Влияние возрастной субкультуры на развитие ребенка
Автор: Захарова Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности развития детской субкультуры».
Дата публикации: 21.08.2017
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детской субкультуры.
В работе педагогам приходится сталкиваться с детской или
подростково-юношеской субкультурами. Им приходится иметь ввиду
особенности субкультур, которые складываются и в ближайшем окружении
различных воспитательных организаций. Педагогам, осуществляя
социальное воспитание, необходимо иметь представление об особенностях и
характерных чертах субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники.
Это важно для того, чтобы при организации воспитательного процесса
педагоги могли предположить позитивное или негативное влияние той или
иной субкультуры на детей и подростков. Например, направления моды могут
отражаться в быту, оформлении интерьера помещений, в содержании и
формах жизнедеятельности (игры, конкурсы, шоу, популярные на
телевидении).
Знание особенностей детских, подростковых и юношеских субкультур
позволяет педагогам минимизировать и корректировать негативные влияния
на воспитанников, используя для этих целей возможности, заложенные в
жизнедеятельности воспитательных организаций.
Изучение субкультурных особенностей необходимо педагогам для того,
чтобы иметь возможность организовывать общение со своими
воспитанниками. На современном этапе разрабатываются новые, более
совершенные программы для детского сада, а это требует знания
особенностей субструктур детского дошкольного сообщества и
педагогического сообщества взрослых, из взаимодействия как одного из
факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.
ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
Строение социальных отношений в любом обществе предполагает
функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые
объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В
нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в
одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста).
Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в
зависимости от того, как в их сознании представлены собственные
сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это
является одним из психологических условий формирования в единой
культуре относительно независимых друг от друга субкультур.
У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации,
которые определяются ценностями и социальной практикой общества,
интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером
субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями,
стремлениями и проблемами носителей.
Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и
такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то,
что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как
«безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой,
спортом и т.д.
Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и
взаимоотношений. В субкультурных группах существует статусная структура
т.е положение человека в системе межличностных отношений той или иной
группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё
жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием. В
каждой субкультуре можно выявить эстетические пристрастия. Это более или
менее ярко выраженные общие для её носителей увлечения, вкусы, способы
свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и
социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися
возможностями, модой.
Следование моде является одним из важнейших признаков
подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в
одежде, оформлении внешности (например, татуировки, пирсинг, макияж,
причёски), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и других
эстетических пристрастиях, бытовых изделиях. Ярким признаком
субкультуры является жаргон – своеобразный диалект, отличающий её
носителей.
Жаргон – это многослойное явление, которое включает в себя ряд групп
слов и выражений. Каждой субкультуре присущ свой фольклор – комплекс
словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано
человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое
пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной
конкретно-исторической социальной ситуации развития»
[Л.В.Мардахаев,2002:299]
Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную
реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой,
функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном
творчестве, традициях.
Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую
систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов,
которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им
осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» [Иванова
Н.2004:34]
В разных периодах детства особую важность приобретают различные
элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников –
игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой
фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация
неформальных групп и разнообразные правила общения.
Мир детей существует в одном пространстве с нашим миром, взрослых.
Взрослые зачастую не замечают что происходит в жизни и культуре детского
сообщества. Любая человеческая культура несёт в себе модель мира. Эта
модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных
верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке.
Каждое поколение получает определённую модель мироздания в
наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной
картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет
этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её
из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит
модель мира сам.
Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются
специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности
мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет
возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.
Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в
условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних
лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и
письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники
анекдотов, «гадалки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура,
имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и
помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти
себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира
взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё
существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к
этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение
различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации
взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное
сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью
дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди
большого мира взрослых
.
Источник
Автор: admin
16.03.2017 13:34
Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодые по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.
Существует ряд функций, которые выполняет молодежная субкультура в обществе. С одной стороны она выступает своего рода социальным двигателем и инструментом социализации молодежи, выполняя при этом образовательную и воспитательную функции. С другой – выполняет функции, среди которых основными, на наш взгляд, являются:
творческая (помощь молодому человеку в самореализации);
инструментальная (улучшение своего имиджа среди сверстников),
компенсаторная (компенсация отсутствия личной независимости).
Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляется склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью.
Под влиянием включенности в субкультуру происходит развития творческих способностей. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Такой творческий процесс положительно влияет на самооценку подростков, помогает развитию коммуникативных навыков. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное.
Результатами реализации инструментальной функции являются: улучшение своего имиджа среди сверстников, общение с единомышленниками, какие-либо совместные проекты или же банальное времяпровождение. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей ‒ и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь.
Компенсаторная функция заключается в том, что в семье, школе или в вузе личность ощутила себя замкнутой, ограниченной рамками обязательств и социальных ожиданий от родителей и педагогов. Участие в неформальных группах компенсирует отсутствие личной независимости. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. Субкультура учит ответственности ‒ за себя и за младших друзей-неформалов. Подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в интернете: на форумах и дневниках.
Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Однако, не все субкультуры одинаково позитивно влияют на развитие и социализацию молодежи. Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение подростка.
Вовлеченность в определенную субкультуру может приводить к ряду конфликтов, таких как: конфликт в семье, конфликт с учебным заведением и конфликт с обществом в целом. Эмоциональная привлекательность иного, отличного от насаждаемого взрослыми стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у подростка опыта самопонимания и самоопределения.
Субкультуры помогают подросткам реализовать свои желания и потребности. Например, на фоне их агрессии существует потребность в общении, которую можно удовлетворить только среди так называемых «своих». Тех, кто не принадлежит этой группе, молодежь воспринимает настороженно. Этим свойством субкультуры поддерживают подростковую отчужденность.
Когда подросток принимает систему ценностей, существующую а данной субкультуре, измененяется и его взгляд на мир в целом. Таким образом, определив себя как члена какой–либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.
Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп.
Эмо-культура пропагандирует самодеструктивное и суицидальное поведение. И хотя суицидальные признаки и разговоры являются демонстративными, однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам тинейджеров такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду.
В настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме.
Сатанисты являются опасными для общества, так как их религия поддерживает жертвоприношения и насилие над другими людьми.
Футбольные фанаты нередко несут огромную беду – массовые беспорядки, погромы, зачастую влекущие за собой смерти и даже убийства.
Таким образом, можно сказать, что у каждой субкультуры есть своя идеология, но не всегда она бывает положительной. Включенность в молодежные субкультуры может приводить к ряду конфликтов, а также являться причинами саморазрушающего поведения и аддиктивного образа жизни. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Подростки. Да, от них можно чего угодно ожидать. Не сегодня, так завтра подросток придет домой с серьгой в ухе или с ирокезом на голове, аккуратно замазанным олифой и заявит, что он теперь «панкует», и все заботы взрослых ему не нужны. Или девочка-подросток покрасит челку розовой краской из баллончика, «нацепит» черные браслеты с шипами, скажет «Мир отстой», «Отстаньте от меня» и «врубит» Дэт-кор или Блэк-метал на весь дом. И как же нам взрослым решить эту проблему? Как бороться с асоциальным поведением подростков?
В этой статье мы разберем проблему влияния субкультур на развитие личности в переходный возраст. Мы считаем, что данная тема будет актуальна всегда, ибо культура подростков и становление личности неизбежный этап в их жизни и вообще родители, в силу характера их чада, не всегда могут повлиять на это. Данная тема так же актуальна по причине появления множества течений, где вандализм и насилие считаются нормой, и молодёжь, к сожалению всё чаще проявляет к этому интерес.
Сейчас самыми популярными субкультурами являются: «ролевики», «готы», «рокеры», «панки», «рэперы», «эмо», «скинхеды» и многие другие.
Многие ученые выделяют причины вступления молодых людей в различные течения. Например, Рыжкова И.А. пишет в своей статье «Молодежные субкультуры»: «Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подростков не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», где «чувство локтя» – единственно возможный для них способ выживания в обществе» [3].
Кандидат психологических наук Юлия Корчагина говорит об этом явлении так: «Любой подросток стремится каким-то образом заявить о своей уникальности, неповторимости, личностном своеобразии, в некотором роде противопоставляя себя окружающим, в первую очередь родителям, да и вообще взрослым. Именно так он пытается утвердить себя – не похожего, особенного. Молодежная субкультура, даже криминальная дает ребенку то, что ему нужно – статус, чувство собственного достоинства, неповторимость, чувство принадлежности» [2].
В свою очередь мы считаем, такие явления возникают чаще всего по той причине, что в процессе воспитания имеются значительные искажения и пробелы. Многое в жизни подростка зависит от того как взрослые повлияют на формирование его мировоззрения, какие мнения и виды деятельности будут в процессе воспитания в приоритете, что (улица, школа, субъекты культуры и др.) окажут довлеющее влияние на личность молодого человека. будет зависеть пойдет ли подросток в клуб, театр, библиотеку в свои 13-14 лет или станет, например, готом, во многом зависти от отношения к нему взрослых, правильного выбора воспитательной и культуроформирующей стратегии..
Как социальное явление появление субкультур неизбежно. И никуда не денутся те психологические причины, которые подталкивают молодых людей вступать в неформальные движения.
Существует масса различных молодежных движений, которые влияют на личность, мы проанализируем те, процент которых считается наиболееи высоким по популярности в подростковой среде.
Готы (97,7 %) – выходцы из культуры панков конца 90х годов 20 века. Их цвет черный, мрачный, движение в основном направлено на культ вечности с темами страдания и мученичества. Имидж гота мрачен: бледное лицо с длинными, черными волосами, длинные, черные плащи, балахоны, черные браслеты с серебряными вставками.
Эмо (94,8 %) – (от emotional – эмоциональный) –основные характеристики данной субкультуры: любовь, романтизм, жалость к себе, ценность дружбы. Это чувствительные подростки, имидж которых очень не похож на других. Косая, розовая челка на один глаз, черно-розовая одежда. Черный цвет у них как выражение депрессии, а розовый как яркие эмоции, которые они очень ценят.
Панки (78,5 %) – появились в конце 60-х годов прошлого века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Панки стремятся к личной свободе и независимости, ярко выражено самовыражение, не постоянство творчества, эксперимент, плохое отношение к политике и признанность к панк-року.
Имидж панков очень яркий, вызывающий и шокирующий. Самый яркий элемент панка-это прическа. Эти ребята выбривают виски, ставят ирокезы, красят их в разные цвета. Одежда панка вызывает тоже немало эмоций: кожаная куртка-косуха, белые футболки с лозунгами, рваные джинсы, кеды или берцы.
Именно из субкультуры панков вытекло много разных молодежных движений, например, эмо, готы и др.
Скинхеды (51,8 %) Скинхеды – молодежная субкультура, появившаяся среди рабочего класса молодежи. Изначально идеологии у скинхедов не было. Эти ребята пили пиво, смотрели футбол, дрались. Анти политическим движением они стали позже. Сейчас скинхеды являются носителями нацисткой идеологии.
Ролевики (42,2 %) –Жизнь ролевиков – игра. Это самая интеллектуальная неформальная общность. У них существует свое направление в музыке, литературе, есть свой лексикон, идея гармонии и процветания в мире, которую они приняли от «хиппи» [1]
Итак, мы выяснили почему подростки находят себя в субкультуре и какие движения наиболее приняты в их обществе. Это ни что иное, как самовыражение и поиск себя, подражание взрослым.
Нам кажется, что это вовсе не плохо и таких людей нужно поддерживать, потому что существуют стадии развития во всех субкультурах и одно дело когда парень ставит ирокез и красит кроссовки в красный цвет в 15 лет, а другое, когда это делает 35 летний мужчина, во втором случае уже возникает вопрос. В подтверждение приведем цитату Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». Этот скачок и есть стадия.
Возьмем, например, таку субкультуру, как «панки». Да, на первой стадии это не очень красиво, агрессивно, антисоциально, у многих людей, в общем, вызовет отвращение. Позже ребенок переходит на другую стадию развития панка, тогда он начинает раскрывать для себя новые горизонты этого движения. Что делать дальше, как не творить, если общество заставляет тебя идти с ним в ногу, а в душе ты этому противостоял когда-то? И в будущем такая личность будет воздействовать на свою субкультуру как положительный пример для подражания уже нового поколения панков. «Искусство приведет человека к Истине», говорит Н. Рэрих.
Есть конечно и отрицательные стороны, например, скинхеды или правые движения, которые по сути не находят себя в творчестве и социуме, «качают» свои права везде, не принимая истин, нравственных канонов и социальных законов – это те, кто не почувствовали мощную опору для скачка вперед на следующую стадию.
Значительную роль в этом переходе могут оказать учреждения культуры, предложив качественную досуговую альтернативу подросткам. В рамках досуговых занятий возможен не только неназидательный контроль поведения подростков, но и формирование у них вкуса, ценностных ориентаций, наконец, мировоззрения. Например, следует активизировать внимание к созданию клубов по интересам подростков, в деятельности которых предоставлять больше инициативы, самовыражения личности подростков. Создавать все условия для проявления индивидуальности, что бы в будущем развивать не асоциальное общество, а социальное-культурное.
Таким образом, любая субкультура может вызвать как позитивные, так и негативные последствия все зависит от нашего отношения к выбору ребенка. В настоящее время неформальных движений образовалось великое множество. Разного рода субкультуры влияют подростков по-разному, многие, в какой-то степени, даже положительно, они развивают его как сильную творческую личность, потому что почти у каждой субкультуры есть свое направление в музыке, живописи, литературе, в общем, в искусстве. Заметить, бережно выпестовать и развить творческие способности, индивидуальность личности подростка – задача взрослых.
Литература
1.Гатиатуллина Э. Р. Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Э. Р. Гатиатуллина., А. Н. Орлов. – Молодой ученый. –2013. – №10. – С. 630-634.
2.Корчагина Ю. Подросток и субкультура [Электронный ресурс] / Ю. Корчагина. – Электрон. текст дан. – Режим доступа : https://zdd.1september.ru/view_article.php?ID=200802411, (дата обращения 04.02.2016 г.)
3. Рыжкова И. А. Молодежные субкультуры [Электронный ресурс] /И. А. Рыжкова – Электрон. текст дан. – Режим доступа: https://www.uraledu.ru/node/26423, (дата обращения 06.02.2016 г.)
Источник