Внешние условия эффективной инклюзии ребенка с проблемами в развитии
Ирина Щепетинникова
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ»
Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение специалистами различных уровней.
Выделяют четыре этапа, присущие по ведущему и типичным видам детской деятельности, особенностям ПМПК- сопровождения, особенностям коррекционно-педагогического процесса и направленности в работе с семьей.
Теоретической основой данного подхода являются: концепция Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуации развития ребенка (Л. И. Божович, методологические основания А. А. Венгер, положение о необходимости учета «смещенного сенситива» в коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим особые портебности (Е. А. Екжанова).
Для социально-образовательной интеграции значимы следующие специфичные этапы:
• Период раннего детства;
• Дошкольное образование;
• Школьное обучение;
• Профессионально-трудовая адаптация.
Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей, организацией педагогической и предметно-развивающей среды, особенностями необходимого взаимодействия.
Период дошкольного детства — время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. :«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В ст. 79 ФЗ — № 273 раскрыта «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
На этапе дошкольного детства осуществление интегративных процессов проходит через:
• обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка с ОВЗ, с учетом его состояния здоровья, особенностей, потребностей и возможностей;
• создание адекватной возможностям ребенка образовательной среды охранительно-педагогической, безбарьерной и предметно-развивающей;
• наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой специалистами, при доминирующей роли педагога-психолога;
• четкое разделение функционала всех специалистов, воспитателей вовлеченных в интегрированное образование;
• обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребенком;
• обязательное психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, которые вовлечены в интегрированное обучение.
В настоящее время дошкольные учреждения, которые принимают детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности, в основном, берут детей с незначительными нарушениями при сохранном интеллекте, т. к. для таких детей легче создать специальные условия и систему поддержки.
Показатели, характерные для модели интеграции ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, можно условно назвать «внутренними» и «внешними».
Внешние показатели определяют систему условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, а внутренние — уровень его психофизического и речевого развития.
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, в этом случае можно достичь положительных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;
• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление помогать своему ребенку в процессе его обучения;
• наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.
К внутренним показателям относятся:
• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные сроки;
• психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.
Одна из основных форм интегрированного обучения детей дошкольного возраста — группы кратковременного пребывания. В такие группы принимаются дети с различной структурой и сложностью дефекта. В процессе организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа двух-трех педагогов, которые осуществляют обучение и развитие, а также обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, с учетом их возможностей и различий имеющихся отклонений. Во время проведения одним из педагогов занятия по развитию той или иной деятельности, другие педагоги выполняют функцию сопровождения, тем самым помогая детям на занятии.
К процессу развития, воспитания и коррекции целесообразно привлечь родителей, которые обучились навыкам правильного взаимодействия с детьми, а также прошедших квалифицированное обучение, специально подготовленных ассистентов/тьюторов.
При этом важно учитывать гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы выработать разные стратегии поведения в процессе организации видов детской деятельности и общения.
Таким образом, каждый ребенок имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. При интегративной организации образовательного пространства все обучающиеся дети оказываются вовлеченными в образовательную среду и социально активную деятельность дошкольного учреждения, что позволяет повысить адаптивные возможности и раскрыть индивидуальные способности личности.
Источник
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
Маркина И.П., учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство гарантирует любому человеку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Инклюзия (от лат. inclusio «заключение, включение») — это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?
Интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития системы специального (коррекционного) образования, логически продолжающимися и не противоречащими друг другу, обеспечивающими расширенный доступ к образованию и включению ребёнка с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
Интегрированное образование — форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзивное образование — процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Хотя интегрированное и инклюзивное образование, в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов.
Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах:
1.6.2 Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
1.6.7 обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
2.11.2 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Восемь принципов инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Контингент детей с ОВЗ
- с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
- с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
- с нарушениями речи (ФФН);
- с тяжелыми нарушениями речи (ОНР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);
- с нарушениями аутистического спектра.
К внешним условиям интеграции относятся:
- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения;
- наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;
- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного
обучения.
К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность к интегрированному обучению.
Проблема интеграции и инклюзии
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированого образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России.
Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:
- изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
- изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
- уменьшение размеров групп;
- улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
- создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
- реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Перспектива организация интегрированного (инклюзивного)
образования
- Специальная (коррекционная) группа соответствующего вида.
- Включение ребенка с ОВЗ в специальную группу ДОУ определенной направленности (вида), например: группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта и др.
Модели интеграции
- Постоянная полная интеграция.
- Постоянная неполная интеграция.
- Постоянная частичная интеграция.
Диагностика и мониторинг успешности образовательной деятель-ности
Образовательный маршрут определяется решением региональной или муниципальной ПМПК (комиссии).
Пути реализации образовательного маршрута и успешность его освоения отслеживается решением МПк (консилиумом) учреждения и заключением ПМПК.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся, функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня корректно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ:
- традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ДОУ;
- интегрированного;
- инклюзивного.
Таким образом, реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. СанПин 2.41. 3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26.
5. «Инклюзивное образование в России». — М.: «Юнисеф», 2011.
6. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ./ Начальная школа Плюс До и После, 2011 г., №10.
7. Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Мурманской области, 2013 г.
8. https://ru.wikipedia
Источник
Ðàññìîòðåíèå îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ ñðåäñòâàìè èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ. Îïèñàíèå ñîäåðæàíèÿ, ïðåäìåòíî-ðàçâèâàþùåé ñðåäû è äèäàêòè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ ñðåäñòâàìè èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ
èíêëþçèâíûé îáðàçîâàíèå îãðàíè÷åííûé çäîðîâüå
 ïîñëåäíåå âðåìÿ â íàøåì îáùåñòâå âñå ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ äåòè ñ îñîáûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè, êîòîðûì òðåáóåòñÿ îñîáûé ïîäõîä è óñëîâèÿ äëÿ ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ è àäàïòàöèè â îáùåñòâå.
Ê êàòåãîðèè äåòåé ñ îñîáûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè îòíîñÿòñÿ: äåòè ñ ÎÂÇ è äåòè -èíâàëèäû; îäàðåííûå äåòè; äåòè — ìèãðàíòû; ïåäàãîãè÷åñêè-çàïóùåííûå äåòè.
Äåòè ñ ÎÂÇ — ýòî äåòè, ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ êîòîðûõ ïðåïÿòñòâóþò îñâîåíèþ îñíîâíîé îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû âíå ñïåöèàëüíûõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ.
Ðåáåíîê — èíâàëèä — ýòî ëèöî, èìåþùåå íàðóøåíèå çäîðîâüÿ ñî ñòîéêèì ðàññòðîéñòâîì ôóíêöèè îðãàíèçìà, îáóñëîâëåííîå çàáîëåâàíèåì, ïîñëåäñòâèåì òðàâì èëè äåôåêòàìè, ïðèâîäÿùåå ê îãðàíè÷åíèþ æèçíè.
Ðàñïðîñòðàíåíèå â íàøåé ñòðàíå ïðîöåññà èíòåãðàöèè è èíêëþçèè äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî îòðàæåíèåì âðåìåíè, íî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðåàëèçàöèþ ïðàâ äåòåé íà îáðàçîâàíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ «Çàêîíîì îá îáðàçîâàíèè» Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Èíòåãðàöèÿ — ïðèâåäåíèå ïîòðåáíîñòåé äåòåé ñ ïñèõè÷åñêèìè è/èëè ôèçè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè â ñîîòâåòñòâèè ñ ñèñòåìîé îáðàçîâàíèÿ, îñòàþùåéñÿ â öåëîì íå èçìåíîé, íå ïðèñïîñîáëåííîé äëÿ íèõ.
Èíêëþçèÿ — ýòî ïðîöåññ âêëþ÷åíèÿ äåòåé â îáùåîáðàçîâàòåëüíóþ ãðóïïó (êëàññ) íåçàâèñèìî îò ïîëîâîé, ýòíè÷åñêîé è ðåëèãèîçíîé ïðèíàäëåæíîñòè, ïðåæíèõ ó÷åáíûõ äîñòèæåíèé, ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ.
Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ èíêëþçèâíîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàòü ó äîøêîëüíèêîâ óìåíèå ñòðîèòü âçàèìîäåéñòâèÿ íà îñíîâå ñîòðóäíè÷åñòâà è âçàèìîïîíèìàíèÿ. Îñíîâîé æèçíåííîé ïîçèöèè îáùåñòâà äîëæíà ñòàòü òîëåðàíòíîñòü. Èíêëþçèÿ ïîìîãàåò ðàçâèâàòü ó çäîðîâûõ äåòåé òåðïèìîñòü ê ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì íåäîñòàòêàì ñâåðñòíèêîâ, ÷óâñòâî âçàèìîïîìîùè è ñòðåìëåíèå ê ñîòðóäíè÷åñòâó. Èíêëþçèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (ÎÂÇ) ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâåðñòíèêàì è àäåêâàòíîãî ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, à òàêæå áîëåå ïîëíîé ðåàëèçàöèè ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ â îáó÷åíèè è âîñïèòàíèè. Èíêëþçèâíîå îáó÷åíèå ðåàëèçóåò îáåñïå÷åíèå ðàâíîãî äîñòóïà ê ïîëó÷åíèþ òîãî èëè èíîãî âèäà îáðàçîâàíèÿ è ñîçäàíèå íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ äîñòèæåíèÿ óñïåõà â îáðàçîâàíèè âñåìè äåòüìè.
Ïðîáëåìà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå òðåáóåò äåëèêàòíîãî è ãèáêîãî ïîäõîäà, òàê êàê èçâåñòíî, ÷òî íå âñå äåòè, èìåþùèå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè, ìîãóò óñïåøíî èíòåãðèðîâàòüñÿ â ñðåäó çäîðîâûõ ñâåðñòíèêîâ. Èíäèâèäóàëüíûé îáðàçîâàòåëüíûé ìàðøðóò ïðåäïîëàãàåò ïîñòåïåííîå âêëþ÷åíèå òàêèõ äåòåé â êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, ÷òî òðåáóåò îò ïåäàãîãà íîâûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñòàíîâîê íà ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, óìåíèÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü â åäèíîì äåò- åæîì êîëëåêòèâå. Äåòè ñ ÎÂÇ ìîãóò ðåàëèçîâàòü ñâîé ïîòåíöèàë ëèøü ïðè óñëîâèè âîâðåìÿ íà÷àòîãî è àäåêâàòíî îðãàíèçîâàííîãî ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, óäîâëåòâîðåíèÿ êàê îáùèõ ñ íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèìèñÿ äåòüìè, òàê è èõ îñîáûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïîòðåáíîñòåé, çàäàííûõ õàðàêòåðîì íàðóøåíèÿ èõ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
Íàëè÷èå â ãðóïïå ìàññîâîãî äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ÎÂÇ òðåáóåò âíèìàíèÿ ê íåìó ñî ñòîðîíû âîñïèòàòåëåé, ãîòîâíîñòè âìåñòå ñ ðîäèòåëÿìè ðàçäåëèòü îòâåòñòâåííîñòü çà åãî âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå, ïîäãîòîâêó ê øêîëå. Íàèáîëåå âàæíûì àñïåêòîì ÿâëÿåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü âîñïèòàòåëÿ ãðóïïû ê ðàáîòå ñ ðåáåíêîì, æåëàíèå ïîìî÷ü åìó è åãî ðîäèòåëÿì, ñäåëàòü ïðåáûâàíèå òàêîãî ðåáåíêà â ãðóïïå ïîëåçíûì è èíòåðåñíûì äëÿ íåãî.
Ïðè îïðåäåëåíèè ðåáåíêà ñ ÎÂÇ â äîøêîëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå íåîáõîäèìî ó÷åñòü:
* ïîäõîäÿò ëè óñëîâèÿ äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ äëÿ êîìôîðòíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ â íåì ðåáåíêà — ñîçäàíà ëè áåçáàðüåðíàÿ ñðåäà;
* íàñêîëüêî ðåáåíîê ãîòîâ ê ïîñåùåíèþ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ;
* åñòü ëè âîçìîæíîñòü ñîçäàíèÿ èíäèâèäóàëüíî-îðèåíòèðîâàííûõ ïðîãðàìì íà îñíîâå îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû ó÷ðåæäåíèÿ è áóäåò ëè ðåáåíîê, îáó÷àþùèéñÿ ïî ýòèì ïðîãðàììàì, äîñòàòî÷íî óñïåøåí ïðè èõ âûïîëíåíèè;
* åñòü ëè â äàííîì ó÷ðåæäåíèè ñòðóêòóðíûå ïîäðàçäåëåíèÿ, äîïîëíèòåëüíûå ñïåöèàëèñòû, ñïîñîáíûå îêàçàòü ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîìîùü ðåáåíêó;
* îðãàíèçîâàíî ëè ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå.
Ðàñïðîñòðàíåíèå ïðîöåññà èíêëþçèè äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî îòðàæåíèåì âðåìåíè, íî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé åùå îäèí øàã ê îáåñïå÷åíèþ ïîëíîöåííîé ðåàëèçàöèè ïðàâ äåòåé íà ïîëó÷åíèå äîñòóïíîãî îáðàçîâàíèÿ. Èíêëþçèâíàÿ ïðàêòèêà ðåàëèçóåò îáåñïå÷åíèå ðàâíîãî äîñòóïà ê ïîëó÷åíèþ òîãî èëè èíîãî âèäà îáðàçîâàíèÿ, è ñîçäàíèÿ íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ äîñòèæåíèÿ àäàïòàöèè îáðàçîâàíèÿ âñåìè áåç èñêëþ÷åíèÿ äåòüìè íåçàâèñèìî îò èõ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, ó÷åáíûõ äîñòèæåíèé, ðîäíîãî ÿçûêà, êóëüòóðû, èõ ïñèõè÷åñêèõ è ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé.
Ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ î ðàçâîðà÷èâàíèè èíêëþçèâíîé ïðàêòèêè â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè äîëæíû áûòü ó÷òåíû ñëåäóþùèå óñëîâèÿ:
Íàëè÷èå ñåìåé ñ äåòüìè ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (ÎÂÇ), ãîòîâûõ ïðèéòè â äåòñêèå ñàäû.
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðóêîâîäèòåëÿ è êîëëåêòèâà ÎÓ (ëèáî ÷àñòè åãî) ê èíêëþçèè, âêëþ÷àþùàÿ â ñåáÿ çíàêîìñòâî ñ îñíîâíûìè öåííîñòÿìè, öåëÿìè è ìåòîäèêàìè îðãàíèçàöèè èíêëþçèâíîé ïðàêòèêè è ñîãëàñèå ñ íèìè.
Íàëè÷èå íåîáõîäèìûõ ñïåöèàëèñòîâ (äåôåêòîëîãîâ, ïñèõîëîãîâ, ëîãîïåäîâ, òüþòîðîâ) èëè äîãîâîðåííîñòè î ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîì ñîïðîâîæäåíèè äåòåé ñ ÎÂÇ ñïåöèàëèñòàìè èç Öåíòðîâ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è êîððåêöèè ÏÏÌÑ öåíòðîâ.
Íàëè÷èå ñïåöèàëüíûõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, â òîì ÷èñëå áåçáàðüåðíîé ñðåäû.
Âîçìîæíîñòü ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ïåäàãîãîâ. Êîãäà ðåøåíèå ïðèíÿòî, ïðîèñõîäèò ðàçâîðà÷èâàíèå èííîâàöèîííîé ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Äåÿòåëüíîñòü èíêëþçèâíîé ãðóïïû íàïðàâëåíà íà ïðåäîñòàâëåíèå îáðàçîâàòåëüíûõ óñëóã äëÿ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè ñòàðòîâûìè âîçìîæíîñòÿìè.
Êîìïëåêòîâàíèå èíêëþçèâíîé ãðóïïû îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî çàÿâëåíèþ ðîäèòåëåé (çàêîííûõ ïðåäñòàâèòåëåé) è íà îñíîâàíèè çàêëþ÷åíèÿ ïñèõîëîãî-ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîìèññèé. Ïðè ýòîì îáùàÿ íàïîëíÿåìîñòü ãðóïïû ñîêðàùàåòñÿ; äâå òðåòè ñîñòàâà ãðóïïû ñîñòàâëÿþò âîñïèòàííèêè ñ óðîâíåì ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòíîé íîðìîé, à òðåòü âîñïèòàííèêîâ — äåòè ñ òåì èëè èíûì îòêëîíåíèåì (íàïðèìåð, ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà, çðåíèÿ, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, èíòåëëåêòà — óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ â ñòåïåíè äåáèëüíîñòè) ëèáî äåòè ðàííåãî âîçðàñòà, íå èìåþùèå âûðàæåííûõ ïåðâè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè, íî îòñòàþùèå îò âîçðàñòíîé íîðìû (â òîì ÷èñëå äåòè ñ íàðóøåíèÿìè ýìîöèîíàëüíî — âîëåâîé ñôåðû). Êîíòèíãåíò äåòåé ñ ÎÂÇ ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ, îäíàêî ãëàâíûì óñëîâèåì âêëþ÷åíèÿ â ãðóïïó ÿâëÿåòñÿ ãîòîâíîñòü ê ïîñåùåíèþ â ðåæèìå 12-÷àñîâîãî ïðåáûâàíèÿ. Ïðè íàëè÷èè òðóäíîñòåé â ñàìîîáñëóæèâàíèè, ñàìîñòîÿòåëüíîì ïåðåäâèæåíèè, àäàïòàöèè â äåòñêîì êîëëåêòèâå ðåáåíêó ïðåäîñòàâëÿåòñÿ «òüþòîð», êîòîðûé ðåàëèçóåò ñîïðîâîæäåíèå íå òîëüêî â ðåæèìíûõ ìîìåíòàõ, íî è íà çàíÿòèÿõ.
Ñîäåðæàíèå ðàáîòû èíêëþçèâíîé ãðóïïû:
îñóùåñòâëåíèå ðàçâèâàþùåé äåÿòåëüíîñòè (ðàçâèòèå ðå÷è è ïðåäñòàâëåíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå, ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðû, èãðîâîé, èññëåäîâàòåëüñêîé, ïðîåêòíîé, ãðàôè÷åñêîé, êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè è ò.ä.);
ñîöèàëèçàöèÿ â óñëîâèÿõ ñîâìåñòíîãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ÎÂÇ è îáû÷íî ðàçâèâàþùèõñÿ ñâåðñòíèêîâ;
ðåàëèçàöèÿ êîððåêöèîííîé äåÿòåëüíîñòè ñïåöèàëèñòîâ (ó÷èòåëü-ëîãîïåä, ó÷èòåëü-äåôåêòîëîã, ïåäàãîã-ïñèõîëîã, ìàññàæèñò);
ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé (êåðàìè÷åñêàÿ ìàñòåðñêàÿ, õîðåîãðàôèÿ, ìóçûêàëüíî-ðèòìè÷åñêèå çàíÿòèÿ, èãðîòåðàïèÿ è äð.).
Ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå èíêëþçèâíûõ ãðóïï âûáèðàåòñÿ â ðàâíîé ìåðå ñ îðèåíòèðîì íà äåòåé ñ ÎÂÇ, îáû÷íî ðàçâèâàþùèõñÿ äîøêîëüíèêîâ è äåòåé, îïåðåæàþùèõ âîçðàñòíûå íîðìàòèâû. Âàæíîé çàäà÷åé ìåòîäè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ ñòàíîâèòñÿ îïðåäåëåíèå áàçîâîé ïðîãðàììû. Ïðèîðèòåò îòäàåòñÿ ðàçâèòèþ ñîöèàëüíî àêòèâíîé ëè÷íîñòè, ÷òî ïðåäïîëàãàåò îäíîâðåìåííî èíäèâèäóàëèçàöèþ ïðîöåññà îáðàçîâàíèÿ è åãî ñîöèàëüíóþ íàïðàâëåííîñòü.
 èíêëþçèâíîì äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè ñîçäàíèå ïåðñïåêòèâíûõ, êàëåíäàðíî-òåìàòè÷åñêèõ ïëàíîâ âîñïèòàòåëåé è ñïåöèàëèñòîâ ïðîèçâîäèòñÿ ñ ó÷åòîì, êàê îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû, òàê è èíäèâèäóàëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïëàíà (ÈÎÏ). Êàæäîå ìåðîïðèÿòèå ïëàíèðóåòñÿ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé ñîñòàâëÿþùèõ ãðóïïó. ÈÎÏ ñîñòàâëÿåòñÿ ïî ðåçóëüòàòàì ïåðâè÷íîé äèàãíîñòèêè â õîäå êîíñèëèóìîâ ñïåöèàëèñòîâ è âîñïèòàòåëåé ãðóïï.  äàëüíåéøåì ÈÎÏ ìîæåò ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ è äîïîëíÿòüñÿ.
Äëÿ îðãàíèçàöèè ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ÎÂÇ íåîáõîäèì ñïåêòð ñïåöèàëüíûõ ïðîãðàìì: äëÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè èíòåëëåêòà, íàðóøåíèÿìè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, êîìïëåêñîâ ìåòîäè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèé ïî ïðîâåäåíèþ çàíÿòèé ñ äåòüìè ñ ðàçëè÷íîé ñòðóêòóðîé äåôåêòà. Òàêèì îáðàçîì, ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå äîëæíî áûòü âàðèàòèâíûì, îðèåíòèðîâàííûì íà ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, ðàçëè÷íûé çàïàñ ïðåäñòàâëåíèé îá îêðóæàþùåì çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.
Ìåòîäû, ñðåäñòâà è ôîðìû ðàáîòû â èíêëþçèâíîé ãðóïïå íàïðàâëåíû íà ðàñøèðåíèå ñïåêòðà êîìïåòåíöèé ðåáåíêà, îáåñïå÷åíèå ñîöèàëèçàöèè â êîëëåêòèâå ñâåðñòíèêîâ.
Ðàáîòà èíêëþçèâíûõ ãðóïï â äîøêîëüíîì îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè äîëæíà áûòü îáåñïå÷åíà ðÿäîì äîêóìåíòîâ, êîòîðûå ðàçðàáàòûâàþòñÿ íà îñíîâå Òèïîâîãî ïîëîæåíèÿ î äîøêîëüíîì îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè è ñîîòâåòñòâóþò îáÿçàòåëüíîìó ïåðå÷íþ äîêóìåíòàöèè.
Óñëîâèÿ èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé ñ ÎÂÇ
Ñîçäàíèå ñîîòâåòñòâóþùåãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîñòðàíñòâà
Ñîçäàíèå ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ
Ñîçäàíèå ïðåäìåòíî-ðàçâèâàþùåé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäû
Ñîçäàíèå äèäàêòè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ
Îáðàçîâàòåëüíîå ïðîñòðàíñòâî äëÿ äåòåé ñ ÎÂÇ
Áåçîïàñíàÿ ñðåäà æèçíåäåÿòåëüíîñòè
Ôóíêöèîíàëüíûå ïîìåùåíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ êîððåêöèè (êàáèíåòû âðà÷à, ó÷èòåëÿ-äåôåêòîëîãà, ó÷èòåëÿ- ëîãîïåäà, çàë ËÔÊ, êàáèíåò ïåäàãîãà- ïñèõîëîãà)
Âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùèì ñîöèóìîì (äåòñêàÿ ïîëèêëèíèêà, ÏÌÏÊ, ñîöçàùèòà, ñîöèîêóëüòóðíîå ïðîñòðàíñòâî) Ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå äëÿ èíêëþçèâíîãî ðåáåíêà
Îñíîâíàÿ îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà
Ïðîòîêîë ÏÌÏÊ
Èíäèâèäóàëüíûé êîððåêöèîííî- ðàçâèâàþùèé ìàðøðóò
Èíäèâèäóàëüíàÿ êîððåêöèîííî- ðàçâèâàþùàÿ ïðîãðàììà
Ñèñòåìà èíäèâèäóàëüíîé ðàáîòû â êàëåíäàðíîì ïëàíå
Ïðåäìåòíî-ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà äëÿ èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ
Îáÿçàòåëüíàÿ çîíà êîððåêöèè
Óãîëêè óåäèíåíèÿ
Èíäèâèäóàëüíîå àâòîðñêîå ïðîñòðàíñòâî ðåáåíêà
Ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà ñ ó÷åòîì «çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ»
Äèäàêòè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå:
Äëÿ êîððåêöèè èìåþùèõñÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè
Äëÿ êîððåêöèè îñâîåíèÿ ñîäåðæàíèÿ îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû
Äëÿ êîððåêöèè ïîâåäåíèÿ èëè ñîöèàëüíûõ êîìïåòåíöèé
 îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå îáó÷àþòñÿ äåòè ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, ïðåäúÿâëÿþòñÿ íîâûå è áîëåå âûñîêèå òðåáîâàíèÿ êî âñåì ïåäàãîãàì.
 ðàáîòå ñ ïåäàãîãàìè, ðàáîòàþùèìè ñ ðåáåíêîì ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, îñîáóþ àêòóàëüíîñòü ïðèîáðåòàåò ðàçâèòèå ñëåäóþùèõ èíòåãðàëüíûõ õàðàêòåðèñòèê:
íàïðàâëåííîñòü íà ðåá¸íêà, âêëþ÷àþùóþ â ñåáÿ:
— ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê äåòÿì ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ è ãîòîâíîñòü ðàáîòàòü ñ íèìè;
— ñòðàòåãèþ ñîòðóäíè÷åñòâà ñ ðîäèòåëÿìè, âîñïèòûâàþùèìè äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;
2) èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãèáêîñòü:
— íàâûêè ðàçðàáîòêè èíäèâèäóàëüíûõ ìàðøðóòîâ äëÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;
3) ïðîôåññèîíàëüíàÿ êîìïåòåíòíîñòü:
— çíàíèÿ è íàâûêè, íåîáõîäèìûå äëÿ ðàáîòû â ìåæäèñöèïëèíàðíûõ êîìàíäàõ;
— çíàíèÿ ñïåöèàëüíûõ òåõíîëîãèé ñîïðîâîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;
— íàâûêè ïðîâåäåíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè äëÿ ïîñòðîåíèÿ òðàåêòîðèè èíäèâèäóàëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ìàðøðóòà äëÿ ðåáåíêà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;
4) ïîâåäåí÷åñêàÿ ãèáêîñòü:
— íàâûêè ñîïðîâîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ÎÂÇ ïî èíäèâèäóàëüíîìó îáðàçîâàòåëüíîìó ìàðøðóòó;
— çíàíèå ìåòîäèê ðàáîòû ñ äåòüìè ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ.
Ïåäàãîã ñòàíîâèòñÿ êîîðäèíàòîðîì èíêëþçèâíîãî ïðîöåññà â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âñåìè ó÷àñòíèêàìè âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà: êîìàíäîé ñïåöèàëèñòîâ, àäìèíèñòðàöèåé, ðîäèòåëÿìè è îáó÷àþùèìèñÿ.
Äëÿ ïåäàãîãà â èíêëþçèâíîé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäå âàæíî âëàäåòü ïðàêòèêîé â ñàìîñòîÿòåëüíîé èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, íàâûêàìè ðàçðàáîòêè ïîóðî÷íûõ ïëàíîâ äëÿ êîíêðåòíîãî êëàññà, à òàêæå äëÿ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà, óìåíèÿìè òâîð÷åñêè ïåðåðàáàòûâàòü ó÷åáíûé ïëàí è àäàïòèðîâàòü ñâîè ìåòîäû îáó÷åíèÿ ê îñîáåííîñòÿì âîñïèòàííèêîâ.
Äëÿ êâàëèôèöèðîâàííîãî ðåøåíèÿ êîððåêöèîííûõ çàäà÷, ñâÿçàííûõ ñ îáó÷åíèåì ðåáåíêà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, îêàçûâàòü ïîìîùü ó÷èòåëþ â èíêëþçèâíîì ïðîñòðàíñòâå îáÿçàòåëüíî äîëæíû òàêèå ñïåöèàëèñòû, êàê ó÷èòåëü-äåôåêòîëîã, ó÷èòåëü-ëîãîïåä, ïåäàãîã ËÔÊ, ñîöèàëüíûé ïåäàãîã, òüþòîð.
Âûâîä
Òàêèì îáðàçîì, äëÿ âíåäðåíèÿ èíêëþçèâíîé ñðåäû â îáùåîáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå íåîáõîäèìî ñîçäàòü óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè èíêëþçèâíîé ïðàêòèêè, èñïîëüçîâàòü îñíîâíûå ïðèíöèïû êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ÎÂÇ, ïîäîáðàòü ïåäàãîãè÷åñêèå êàäðû, îáëàäàþùèå íåîáõîäèìûìè õàðàêòåðèñòèêàìè, ó÷èòûâàòü îñîáåííîñòè ïîñòðîåíèÿ ñîâðåìåííîãî óðîêà äëÿ îáó÷àþùèõñÿ ñ ÎÂÇ. Ðàáîòà ïåäàãîãè÷åñêîãî êîëëåêòèâà â îáùåîáðàçîâàòåëüíîé îðãàíèçàöèè äîëæíà áûòü íàïðàâëåíà íà äîñòèæåíèå ãëàâíîé öåëè, óêàçàííîé â ÔÃÎÑ ÍÎÎ ÎÂÇ: ñîöèàëèçàöèÿ äåòåé è àäàïòàöèÿ èõ â ñàìîñòîÿòåëüíîé æèçíè. Áëàãîäàðÿ äàííîìó ïðîéäåííîìó êóðñó åñòü âîçìîæíîñòü âûñòðîèòü âåðíûé ïóòü îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ÎÂÇ. Äàííûå çíàíèÿ íåîáõîäèìû êàæäîìó ïåäàãîãó , òàê êàê íà ñåãîäíÿøíèé äåíü êîëè÷åñòâî äåòåé ñ ÎÂÇ ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå è âñå îíè èäóò îáó÷àòüñÿ â îáùåîáðàçîâàòåëüíóþ øêîëó.
Ëèòåðàòóðà
Áóðìèñòðîâà Í.È. Êàê âû îòíîñèòåñü ê ñîâìåñòíîìó îáó÷åíèþ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè ñòàðòîâûìè âîçìîæíîñòÿìè? // Æóðíàë «Ñïðàâî÷íèê ðóêîâîäèòåëÿ äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ» — 2011.-¹ 10.-ñ.56-60.
Èíêëþçèâíîå îáðàçîâàíèå. Âûïóñê 4. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî îðãàíèçàöèè èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà â äåòñêîì ñàäó / ïîä ðåä. Ò.Í. Ãóñåâîé. — Ì.: Öåíòð «Øêîëüíàÿ êíèãà», 2010.
Èíêëþçèâíàÿ ïðàêòèêà â äîøêîëüíîì îáðàçîâàíèè. Ïîñîáèå äëÿ ïåäàãîãîâ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé / ïîä ðåä. Ò.Â. Âîëîñîâåö, Å.Í. Ê Êóòåïîâîé. — Ì.: Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2011.
Èíêëþçèâíîå îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè)- Ì.: Ðóññêîå ñëîâî,2014.
Äåòè 6-7 ëåò ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè (Ïëàíèðîâàíèå ðàáîòû ñî ñòàðøèìè äîøêîëüíèêàìè èìåþùèìè òðóäíîñòè â îáó÷åíèè) Ò.À.Òêà÷åâà- Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÃÍÎÌ, 2014.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник