Влияние устного народного творчества на развитие ребенка
Инна Мельник
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить —
овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. При знакомстве с малыми фольклорными формами дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем, в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от разгадывания загадок, рассказывания пословиц, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Работая над данной проблемой,я поставила перед собой следующую цель:
— развитие речи детей посредством устного народного творчества.
Для реализации намеченной цели,мною были определены следующие задачи:
— расширять, обогащать и активизировать словарь;
— формировать правильную разговорную речь;
— приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;
— воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Теоретическая база опыта.
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» — писал К. Д. Ушинский.
А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.
Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки — образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Г. Н.Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера: отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны).
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:
— Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.
— Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
— Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, — 1991. — №9.- с. 16-20.
— Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие, — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс,2000.
-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Свою работу по развитию речи детей дошкольного возрастастрою на следующих принципах:
• Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
• Доступности (объём заданий соответствует возрасту детей).
• Наглядности (видеоматериалы, сюжетные картинки, рассматривание иллюстраций).
К методам и формам речевого воспитания относятся:
•Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведений устного народного творчества
•Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок, схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
•Практический метод: игра, упражнения, театрализованные игры, дидактические игры, совместное рисование, аппликация, художественный труд.
Для того, чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективное планирование, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми.
К новым формам организации диалога детейсо сверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы.
В процессе работы в группе мною совместно с родителями был создан центр литературы.Различные виды кукольного театра: (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе). При помощи театральных атрибутов дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки.
Если в младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, в средней группе использовать игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, то уже в старшей и подготовительной группах возможна самостоятельная деятельность использования всех видов фольклора.
При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка.
Были проведены консультации для родителей: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду».
Анализ результативности.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.
Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
— у детей увеличился словарный запас;
— повысилась общая звуковая культура речи;
— улучшилась связная речь.
В процессе работы были замечены такие изменения:
— у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
— у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и приемов.
Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Основная проблема, которая встает перед нами – это то, что дети не знают культуры своего народа, не знакомы с устным творчеством. Все это заключается в том, что дети испытывают «дефицит общения», задерживается возрастное развитие речи, дети не могут поддержать беседу, не могут дать ответ на некоторые вопросы. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в помощи по развитию речи, обогащению словарного запаса.
Анкетирование родителей детей, которые посещают нашу группу, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как приобщить детей к народной культуре, как познакомить детей с фольклорными жанрами.
Источник
Светлана Насибуллина
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К. Д. Ушинский
Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очевидно. Устное народное творчество помогает ребёнку погрузиться в истоки культуры той страны, где он живёт. В старшем дошкольном возрасте дети способны выражать свое отношение к героям, к происходящему, делать соответствующие выводы. Поэтому на этом этапе развития ребёнка важно помочь ему правильно воспринимать услышанное, чтобы это стало базой для формирования нравственных качеств. Художественное слово является помощником в понимании красоты родной речи, в обучении эстетическому восприятию всего, что нас окружает, а также в формировании нравственных представлений. Произведения фольклора, как ничто лучше, отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они позволяют ввести его в мир народного слова, раскрыть богатство и красоту родного языка.
К сожалению, во время всеобщей компьютеризации, технического прогресса, внедрения в родной язык иностранных слов, потери образности и эмоциональности в речи взрослым всё сложнее найти время для живого общения с ребёнком, для приобщения его к народным праздникам, к произведениям устного народного творчества, всё чаще ребёнок предоставлен компьютеру, мобильному телефону или планшету. Отсутствие времени на общение с детьми зачастую приводит проблемам развития речи. В наше время именно педагог, находящийся рядом с ребёнком большую часть времени, может повлиять на развитие речи, используя фольклор в качестве украшения и одухотворения жизни (Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. — №9. – С. 11 – 18, стр. 12). Отсюда очевидной становится цель нашей работы, которая заключается в раскрытии роли устного народного творчества в развитии речи дошкольников, в изучении средств ознакомления детей с фольклором.
Проблеме развития речи всегда уделялось внимание учёными, педагогами, исследователями в разных областях. Так О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, О. Л. Князева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич. посвятили свои труды исследованиям в области теории развития детской речи. Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский провели психолого- педагогические исследования особенностей речи. В трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д Л. В. Щербы, А. А. Пешковского, В. В. Виноградова, Е. А. Флериной отражены подходы в решении задач речевого развития детей.
В чём заключается ценность фольклорных произведений?
Очевидно, что усвоение ребёнком родного языка происходит благодаря подражанию разговорной речи окружающих, героев сказок, ребёнок не только слышит пословицы, загадки, сказки, но и повторяет их. Они начинают входить в его речь. И разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Особую роль в развитии речи выполняют народные частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, которые представляют мир ярко, интересно и понятно, что является очень важным для детей. в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких. Ценность фольклорных произведений состоит в том, что благодаря им взрослый может без труда установить с ребёнком эмоциональный контакт, побудить его к речевой активности.
Какие требования предъявляются к фольклорным произведениям?
В ходе педагогического процесса знакомства с фольклором русского и других народов мы не должны забывать, что фольклорный материал должен быть доступным для детского восприятия, быть социально значимым для детей, оживлять образовательный процесс, служить средством формирования гуманного отношения с окружающим миром, обладать потенциалом развития речи. Органичному внедрению фольклорного материала в образовательный процесс должны способствовать продуктивные методы работы с детьми, нетрадиционные формы организации работы с родителями, совместные развлечения (Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с., стр. 12-14).
Какие виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей, существуют?
Фольклор богат и разнообразен. Он представлен многими жанрами.
1. Колыбельные песни — спокойные, нежные песни, успокаивающие ребёнка перед сном, народное название «байки» от глагола «баять», что означает «шептать», «заговаривать» В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Изначально носили обрядовый характер, выполняя роль заговорной песни.
2. Пестушки — простые мелодичные песенки для поддержания игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками (распространённый пример «Идёт коза рогатая»).
3. Потешки — произведения устного народного творчества, связанные с движениями, пляской, отличаются весёлым ритмом. Имеют незамысловатый сюжет. Служат обучению восприятия в последствие таких произведений, как сказка, а также нехитрым приёмам словообразования.
4. Прибаутки — шуточные выражения, имеющие рифму. Используются для улучшения настроения в качестве средства для того, чтобы развеселить себя и собеседника. Сюжет яркий, действие происходит стремительно, что соответствует природной сути восприятия реального мира ребёнком.
5. Небылицы – песни-шутки, основанные на вымысле, где намеренно изображается действительность искажённо.
6. Дразнилки — стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.
7. Скороговорки — сочетание однокоренных или созвучных слов, объединённых смыслом, средство для обучения четкому и правильному произношению.
8. Загадки — стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, живое существо или явление, не называя его самого. Полезное упражнение для ума, которое вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.
9. Пословицы и поговорки — выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица –суждение, выраженное в форме законченного предложения, которое содержит мораль. Поговорка – образное изречение или сравнение, характеризующееся незавершенностью высказывания.
10. Народные подвижные игры характеризуются наличием элемента соревновательности, задора, демонстрируют обладание силой, ловкость, выносливость, быстроту действий, а также выдержку и находчивость.
11. Считалка – рифмованный стишок, средство для организации игры, распределения ролей, установления очерёдности очередь для начала игры.
12. Хороводы — танцы, содержащие в себе игровое действо, пение и/или игру на инструментах.
13. Народная песня — жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.
14. Сказки – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.
15. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто к птицам.
16. Приговорки — обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название «приворожилки». Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.
17. Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.
Использование различных видов устного народного творчества в соответствии с возрастными группами
В младших группах целесообразно использовать в работе малые фольклорные формы, такие, как потешка, загадка, считалка, которые создают положительный настрой во взаимоотношениях с детьми, влияют на развитие интереса к культурно-гигиеническим навыкам. В этот период педагог знакомит детей с народными играми «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. п., с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок».
В средней группе продолжается знакомство детей прежде всего со сказками (например, «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» «Рукавичка», объясняется, почему сказка называется народной. Дети этого возраста с удовольствием читают потешки, водят хороводы, пеют песни.
В старшей группе происходит знакомство с фольклором через рассказывание сказок, загадывание загадок, пение и драматизацию народных песен. Именно в этом возрасте происходит знакомство с пословицами и поговорками, педагогом рассказывается об их особенностях и уместном использовании. В старшей группе дети начинают знакомиться с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.
В подготовительной группе особое внимание придаётся ознакомлению с поговорками и пословицами. Кроме того, что объясняется их скрытый смысл и возможные варианты использования, воспитатель обучает воспитанников правильно и к месту их использовать. Дети данной возрастной группы продолжают знакомиться с народной песней, с произведениями национального эпоса, такими, как легенды, былины, сказы. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, — она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Просвещение, 1985. – 238, стр. 115-124).
В заключении нужно отметить, что различные виды устного народного творчества способствует развитию речи в плане увеличения словарного запаса, развития речевой активности дошкольников. Кроме этого благодаря использованию педагогом в работе фольклорных произведений происходит формирование духовности, моральной чистоты личности ребёнка, что является базой для нравственного развития сознания и проявления его в дальнейшей деятельности.
Источник