Влияние ведущей деятельности на развитие мышления ребенка
Прежде чем уяснить для себя, в чем заключается основная роль деятельности в психическом развитии ребенка, стоит уделить внимание самому понятию деятельности, а также основным ее видам.
Итак, ведущая деятельность ребенка — это тип деятельности, развиваемый в рамках социальной ситуации, которая способствует формированию главных психических образований на том или ином этапе развития. Простыми словами, в каждом возрасте у ребенка преобладает свой вид деятельности, который на тот момент и оказывает ключевое влияние на дальнейшее его психическое развитие.
Ведущую деятельность просто можно охарактеризовать тремя основными признаками:
- это деятельность, в рамках которой получают возможность развиваться иные виды деятельности;
- это деятельность, в рамках которой могут изменяться индивидуальные психические процессы (перестройка может происходить как в рамках ведущей деятельности, так и в других, имеющих с ней генетическую связь видах);
- это деятельность, прямым образом влияющая на основные изменения психического плана ребенка, над которыми в данный период его развития ведется строгий контроль.
На каждом этапе развития в жизни ребенка ведущей становится та или иная деятельность. О переходе от стадии к стадии будет свидетельствовать изменяющаяся деятельность ребенка.Об основных видах деятельности ниже.
Эмоциональное общение — ведущий вид деятельности для младенца
Именно тесное эмоциональное общение малыша с окружающими его взрослыми является основной деятельностью ребенка в первый год после появления на свет. Почему общение? В первую очередь потому, что человек — это общественное существо и именно на общении строится его мир, в общении заключается его основная сущность.
В период от рождения и до года ребенок большую часть времени, когда не ест и не спит, занят тем, что пробует строить новые социальные контакты. Это необходимый этап в развитии малыша, ведь что на фоне этой деятельности у него образуются важные для дальнейшего развития психические образования, такие как желание общаться с окружающими людьми, и хватание как основа мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность — основная у детей в возрасте от 1 до 3 лет
Именно предметно-манипулятивная деятельность является ведущей у детей от года и до трех лет — на начальной ступени дошкольного возраста. В этот период у малышей возникает острая необходимость действовать в обществе, тогда как каких-либо навыков в этой сфере не имеется вовсе.
Именно в это время наступает черед предметно-манипулятивной деятельности, которая на данном этапе будет способствовать получению ребенком некоторого опыта по налаживанию связей и общению с окружающими его людьми.
Игровая деятельность — основа с 3 до 6 лет
Как вид, игровая деятельность доминирует именно в дошкольном возрасте. В процессе сюжетно-ролевых игр дети начинают знакомиться с окружающим миром взрослых: они узнают о профессиях, учатся строить отношения, пробуют понимать и признавать отличные от их точки зрения. Игра помогает ребенку войти в мир взрослых, понять свою роль в нем, способствует развитию целого ряда качеств, о которых поговорим немного позже.
Учебная деятельность — основная с 6 до 11 лет
Речь идет о специальной деятельности, которая становится ведущей для учеников младшей и средней школ. В этот период дети в большинстве своем учатся главному: учиться, используя на практике получаемые в теории знания.
В процессе такой деятельности школьники усваивают целый ряд начальных понятий в самых разнообразных сферах, на базе которых у них формируются знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в теоритических формах отражения реального мира.
Разнообразие деятельности с 10 до 15 лет
В период полового созревания, с 10 до 15 лет, общение детей осуществляется сразу в нескольких типах деятельности, среди которых:
- трудовая;
- художественная;
- учебная;
- спортивная и пр.
Подростковый возраст для детей характеризуется изменением их роли в семье, но не только. По-другому происходит общение со сверстниками, некоторые изменения касаются повседневной жизни. Большинство детей к этому моменту уже активно задействованы в целом ряде разных видов деятельности.
Вместе с тем игра в их жизни все еще занимает определенно не последнее место. Естественно, что в 10-15 лет ребенка увлекает не столько сам процесс игры, сколько момент соревнования, борьба за лидерство и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и одноклассников.
По-прежнему ведущую роль в этом возрасте продолжает играть учебная деятельность. Но если сравнивать ее с той, что была присуща ребенку в младшей школе, то отличия очевидны. В старшей школе в учебной жизни ребенка появляются новые по форме учебные материалы, преобразуются формы обучения, вводятся науки, изучение которых требует активного развития теоритического мышления и желания узнавать что-то новое.
Определенные позитивные изменения касаются и мотивации старшего школьника. В этот период жизни им двигает желание справиться с возложенными на него, как на ученика, обязанностями лучше других, быть готовым к новым занятиям, чтобы занимать особую нишу в коллективе, пользоваться уважением и поддержкой одноклассников.
Основной смысл деятельности в подростковом возрасте — это стремление к самосовершенствтванию и желание самообразовываться.
Основная деятельность в возрасте 15-17 лет
По-прежнему в период юношества основной является учебная деятельность. Но по сравнению с той, что имела место в средней школе, она снова претерпевает некоторые изменения. В этот период она максимально гармонирует с производительным трудом, что в первую очередь продиктовано стремлением юношей и девушек определиться с будущей профессией, наметить ценностные ориентации.
Главный навык в этом возрасте в рамках учебной деятельности — это способность и желание ребенка строить план дальнейших действий, а также поиск средств, способных помочь этот план реализовать в жизнь. В этот же период учебная деятельность способствует формированию целого ряда подтверждающих развитие самосознания идеалов, в числе которых политические, эстетические и нравственные.
Говоря о целостной картине психического развития ребенка в ходе смены видов ведущей деятельности, можно отметить основные закономерности:
- Перечисленные выше типы деятельности могут сменять друг друга только в указанном порядке и никак иначе.
- Для нормального психического развития ребенка необходимо добиться устранения разрыва в рассмотрении его аффективно-потребностной сферы и познавательных сил.
Ниже мы рассмотрим подробнее особенности ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте — продуктивной и игровой.
Продуктивная деятельность: виды и особенности
Продуктивной называют деятельность, основная задача которой — это получение конечного продукта с определенными характеристиками. Ее подвиды — это изобразительная и конструктивная деятельность.
Формируется она в дошкольном возрасте параллельно с игрой и играет огромную роль в развитии психики ребенка, в первую очередь потому, что процесс создания нового продукта связан с развитием целого ряда навыков и процессов:
- когнитивных;
- эмоционально-волевых и пр.
О степени развития продуктивной деятельности можно судить по стремлению ребенка добиваться цели, причем независимо от того, выполняется задание согласно образцу или исключительно по личному творческому замыслу.
Малышей в процессе, как правило, мотивирует совсем не конечный результат, а непосредственно сама деятельность. Но если правильно работать с ними в этом направлении, то со временем выработается потребность получать удовлетворение не только от процесса, но и от результата собственных стараний.
Анализируя результаты продуктивной деятельности дошкольников, можно досконально понять, каким они видят мир вокруг себя, как его воспринимают и какие эмоции испытывают. Продуктивная деятельность, как уже отмечалось выше, может воплотиться:
- в рисовании;
- в лепке;
- в конструировании и т.д.
В процессе рисования появляются рисунки, по которым можно судить об эмоциональном отношении дошкольника к миру. Чем наблюдательнее и любознательнее ребенок, тем красочнее и интереснее будут его рисунки. Изобразительная деятельность, в свою очередь, самым положительным образом повлияет на:
- мыслительные процессы;
- воображение;
- восприятие;
- память;
- зрительно-моторную координацию.
Главные средства, с помощью которых ребенок демонстрирует на рисунке отношение к окружающему миру — это цвет и линия. Родители могут и должны принимать непосредственное участие в процессе рисования вместе с детьми.
Лепка — уникальная возможность для ребенка изобразить какие-либо предметы в трехмерном пространстве. Дошкольники получают особенное удовлетворение от того, что могут экспериментировать с формой предмета, добавляя ему необходимую выразительность.
Процессу лепки и способности добиться нужной выразительности стоит уделять самое пристальное внимание. Пальчики ребенка во время работы с пластилином, глиной или тестом получают необходимую нагрузку, таким образом, постепенно готовятся к работе в школе. Принимая во внимание необходимость щадящих тренировок для рук, также можно периодически заниматься с малышом аппликациями.
Поделки из подручных материалов и их роль в жизни дошкольника
Прогулки на улице в дошкольном возрасте могут и должны сопровождаться совместным с родителями поиском интересных природных материалов для выполнения поделок. Например, можно собирать с ребенком шишки, ветки, всевозможные коряги, желуди и каштаны. Из них дома вместе с крохой можно сделать как отдельные поделки, так и целые композиции для украшения комнаты.
В процессе работы с природными материалами развивается мелкая моторика рук ребенка, тренируется зрительно-моторная координация, что опять же важно для процесса подготовки к школе.
Работая над изготовлением творческой работы, используя бумагу, природные материалы, краски или пластилин, ребенок учится выделять в предмете те стороны, которые получится воспроизвести с помощью имеющихся для поделки материалов.
В дошкольном возрасте предметное восприятие у малыша недостаточно развито, и такие основные признаки предмета, как форма, величина или цвет, для детей существуют только в контексте с предметами. Именно поэтому становится очевидным, что предметная деятельность в тех проявлениях, что указаны выше, стимулирует развитие мышления и восприятия у дошкольника.
Рисуя и закрашивая рисунки, ребенок учится отделять форму и цвет от предмета, а также пробует связывать отдельные части предметов в процессе конструирования и выделять объёмную форму во время работы с пластилином.
В результате ребенок начинает лучше понимать, что такое цвет, форма, объем и величина, используя эти понятия в процессе мышления, сравнивания их и заменяя.
Перечисленные выше продуктивные виды деятельности помогут подготовить ребенка к школе.
Игровая деятельность — ведущая в жизни дошкольника
А теперь, как было обещано выше, подробнее расскажем о том, какую место занимает игра в жизни дошкольника. Дело в том, что до 6 лет именно игровая деятельность является главной в жизни ребенка. Основная причина кроется вовсе не в том, что ребенок любит играть и имеет для этого достаточно времени. Игра необходима дошкольнику для нормального развития психики, поэтому не может быть исключена из его жизни.
В процессе игры у ребенка активно формируется целый ряд психических качеств и личностных особенностей. В игре также формируются и развиваются и другие виды деятельности, свойственные детям на разных этапах жизни.
Игра оказывает прямое влияние на формирование произвольных психических процессов. Во время игры дети учатся быть более внимательными, запоминают новую информацию, концентрируются с гораздо большим эффектом, чем этого можно от них ожидать в процессе обучающей деятельности.
Основная цель — сконцентрироваться и запомнить – в игровом процессе становится для ребенка более выполняемой, так как этого от него требуют правила и условия игры. Малышу просто необходимо запоминать сюжет, сценарий, роли, концентрировать внимание на принимающих участие в игровом процессе предметах и людях.
Если ребенок не проявит терпение и старательность и откажется запоминать правила и сюжет игры, то его могут исключить из игры, а это самое последнее, чего может хотеть малыш, увлечённый процессом. В этом возрасте для него жизненно важно общаться, имея эмоциональное поощрение как от сверстников, так и от взрослых, мотивирующее его сосредоточиваться и запоминать.
В процессе игры развивается умственная деятельность дошкольника, который учится замещать предметы, давать им специальные игровые роли. В таких случаях именно предметы-заместители становятся основой для развития мышления. Используя их в игре, ребенок учится правильно мыслить о реальных предметах. Со временем дошкольник сможет перейти от мышления к плану представлений.
Дополнительно можно отметить, что в процессе игры ребенок учится ставить себя на место других людей, в том числе и взрослых, предугадывая их поведение в зависимости от ситуации и формируя на основании этого собственную линию поведения. Ролевая игра способствует развитию воображения дошкольника. Перевоплощаясь из роли в роль, ребенок моделирует ситуации и ищет разные варианты их разрешения.
Старшие дошкольники в игре не всегда используют предметы-заместители, часто исключают лишние, на их взгляд, игровые действия. После пяти лет дети уже умеют отождествлять предметы с действиями умственно.
В заключение сделаем вывод о том, какова же роль деятельности в психическом развитии ребенка. В каждом возрасте определенный вид деятельности позволяет ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя целый перечень психических процессов, начиная от зрительно-двигательной моторики и заканчивая мышлением.
Важно понимать, что деятельность и обучение — это единый процесс, который лежит в основе развития детской психики. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше типов деятельности ему будет доступно. При этом каждая из них будет оказывать на него особое влияние.
Источник
Предметная деятельность способствует развитию психических процессов. Говоря о развитии, следует помнить, что оно представляет собой не сумму частичных изменений в каждой отдельной функции, а целостный процесс, который характеризуется не столько уровнем развития отдельных психических функций и их совершенствованием, сколько изменением межфункциональных связей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должны быть развитие и «тренировка» отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только путем целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и прежде всего — ведущей, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
Каждому периоду развития присуща определенная структура психических процессов, в центре которой стоит наиболее интенсивно развивающаяся в этот период функция, оказывающая влияние на все психическое развитие.
Доминирующей в системе межфункциональных отношений психической функцией в раннем возрасте является восприятие. Ребенок пока еще не способен к отвлеченному, абстрактному мышлению, только действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.
На протяжении раннего возраста совершенствуется зрительное восприятие ребенка. Причем наиболее интенсивно развиваются те его виды, которые больше всего необходимы для успешного осуществления предметно-практической деятельности. Прежде всего, ребенок усваивает «язык» восприятия, связанный с представлениями о таких свойствах предметов, как форма, величина, их взаимное соответствие и соотношение. Развитие восприятия идет по пути постепенного отделения перцептивного действия от сенсомоторного акта. Прежде чем совершить действие, ребенок все чаще прибегает к зрительному обследованию предметов, принимает решение на его основе и затем действует.
В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей. Чтобы успешно решать познавательные и предметно-практические задачи, которые перед малышом ставит взрослый, ему необходимо понимать его речь. В процессе совместных действий с предметами развивается внимание ребенка к слову взрослого, его артикуляционным движениям, стремление самому произносить слова. Все это способствует оттачиванию фонематического слуха, лежащего в основе пассивной и активной речи.
Овладение специфически человеческими способами действий с предметами способствует интенсивному развитию наглядно-действен ного мышления. Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, «проблемой для ума». Развитие мышления идет у него по пути постепенного свертывания внешне развернутых действий, появления представлений, символических образов, формирования наглядно-образного мышления. На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делающий мышление по-настоящему социальным.
С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших отношений между образами, выполнение операций построения части из целого. Память развивается также по линии увеличения объема накопленной информации и длительности ее сохранения.
Усложнение деятельности влечет за собой увеличение длительности, концентрации и объема внимания. В целом память и внимание на протяжении раннего возраста сохраняют свой непроизвольный и непосредственный характер, т.е. протекают в значительной степени без внутренних усилий и без использования специальных средств.
Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка с взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развертывается, главным образом, в практическом взаимодействии с взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком, прежде всего как средство деловых контактов с взрослым.
В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия с взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно «отделяться» от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщенные действия, на основе которых становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря атому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.
Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение» •
Итоги
В раннем возрасте ведущей является предметно-орудийная деятельность. Она имеет свою логику развития, проходит путь от неспецифических манипуляторных действий с предметами к специфическим манипуляторным действиям, а затем к собственно предметным действиям, основанным на культурных способах использования предметов.
Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка с взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, где слиты воедино усвоение общественной функции предмета и технические приемы его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное с взрослым, а затем и самостоятельное.
Ведущая деятельность обеспечивает развитие всех сторон психики ребенка: в ней совершенствуются отдельные психические процессы; дифференцируются другие виды деятельности (процессуальная игра); формируется ситуативно-деловое общение с взрослым; происходят психологические изменения в личности ребенка (развиваются инициативность, самостоятельность, целенаправленность в предметной деятельности).
Источник