Влияние сказки на развитие личности ребенка курсовая
Влияние сказки на формирование личности.
Сказка — повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение
о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил,
словарь СИ. Ожегова.
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.
Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.
Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.
По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:
— время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры — очень давно;
— сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;
— сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее — смертью ни в чем неповинных ее детей);
— сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
— сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном уровне.
Психологический анализ сказок
Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку «что будет, если…». Сказка про колобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка — как важно влияние труда на счастливую жизнь.
Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына.
Психосинтез рассматривает героев сказки как су б личности, части «Я» одного человека.
Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о по-взрослении. К.Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.
Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье — по одной дороге пойдешь — коня потеряешь, по второй — смерть свою найдешь, по третьей пойдешь — себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.
Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.
Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация — это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки — «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя — вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.
2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший — добрые.
3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
5, Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному .выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».
6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) — стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек — сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я — мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк » и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.
Источник
Любовь Болотина
Влияние сказки на становление личности ребенка
Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения, наилучшим способом морально-нравственного ориентирования является именно чтение сказок.
Чтение вслух родителем улучшает слуховое восприятие ребенка. При этом звуковая информация преобразуется в наглядно-образную, тем самым улучшая умение ребенка фантазировать.Мир малыша довольно ограничен: он включает в себя небольшой круг родных людей и некоторые места, а благодаря сказкам ребенок узнает, что существуют и лешие, и Баба-Яга, и говорящие лесные звери. Таким образом, познавательный мир ребенка постепенно расширяется, а так как каждый герой в сказке имеет свой характер и совершает определенные действия, несущие в себе нравственный оттенок, ребенок постепенно научается ориентироваться в полюсах «хорошо-плохо».
Благодаря сказкам процесс становления личности становится контролируемым. Родитель должен серьезно подойти к выбору сказки: следует учитывать возраст и особенности характера ребенка. Для двухлетнего малыша «Мальчик с пальчик» может оказаться сложным для восприятия, а, например, сюжет о сестрице Аленушке и братце Иванушке, который ослушался и выпил воду из копытца, окажет воспитательное воздействие – нужно слушаться старших. Причем данное воздействие будет не прямым, а косвенным – ребенок сам поймет, что герой поступил плохо, и это повлекло за собой неприятные последствия.
Сюжеты и характеры сказок довольно разнообразны, и их воздействие на формирование личности нужно рассмотреть отдельно.
Бытовые сказки. Они несут в себе информацию о том, что весь мир вокруг нас – живой. Все предметы обладают характером, умеют говорить и совершать определенные действия. Это такие сказки, как «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д. В данных двух сказках предметы быта учат ребенка чистоплотности и уважению к, казалось бы, самым привычным и простым вещам. А если рассказать ребенку, что в его отсутствие или ночью игрушки оживают, он научится более бережно к ним относиться и убирать их по местам. Также бытовые сказки учат ребенка хитростям и умениям, которые могут пригодиться в повседневной жизни и преодолевать некоторые трудности («Три поросенка», а также «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы – ледяная»).
Сказки о животных. Многие специалисты считают, что маленькие дети идентифицируют себя с животными, и поэтому сказки о зверях наилучшим образом передают жизненный опыт. Помимо этого, животные придают сказке более яркую эмоциональную окраску, и для ребенка они интересней. Поэтому, при выборе сказки очень важно учитывать, какой характер имеют животные и какую морально-нравственную направленность сказка имеет в целом.
Волшебные сказки обладают более сложным сюжетом, где судьбы героев переплетены и напрямую зависят от их действий. Каждый герой выполняет определенную задачу, зачастую имея при этом конкретную цель. В характерах героев ребенок видит разнообразие видов отношения к миру и другим субъектам. При этом он в состоянии оценить правильность-неправильность поведения героев. Безусловно, такие сказки предназначены для детей более старшего возраста. Примерами могут служить такие сказки как «Золушка», «Морозко».
Страшные сказки. Такие сказки имеют психотерапевтическое действие. Например, в их сюжете может быть сквозной мысль о том, что темнота не таит в себе опасности, а самые страшные звери дружелюбны. Однако зачастую в таких сказках герои не проявляют в достаточной мере свой характер. В них происходит столкновение добра и зла, и ребенок будет отождествлять себя с силами добра, принимая на себя часть переживаний.
Таким образом, влияние сказки на становление личности ребенка велико. Благодаря тому, что через психоэмоциональное восприятие ребенок учится давать оценку действиям героев, формируется морально-нравственная составляющая его характера. Так, через чтение правильно выбранных сказок родитель может мягко воздействовать на психику и характер ребенка.
Источник
Влияние сказки
на формирование личности
Важное значение для развития
ребенка, особенно в дошкольном и младшем
школьном возрасте, имеет сказка. Сказка
вбирает и хранит в себе народную мудрость,
особенности национального характера,
общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил, — говорится
в словаре СИ. Ожегова.
Существуют различные гипотезы
происхождения сказки. Антропологический подход видит
в сказке непосредственное отражение
некогда живых представлений и обычаев,
со временем забытых и сохранившихся в
виде пережитков. Лингвистический подход анализирует
эволюцию сказки как устной традиции народного
творчества. Исходя из анализа формальной
структуры сказки, универсальной для многих
культур, лингвисты приходят к выводу
о едином источнике возникновения сказки
и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя
сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает
ей выражение подавляемых желаний и комплексов
человека.
Возрастом сказок является дошкольный
возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком
литературный жанр, имеющий большое
значение в развитии ребенка. Герои
сказок просты и типичны, они лишены
индивидуальности. Часто они даже не имеют
имен. Их характеристики исчерпываются
двумя-тремя качествами, понятными детскому
восприятию. Выдающийся психоаналитик
и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу
«Польза и значение волшебной сказки»,
где обобщил опыт использования сказки
для психотерапевтического воздействия
на ребенка. Он считал, что причиной нарушений
в развитии ребенка является потеря смысла
жизни и обрести его может помочь сказка.
Она должна завладеть вниманием ребенка,
возбудить его любопытство, обогатить
жизнь, стимулировать его воображение,
развивать интеллект, помочь понять самого
себя, свои желания и эмоции, тем самым
способствовать повышению уверенности
в себе и своем будущем.
Особенно важна народная сказка,
передающаяся из поколения в поколение.
Она претерпевает изменения, вносимые
народом. Над сказкой трудятся миллионы
людей, отбрасывая ненужные детали, что
делает ее сгустком человеческой мудрости,
опыта, результатом работы человеческого
сознания и подсознания. Сказка является
элементом культуры народа, отражая его
жизненную философию. Исследователи русских
народных сказок отмечают их особенности:
поэтичность, остроумие, задушевность,
правдивость, сочетание детской наивности
с глубокой мудростью, реалистичным взглядом
на жизнь. Авторская сказка в большей степени
отражает индивидуально-психологические
черты и проекции того, кто ее писал.
По мнению Д.Соколова, народные
сказки характерны тем, что:
— время появления основных
сюжетов сказки неустановимо. В масштабах
человеческой культуры — очень давно;
— сказки передаются от старшего
поколения к младшему в виде
«пакета» с основными зафиксированными
сюжетами;
— сказки являются, возможно, самой
устойчивой формой передачи информации
в культуре. Сказки живут в
культуре, В отличие от мифов, которые
также являются сгустком человеческого
опыта, сказка понятна ребенку, ее герои
досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны,
несправедливы (миф о Эдипе заканчивается
гибелью двух главных героев, миф о Ниобее
— смертью ни в чем неповинных ее детей);
— сказки могут служить матрицами
и источником информации при образовании
основных форм поведения и жизненных сценариев;
— сказки влияют на человека
преимущественно на бессознательном
уровне.
Психологический
анализ сказок
Бихевиоральный подход рассматривает
сказку как описание возможных форм поведения.
Чисто прагматически сказка может объяснить
ребенку «что будет, если…». Сказка про
колобка объясняет ребенку как далеко
можно уйти от родителей. Золушка — как
важно влияние труда на счастливую жизнь.
Трансактный анализ обращает внимание
на ролевые взаимодействия в сказках и
манипуляции. Каждый персонаж может описывать
реального отдельного человека или отдельную
роль, которую может играть человек, или
даже брать в основу жизненного сценария.
Эрик Берн прекрасно описал, как может
вести себя в жизни Красная Шапочка или
Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису,
глупого волка и удачливого зайца может
стать описанием обычной семьи из мамы,
папы и сына.
Психосинтез рассматривает героев
сказки как су б личности, части «Я» одного человека.
Важной чертой сказки является трансформация.
Некто маленький и слабый вначале к
концу превращается в сильного, значимого
и во многом самодостаточного. Это история
о по-взрослении. К.Юнг называл основным
мотивом сказки процесс индивидуации.
Можно сказать, что ребенка сказка движет
вперед, а взрослого возвращает назад,
в детство.
Экзистенциальный подход к сказке
обращает внимание на такие стороны
человеческого бытия, как выбор (стоит
герой на распутье — по одной дороге
пойдешь — коня потеряешь, по второй — смерть
свою найдешь, по третьей пойдешь — себя
потеряешь); отношение к смерти, умение
принимать решения, способность быть свободным
и независимым.
Гипнотическая школа обращает внимание
на сходство между наведением транса
и прослушиванием, проживанием сказки.
Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок
слушает сказку, засыпая, от человека,
которому он доверяет; речь ритмичная,
в ней повторяются непонятные формулы
(присказки). Соответственно сказка может
не только предлагать, но и внушать модели
поведения, ценности, убеждения, жизненные
сценарии.
Психологические
механизмы влияния сказки на развитие
ребенка
1. Механизм идентификации.
По определению К. Юнга, идентификация
— это бессознательная проекция какой-либо
личностью себя на нечто иное, будь то
другая личность, какое-либо дело, местоположение
или что-нибудь другое, способное обеспечить
или причину, или способ существования.
В русских народных сказках главным героем,
как правило, является младший из трех
братьев, дурак, падчерица, т. е. герой,
чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие
и сопереживание читателя. Ребенку легче
отождествить себя с неумелым, внешне
неприглядным персонажем, чем с сильным
и уверенным в себе героем (как в мифах).
Ребенок может без труда занять позицию
героя произведения, пытаться преодолеть
стоящие на его пути препятствия. Малышу
легче понимать смысл сказки, если он может
опираться не только на словесное описание,
но и на изображение. Именно поэтому первые
детские книжки должны быть с картинками.
В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые
сказки — «Колобок», «Репка», «Курочка
Ряба», «Теремок», в которых обязательно
присутствие маленького съедобного персонажа,
героев, олицетворяющих родителей («Жили-были
дед да баба…»), и отрицательных персонажей,
основная задача которых: «съесть» главного
героя. Сказки заканчиваются «не в пользу»
главного героя — вытягивают «на свет»
репку («Репка»), разбивают родители яйцо
(«Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный
персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок
отражают определенную последовательность
событий: рождение («Репка»), взаимоотношения
с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения
с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке
ребенок проигрывает ситуацию рождения,
разрыва с матерью, ухода от родителей.
2. Освоение морально-этических норм поведения.
В русских народных сказках женский образ
наполняется такими качествами, как трудолюбие,
домовитость, скромность, терпение («Рукодельница»,
«Марья-искусница»). Сказки наполнены
ситуациями морального выбора. Благодаря
сказке ребенок понимает, что есть добро
и что есть зло. Плохой герой совершает
отрицательные поступки, хороший — добрые.
3. Решение эмоционально-личностных
проблем ребенка через снятие
их уникальности. Персонажи сказок подвергаются
испытаниям, они не всегда успешны в своих
действиях, что позволяет ребенку прожить
эти ситуации вместе с ними.
4. Получение нового опыта через сказку.
Сказка предлагает ребенку различные
модели поведения. В результате прослушивания,
прочтения или драматизации сказки ребенок
строит внутренние модели внешнего мира.
Через сказку он приобретает качества,
необходимые для решения трудных ситуаций.
В каждой сказке заложено противоречие,
столкновение доброго и злого начала.
Выход из ситуации зависит от использования
различных ресурсов.
5, Катарсис и снятие психоэмоционального
напряжения. Сказочные сюжеты представляют
метафоры смутных чувств, живущих в душе
ребенка, которые не поддаются эмоциональному
.выражению. Снятие эмоционального напряжения
происходит в следующей последовательности:
нарастание напряжения, его пик, расслабление.
Сюжет многих сказок построен в этой же
логике: встреча с противником, борьба,
победа героя. Примерами таких сказок
являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный»,
«Змей-Горыныч».
6. Решение задач возраста посредством
сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую
задачу. Именно поэтому для каждого возраста
свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии
развития) — стремление к аутоэротическому
наслаждению на фоне страха деструктивных
влечений отражается в особенностях сказочных
сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет
при преодолении родительских запретов
решаются бессознательные конфликты,
попадания в экстремальные ситуации и
выход из них. Победа достигается благодаря
уму и хитрости главной героини («Маша
и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»),
помощи со стороны родителей («Волк и семеро
козлят»). Эти сказки формируют у ребенка
чувство уверенности в себе, доверие к
родителям, умение разрешать трудные жизненные
ситуации.
Возраст 5-7 лет связан с появлением
Эдипова комплекса и комплекса
Электры, с совершенствованием супер-Эго
и расширением защитных механизмов
Эго. На этой стадии появляются сказки
для мальчиков и девочек. В сказках
для мальчиков отсутствует мать. Как правило,
это сказки об отце и трех сыновьях. Для
девочек — сказки о мачехе и падчерице.
В этом возрасте детям обычно читают волшебные
сказки. У ребенка начинает формироваться
нравственное сознание; он пытается разобраться
в таких категориях, как «хорошо» и «плохо»,
«добро» и «зло». Обратим внимание на то,
как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети
делают это не из вредности, а из желания
поставить все на свои места; если они
замечают, что кто-то ведет себя, с их точки
зрения, «неправильно», то торопятся сообщить
об этом факте родителям или педагогам.
Тем самым они как бы убеждаются в правильности
своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет
также связан с формированием половой
идентичности, понимания своей половой
принадлежности, основанной не на случайных
признаках («я ношу брюки, поэтому я — мальчик»),
а на подражании взрослым. Отсюда сказки,
адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка»,
«Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк
» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка»,
сказки о мачехе и падчерице. В мачехе
проецируются страх и нелюбовь к собственной
матери. В сказках присутствует глубокая
эмоциональная связь главной героини
с отцом и ненавистное отношение к матери.
Сказки дают возможность девочке выразить
амбивалентные чувства по отношению к
матери.
Влияние сказки » Золушка »
на психологию девочек
С самого раннего возраста дети |
С помощью сказок и их героев, ребёнок
делает первые шаги к познанию окружающего
мира и взрослых отношений между людьми.
А некоторые сказки остаются в памяти
человека на всю жизнь. Особенно в памяти
девочек, которые нередко затем всю жизнь
примеряют на себя образы, которые им так
нравились в детстве. Принцессы, королевы,
феи, волшебницы, красавицы… и т.д.
Но есть одна сказочная героиня,
которая уже пережила нескольких
поколений, — Золушка . Золушка
стала наиболее популярным образом среди
всех героинь детской литературы. Целая
череда кино и мультфильмов повторяет
историю Золушки . Золушка
продолжает «купаться в лучах славы» не
только тысячей маленьких девочек, но
девушек. В чём успех Золушки ?
Казалось бы, сюжет — незамысловатый, но
в том-то и дело, что в этой сказке разом
сбываются все женские мечты.
Первоисточник Золушки —
произведение Шарля Перро, однако писатель
не полностью выдумал эту историю, а домыслил
сюжет, который есть во многих народных
сказках. Вспомним основных героев таких
сказок: злая, капризная мачеха и папаша,
миловидная девушка — сиротка, добрая ведьма
или фея, и конечно безумно влюблённый
мужчина (обязательно обеспеченный или
принц).
В итоге бедная девушка, не имеющая
ничего, кроме несправедливости вокруг,
внезапно превращается в баловня
судьбы. Ещё вчера Золушке
надо было убирать и прислуживать, тереть
полы и терпеть всякие унижения, а теперь
она богатая и успешная. Чудо свершилось!
Справедливость восторжествовала! Но
в чём эта справедливость? Что сделала
Золушка , для того, чтобы стать
любимицей столь могущественной и доброй
феи, получить все блага жизни, ведь таких
девушек и таких сирот по всей земле много,
а принцев на всех не хватает.
Проходят годы, одни девушки окунаются
в реальность, стремятся к чему-то,
имеют в жизни цель, мечту, но
при этом неустанно работают над тем, чтобы
к этой мечте придти, понимают, что успеха
можно добиться и не дожидаясь принца.
Другие ничего не делают, занимают в жизни
пассивную позицию, подсознательно мечтают
о чуде: может быть, когда-нибудь, с кем-нибудь,
само всё изменится и жизнь засияет всеми
цветами радуги. У некоторых такие фантазии
перерастают в психологическую проблему.
Эта проблема может сопровождать женщину
всю жизнь, будучи не понятой и незамеченной.
А называется это- «комплекс Золушки «.
Женщина обладает низкой самооценкой,
пассивным характером и верой в то, что
счастье может найти только с Принцем
по Любви.
Окружающие считают её не способной принять
правильное решение. Страх одиночества,
воспитывает в ней умение быстро подстраиваться
под желания и мнения окружающих. Пассивность,
зависимость, отсутствие жизненных принципов
— на этом формируется низкая самооценка,
причем, не завися от природных данных.
Золушки бывают красавицы и умницы,
и обычные женщины, и не очень.
Псевдо-Золушка может принять за Принца
почти любого мужчину, который обратит
на нее внимание.
Не трудно догадаться, что комплекс Золушки
присущ большинству женщин, а мир богатства,
приключений и радости так и остаётся
несбыточной мечтой, а сильные, умные и
состоятельные мужчины почему-то достаются
другим.
Вспомним, как часто зрелые женщины
произносят фразы (например, говоря о
не сложившейся карьере) «Если бы…»,
«Если бы я тогда…», «Если бы я
вовремя поняла…» и т.п. Это
означает, что при «комплексе Золушки »
реальная действительность постоянно
расценивается как временный жизненный
этап, но жизнь проходит мимо, женщина
стареет, и вот, уже не те возможности,
не та красота, не та смелость и не то здоровье…
Когда женщина понимает, что всё это время
жила в каких-то иллюзиях и мечтах, становится
слишком поздно. Печальная картина, не
так ли?
Парадокс действительности и в
том, что часто девушки выбирают
иной путь: вместо ожидания благородного
красавца-принца, пускаются в активный
поиск лишь одного — богатого и не
слишком порядочного старика-короля.
Ведь богатство превыше всего. Такие девушки
любят называть себя Золушками ,
полагая, видимо, что слово » золушка »
произошло не от слова «зола», а от слова
«золото».
Пора делать выводы. Сказка о Золушке
может быть вредной для неокрепшей психики
ребёнка , если родители вовремя
не научат девочку делать правильные выводы
и делать правильный акцент. Всё зависит
от культурного уровня самой матери: одна
после прочтения сказки подчеркнёт, что
Золушка заслужила быть принцессой
благодаря своей скромности и кротости,
другие скажут, что ей просто невероятно
повезло, третьи — что принц обратил внимание
на её шикарное платье и красивую внешность.
Но ни одно из этих акцентов не верно.
От неправильно понятого смысла
сказки порой может зависеть сценарий
жизни. Или поведение ,
которое мешает поддержанию социальных
взаимоотношений, и, как следствие, снижает
возможность состояться как личность,
обрести счастье в профессиональной деятельности,
найти подходящего партнёра для вступления
в брак. Такое поведение порождает неправильные
способы взаимоотношений, бывает, что
самые милые и привлекательные женщины
остаются в одиночестве. В свою очередь,
одиночество порождает низкую самооценку
у женщин, которые искренне желали бы иметь
постоянного верного партнёра, любимого
мужчину, создать полноценную семью. Но,
увы…
Так хочется иногда верить в фей
с их волшебными палочками! Но гораздо
эффективнее жить в реальности и
стремиться к своему успеху своими
же усилиями, и чем раньше, тем
лучше.
Замечательные слова самого Шарля
Перро (примечание к своему первому изданию
сборника сказок): «Сказки написаны
для развлечения, а содержание их не слишком
глубоко».
Источник