Влияние творчества на развитие речи ребенка
Алена Затонских
Влияние творческой деятельности на развитие речи детей
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, но этого недостаточно для развития творческих способностей детей, имеющими общее недоразвитие речи. Изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с нарушениями речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степенью выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию.
Мы, педагоги старшей логопедической группы «Затейники» МАДОУ «Детский сад № 10»города Стерлитамак Республики Башкортостан в своей работе широко применяем нетрадиционные техники в продуктивной деятельности детей. Наша задача — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства,в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Наши дети очень любят рисовать, лепить, конструировать из бумаги. Конструирование так же помогает ребёнку с речевой патологией. У ребёнка развивается диалогическая, монологическая, связная речь, пополняется активный и пассивный словарь. А если мы рисуем и лепим необычным способом, то это их приводит в восторг. В учебный процесс мы включаем размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинирование разных материалов, используем смешанные изобразительные техники. Всё это способствует развитию мелкой моторики рук, речи детей. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Работая с детьми мы отметили, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования и лепки в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по- новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; дает представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость, удовольствие, уверенность в себе.
Из детских работ организовываются выставки, которые радуют и детей, и взрослых.
Проводимая нами работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствуют творческой активности детей, позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
А. Затонских-воспитатель г. Стерлитамак РБ
Источник
Лариса Ворсина
Консультация для педагогов «Влияние художественного творчества на речевое развитие детей»
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи, поэтому проблема исправления речи в наше время очень актуальна. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. У детейстрадают все средства речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. Преодоление дефектов речи красной нитью должно проходить через все режимные моменты и осуществляется во всех видах деятельности. Я считаю, что возможности по развитию и коррекции речи детей на занятиях по изобразительной деятельности велики.
Мы, воспитатели, часто слышим упреки в свой адрес от учителей начальной школы из-за качества подготовки детей к школе. Достаточно серьезные требования предъявляет школа к подготовке руки к письму, к развитию творческого компонента личности ребенка. Дети с речевыми отклонениями требуют наиболее тщательной работы по их подготовке. Иначе проблемы, возникающие у детей, станут препятствием к успешному обучению в школе.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своёвремя: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Продолжая аналогию руки с мозгом,можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающего работу мысли и функции речи.
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Изобразительная деятельность может стать фундаментом к овладению средствами языковой системы и сформировать коммуникативную направленность речи.
Изобразительная деятельность является частью развития личности дошкольника и взаимосвязана со всеми другими направлениями развития: с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии, с разными видами искусства — как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Совместной деятельности воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду уделяется немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребенком определенного продукта.В процесс создания включаются все сферы деятельности ребенка:
• общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
• воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);
• ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);
• формирования элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);
Занятия по изодеятельности имеют терапевтический эффект:
• успокоение ребенка;
• раскрытие его внутреннего мира;
• развитие мелкой мускулатуры кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);
• координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое);
• координация руки и глаза;
• подготовка руки к письму.
На занятиях развиваютсяпредпосылки к учебной деятельности:
• формирование умений планирования последовательности выполнения;
• осуществление контроля на различных этапах работы;
• развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.
• развитие психических процессов,для того чтобы ребенку что-либо изобразить нужно задействовать все психические процессы:
• восприятие (сенсорные эталоны);
• память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
• мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
• речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры, а значит и речь ребенка; внимание;
• воображение.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, обязательно используем пальчиковую гимнастику.
Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Во время изодеятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.
На занятиях по изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет, на основе предметного рисунка создают целый сюжет, оживляют предмет, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. Яркие детские работы вызывают чувство удовлетворения и радости у дошкольников. Каждому хочется рассказать о своем рисунке, поделиться впечатлениями о работе сверстников. Это благодатное время для составления рассказов. Ребенку гораздо интереснее составлять рассказ по своему рисунку, чем по картине художника, поскольку сюжет рисунка ближе ему и понятнее.
Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты путем общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в коллективной изобразительной деятельности, которая одновременно создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога, слухового внимания.
Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.
Хочется отметить несколько художественных нетрадиционных техник, увлекающих детей. Аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань, — старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность. Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать. Оригами — складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности, развивает умение анализировать, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Торцевание — один из видов бумажного конструирования. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка. Обрывная аппликация — это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий — настоящий простор для творчества. Поделки из мятой бумаги, техника, которая не требует большой подготовки и усилий, но хорошо развивает моторику.Много нетрадиционных техник и в рисовании: пальцевая живопись, рисование с помощью свечи и мыла, рисование по сырой бумаге, кляксогрфия, рисование простым карандашом и ластиком.
И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Проведение таких занятий подарят детям новую широкую гамму ощущений.
В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. И помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.
Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие».
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем творчестве”.
Роден
Источник
Структурное подразделение «Детский сад Алёнушка» государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы № 3 города Похвистнево
городского округа Похвистнево Самарской области
Консультация для воспитателей:
«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Составила воспитатель:
Куркина Е.Л,
Похвистнево, 2019г.
Консультация для воспитателей:
«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает — народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества — фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих столетий.
Знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Прибаутки — рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах.
В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно (курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.) Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка, в детской саду. В младших и средних группах, в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку — воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший
например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка — хороший!
Ванечка — пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели могут использовать потешки, чтобы побудить к действиям:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. При подготовке детей ко сну желательно тоже использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят — поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот так хорошо!
Во время прогулок необходимо играть с детьми в русские хороводные игры (Заря – зареница). Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент хороводные игры: развивают чувство ритма и музыкального слуха; способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега); располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать; знакомят детей с древними традициями и обычаями.
В старшем возрасте дети начинают использовать народные потешки в своих играх, во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Для старших дошкольников можно использовать поговорки и пословицы, загадки, во время изучения сезонных изменений в природе, проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Загадки просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них — богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать пословицы и поговорки, загадки и считалочки, для детей данного возраста наиболее интересными являются сказки и скороговорки. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей.
Необходимо подобрать в группах соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместите книги — игрушки, книги — раскладушки, с народными сказками. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью будут рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание знакомых потешек.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Источник