Влияние сказок на нравственное развитие ребенка
Алла Малышева
Влияние сказки на нравственное воспитание детей
В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.
Н. А.Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы… Наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Будущему первокласснику недостаточно одного умения читать, считать, необходимо быть активным, сообразительным, но главное – ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от того, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.
В чем же сила и секрет воздействия сказки?
Использовались оптимальные методы и приемы, помогающие с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развить его восприимчивость и эмоциональность.
Были поставлены задачи с помощью сказки:
1. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить.
2. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
3. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; любовь к произведениям народного творчества.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Необходимо было разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Для развития у детей умения слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представить образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса и петух»?», «Почему вы так решили?».
Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он тонет?»).
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Дети овладели приемами работы с мнемотаблицами, что значительно сократило время обучения и одновременно помогло решать задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления.
Детям нравится наш «Уголок сказки». Включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, старалась не нарушать общего развития сюжета игры.
Большое удовольствие доставляет детям инсценирование. Чтобы осознать необходимость работы над ролью, уметь передать сущность своего персонажа, учили детейвладеть следующими средствами образной выразительности:
1. Интонацией – предлагала детям произнести предложение с различной интонацией, добиваясь выразительности речи.
2. Позами – сначала поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предлагала им позой изобразить кого-нибудь (например, клоуна, каратиста, балерину) и объяснить, почему они выбрали эту позу.
3. Жестами –начинала с простых заданий: как жестом показать состояние человека (я замерз, очень горячо, мне больно).
4. Мимикой – предлагала по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, сладкую конфету).
Удивительный сказочник Д.Родари совершенно справедливо утверждает следующее:
— сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления и активного воспитания добрых чувств;
— телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
В решении перечисленных проблем призвана помочь книга
Л. Фесюковой «Воспитание сказкой», где она предлагает универсальную схему.Она выглядит следующим образом:
Название сказки
1. Нравственный урок
2. Воспитание добрых чувств
3. Речевая зарядка
4. Развитие мышления и воображения
5. Сказка и математика
6. Сказка и экология
7. Сказка развивает руки
Для чего необходим нравственный урок? На что нацеливает маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?
В сказке «Рукавичка» нравственныйурок раскрывала с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого – плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Следующий раздел – «Воспитание добрых чувств».Здесь нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.
Каким мы представляем себе доброго человека – подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать.
Обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то,что:
— учит детей сравнивать, сопоставлять;
— формирует привычки доказывать, что это так или иначе;
— ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;
— упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
«Докажи, Что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке?»;
«Как бы ты поступил на месте?»;
«Какими движениями похвалить петушка?».
Часто использовалась тризовская игра «Хорошо-плохо», где разводили в стороны хорошие и плохие поступки и явления – это значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Проводились эксперименты в сказках, где менялось их содержание, проповедовались гуманизм и добро.
Например, сказка «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбу справляли? Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использовались карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется,условных:
— красный кружок – радуюсь;
— синий – жалко;
— желтый – хочу помочь;
— зеленый – справедливо;
— коричневый – несправедливо.
Развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Использовались разнообразные приемы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).
— проигрывание ролей в парах.
Это помогло детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться.
Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
В нашем детскому саду есть Русская горница, где, накрывая столы, дети узнают, когда используются столешники, когда – скатерти, а когда – дорожки.Но неизменным остается одно: гостю – почетное место и лучшее угощение. Здесь царит атмосфера любви, доброты, заботы.
Покидая детский сад,дети твердо знают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться,но помни: «Делу время, потехе – час».Береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства».Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».
Активизируя воображение ребенка, дети научились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появились не только знания и представления,но и новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям.
Источник
Влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника.
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…»
Сухомлинский В.А.
Книга на протяжении всей жизни будет сопутствовать человеку. Любовь к чтению должны прививать родители. Главной задачей родителей является дать возможность своему ребенку стать добрым и справедливым. Отличать добро от зла, анализировать ситуацию и находить множество вариантов решения проблем.
Самым эффективным средством в нравственном воспитании ребенка является сказка.
До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества.
Сказка несет в себе скрытый смысл и мудрость. Изучить ее можно на примере героев. Она способна дать малышу знания, воспитать и пробудить самые невероятные чувства. Детям, которым читают с раннего детства, наделены хорошей фантазией. Во время чтения, ребенок словно переносится в мир приключений и переживает все невзгоды вместе с героями книги.
Сказка, как неотъемлемый элемент духовно-нравственного развития и воспитания, учит проявлять эмоции и влияет на чувства малыша. Нравственность выступает как система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» способны развить в ребенке ответственность; «Царевна-лягушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка» — гуманизм; «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка» — патриотизм; «Гуси-лебеди», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят» — дисциплинированность и культура поведения; «Три поросенка», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье верей», «Война грибов с ягодами» — чувство коллективизма.
Сказка помогает улучшить внимание, память и научиться рассуждать. В детском саду после каждого изученного произведения воспитатель задает вопросы группе. Ребенок при ответе начинает вспоминать и высказывать свое мнение. Это учит чистой, связной и диалогической речи.
Не менее важна при изучении персонажей передача информации. В этом ребенку, начиная с двух-трех летнего возраста, поможет интонация голоса, жесты и определенные позы. Дети, которым читают, способны более красочно описывать предметы и свои эмоции.
С какого возраста можно читать сказки? С младенчества общение мамы и ребенка производится через голос и прикосновения. Малыша успокаивает, когда мать начинает спокойно и размеренно говорить. Поэтому уже с 3 месяцев можно пробовать читать своему чаду. Однако понимать смысл естественно он не будет. Для первого общения нужны простые сказки с яркими иллюстрациями. На этом этапе важна связь мамы и малыша. Он учится слушать интонацию голоса и понимать, какие эмоции хотела передать мама.
С 6 месяцев чтение становится проблематичным, так как у малыша активно режутся зубки. Ведь ребенок захочет покусать или облизать книгу. В этом возрасте существует связь между изображением и голосом. Он сможет осмыслить, где находится предмет. На одной странице уместной будет две, а лучше одна картинка. Так малыш будет меньше распыляться, а получит больше информации. В раннем возрасте лучше читать простые книги, так малыш будет лучше усваивать информацию. С 8 месяцев ребенку необходимо проговаривать действия персонажей. Рассказывать, как они говорят и что делают. Это поможет быстрее овладеть речью. С 10 месяцев ребенок может сам показывать на знакомые предметы и различать их между собой. Ребенка можно приучить засыпать после ночной сказки. Она поможет расслабиться после тяжелого дня и настроиться на сон.
Чтение на ночь имеет свои положительные результаты, а именно:
- Ребенок эмоционально настроен воспринимать услышанное. Это самое оптимальное время для чтения. Лежа под одеялом обстановка расслабляет и располагает.
- Сказка подготовит малыша ко сну. Для хороших снов нужно выбирать произведения, где «все жили долго и счастливо». Другой сюжет можно немного подкорректировать. Крохе не нужны лишние переживания.
- Чтение в течение 20 минут за сутки способствует послушанию и более правильно поставленной речи.
- Начиная рассуждать после прочтения книги, кроха развивает свое мышление.
- Книга помогает делать новые открытия.
- Вовремя чтения ребенок и родитель уединяются и сближаются. Это помогает не потерять через годы ту ниточку, связывающую обоих.
Когда ребенку понравится, это станет своеобразной традицией для засыпания.
Первые книги необходимо выбирать очень тщательно. В них не должно быть лишней информации и картинок. Малыш должен понимать, о чем идет речь.
С раннего возраста следует приучать ребенка к любви к сказкам.
В каждом возрасте должны быть свои сказки, которые подходят по психологическому и эмоциональному состоянию ребенка. Какие же сказки необходимо читать малышам? С рождения до двух лет, для правильного развития речи необходимо больше читать и разговаривать с ребенком. Чтение должно сопровождаться жестикуляцией и эмоциональным сопровождением. Перед чтением необходимо убрать все, что может отвлечь ребенка. Во время чтения необходимо показывать действия героев. Заставлять слушать сказку в этом возрасте нельзя, лучше отложить это дело до момента, когда малыш отвлечется от своего занятия. Детские книги с яркой иллюстрацией — это находка для ребенка. Детям можно читать книги А.Барто, С.Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки, песенки и потешки.
С двух до четырех лет, это возраст, когда малыш хочет все знать. В этот период нужно читать небольшие произведения. Теперь он отчетливо понимает о предназначении книги и может выразить свое желание послушать аудио или книгу, прочтенную мамой. Часто детям нравится одна и та же сказка или отрывок произведения. Нужно идти на уступки и повторять это место малышу. Он должен пробовать самостоятельно рассказывать сказку. Добавить в домашнюю библиотеку необходимо В. Сутеева, Л. Толстого, Б. Заходера, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, М.Яснов. Ребенку интересно будет послушать произведение И.Крылова «Стрекоза и муравей», «Старик-Годовик».
С четырех до шести лет прекрасное время для подготовки к школе. В это время идет активное изучение букв, звуков и слогов. Это время положит начало первым книгам. Самое время записаться в библиотеку. В ход идут различные энциклопедии, атласы, сказки с более длинным концом. Эти сказки способствуют новым знаниям и пониманию речи. (И.Крылов «Слон и моська», «Ворона и лисица», Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче», Остер Г.Б. «Котёнок по имени Гав и другие истории», Пришвин М. «Лесной хозяин», Пушкин «Сказки», Русские народные былины и другие).
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что родитель в цепочке ребенок и книга должен стать связующим. Ему необходимо объяснять ребенку смысл прочитанного произведения, помочь сделать вывод, охарактеризовать вместе героев и узнать, почему именно так думает малыш. Пусть это будет не просто сухое чтение, а продолжительная дискуссия после прочтения того или иного произведения.
Все мы с вами знаем насколько ежедневное чтение может развить ребенка, воспитать его, научить, пробудить творческие начала, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказки веселые и грустные, но всегда жизнеутверждающие. Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни. Сказки помогают формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Источник
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Из самых благих побуждений родители очень рано начинают обучать малыша, часто не осознавая того, что ребенок не готов к этому ни физически, ни морально.
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок стремится отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем.РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
1. С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом..
2. Язык сказок понятен даже малышу.
3. Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его серьёзными логическими рассуждениями.
4. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
5. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается незаметно.
6. Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.
7. Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
8. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.КАКУЮ СКАЗКУ ВЫБРАТЬ?
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни. Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.Результаты от использования сказкотерапии разнообразны:
1. ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.
2. ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом».
3. сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.
4. «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Источник