Влияние живописи на развитие речи ребенка

Юлия Новикова
Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами, создает новые слова. Однако немногие дети достигают достаточного высокого уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

Одно из основных условий нормального развития малыша — своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения.Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).

Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать. У детей формируются навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

На непосредственно образовательной деятельности широко используются такие виды рисования,как:

рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)

рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)

рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т. д.

рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т. д.

В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с детьми, используют слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;

— многообразие способов рисования;

— многообразие средств рисования;

— проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;

— вызывает целый комплекс эмоций;

— прививает любовь к изобразительному искусству;

— непринуждённо развивает творческие способности;

— формирует и активизирует словарь;

— формирует речевые навыки;

развивает внимание детей к речи;

— обогащает предметно-глагольный словарь.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Читайте также:  Если по узи ребенок опережает развитие родится ли он раньше

Источник

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ»

Подлесная А.В.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить нас, взрослых. Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность чувствовать гармонию, красоту окружающего мира.

Особое место занимает живопись в развитии речи. Речь ребенка — показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Знакомя детей со средствами выразительности в пейзажной живописи, их влияния на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, мы ставим для себя цель: развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусства и в окружающей жизни; видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль цвета, композиционного построения, расположения картин на том или ином формате полотна); развивать речь детей с помощью картин русских художников.

Для достижения данной цели ставим следующие задачи:

·  учить понимать средства выразительности;

·  развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;

·  пополнять словарный запас детей специфическими изобразительными терминами;

·  обогащать речь детей выразительными средствами (эпитетами, сравнениями);

·  формировать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства;

·  развивать художественное восприятие произведения искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения.

Знакомя детей с пейзажной живописью, мы раскрываем перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомим с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.

Обращаем внимание детей на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И. Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И. Шишкина). Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение. Например, цвета, смешанные с черной краской, звучат таинственно, загадочно, тревожно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок создает ощущение опасности, тревоги.

Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей литературными выразительными средствами, при этом используются разнообразные методические приемы: подбор синонимов, антонимов, образных сравнений. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используются словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка.

Продолжая знакомить детей со средствами выразительности, даем им представление о линии горизонта, как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная перспектива). Наблюдая в природе за линией горизонта, рассматривая картины, дети на основе анализа делают обобщения. То, что расположено близко, изображено ярко, крупно, подробно, видны все детали. Чем дальше предметы, тем меньше они по размеру и бледнее по цвету.

Рассматривая линию горизонта на картинах, дети замечают, что она может быть расположена на разном уровне: высоко, посередине, низко, в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник.

Чтобы закрепить в представлениях детей понимание связи между содержанием произведения и средствами выразительности, можно использовать художественно-творческую игру «Составь картину». Детям предлагаются листы с разной линией горизонта и разной величины предметы (деревья, кусты, птицы, лес с закатом и т. д.), необходимые для создания пейзажа. В ходе игры ребенок приобретает умение вынашивать замыслы, у него возникает потребность выразить его в собственной творческой деятельности. Дошкольник понимает зависимость между содержанием и средствами выразительности. В ходе рассуждений развивается умение доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка это

Для передачи главной мысли, для создания художественного образа имеет большое значение формат картины. Рассматривая картины с разным форматом, дети соглашаются с тем, что выбор холста, его размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник. У детей развивается умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательства, оценки и суждения.

Таким образом, те знания, чувства, переживания, полученные при рассматривании пейзажных картин, отражаются в речевом развитии детей. Пополняется словарный запас специфическими изобразительными терминами – холодный, теплый тон, слов, связанных с композиционным построением картин. Обогащается речь детей средствами выразительности поэтического языка: эпитетами, образными сравнениями. У детей развивается художественное восприятие, воображение, видение единства замысла художника и средств выразительности. С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность дошкольников: умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать, объяснять, рассуждать. Полученные знания дают возможность выражать свои мысли и чувства словами. Конструкция предложений становится более сложной, более распространенной. Речевой уровень поднимается на более высокую ступень развития.

Библиографический список:

1.  Королева Т. В. 2007. Занятия по рисованию в детском саду. Москва: Центр Владос.

2.  Курочкина Н. А. 2000. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург: Детство-Пресс.

3.  Ушакова О. С. 2003. Развитие речи и творчества дошкольников. Москва: Издательство Института Психотерапии.

4.  Чумичева Р. М. 1992. Дошкольникам о живописи. Москва: Просвещение.

Источник

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи

Сегодня с удовольствием поделюсь с Вами своим опытом использования нетрадиционной техники рисования, влияющей на развитие речи детей, что способствует преодолению моторной неловкости, и создаёт психофизиологическую базу для развития речи. При работе по данной методике, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Данная статья будет интересна и полезна педагогам дошкольного образования и родителям малышей.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя в глаза; он учится общаться со своими сверстниками.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).

В 2015 году я набрала группу детей 3-4 лет, когда в сентябре, обследовав детей, выявила, что из 24 детей 2 ребёнка не говорили совсем, двое говорили первыми слогами слова. Словарный запас у этих детей был очень низок, у пятерых детей наблюдалась замена звуков. По результатам диагностики развития речи – низкий уровень составил – 26%.

Поэтому целью моей работы стало развитие речи детей, через нетрадиционную технику рисования.

Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

— Способствовать развитию связной речи детей, звуковой культуры речи, увеличению словарного запаса;

— Способствовать развитию мелкой моторики рук;

— Способствовать развитию у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

В ходе работы были применены следующие этапы работы:

Анализ научной и методической литературы

— Создание условий для развития творческой активности детей, подготовка наглядного и практического материала;

— Работа с детьми.

Во время свободной деятельности дети раскладывают мозаику, перебирают различные виды круп. Играют с палочками, кубиками, шнуровками, разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение; с разноцветными прищепками, скрепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушечек пальцев; играют с клавишами.

Обогащаю детей знаниями и представлениями об окружающем мире. На организации образовательной деятельности широко использую такие виды рисования, как:

— Рисование пальчиками, ладошкой. «Солнышко», «Дождик».

— Рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)

Читайте также:  Комплексы для развития ребенка

— Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т.д.). «Шарики для зайки», «Гусеница» и т.д.

— Рисование ватными палочками (нарисуй силуэт овощей или фруктов и т.д.).

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Кроме того, в процессе игровых заданий дети:

— совершенствуют мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, выполняя движения рукой в заданном направлении (откручивают и закручивают крышки);

— работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого воображения.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На организации образовательной деятельности мы широко используем:

— скороговорки,

— чистоговорки,

— потешки,

— прибаутки,

— рассказывание сказок,

— слушание русских народных песен.

Это помогает создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создавать эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ:

— многообразие способов рисования;

— многообразие средств рисования;

— проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;

— вызывает целый комплекс эмоций;

— прививает любовь к изобразительному искусству;

— непринуждённо развивает творческие способности;

— формирует и активизирует словарь;

— формирует речевые навыки;

— развивает внимание детей к речи;

— обогащает предметно-глагольный словарь.

Кроме работы, проводимой с дошкольниками в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.

Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Для этого провела встречу с родителями, где рассказала о важной роли развития мелкой моторики на организации образовательной деятельности по изобразительному искусству. Показала основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использовала следующее.

Формы работы:

— Индивидуальные беседы

— Консультации

— Дискуссии

— Родительские собрания

— Выставка детских работ.

В ходе наблюдениями за детьми выявила, что в процессе использования нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь, а она тесно связана с движением, в первую очередь, пальцев рук.

В ходе диагностики на конец года исследовала уровень развития:

— запаса слов;

— строение слов;

— фразовую речь;

— звукопроизношение.

У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире стали использовать прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

В результате повторного диагностирования сделала вывод, что если на начало года низкий уровень развития речи составил 26%, то благодаря правильно организованной системе развивающего обучения с помощью нетрадиционной техники рисования виден рост в развитие речи детей, на конец года он составил – 11%.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На организации образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что данная методика способствует преодолению моторной неловкости, создаёт психофизиологическую базу для развития речи. В дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат на развитие речи детей.

Источник