёнок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
  7. Помогайте ребёнку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
  8. Удовлетворяйте потребности ребёнка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребёнок живет в уважении, понимании, принятии, он стремится к самоактуализации.

Условия для воспитания успешного ребенка

Основываясь на кодексе, мы можем предугадать обстоятельства благополучного воспитания ребёнка.

Главный фактор прогресса (и побед в том числе) – любознательность. Каждый ребёнок по сути своей любопытен. Однако проявлять эту черту стоит лишь в атмосфере безграничной заботы и надежности. Когда малыш знает, что мама и папа любят его и рискнут всем ради его благополучия, он не нервничает, смотрит по сторонам и идет в ту сторону, которая его увлекла. Значит, цель мамы и папы – не принуждать к своему видению окружающего мира, к своему вектору, а узнать, чего желает их сын или дочь, какие у них таланты, шансы, увлечения, возможности. И, исходя из этого, создать правильные обстоятельства для воспитания ребёнка, мотивировать его, помогать, выручать, вдохновлять.

воспитание успешного ребенка, условия успешного воспитания детей в семье

Мам и пап можно разделить на два вида. Первая группа готова вложиться в своего малыша, создать ему атмосферу, в которой его заложенный потенциал мог бы раскрыться, новые полезные навыки легко сформировались. Они часто говорят следующие фразы: «Моя Маша ещё с детства увлеклась театром. Сейчас водим её в театральную студию, где она изучает сценическую речь и актерское мастерство. В будущем, может быть, будет поступать в театральные вузы».

Мамы и папы второго вида уверены, что вкладываться в развитие детей не особенно нужно. Такие родители часто говорят: «Мой ребёнок с тройки на четвёрку перебивается. Ничего не поделать, сами плохо в школе учились. Спорт он не любит, книги тоже, увлечений нет. Не заставлять же его». Плыть по течению, конечно, легко. Но в этом случае мечты об успешной жизни можно оставить.

Некоторые мамы и папы делают один и тот же промах, когда хотят успешного будущего для ребёнка. Они не развивают его, а учат чему-то. Они сажают малыша за фортепьяно, учат играть собачий вальс, даже не задумываясь о том, а интересно ли это ребёнку, есть ли у него талант к музыке. Может быть он должен был стать великим шахматистом, но родители не увидели его дар в детстве, не развили его, а сделали по-своему.

Читайте также:  Консультация для родителей роль игры в познавательном развитии ребенка

воспитание успешного ребенка, условия успешного воспитания детей в семье

Родители дают ребёнку огромный багаж знаний, будучи уверенными, что это всё идёт на пользу малыша. Вместо того, чтобы тренировать концентрацию, воображение, память, родители преподают ребёнку алфавит. А затем с круглыми глазами смотрят на то, какой он неусидчивый и нетерпеливый.  

Совершенствуйте мозг сына или дочери, вкладывайте время, терпение, любовь, силы. Благодаря этим качествам вы создадите атмосферу успешного воспитания детей в семье. Таким образом, вы сделаете базу благополучной жизни ребёнка, раскроете его потенциал и поспособствуете реализации его таланта. Инвестиция в развитие ребёнка сегодня обеспечит его успех в будущем.

Источник

Фото: www.all-psy.com

«Маленькие детки — маленькие бедки», а уж большие… Несомненно, подростковый и юношеский возраст полон трудностей и подводных камней — ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.

Проблемы, трудности, психологические травмы, с которыми сталкивается подросток, — насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение — могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое «ружье» может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 — например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.

Однако  может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может, но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий вклад в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку — в своем развитии, родителям —   убедиться, что у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет — попробовать восполнить тот ресурс, которого недостает, или поддержать подростка в его создании.

Я хочу поделиться с вами найденной в зарубежной литературе концепцией вкладов в развитие. По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти вклады можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).

Чем они полезны? Чем больше этих вкладов у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих вкладов называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»).  В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.

Идея вкладов также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто нормально развиваются как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.

Итак, что же это за вклады?

А. Внешние вклады

Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.

I. Поддержка: первая порция вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.

Это когда семья способна дать:

  • поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе;
  • доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом;
  • активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов.

А также это возможность получить:

  • поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями;
  • внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу;
  • позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников.

Еще важно — готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?

II. Доверие. Эта часть вкладов — про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым престижно и безопасно.

7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают.

8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.

9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров.

10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице.

Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.

III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда правила игры ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:

  • Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток.
  • Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения.
Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до смерти

А также:

  • Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения.
  • Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости.
  • Наличие друзей, ведущих себя ответственно.

IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда «займись делом». Но это  занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:

16. творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театром и пр.);

17. молодежные программы (молодые люди проводят три и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе);

18. время дома.

Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение его интересов в выборе способов проведения досуга.

Б. Внутренние вклады

Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.

I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам, — мотивация, интерес, активность в учёбе.

19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе.

20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения.

21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день.

22. Забота о собственном учебном заведении.

23. Чтение для собственного удовольствия три и более часов в неделю.

Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог — ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс — наверстываем физику; хочет покорять моря — географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.

II. Позитивные ценности — это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:

24. помощь другим людям;

25. равенство и социальную справедливость;

26. свои убеждения и готовность их защищать;

27. честность даже тогда, когда сказать правду трудно;

28. принятие ответственности за свои действия;

29. воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей.

III. Социальные компетентности – это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.

  • Способность планировать и принимать решения.
  • Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать.
  • Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями.
  • Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций.
  • Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов.

Конечно, именно родители показывают образцы таких компетентных людей. Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.

IV. Позитивное представление о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.

Сюда относятся:

  • Чувство контроля над происходящим.
  • Высокая самооценка.
  • Наличие цели в жизни, ее осмысленность.
  • Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего.

Вот, пожалуй, и всё.

Чем мне нравится эта концепция?

Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ: сколько у подростка, старшеклассника есть внешних вкладов и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении, откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних вкладов, откуда взяться прибыли – успешному, благополучному развитию молодого человека?

Еще один момент из моих наблюдений:  если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у вас и чувству неуверенности у ребенка, если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость – это просто не работает.

Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка?  Торопитесь делать свои вклады!

Автор: Николай Юдин, психолог-консультант, кандидат психологических наук

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Подписывайтесь на наш канал «Лицей»!

Юность как банковский вклад: что в сейфе?

Источник