Влияние современной музыки на развитие ребенка
Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.
Влияние музыки на развитие ребенка
Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха. Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора. И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.
Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.
Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов. Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности.
Влияние музыки на здоровье детей
Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.
Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни.
Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например, грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.
Влияние музыки на психику ребенка
Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.
Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи.
Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни.
Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями.
Источник
Отдел образования администрации Климовского района Брянской области,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр эстетического воспитания «Вдохновение»
Методическая разработка
Родительское собрание
на тему
«Современная музыка и её влияние на детей. Воспитание песенной культуры»
Автор-составитель:
Бобкова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования.
2018г.
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой образец родительского собрания для родителей обучающихся в группе первого года обучения по программе «Вокальное мастерство» на тему «Современная музыка. Её влияние на детей. Воспитание песенной культуры».
Целью данного собрания является обратить внимание родителей на музыкальное окружение своих детей, важность воспитания музыкального вкуса и необходимость родительского контроля и сопровождения при вхождении ребёнка в мир музыки.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Вопрос влияния современной музыки на детей является очень актуальным в процессе воспитания подрастающего поколения. Музыка и, в частности, песни не только воздействуют на нервную систему и психику слушателя, но и несут определённую смысловую информацию в своих текстах. Не анализируя услышанное, дети не задумываясь повторяют строки песен. Хорошо, если это действительно что-то достойное, позитивное. Но как часто сегодня из окон домов, проезжающих автомобилей, с экрана телевизора мы слышим достаточно провокационные, двусмысленные, фривольные, иногда даже нецензурные тексты песен. И если взрослый человек способен вникать в смысл услышанного, то ребёнок как губка впитывает поступающую информацию ещё не имея способности её фильтровать. Он просто подхватывает понравившуюся мелодию и напевает песню.
Для воспитания песенной культуры необходим выборочный подход к прослушиванию тех или иных музыкальных произведений, контроль за той музыкой, которая прослушивается и напевается ребёнком. И данный контроль необходим не только в процессе обучения вокальному мастерству, но и дома. Участие в этом родителей является обязательным и необходимым условием.
Основная часть.
Преподаватель: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня, замечательно, что вы смогли выделить время для нашей встречи. Данное собрание будет посвящено очень интересной и важной теме: «Современная музыка. Её влияние на детей. Воспитание песенной культуры». Именно на эту тему я и хочу поговорить с вами сегодня.
В процессе формирования ребёнка как личности большое значение имеет духовно – нравственная воспитанность. Глубокие социально — экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом — угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше влияет на духовное и социальное становление человека, становясь в большей мере средством релаксации и снятия напряжения. Дети все более раннего возраста увлекаются так называемой «попсовой» музыкой. 95% отечественной музыки пишется в примитивном миноре, что оказывает влияние на распространение среди подростков социальной апатии, нигилизма. В текстах популярных рок-групп практически отсутствуют нравственные общечеловеческие ценности, которые в той или иной степени высмеиваются и девальвируются. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных школьников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше корректируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно — важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождение в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Особая роль в духовно — нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. Ребёнок обязательно слышал колыбельные песни матери, народную музыку. Дети много и часто слышали музыку в исполнении членов семьи, во многих семьях устраивали коллективное домашнее музицирование. Детей также в обязательном порядке обучали игре на музыкальных инструментах. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио и телевидения, ребёнок получал духовно и нравственно ценные музыкальные впечатления.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте возможно самое разное использование песни – от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения.
Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д.
В процессе музыкального воспитания необходимо учить детей анализировать современные эстрадные песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых детьми), развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через средства массовой информации. Особое внимание, следует уделять анализу текста песни, так как именно в нём заключено содержание основных идей, пропагандируемых автором, и, в дальнейшем, так легко усваиваемых детьми.
Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвязанных «компонентов»: музыки и текста (слов), поэтому и анализировать мы их должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу.
Современным детям необходимы песни – детские, светлые, задорные. Песня- это путеводная звезда, без неё нам, взрослым, было бы скучно жить на свете, а юному поколению тем более. В наше непростое время детям не хватает духовности, тепла и доброты. Все меньше внимания уделяется именно детской песне, все больше детишки спешат подражать взрослым, перепевая их песни. Помочь возрождению музыкальной детской культуры можно только сообща, безусловно, нужен энтузиазм не одного человека, а общества в целом.
Резюмируя вышесказанное, хочу обратить ваше внимание на важность сотрудничества между педагогами и родителями, непрерывности и согласованности их действий, вдумчивости и внимательность в отношении как к воспитанию песенной культуры наших детей, так и к воспитанию в целом.
Заключение.
Ребёнок – это мягкая глина из которой его родители, воспитатели, педагоги стараются вылепить достойную личность, заложить в него достойные знания и умения, привить моральные ценности, развить замечательные человеческие качества. И на этом пути воспитания и формирования используется множество средств, способов и педагогических приёмов. Но нельзя забывать, что самым простым и естественным способом является музыка.
Ни в коем случае нельзя недооценивать влияние современной музыкальной культуры на формирование личностных особенностей подрастающего поколения. Песня, являясь самым доступным и понятным форматом музыкального произведения, как явно, так и подсознательно влияет на психику ребёнка. Плавность, мелодичность звучания успокаивает и умиротворяет, быстрый бодрый ритм побуждает к активной деятельности, напевность и нежность мелодии вызывает желание мечтать и творить. В процессе воспитания необходимая информация может доноситься до сознания ребёнка не только при помощи отдельных реплик, рекомендаций и наставлений, но и при помощи специально подобранных песен. И этому обязательно необходимо уделять пристальное внимание как со стороны образовательных учреждений, так и внутри семьи.
Список использованной литературы.
Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей М.: АПН РСРФСР 1953.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000
Ефимова А.В. Влияние современной популярной музыки на человека. 2014.
Источник
Рейтинг Занятия музыкой развивают когнитивные способности ребенка и его социальные навыки |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Недавние исследования психологов показали, что занятия детей музыкой и даже простое прослушивание музыкальных произведений способствуют развитию детского мозга. В то же время другие исследования показали, что, если родители слушают с детьми музыку, поют песни или танцуют, это положительно сказывается на взаимоотношениях между ними.
Иными словами, музыка имеет для детей множество преимуществ. Рассмотрим их подробнее.
Влияние музыки на развитие детского мозга
Исследования, в которых были использованы различные техники нейровизуализации, показали, что обучение детей музыке в раннем возрасте (до 7 лет) вызывает физические изменения в структуре и функциях мозга.
В ходе одного из данных исследований было установлено, что при занятиях музыкой в мозолистом теле (участке в центральной части мозга, отвечающем за координацию между полушариями) увеличивается количество белого вещества. Иными словами, увеличивается количество нейронных связей между полушариями. Например, известно, что Альберт Эйнштейн с детства играл на скрипке, и исследование его мозга показало необычайно сильные связи между различными участками.
Другое исследование показало, что раннее обучение музыке увеличивает количество серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсомоторной его области. Таким образом, у ребенка развивается координация. Также было установлено, что улучшенная координация в свою очередь улучшает эмоциональную регуляцию и способность подавлять негативные эмоциональные реакции на события. Иными словами, занятия музыкой с раннего возраста повышают способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать излишне эмоциональных реакций на сложные ситуации.
Еще одним открытием стало то, что даже непродолжительные занятия музыкой приводят к увеличению кровотока в левом полушарии. Это способствует развитию способности восприятия языка.
В 2018 году в ходе исследования группа американских ученых доказала, что дети с младенческого возраста реагируют на прослушивание музыки, и это занятие способствует развитию у них речевых навыков. Было также установлено, что, кроме навыков речи, музыка положительно влияет и на развитие других познавательных функций (таких как внимание, зрительно-пространственное восприятие и исполнительные функции).
Взаимосвязь между музыкой и функционированием мозга стала предметом многочисленных исследований психологов. Использование методов нейровизуализации в исследованиях, проведенных за последние несколько лет, показало, что музыка активизирует все участки головного мозга. Это относится ко всем людям, а не только к детям.
Для музыкантов игра на инструментах не только активизирует мозг, но и развивает его. В целом у музыкантов наблюдается большее количество нейронных связей между полушариями мозга, чем у других групп людей. Они также обладают хорошей долговременной памятью, слухом и гибкостью когнитивных функций. Благодаря нейропластичности (возникновению новых нейронных связей) эти функции развиваются.
Проще говоря, игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки «перестраивают» мозг, укрепляя уже существующие нейронные цепи или формируя новые.
Влияние музыки на успеваемость
Эксперты в области детского развития сходятся во мнении, что прослушивание музыки развивает у детей навыки слушания, а также помогает им преодолевать трудности в обучении. Однако результаты последних исследований показывают, что активные занятия музыкой могут иметь для ребенка множество дополнительных положительных эффектов.
Кроме всего прочего, занятия музыкой развивают:
- восприятие речи, языковые навыки и грамотность;
- навыки устного счета;
- интеллект;
- внимание и концентрацию;
- физическое здоровье.
Влияние музыки на социальное и эмоциональное развитие
Игра на музыкальных инструментах может вызвать у ребенка ощущение достижения, а также повысить его самооценку. Также ребенок может развить уверенность в себе, настойчивость в преодолении трудностей с обучением, самодисциплину и т. д.
Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого исследовалось социальное развитие детей, в частности, такие характеристики, как компетентность, уверенность в себе, забота об окружающих и сплоченность. В исследовании приняли участие 180 детей в возрасте от 8 до 17 лет. В течение трех лет дети, помимо обычной школьной программы, занимались музыкой в школьных оркестрах. Эксперимент продемонстрировал, что все участники эксперимента показали значительное улучшение всех исследуемых характеристик.
Занятия музыкой лучше всего начинать с раннего возраста
Слушать музыку или учиться играть на музыкальных инструментах полезно в любом возрасте, даже во взрослом. Это вызывает чувство удовлетворенности собой и положительные изменения в работе мозга. Однако эксперты считают, что максимальная польза может быть достигнута, когда ребенок начал заниматься музыкой до семи лет.
Современные родители все чаще включают ребенку музыку с первых месяцев жизни. Молодые мамы поют своим детям песенки и покупают им музыкальные игрушки. Играя в них, ребенок понимает, что для того, чтобы издать определенный звук, нужно нажать на кнопку. Такое понимание причины и следствия становится первым шагом в освоении музыкальных инструментов.
Совместное прослушивание музыки с детьми укрепляет ваши взаимоотношения с ними
Ученые утверждают, что совместное прослушивание музыки или пение укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, а также развивает эмпатию. Такие занятия, как пение или танцы, требуют синхронизации. Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, отвечающие за сочувствие, положительные эмоции и удовольствие. Исследования показали, что прослушивание музыки приводит к выделению дофамина – гормона, который активизирует центр удовольствия в головном мозге.
Совместные занятия музыкой позволяют участникам более гармонично взаимодействовать друг с другом. Со временем такое взаимодействие выходит за рамки занятий музыкой и проявляется и в повседневной жизни.
Другие исследования показывают, что развитие эмпатии в раннем детстве способствует развитию социальных навыков и склонности ребенка к сотрудничеству.
Существует множество способов использовать музыку для взаимодействия с ребенком. Рассмотрим некоторые из них.
Пойте ребенку колыбельные. У младенцев это не только формирует эмоциональную привязанность к маме, но и способствует развитию языковых навыков. Когда ребенок становится старше, вы можете петь вместе с ним. Пение позволяет вам эмоционально настроиться друг на друга. Найдите веселые детские песенки, которые вы сможете петь вместе с ребенком и всей семьей. Это может стать хорошим занятием для семейных поездок, совместных ужинов и других подобных моментов.
Танцуйте с ребенком. Можно начать с того, что вы возьмете ребенка на руки и будете кружить по комнате вместе с ним. Для этого выбирайте детскую музыку, которая нравится вашему ребенку. Когда ребенок пойдет в школу, попросите его научить вас танцевать под его любимые песни. Не бойтесь показаться глупыми, когда веселитесь вместе с ребенком. Это занятие может заменить просмотр телепрограмм, и это положительно скажется на вашей физической форме.
Слушайте музыку вместе с ребенком. Это также может стать для вас веселым и интересным занятием. Вы можете ставить ребенку свои любимые мелодии или вместе слушать что-то новое. Познакомьте ребенка с шедеврами классической музыки.
Ходите вместе с ребенком на концерты. Это хороший способ привнести что-то новое в ваш семейный досуг. Ходите на концерты как классической, так и современной музыки.
Учитесь играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком. Ваши занятия могут послужить хорошим примером для ребенка. Исследования показывают, что игра на музыкальных инструментах способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков не только у детей, но и у взрослых. Вы можете играть с ребенком в дуэте, и такие занятия могут стать вашим общим хобби.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
23.08.2019
Источник