Влияние занятий музыкой на развитие ребенка
Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка
Все дети – прирожденные музыканты. Это научный факт. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребенка.
Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того чтобы мозг ребенка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребенку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т.д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определенных зон мозга. Ученые считают, что если попытаться вырастить ребенка в полной изоляции от всяких ощущений у него не будет вообще никаких психических процессов.
Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Ученые выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.
Как показали многочисленные исследования, музыка значительно улучшает речь, память детей дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия и внимания.
Музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологи пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.
Проблема в том, что если маленького ребенка учить исключительно чтению и счету, игнорируя другие деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребенка дошкольного возраста, потому что до 7-9 лет правое полушарие головного мозга ребенка в норме функционирует активнее, чем левое.
Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Важность музыки для развития личности поняли еще древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон так же считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.
Итак, музыку слушать полезно. С этим уже никто не спорит, особенно после того, как в 90-е годы 20 века был открыт так называемый «Моцарт-эффект». Ученые Калифорнийского университета выяснили, что после десятиминутного прослушивания музыки Моцарта испытуемые более успешно решали различные интеллектуальные задачи. Об этом много писали в газетах, но почему-то умолчали о том, что у студентов, которые принимали участие в этом эксперименте, «Моцарт-эффект» сохранялся не более 15 минут после прослушивания музыки.
«Моцарт-эффект» очень интересен для исследователей, но ученые, открывшие его, считают, что для получения настоящих «интеллектуальных выгод» от музыки обязательно нужно серьезно изучать музыку и принимать участие в различных видах музыкальной деятельности. Оказывается, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьезные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот факт сохраняется навсегда!
Поэтому, музыкальное занятие предполагает не только слушание музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, музицирование.
Общая идея занятий музыкой – это интеграция различных видов музыкальной деятельности, и все занятия получаются авторскими. Любой из вариантов разными путями способствует получению вашим ребенком «интеллектуальных выгод».
Источник
Влияние музыки на развитие ребенка
Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.
Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков — все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.
Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.
Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.
Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.
Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.
Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.
Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще — она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:
1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии — пусть даже зачастую они самые красивые.
2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.
Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор — Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество — вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее воздействие на интеллект. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий — неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Детям больше всего нравятся его «Маленькая ночная серенада», Турецкий марш, а также арии из опер «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро».
Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, — Петр Ильич Чайковский . Например , фрагменты из его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» , пьесы из «Детского альбома» и «Времен года». Все эти произведения Чайковского активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений («Времена года»), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира («Детский альбом»), либо… просто потанцевать.
Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную «Шутку» (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3.
А еще можно дать малышам послушать увертюры Дж. Россини и вальсы Штрауса, пьесы Л. Бетховена, старинные марши.
Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:
1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,
2.красивая мелодия,
3. светлый настрой,
4. реакция самого ребенка.
Музыка и здоровье
Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.
В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):
— благотворно влияют на общее состояние;
— успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;
— способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);
— способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.
Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.
Музыка и способности
Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:
— коммуникативные способности детей,
— развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,
— усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,
— аккуратность, грамотность, творческие способности,
— усвоение учебного материала,
— формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.
Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.
Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.
Музыка и слух
По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.
Какую музыку слушать?
Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.
Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией. Что полезно слушать детям?
Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам: некоторые из них выхолащивают всю палитру звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы». Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например, Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.
Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект оказало произведения? Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал? Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели), успокоила малыша?
Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши. Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги?
Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса. Даже если кто-то очень любит тяжелый рок, придется признать – существует музыка, однозначно вредная для нежной детской психики: рок, металл, электронная музыка, клубная танцевальная, мелодии с четкими однообразными ритмами. Почему не рок?
Потому что сверхнизкие и сверхвысокие частоты крайне негативно воздействуют на весь организм. Почему не современная поп-музыка? Потому что музыка, которую слышит малыш должна быть гармоничной и соразмерной жизненным ритмам детского организма, а большая часть сегодняшней «попсы» даже в исполнении «звезд», диссонанса, ее ритмы нерегулярны, в ней отсутствует форма. Кстати, это касается и некоторых современных «песен для детей» – не все диски с песенками из мультиков стоит слушать малышам.
Да и проверенные советские песни подойдут деткам постарше – от года, например. Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую!) музыку. Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом.
Считается, что разные произведения воздействуют по-разному.
— Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.
— Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.
— Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена.
— Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.
— Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.
— Уменьшают боль: «Симфония No 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.
— Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.
— Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».
— Нормализуют дыхание: григорианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.
Правила безопасности
Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.
Живая музыка
Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для младенца мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное. Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка – красивые, многозвучные, разные…
Музыкальные игрушки выбирайте особенно тщательно. Многие из них пользы не принесут: слишком громкие, не выключающиеся, пока не проиграют мелодию до конца, с неестественными для человеческого уха и мозга звуками, произведенными компьютером. Мелодии, которые воспроизводят электронные забавы, должны быть приятными на слух и не раздражающими. А общение с ними малыша пусть будет дозированным.
Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своем они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот настоящие музыкальные инструменты, подходящие детям, особенно народные – ложки, трещотки и маракасы с мягким звучанием, бубны, треугольники, ксилофоны и т. д. – отличное решение. С ними, в отличие от музыкальных игрушек, можно творить – простукивать ритмы, сочинять свои первые мелодии, повторять звуки вслед за мамой, подыгрывать звучащим мотивам.
Как заниматься музыкой
В первом полугодии жизни занятия с малышом музыкой, во-первых, носят ознакомительный характер, а во-вторых, укрепляют физическое здоровье крохи, благотворно влияя на его нервную систему. С 6 месяцев можно приступать к развитию у крохи чувства ритма, например, ладошками малыша отхлопывать ритмы, махать с ним ручками и делать массаж под веселые детские мелодии.
После года учим ребенка различать музыкальные инструменты. Для этого выбираем музыку, где есть периоды, когда один инструмент звучит четко, ясно. Инструменты должны быть простыми, с характерными звуками – дудочка, колокольчик и т.п. Для занятий подойдут русские народные песенки, особенно в детской обработке.
Позднее можно подключить и собственную игру на этих инструментах: вы предлагаете ребенку узнать, какой инструмент звучит, а затем просите его найти такой же и произвести звук.
По мере взросления крохи можно будет перейти к изучению жанров, строения музыки и т.д. — но это все потом. А пока главный фактор успеха в музыкальном развитии малыша — отношение к музыке родителей. Если воспринимать занятия как «обязаловку» и главный мотив определять словом «НАДО», можно сформировать не любовь, а только отвращение к музыке.
Если же заниматься себе и малышу в удовольствие, с интересом вместе слушать музыку, разбирать произведения на доступном для ребенка уровне и тем самым этот уровень повышать, это станет неоценимым вкладом в развитие творческой гармоничной личности.
А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам помогут аудиокниги о том, как слушать музыку, их, кстати, можно слушать вместе с детьми, – например, аудиокнигу Александра Во «Классическая музыка. Новое восприятие». Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.
Источник