Влияние сиблингов на развитие ребенка

Сиблингами в психологии называют братьев и сестер, которые имеют общих родителей. Воспитание в одинаковых условиях делает взаимоотношения сиблингов особенными. Рассмотрим подробнее, что именно влияет на формирование личности каждого из них и с какими проблемами могут столкнуться родители.
Что такое сиблинги у людей
Новые понятия все чаще входят в нашу жизнь, и все больше людей задаются вопросом: что такое сиблинги? Такое название было заимствовано из английского языка «siblings». Кто же такие сиблинги?
Сиблинги – это дети одних родителей, т.е. сиблингами можно назвать братьев и сестер. В случае, когда дети имеют лишь одного общего родителя, применяется термин «полусиблинги».
Понятие получило широкое распространение в психологии, потому что оно позволяет не уточнять пол сиблинга или порядок его рождения (например, учитывается у восточных народов).
Немного истории
В психологию понятие «сиблинги» ввели Фрэнсис Гальтон и Альфред Адлер в XIX веке.
Ф. Гальтон в своем труде «Английские люди науки: их природа и воспитание» отметил, что большая часть выдающихся людей, получивших Нобелевскую премию, являются первыми детьми в семьях. Это позволило ему предположить, что:
- первенцы имеют больший доступ к финансам родителей и чаще продолжают образование;
- они несут большую ответственность, чем младшие братья и сестры, и играют в семье роль помощников и товарищей для родителей;
- перворожденные дети получают больше внимания и заботы.
А вот А. Адлер сделал несколько выводов, связанных с порядком рождения сиблингов:
- старшие дети в семье получают власть и лидерство, они любят соблюдать порядок, традиции, стараются оправдать ожидания родителей и достигать все новые результаты, чтобы не потерять свое положение;
- средние дети ощущают себя изгоями, потому что им не достается тех же преимуществ, что и первым, но и внимания тоже недополучают. Чтобы как-то выделиться среди братьев и сестер, им приходится прокладывать свой нелегкий путь, часто отличающийся от принятых норм и правил, ведь из семьи их все равно уже как будто «вытеснили»;
- к младшим детям не предъявляются такие высокие требования как к старшим, они воспринимаются как менее способные. Родители стараются уделить им больше внимания и поддаются на все их уговоры.
К настоящему времени все эти выводы не раз проверялись различными исследованиями. Но однозначных результатов о том, что порядок рождения оказывает определенное психологическое влияние на ребенка, получено не было. Чтобы делать такие выводы, необходимо учитывать еще группу факторов, таких как: размер семьи, социальный статус ее членов, разница в возрасте сиблингов, темперамент, методы воспитания и др.
Поведение ребенка при рождении брата или сестры
Новый ребенок в семье всегда становится для первого стрессом, особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто можно наблюдать, как меняется его поведение: сопровождается агрессией или начинается регрессивный период в развитии. Например, трехлетний ребенок, отвыкший от соски, может начать снова ее требовать или отказываться говорить уже выученные слова и фразы.
Таким способом старшие дети пытаются показать родителям, что они нуждаются в большей любви, ласке и внимании к себе.
Специалисты рекомендуют в это время не напоминать малышу, что он уже большой, и не требовать от него соответствующего поведения. Эмоциональное состояние ребенка само придет в норму тогда, когда он привыкнет к братику или сестричке и своей новой роли.
Если же негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, то родителям рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу или педиатру. Особенно важно принять такие меры, если старший ребенок пытается нанести вред младшему.
Отношения сиблингов
Есть несколько уязвимых моментов в отношениях сиблингов, на которые родители должны обращать особое внимание. Рассмотрим каждый из них.
Разница в возрасте
От того, насколько большая разница в возрасте у детей сиблингов, зависит насколько близкими и дружественными будут их отношения.
Если разница составляет менее 3-4 лет, то детям придется соперничать друг с другом за родительское внимание и заботу, ведь даже старший ребенок еще сильно зависит от взрослого.
Кроме того, первенцу всегда тяжело потерять свой статус лидера и «монарха, потерявшего престол», по словам А. Адлера. Особенно остро это проявляется между сиблингами одного пола.
Современные родители все больше задумываются над этим вопросом и пытаются запланировать рождение младших детей так, чтобы избежать негатива и зависти. Считается, что идеальная разница – 4-5 лет, когда кризис 3 лет прошел, а кризис 7 лет еще не начался. Именно в этом возрасте малыш уже более самостоятелен и готов вести разговор со взрослыми.
Вмешательство взрослых
Вмешательство родителей в отношения своих детей – это сложный и деликатный вопрос, подходить к которому нужно в индивидуальном порядке.
Главное, что должны усвоить мама и папа – в большинстве случаев любое участие в спорах между детьми приведет только к еще большему конфликту сиблингов. Тем более, что они подходят к решению с позиции взрослых, а даже подростки еще не всегда умеют улаживать конфликты по-взрослому.
Конфликты сиблингов
Часто отношения сиблингов складываются непросто. Дети могут ссориться и ругаться по самым незначительным поводам. Родителям необходимо научиться сглаживать все острые углы, чтобы разрядить обстановку. Для этого нужно знать, какие причины вызывают такое поведение.
Можно выделить несколько факторов, которые обычно влияют на возникновение конфликтов между сиблингами:
- ревность – ребенок ощущает, что получает меньше заботы, чем уделяется брату или сестре. Но при попытке привлечь к себе внимание родителей различными способами получает лишь оговорки и осуждение;
- зависть – появляется, когда малыш замечает несправедливость по отношению к себе: другой ребенок получает подарки, сладости, похвалу больше и лучше – и это надолго остается в памяти;
- враждебность – возникает вследствие долгой и устойчивой ревности и зависти;
- усталость – становится причиной конфликтов, когда родители перекладывают на старшего сиблинга много обязанностей по уходу за младшим.
Чего не следует делать родителю в случае сиблингового конфликта
Есть ряд ситуаций, которых взрослые должны избегать, чтобы не провоцировать еще больший конфликт.
Родители не должны:
- принимать сторону одного из сиблингов;
- давать оценку поведению ребенка («ты делаешь неправильно», «ты поступаешь плохо» и др.);
- придавать большое значение мелким ссорам;
- игнорировать физическое и эмоциональное насилие между детьми;
- не давать высказаться каждому из сиблингов;
- рассказывать о ситуации посторонним людям;
- ожидать и говорить детям, что они обязательно будут друзьями, когда вырастут.
Воспитание сиблингов
Родители должны подходить к воспитанию сиблингов с большой серьезностью, ведь именно от их поведения и позиции зависит, как сложатся отношения детей.
Рассмотрим, на какие воспитательные моменты рекомендуют обратить внимание психологи.
- При ссорах детей необходимо научить их разбираться в этом самостоятельно. Нельзя приучать сиблингов ябедничать и просить помощи у родителей (лишь в исключительных случаях). Важно, чтобы каждый ребенок научился выражать свои чувства («Я злюсь на тебя, потому что ты взял мою игрушку»). Это поможет решать конфликты без драк и криков.
- В каждой семье должны быть установлены свои правила. Например, «Стоп». Когда одного из домочадцев что-то не устраивает, то он может сказать «стоп», чтобы другой прекратил. Таким способом можно отучить ребенка жаловаться на брата или сестру.
- При возникновении конфликта нужно дать возможность высказаться каждой из сторон. Особое внимание детей нужно обращать на то, чтобы они не просто обвиняли друг друга, но и предлагали способы решения, которые устроят всех.
- Родители должны предусмотреть, чтобы у каждого ребенка было свое личное пространство и свободное время, которое он может провести так, как хочется. Если отношения сиблингов складываются так, что несут угрозу чьей-то безопасности, то следует рассмотреть вариант их раздельного проживания.
- Для сплочения и поддержания крепких отношений детей родители могут использовать совместные дела и досуг. Например, можно установить семейное правило садиться за стол и есть лишь вместе. Хорошо подойдут совместные игры и занятия, в которых нельзя участвовать в одиночку. Труд и домашние дела также стоит организовывать совместно, чтобы избежать обвинений в особом отношении к одному из детей.
Соперничество сиблингов
Отношения между сиблингами часто не простые, ведь им приходится соперничать друг с другом. Особенно часто это явление возникает у однополых или близких по возрасту детей. Такое поведение не означает, что они не любят своих братьев и сестер, сиблингам просто трудно усвоить правила семьи и оценить свое поведение.
Поводом для соперничества также может служить ревность. Каждый ребенок занимает свою позицию в семье, но всеми силами пытается показать, как он отличается от остальных сиблингов. Родители пытаются разделить свое внимание поровну между всеми детьми, но каждый из них хочет получить чуть больше, чем другие.
Все это и провоцирует ревность. Случается, что она не проходит и во взрослом возрасте, и отношения сиблингов всю жизнь носят сопернический и отдаленный характер.
Мой опыт работы с сиблингами в школе
Сиблинги, которые учатся вместе в одном классе, – не самое частое явление. Сложность работы с такими детьми зависит, прежде всего, от их воспитания и характера.
Если оба или один из братьев или сестер растут капризными, требовательными и не приученными уважать взрослых, то они могут вести себя в школе так же как дома. Учителю придется решать спорные ситуации, когда у одного из сиблингов лучше раздаточный материал, место за партой или порция в столовой.
Особое внимание стоит обратить на сиблингов, которые соперничают даже тогда, когда сталкиваются с общими трудностями, например, не могут наладить контакт с одноклассниками. Об этом нужно обязательно сообщить родителям и психологу. При необходимости он проведет диагностику привязанности сиблингов и проанализирует их межличностные отношения.
Самое главное, чем может помочь учитель – организовать профилактическую беседу с родителями и психологом, который объяснит, сиблинги – что это значит и какие есть особенности воспитания и общения с ними.
В остальных же случаях стоит предоставить детям возможность самим решать свои проблемы. Если острых ситуаций в семье не возникает или они сразу решаются, то и в школе сиблинги свое соперничество не проявляют.
Заключение
Какими бы сложными не были отношения между сиблингами, каждый из них оказывает на другого огромное влияние. От их взаимодействия и умения решать конфликты зависит становление личности и взаимодействие с окружающими в дальнейшей жизни. Поэтому стоит приложить всевозможные усилия, чтобы братья и сестры дружили и поддерживали друг друга во всем.
Педагог-психолог, учитель начальных классов
Источник
Сиблинговыми отношениями, в современной психологии, называются отношения, затрагивающие детей, рожденных в одной семье и являющимися друг другу родными братьями и сестрами.
Сиблинговые отношения являются важным компонентом детского социального и эмоционального развития. Через отношения детей с их родными братьями и сестрами дети учатся таким навыкам, как разрешение конфликтов и ведение переговоров.
Как и всё в жизни, сиблинговые отношения имеют положительные и отрицательные аспекты.К положительным аспектам можно отнести то,что братья и сестры часто являются источником эмоциональной поддержки друг друга. Показателем здоровых отношений братьев и сестер является помощь друг другу, совместное преодоление трудностей, выслушивание жалоб . Связь помогает братьям и сестрам понимать, что они не одиноки и позволяет им обмениваться частной и сложной информацией с надежным соратником. Но существуют общие черты для отношений всех сиблингов — это конкуренция и борьба друг с другом по разным причинам. Например за внимание или из-за разного индивидуального темперамента. Данный аспект может рассматриваться в качестве отрицательного аспекта сиблинговых отношений, особенно если соперничество оборачивается насилием. В своей работе я хотела бы подробнее рассмотреть основные аспекты сиблинговых отношений,а также понять какое влияние они оказывают на развитие личности ребенка.
Сиблинговые отношения зарождаются в момент появления в семье второго ребенка, и могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер. Для наиболее полной характеристики данного вопроса следует рассмотреть из каких аспектов складываются сиблинговые отношения. В числе таких аспектов можно назвать: культурный, возрастной, половой, психологический и др.
Культурный аспект. В промышленно развитых культурах, сиблинговые отношения имеют, как правило, произвольный характер. Общество поощряет поддержание связи и сотрудничества со своими братьями и сестрами, но это не является обязанностью. Старшие братья и сестры в этих культурах иногда обязаны присматривать за младшими братьями и сестрами, но лишь изредка,совместно с родителями. В отличие от этого, сиблинговые отношения в неиндустриальных культурах часто являются обязательными,с культурными нормами постоянного взаимодействия, а также близости между братьями и сестрами. Эти культуры создают условия для тесного общения старших братьев и сестер с младшими.
Возрастной и половой аспекты.Немалую роль в отношениях сиблингов играет тот факт какого пола дети. Исследователи отмечают, что конфликты более вероятны в парах сиблингов-мальчиков. Отношения в таких парах будут напряженными и в зрелом возрасте, чаще всего, такие сиблинги не поддерживают отношения став взрослыми. Напротив, в парах сиблингов-девочек наблюдаются близкие отношения. Такие сиблинги оказывают поддержку друг другу на протяжении всей жизни.
Крейг Фаулер, в своем исследовании о мотивах родственных связей задается вопросом о том, «являются ли межличностные отношения сиблингов различными в связи с разницей в возрасте или поле братьев и сестер», а также изучает, «каким образом эти различные коммуникационные мотивы влияют на сиблингов в формате их отношений». Если ребенок видит в старшем брате или сестре источник комфорта связь становится более крепкой. Напротив формированию отношений в негативном ключе могут способствовать агрессивное поведение старшего ребенка. Сиблинговая привязанность в основном формируется при условии, если младший ребенок вынужден полагаться на старшего в вопросах безопасности и поддержки.
Психологический аспект. Братья и сестры оказывают друг на друга неменьшее влияние, чем на сверстников. Эти отношения могут даже компенсировать негативное психологическое воздействие, отсутствия друзей, и помогают сохранить подросткам чувство собственного достоинства. Старшие братья и сестры могут эффективно прививать модель хорошего поведения младшим. Наоборот, старших братьев и сестер может стимулировать к необдуманным поступкам рискованное поведение младших. В момент,когда сиблинги достигают зрелого возраста они уже не живут вместе и, зачастую, их интересы различны. На этом этапе родители уже не контролируют взаимотношения сиблингов. Несмотря на эти факторы, братья и сестры часто поддерживают отношения в зрелом и даже пожилом возрасте. Близость проживания-решающий фактор в поддержании контактов между братьями и сестрами, те, кто живет ближе друг к другу, чаще видятся. Кроме того, гендерный фактор также играет значительную роль. Сестры часто поддерживают контакт друг с другом, напротив, братья реже других сиблинговых пар поддерживают отношения будучи взрослыми.
Сиблинговые отношения могут складываться различным образом под влиянием целого ряда факторов. Часто в рамках этих отношений может возникать сиблинговое соперничество.
Сиблинговое соперничество — это тип конкуренции или враждебности среди братьев и сестер.Братья и сестры обычно проводят больше времени вместе друг с другом чем с родителями. Такая связь часто является сложной и зависит от таких факторов, как здоровье родителей, порядок рождения и опыт вне семьи. Соперничество особенно интенсивно, когда дети очень близки, одного возраста и пола, или когда один ребенок интеллектуально одареннее другого.
С раннего возраста дети чувствительны к изменениям в отношении родителей.
Подростковая борьба осложнена физическим и психологическим насилием в отношении друг друга.Физические и эмоциональные изменения способствуют напряженности в подростковом возрасте, как и изменения в отношениях с родителями и друзьями. Борьба с братьями и сестрами, как способ получения родительского внимания, также усиливается в подростковом возрасте. Сиблинговое соперничество может продолжаться в зрелом возрасте и родственные отношения могут резко меняться на протяжении всей жизни. Такое событие как болезнь родителей может сблизить сиблингов, тогда как брак может оттолкнуть их друг от друга, особенно если складываются напряженные отношения с избранником сиблинга. Примерно одна треть взрослых описывают свои отношения с братьями и сестрами, как напряженные или отдаленные. Однако соперничество часто уменьшается со временем. Каждый ребенок в семье старается показать свое отличие от других детей . Дети могут чувствовать что они получают неравное количество внимания и заботы родителей. Физическое насилие между детьми наиболее популярно в семьях, где нет понимания того, что борьба не является приемлемым способом разрешения конфликтов, а альтернативные способы обработки таких конфликтов не используются. Стресс в жизни родителей и детей может способствовать большему количеству конфликтов и увеличению сиблингового соперничества.
Родители могут снизить возможность соперничества, посредством отказа от сравнения детей, планированием семейных развлечений , и предоставлением каждому ребенку достаточного количества собственного пространства и времени. Они также должны уделять равное количесво внимания детям, поощрять командную работу, отказываться от приведения одного ребёнка примером для подражания другим и избегать фаворитизма. Обучение детей позитивным способам привлечения внимания родителей, когда они в нем нуждаются , может также снизить вероятность, что они будут прибегать к агрессивной стратегии, для привлечения внимания.
С раннего возраста дети чувствительны к изменениям в отношении родителей.
Подростковая борьба осложнена физическим и психологическим насилием в отношении друг друга.Физические и эмоциональные изменения способствуют напряженности в подростковом возрасте, как и изменения в отношениях с родителями и друзьями. Борьба с братьями и сестрами, как способ получения родительского внимания, также усиливается в подростковом возрасте. Сиблинговое соперничество может продолжаться в зрелом возрасте и родственные отношения могут резко меняться на протяжении всей жизни. Такое событие как болезнь родителей может сблизить сиблингов, тогда как брак может оттолкнуть их друг от друга, особенно если складываются напряженные отношения с избранником сиблинга. Примерно одна треть взрослых описывают свои отношения с братьями и сестрами, как напряженные или отдаленные. Однако соперничество часто уменьшается со временем. Каждый ребенок в семье старается показать свое отличие от других детей . Дети могут чувствовать что они получают неравное количество внимания и заботы родителей. Физическое насилие между детьми наиболее популярно в семьях, где нет понимания того, что борьба не является приемлемым способом разрешения конфликтов, а альтернативные способы обработки таких конфликтов не используются. Стресс в жизни родителей и детей может способствовать большему количеству конфликтов и увеличению сиблингового соперничества.
Родители могут снизить возможность соперничества, посредством отказа от сравнения детей, планированием семейных развлечений , и предоставлением каждому ребенку достаточного количества собственного пространства и времени. Они также должны уделять равное количесво внимания детям, поощрять командную работу, отказываться от приведения одного ребёнка примером для подражания другим и избегать фаворитизма. Обучение детей позитивным способам привлечения внимания родителей, когда они в нем нуждаются , может также снизить вероятность, что они будут прибегать к агрессивной стратегии, для привлечения внимания.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник