Влияние успешности на развитие ребенка
Видеть своих детей состоявшимися и счастливыми хотят все родители. Универсальной формулы воспитания успешных людей не существует. Но соблюдение некоторых правил поможет приблизиться к поставленной цели.
Многие родители, желая вырастить своих детей успешными, требуют от них очень многого, постоянно одергивают, следят за оценками в дневнике. Но успех невозможно спрогнозировать. Чтобы у ребенка в будущем все сложилось хорошо, нужно создать здоровую атмосферу в семье, мотивировать его на новые достижения своим примером. Также придется научить его некоторым полезным вещам.
Внимание детям
Всестороннее развитие ребенка невозможно без повседневного родительского участия. Современные взрослые много времени уделяют работе, личным делам, порой забывая о самом главном. Чтобы вырастить успешных детей, нужно стараться проводить с ними время максимально эффективно. Эрудированность, любовь к чтению можно воспитывать только на личном примере. Стоит регулярно выделять время на совместное прочтение художественной литературы. После можно устроить небольшое обсуждение. Даже очень занятые родители способны выделить несколько часов в неделю для общения с семьей. Это может быть прогулка в парке, поход в лес, в кинотеатр. Детям очень важно полноценно общаться со взрослыми. Не стоит экономить на совместном времяпрепровождении. Лучше отказаться от покупки дорогой игрушки.
Спокойное восприятие детских неудач
Одной из современных тенденций воспитания детей является изоляция их от возможных неприятностей и трудностей. Такие взрослые берут на себя все заботы в погоде за идеальным миром для своего ребенка. Они очень сильно переживают, когда что-то идет не по плану. При таком подходе не получится вырастить успешную личность. Ребенок должен уметь брать на себя ответственность, принимать решения. Важно объяснить ему, что неудачи случаются. И не стоит воспринимать их слишком серьезно. Все трудности временные, и они только дают возможность улучшить себя, посмотреть на что-то с другой стороны. Если от ребенка слишком много требуют, переживают каждую неудачу как трагедию, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Такие люди не любят пробовать себя в новых делах, так как бояться ошибиться. Это может стать серьезным препятствием на пути к успеху.
Приобщение к работе по дому
Чем раньше ребенка приобщают к работе по дому, тем легче у него будет происходить адаптация к различным изменениям в жизни. Речь идет не о тяжелом изматывающем труде, Достаточно пробудить осознание ответственности за создание уюта и комфортной обстановки дома. Можно начать с малого: с уборки игрушек, расстановки книг по полкам. В семье должны быть четко распределены обязанности. Это учит ценить чужой труд. У детей появляется осознание того, что к успеху можно прийти только совместными усилиями.
Правильная мотивация
Детям необходимо объяснять, для чего им нужно хорошо учиться или заниматься чем-либо дополнительно. Мотивировать на успех необходимо и своим примером. Если ребенок видит перед собой счастливых и успешных родителей, ему захочется брать с них пример. Можно рассуждать о достижении высот в карьере, лежа на диване и ничего не делая. Но такие слова не будут убедительными.
Психологи рекомендуют выбирать тактику просьб, но не уговоров. Постепенно какие-то обязанности войдут в привычку. Не нужно забывать хвалить ребенка за выполненную работу. Он должен видеть, что определенные действия вызывают у взрослых положительный отклик. Большой ошибкой является введение материальных поощрений. Это формирует меркантильный интерес. Во взрослой жизни таким детям будет сложно проявлять инициативу.
Соблюдение границ и поощрение самостоятельности
Часто взрослые настолько сильно увлекаются ролью родителей, что перестают жить своей жизнью, а живут только интересами ребенка. Личные границы стираются. Этого допускать нельзя. Для воспитания успешного человека невозможно держать под контролем все сферы его жизни. Здоровая вседозволенность позволяет быстрее познавать мир. Нужно поощрять любознательность ребенка, направлять его и подсказывать, но не держать в «ежовых рукавицах». Право выбора необходимо давать детям с малых лет. Нужно поощрять их увлечения, не запрещать пробовать себя в разных сферах деятельности. Только так маленький человек сможет найти себя.
Безусловная любовь
Дети, окруженные любящими родителями, добиваются успеха гораздо чаще. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это формирует у него ощущение собственной значимости. Вырастая, такие дети более стойко воспринимают неудачи. Они уверены в себе и не боятся идти вперед, пробовать что-то новое. Для воспитания успешного человека не менее важна атмосфера в семье. Если отношения у родителей не складываются, ребенок это чувствует. Он находится в постоянном стрессе. Такую ситуацию допускать нельзя.
Поддержка и опора
Дети, которые всегда чувствовали поддержку родителей, вырастают более успешными, социально адаптированными. Речь идет не о том, чтобы решать все за сына или дочь, а о готовности протянуть руку помощи в тот момент, когда это необходимо. Если ребенок расстроен, переживает, нельзя обесценивать эти эмоции. Гнев, слезы, раздражительность являются ответной реакцией на разные ситуации. Подавлять чувства не нужно. Стоит научить маленького человека стабилизировать их. В спокойном состоянии можно найти выход из любой ситуации. Понимание и осознание своих эмоций помогают бороться со страхами. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимают окружающих, меньше конфликтуют. Они более устойчивы к стрессу, что во многих сферах жизни является залогом успеха.
Читайте также:
Бабушкино воспитание: польза или вред
Как ограничить ребенка в сладком
Как научить ребенка читать самостоятельно
Как привить детям полезные привычки
Источник
Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок хорошо учился в школе, держался подальше от неприятностей и вырос очень успешным взрослым? Но за годы воспитания собственных детей мы убеждаемся, что сделать это очень и очень непросто, ведь нет никакого гарантированного пути к успеху, никакой стопроцентно работающей методички… Однако есть ряд важных исследований, дающих научно обоснованные рекомендации о правильном воспитании, а это значит, что у родителей есть хорошие шансы воспитать своих детей так, как надо. Вот десять вещей, которым вы должны следовать, чтобы вырастить умных и всесторонне развитых детей.
1. Учите детей социальным навыкам
20-летнее исследование, проведенное исследователями из Пенсильванского университета и Университета Дьюка, показывает положительную корреляцию между социальными навыками детей в детском саду и их успехами в раннем взрослом возрасте. Обучение ваших детей тому, как решать проблемы с друзьями, делиться своими убеждениями, слушать и помогать другим — отличное начало.
2. Не перестраховывайте детей
В сегодняшнюю эпоху вертолетного воспитания многие родители не дают своим детям решать проблемы, а сами спешат решить проблемы за них. Опираясь на исследование Гарвардского университета, Джули Литкотт-Хеймс утверждает, что возможность совершать ошибки и самостоятельно исправлять их, причем, с самых ранних лет, решительным образом влияет на готовность детей добиваться успеха во взрослой жизни. Самое сложное для родителя — найти ту тонкую грань между защитой наших детей и предоставлением им права самим решать свои проблемы.
3. Сделайте так, чтобы ваши дети рано занялись учебой, а когда они станут старше, поощряйте их независимость в образовательном процессе
Исследования показывают, что обучение чтению и математике в раннем возрасте может значительно повлиять на достижения ребенка в более поздние годы. Еще один важный момент: постоянная помощь ребенку с домашними уроками может фактически остановить гое развитие. Родители всегда должны проявлять интерес к образованию своих детей, но при этом стараться поощрять их к самостоятельной работе с уроками.
4. Не позволяйте детям томиться перед экраном
Переизбыток экранного времени связан с рассеянным вниманием, плохим сном и поведенческими проблемами. Кроме того, исследование Грега Уэста из Монреальского университета в 2017 году показало, что игра в «стрелялки» может повредить мозг, так как в процессе таких игр мозг буквально теряет клетки.
Что же мы можем сделать с такой полезной цифровой няней, на которую многие из родителей полагаются? По мнению Американской академии педиатрии, развлекательное «экранное время» должно быть ограничено
двумя часами в день.
Еще одна полезная идея: пусть ваши дети станут создателями контента, а не пассивными потребителями. Поощряйте их изучать компьютерное программирование, 3D-моделирование или производство цифровой музыки и превращайте экранное время в продуктивное занятие.
5. Возлагайте большие надежды
Используя данные Национального опроса, команда Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружила, что ожидания, которые родители возлагают на своих детей, оказывают огромное влияние на их достижения. Исследование показало, что к тому времени, когда детям исполнялось четыре года, почти у всех детей в самой высокоэффективной учебной группе были родители, которые ожидали, что их дети в будущем непременно смогут получить высшее образование.
6. Не тратьте слишком много времени на восхваление врожденных качеств, таких как ум или внешность
«Надо же, ты получил пятерку, даже не изучив тему? Ты такой умный!», — не делайте так. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показывает, что восхваление детей высказываниями, акцентирующими внимание на их якобы врожденном интеллекте, может привести к тому, что дети не будут стараться учиться, ведь они и так умны.
В качестве альтернативной стратегии воспитания родителям рекомендуется предлагать похвалу, которая фокусируется на усилиях, потраченных детьми на преодоление проблем и трудностей, на их выдержке, настойчивости и решимости.
7. Назначайте детям работу по дому
Существует значительное количество свидетельств того, что домашние дела благотворно влияют на развитие детей. Анализ данных Университета Миннесоты показал, что лучшим предиктором успеха в молодом возрасте является то, выполняли ли дети домашние дела в возрасте 3-4 лет или не выполняли. К сожалению, как показывают многочисленные опросы, только около 30% родителей регулярно поручают работу по дому своим детям.
8. Не уходите сами в свои телефоны
Согласно опросу Common Sense Media, 28% подростков заявили, что их родители были зависимы от своих мобильных устройств. Другое недавнее исследование AVG показало, что 32% опрошенных детей чувствовали себя ненужными и незамеченными, когда их родители погружались в свои телефоны. А быть незамеченным — не лучшая стратегия для воспитания уверенных в себе детей.
Как первое поколение родителей с круглосуточным доступом к интернету, нам важно уметь чувствовать, когда нужно отложить телефон и сосредоточиться на семье и детях. Мы и сами даем своим поведением пример.
9. Боритесь за мирный, любящий дом
Дети в семьях с высоким уровнем конфликтов, как правило, живут хуже, чем дети родителей, которые собираются вместе, согласно обзору исследований Университета Иллинойса. Создание любящей, поддерживающей среды — это основа для воспитания психологически здорового потомства.
От ссор и споров никуда не деться, и если ваш супруг здравомыслящий человек, он наверняка согласится с вами, что споры не должны вестись на повышенных тонах, с оскорблениями и нечестными приемами. Честная аргументация, умение принимать другую точку зрения, умение признавать свою неправоту, умение не нарушать границы, уважать партнера и умение примириться — вот что должны видеть дети вместо криков пещерных людей.
10. Не будьте слишком жесткими (или слишком мягкими)
Диана Баумринд в своем новаторском исследовании 1966 года провела различие между авторитарными (очень строгими), снисходительными (очень добрыми) и авторитетными (одинаково дисциплинирующими и любящими) родителями. Короче говоря, авторитарные родители слишком жестки, снисходительные родители слишком мягки, а авторитетные — просто правы.
Когда ребенок моделирует своих авторитетных родителей, он учится навыкам регуляции эмоций и социальному пониманию, которые имеют решающее значение для успеха.
Ну вот, теперь вы вооружены успешными стратегиями воспитания. Пусть все получится!
Автор: Дэвид Додж
Перевод: Настя Морозова
Источник
Елена Ермилова
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста
Успешность дошкольника можно рассматривать как проявление высокой степени результативности в различных видах деятельности и достижение более высоких результатов, проявление творческих успехов в какой-либо определенной деятельности и общении.
Рассматривая проблему личности и её развития в детском возрасте, мы разделяем близкие нам позиции С. И. Рубинштейна и В. С. Мухиной, о том, что личность в её реальном бытии и самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». «Я» — это личность в целом, отражение в самосознании
Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Если проблема успешности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста (А. А. Бударный, А. М. Гельмонт, Н. С. Лейтис В. И. Самохвалова и др.) достаточно разработана, то проблема обоснования критериев успешности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, становления различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становления индивидуальности.
Б. Г. Ананьев рассматривает индивидуальность как интегративное целостное объединение,включающее: индивида — носителя природных свойств человека и личность — носителя общественных функций, определяющих социальную биографию человека и субъекта деятельности.
Феномен успешности дошкольников связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для других.
Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково — одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
Становление успешности дошкольник связано с развитием его личности, подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
По мнению С. А. Козловой, этап формирования личностной инициативности, что очень важно для развития успешности ребенка. Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу. Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно.
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения.Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность. Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются: высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности, уровень притязаний детей в разных видах деятельности, достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.
Согласно В. Н. Введенскому, инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника, создают ситуацию успеха для ребенка. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.
Рассмотрение сущности, содержание понятия успешности, основных факторов, определяющих ее развитие, развитие личности дошкольника позволили выделить структуру успешности личности ребенка,которая состоит из следующих компонентов:
Структура успешности личности ребенка дошкольного возрастасостоит из следующих компонентов: Кто эти компоненты выделяет?
1.Мотивационный компонент:
— понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков,
— любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры,
— потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера,
— проявление тяготения к определенному виду деятельности, увлеченность в работе по интересам.
2.Содержательно-операционнный компонент:
— проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации,
— проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность,
— способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем.
3.Эмоционально- волевой компонент:
— преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности;
— умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия.
Уже в старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие успешности дошкольника, так как дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, что способствует развитию успешности дошкольник
Источник