Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация thumbnail

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Влияние общения взрослого с ребенком на развитие речи и коммуникативных навыков ребенка.
Учитель-логопед Иванова Т.Е.

Слайд 2

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

 Культура речи, как наука о языке, может и должна:
помочь детям овладеть нормами литературного языка,
привить любовь к родному языку,
научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
помочь освободиться от «сорных» слов.

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.

Слайд 3

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация.

Слайд 4

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

— значение и смысл слов, фраз
— речевые звуковые явления
— выразительные качества голоса
В структуру речевого общения входят:

Слайд 5

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм.

Слайд 6

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Культура речи — это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 7

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Слайд 8

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Слайд 9

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

ПРАВИЛЬНО
Избал`ованный
новорождённый
мусоропров`од
нефтепров`од
газопров`од
медикам`енты
стол`яр
катал`ог
парт`ер
к`ухонный
доб`ыча
ц`ентнр
изобрет`ение
ход`атайствовать
лом`оть
прид`анное
приобрет`ение
прир`ост
разведённый
укра`инский
усугуб`ить
на в`ыборах

НЕПРАВИЛЬНО
изб`алованный
новор`ожденный
мусоропр`овод
нефтепр`овод
газопр`овод
медик`аменты
ст`оляр
кат`алог
п`артер
ух`онный
`арест
д`обыча
центн`ер
Ф`арфор
изобрет`ение
хода`атайствовать
л`омоть
пр`иданное
приобр`етение
пр`иост
разв`еденный
укр`аинский
усу`губить
на выбор`ах

Давайте вместе ПОВТОРИМ

Слайд 10

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах.
но вполне возможно:
не делать грубых ошибок (ложить, звонят)
не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях
ИТАК:

Слайд 11

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Дети учатся жить…
 
Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.
Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.
Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир — это прекрасное место.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 12

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова: 
Всякому овощу свое время.  Мягко стелет, да жестко спать.  Нет лучше дружка, чем родная матушка.  Что написано пером, не вырубишь топором. 
Задание 1.

Источник

Слайд 1

Влияние общения взрослого с ребёнком на развитие речи и коммуникативных навыков воспитатель: Филькина Е.В ., Бруданина А.Г.

Слайд 2

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека.

Слайд 3

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка. Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Слайд 4

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым: 1.Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. 2.Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. 3.Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. 4.Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

Читайте также:  Роль ведущего вида деятельности в развитии личности ребенка

Слайд 5

Этапы развития речи ребёнка На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап . На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи . Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения .

Слайд 6

Анализ поведения детей раннего возраста ( А.В. Запорожец, М.И. Лисина ) показывает — ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Слайд 7

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Слайд 8

Ребенок через общение со взрослым постепенно усваивает значение знаков. Когда ребенок еще только начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка, ему еще недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между знаком и значением. Благодаря этому знак начинает выступать в основной своей функции – функции замещения. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понятно вне его соотношения с развитием других форм. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Слайд 9

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa , О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.

Слайд 10

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Одним из ведущих факторов развития речи детей в ДОУ является речевая среда, окружающая ребенка. Неотъемлемым фактором этой самой среды является воспитатель, его речь. Она служит ребенку образцом, эталоном. Именно у старших ребенок учиться вести диалог, выстраивать отношения с окружающими, усваивает нормы речевого этикета. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Читайте также:  Заключение о развитии ребенка

Слайд 11

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

Слайд 12

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка; привить любовь к родному языку; научить отличать литературную речь от примитивной разговорной; помочь освободиться от «сорных» слов.

Слайд 13

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая — межиндивидуальная — функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Слайд 14

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно -познавательное и внеситуативно -личностное.

Источник

 «Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка»

      Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

       Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка. Общение значимо для всестороннего развития ребенка.

      Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

      Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.

По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

      Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

      Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми

выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи — это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия

Читайте также:  6 месяцев ребенку развитие питание таблица меню на неделю

национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Требования к речи педагога:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возраст формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДО.

    Наряду со многими плохими привычками одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Методические рекомендации педагогам

      Помните, что речь — отражение вашей личности. Следите за собственной речью:

—исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;

—учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога

— обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;

— на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

—постарайтесь избавиться от слов «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.);

—трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

 Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

 Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Источник