Влияние семьи на творческое развитие ребенка
Роль семьи в развитии творческих способностей детей
В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время — будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.
Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Роль семьи в развитии творческой личности ребенка
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие.
Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Задача родителей в этой ситуации – воспринять как — будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребёнка.
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:
1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;
3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».
Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери — на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.
Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.
Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери – больше «мужского», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.
Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.
Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:
1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.
5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, — это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, родителям следует относится с уважением. Более того, родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка, но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Апшева С.Ю.
1
Малухова Ф.В.
1
1 ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Педагогический институт
Авторами рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученных к проблеме влияния факторов семейного воспитания на развития творческих способностей младших школьников. Раскрываются особенности влияния семейного воспитания на развитие творческих способностей детей. Исследуются отношение семьи к развитию творческих способностей, позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него. Анализируются стили воспитания в семье, особенности общения и взаимодействия родителей и детей, а также стиль контроля и руководства ребенком. Рассматривается роль родителей, их образовательный уровень и интересы в развитии творческих способностей детей. На основе проведенного исследования, автором выявлены условия семейного воспитания, содействующие и препятствующие успешному развитию творческих способностей детей. Даются практические рекомендации родителям для преодоления социальных стереотипов и воспитания творчески активной личности.
детско-родительские отношения
развитие творческих способностей
стили семейного воспитания
социально-психологические факторы
творческие способности
1. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2012. — № 2. — С. 60-65.
2. Лаврик О.В. Семья как фактор развития способностей детей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч.конф., посвященной памяти В.Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 300-304.
3. Ландау Э. Одаренность требует мужества/ Э. Ландау. — М.: ACADEMA, 2002. — 144 с.
4. Ларионова Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Монография. — Иркутск: ИГПУ, 2000. — 168 с.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
6. Роджерс, Н. Фасилитация творчества / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 2007. — № 6. — С. 64-73.
7. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 1. — С. 59-63.
8. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер, К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 120-127.
9. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Просвещение, 2001. – С. 15-146.
10. Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity / T.M. Amabile. — New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo: Springer-Verland, 1982. — 245 p.
Современные социально-экономические преобразования в обществе требуют развития всесторонне развитой и творчески активной личности. Развития творческих способностей учащихся как средство формирования духовно богатой личности, способной к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной деятельности является одной из важных проблем современного образования.
Актуальность подтверждается тем, что процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Важным подспорьем в старших классах является творческое начало, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.
Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции.
Проблема развития творческих способностей младших школьников является сложной для исследования, но рассмотрение факторов влияющих на развитие чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих развитие творческих способностей детей.
Изучение и анализ факторов открывает возможность определить методы целенаправленного формирования творческих способностей детей.
Во многих исследованиях посвященных развитию творческих способностей детей (Р.Хесс [9], К.Хеллер [8], Ларионова Л.И. [4].) говорится о значение внутренних факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала. Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т.Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие творческих способностей. Он отмечает необходимость учета влияния социально-психологических факторов на развитие творческих способностей, так как именно они сохраняют рост творческих способностей [10].
Исследования К.Хеллер [8] и Р.Хесс [9] показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений и влияние эмоционально близкого родителя на развитие творческих способностей детей.
В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей [6].
Э.Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает творческие способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах [3].
Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития творческих способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям [2].
Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает партнерский стиль общения. [4].
Тарасова С.Ю. отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении [7].
В исследованиях зарубежных психологов (Дж.Гетцельс, Ф.Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями [2].
Известный интерес представляет изучение влияния отношений родителей к детям на развитие креативности. Родители креативных детей находят меньше недостатков в своих детях. Эти данные нашли подтверждение и в нашем исследовании. Мы исследовали 132 ученика 2-х и 3-х классов и их родителей. По результатам тестирования мы выявили, что 23,5% показали высокий уровень развития творческих способностей, 40,9% учащихся средний уровень и 35,6% низкий уровень. В ходе исследования мы выявили, что у учащихся, чьи родители, принимают активное участие в их жизни, уровень развития творческих способностей выше. Они сами много занимались с ребенком и в дошкольном детстве и потом, много читают, посещают развивающие занятия и кружки по интересам ребенка, тем самым учитывают его интересы и способности. Они не возлагают всю ответственность на школу за воспитание и развитие своего ребенка. На вопрос анкеты: «Что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был отличником или всесторонне развитым и творчески активным ребенком?» 77,4% родителей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, выбрали второй вариант — «творчески активный ребенок». Это говорит, что они всячески поддерживают творческую активность ребенка, что дает стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Они показали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно.
Эти данные получили подтверждение в исследованиях Денисенковой Н.С. о влиянии семьи на развитие способностей [1].
Следующим этапом в исследовании влияния семьи на развитие творческих способностей являлось изучение стиля детско-родительских отношений. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» — это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его проступков [5].
Анализ детско-родительских отношений у трех групп детей с высоким, средним и низким уровнем развития творческих способностей позволил нам выделить характерные особенности взаимоотношений между родителями и детьми в каждой из исследуемых групп. Так, в семьях, где дети показывают высокий уровень развития творческих способностей характерным является то, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, учитывают его мнение, и самое главное на наш взгляд верят в своего ребенка. Характерным типом детско-родительских отношений в данной группе является «кооперация». Родители заинтересованы делами своих детей и всегда готовы помочь им. Ребенку предоставляется значительная самостоятельность. Они доверяют ребенку, верят в него. Из результатов анкетирования мы выяснили, что они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, несмотря на оценки, которые получает ребенок в школе.
Наиболее характерным стилем детско-родительских отношений в семьях, чьи дети показывали низкий уровень развития творческих способностей, является отвержение, когда родители воспринимают своего ребенка неудачником, испытывают к своему ребенку раздражительность и даже обиду. Некоторые родители отмечают, что их ребенок не оправдал их надежды. Отметим, что это «отвержение» проявляется в скрытой форме. Родители сетуют, что много вложили в своего ребенка для того чтобы он рос умным и успешным. Но их ребенок, к сожалению невнимателен и ленив. Также в данной группе часто встречался другой тип родительского отношения, называемый «авторитарная гиперсоциализация». Данный тип характеризуется безоговорочным послушанием, пристальным вниманием к поведению ребенка. От ребенка ждут постоянного успеха во всех видах деятельности. Здесь родители уделяют много внимания обучению ребенка, посещают с ним дополнительные развивающие занятия. Этот ребенок не имеет практически свободного времени. Эти дети перегружены и часто утомляются. Таких семей из 132 мы выявили 11. Дети в основном учатся на «отлично» и «хорошо», но уровень творческих способностей у них низкий. Это связано, на наш взгляд с том, что родители предъявляют к ним высокие требования, не учитывая при этом их желания и склонности.
Говоря о стиле руководства в изучаемых семьях, мы опирались на исследования Р. Хесса и В. Шипмана, которые разделили стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный. Для семей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, характерен инструктивный стиль. Родители стараются беседовать с ребенком «на равных». Стараются обосновывать свои требования. Родители сами много читают, занимаются постоянным самообразованием. Их дети не боятся спорить с родителями, они поощряют их непосредственность и уверенность в себе. Они могут отстаивать свои точку зрения, при этом аргументируя ее. Данный стиль воспитывает инициативность и независимость. Проанализировав отношения в семьях, чьи дети отличаются высоким уровнем творческих способностями, мы пришли к выводу, что родители обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки.
Императивный стиль руководства и контроля за детьми характерен для семей, чьи дети показывают низкий уровень развития творческих способностей. Данный стиль основывается соблюдением авторитета взрослого, а не на сотрудничестве.
В связи с этим, можно говорить, что уважение, доверие к личности ребенка и предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие творческих способностей.
Исследуя влияние состава семьи на развитие творческих способностей детей, мы пришли к следующим выводам: полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, их совместное проживание не определяет высокий уровень развития творческих способностей. Эти данные подтверждаются исследованиями Н.С. Денисенковой [1]. Высокий уровень творческих способностей выявлен у детей и из полных семей и из неполных семей. Самое главное, что им комфортно дома. Они чувствуют защищенность и поддержку от взрослых.
Таким образом, семья это важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, в котором формируются не только интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление человека в целом.
Кроме того нельзя забывать, что кроме социальной функции семья играет огромную роль в умственном развитии ребенка. Так, американский ученный Б. Блум выявил, что коэффициент умственного развития детей, воспитывавшихся в благополучных семьях намного выше, чем у детей из неблагополучных семей.
Образовательный уровень семьи и их интересы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие и раскрытие творческих способностей детей. Особый интерес на наш взгляд имеет образовательный уровень семьи, эстетические вкусы, творческая активность, музыкальные пристрастия и общая культура родителей, которые формируют музыкальные вкусы и способствуют музыкальному воспитанию ребенка. Доказано, что музыкальное воспитание способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, фантазии, воображения и т.д.
К сожалению, большинство родителей не придают значения музыкальному воспитанию ребенка. В ходе проведенного нами опроса учащихся начальной школы (общая выборочная совокупность составила 132 ребенка) выяснилось, что лишь 23,48% родителей посещают с детьми мероприятия, где звучит классическая музыка или музыка для детей. В основном это те дети, которые занимаются в разных художественных кружках.
Многие родители не понимают, какое значение имеет музыкальная звуковая среда, в которой растет их ребенок. Электронные звучания, которые сопровождают ребенка с рождения, низкопробные музыкальные произведения «загрязняют» и перегружают бытовое музыкальное пространство, и тем самым замедляют формирование музыкального слуха и музыкального восприятия.
Так, музыкальная деятельность является не только средством получения положительного социального опыта, но и при правильном подходе может стать средством музыкального воспитания и развития интеллектуально-творческих способностей.
Исходя из результатов исследования, мы можем дать следующие практические рекомендации родителям для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка: принимать активное участие в жизни семьи; больше говорить со своим ребенком; не давить на своего ребенка своим авторитетом; уважать ребенка, его мнение и желания; доверять ему и быть в центре всех событий в его жизни; помогать и поддерживать его; предоставлять право выбора и тем самым самостоятельно принимать решения; самому стараться быть примером для ребенка.
Рецензенты:
Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, профессор кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик;
Кагермазова Л.Ц., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Апшева С.Ю., Малухова Ф.В. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19619 (дата обращения: 07.09.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник