Влияние семьи на развитие ребенка младшего школьного возраста
Влияние семьи на формирование личности младшего школьника
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании младшего школьника основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка и становление личности младшего школьника. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, влияющие на становление личности ребенка данного возраста.
Данной проблематикой занимались такие ученые, как Ян Амос Коменский, Петр Францевич Лесгафт, Антон Семенович Макаренко, Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Жак Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Локк и многие другие.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: Анна Яковлевна Варга, Владимир Викторович Столин, Алла Семеновна Спиваковская и другие.
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (по Немову Р.С.)
Становление личности включает три основные фазы:
1. Адаптация – освоение общепринятых норм: нравственные, учебные и производственные нормы.
2. Индивидуализация – человек ищет средства для проявления своей индивидуальности.
3.Интеграция – человек ищет лучшее применение свой индивидуальности, становится частью общества.
Личность обладает сложной структурой. Платонов К.К. выделяет в структуре личности такие подструктуры.
1. Подструктура направленности личности (мотивы, потребности, интересы);
2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки;
3. Подструктура форм отражения, включающая психические процессы;
4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности.
5. Наложенными подструктурами, являются подструктуры характера и способностей.
В возрасте 7-11лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, определяющей и развитие мышления, и развитие мотивации, самосознания ребенка.
В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью и социальные потребности (общение со сверстниками).
Происходит усвоение моральных норм и правил поведения дома и в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков.
Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу:
1) По количеству детей: однодетная, малодетная, многодетная, бездетная.
2) по составу: однопоколенная; двухпоколенная (нуклеарная); межпоколенная (патриархальная).
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья».
В последние десятилетия растет число материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.
У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».
Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. Важнейшими функциями семьи следует считать следующие: функция продолжения рода (репродуктивная), хозяйственно-бытовая, экономическая, функция организации досуга, воспитательная функция, функция духовного общения.
Одной из задач воспитания детей в семье является формирование личности.
Формирование личности, то есть становление социального «Я» – это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую.
Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться в будущем, оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».
Формирование личности младшего школьника в условиях семьи происходит с использованием средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.
Методом воспитания принято называть средство или способ достижения педагогической цели. Успех семейного воспитания во многом зависит от правильности выбора методов воздействия на ребенка.
Методика семейного воспитания должна вытекать из ведущих целей формирования личности и быть основана на всесторонних знаниях о ребенке, достижениях педагогики и психологии.
В семейном воспитании младших школьников используются следующие методы: объяснение беседа, убеждение, требование, контроль, приучение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример родителей.
Слово является инструментом воспитания, действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность, требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка. Поощрение и наказание являются методами стимулирования деятельность младшего школьника.
На формирование личности младшего школьника существенное влияние оказывают детско-родительские отношения в семье, стили семейного воспитания. Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В.М. Минияров выделяет следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Данные стили воспитания отражают отношение родителей к деятельности ребенка, и к нему самому, к использованию методов поощрения и наказания, формированию у ребенка нравственных ценностей и мыслительной деятельности. В каждом стиле есть положительные стороны, которые в совокупности составляют основу гармоничного стиля семейного воспитания. От выбора данной совокупности зависит, какой будет личность младшего школьника: гармоничной или дисгармоничной.
Младший школьник проводит достаточно длительное время в образовательном учреждении, поэтому формирование личности будет более успешным, если обеспечивается взаимодействие школы и семьи.
По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Выделяют индивидуальные и групповые формы взаимодействия.
индивидуальные
беседы с родителями;
по вопросам воспитания;
ребенка, консультации;
посещение семьи
групповые
конференции,
специальные встречи,
размышления-консультации,
лектории по обмену опытом,
вечера вопросов и ответов,
диспуты, родительские
собрания, встречи с учителями,
администрацией и
специалистами
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Практическая работа по изучению данного вопроса может осуществляться с помощью следующих методик:
Анкетирование (изучение сведений о семье);
Экспресс-тест «Изучение условий жизни и воспитания детей в семье»;
Методика «Рисунок семьи» (Кинетический рисунок семьи);
Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Литература
Артамонова, И.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2006. – 192с.
Божович, Л. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Божович. – Спб.: Питер, 2008 . – 400 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 256 с.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
Источник
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гордиенко Галина Валентиновна,
воспитатель
ГБОУ школа №34 Невского района Санкт-Петербурга,
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
От влияния родителей на ребенка во многом зависит формирование его мировоззрения, становление характера, нравственных основ, отношения к духовным и материальным ценностям, и зависит этот процесс от условий удовлетворяющих основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляется адекватное родительское влияние. Как отмечает в своей работе Спиваковская А.С. и др. главным условием адекватного влияния семьи на развитие личности ребенка в первую очередь, является демократический стиль отношений в семье, который дает возможность реализовать такие условия, как: любовь, взаимодоверие, принятие, доброжелательность и уверенность в себе.
Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, а их влияние отражается и на семейном укладе.
Необходимым условием является и приобщение детей к социуму, к жизненным ценностям, знакомству с окружающей средой и людьми, приобщение ребенка к труду, приобщая тем самым его к будущей общественной жизнедеятельности.
Анализ отечественной и зарубежной литературы дал нам возможность сделать вывод о том, что всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи. Роль влияния семьи должна обладать такими, только ей присущими, относительно самостоятельными характеристиками условий, которые и являлись бы адекватной формой влияния на процесс становления и развития личности ребенка.
Обоснования методов и методик: выбранные нами методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа и методики: опросник «Моя семья», тест «Рисунок семьи» — просты в использовании, экономичны во времени, дают качественные результаты, доступны и интересны детям в процессе взаимодействий.
В исследовании принимали участие 28 семей, имеющие детей младшего школьного возраста.
Анкетирование
Цель:выявить общие сведения о семье, эмоциональное развитие и особенности воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье.
Для этого мы использовали анкету для родителей, которая позволяет познакомиться с особенностями воспитания ребёнка в семье.
Анализ результатов анкетирования показал следующее:
I. Общие сведенья о ребенке и семье.
1). Образование родителей:
а) среднее – 13; б) высшее – 21.
2). Ребенок по счету в семье:
а) 1-й – 18; б) 2-й – 8; в) 3-й – 2;
3). Большинство детей перенесло:
а) инфекционных заболеваний – 13; б) простудных заболеваний — 26;
в) хронических заболеваний – 2;
4). Развитие ребенка идет:
а) замедленно – 1; б) нормально – 27; в) ускоренно – 1.
II. Эмоциональное развитие.
1). Какое обычно состояние у ребенка:
а) спокойное – 25; б) плаксивое – 4; в) возбужденное – 9;
2). Часто ли ребенок бывает:
а) сердитым – 11; б) агрессивным — 8;
3). Быстро ли ребенок устает:
а) да – 4; б) нет – 24;
4). Как ребенок относится к детям:
а) хорошо – 28; б) плохо – 0; в) так себе – 0;
5). Как ребенок относится к животным:
а) хорошо – 24; б) плохо – 2; в) так себе – 2;
III.Особенности воспитания ребенка в семье:
Результаты этого блока сведены в таблицы 1, 2, 3.
Таблица 1
Особенности воспитания ребенка в семье
Вопрос 4
Критерии оценивания
Единодушны
Не всегда единодушны
Нет
Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что ему разрешают или запрещают
14
50%
14
50%
0%
Таблица 2
Особенности воспитания ребенка в семье
Вопрос 5
Критерии оценивания
меры воздействия на ребенка в семье
Поощрение
Наказание
Внушение
Выговор
Объяснение
Рассуждение
17
61%
13
46%
8
29%
7
25%
23
82%
15
54%
Таблица 3
Особенности воспитания ребенка в семье
Вопрос 6
Критерии оценивания
Кого в семье ребенок слушается
Всех
Папу
Маму
Никого
18
64%
9
32%
9
32%
0%
Анкета для родителей дала нам возможность выявить эмоциональное развитее ребенка и особенности воспитания в семье. И так в вопросе: «Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что ему разрешают или запрещают?», 50% ответили – единодушны и 50% — не всегда единодушны. На вопрос: «Каковы меры воздействия на ребенка в семье?», большинство родителей 82% отдают предпочтение – объяснению, 61% — поощрению, 54%- рассуждению, а 46% — наказанию. В вопросе «Кого в семье ребенок слушается?», 64% родителей ответили – всех, имея при этом ввиду пап, мам, бабушек, дедушек. А выбор пап и мам выпал по 32%.
Следующим этапом исследовательской работы было проведение теста «Рисунок семьи».
Цель: выявление взаимоотношений в семье.
Методика данного теста доступна и удобна для работы с детьми младшего школьного возраста. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребёнка.
Данная методика «Рисунок семьи» заинтересовала детей, почти все ребята включились в работу одновременно. Интерпретируя методику, можно определить рядособенностей изображения. Так наличие сильной штриховки, маленьких размеров, может свидетельствовать о неблагоприятном физическом — состоянии ребенка, степени его напряженности, скованности. Такие особенности наблюдались у 32% испытуемых.
Также было выявлено недостаточное проявление эмоциональных отношений в семье, потому что члены семьи были изображены вдали друг от друга у 14% испытуемых. Цветовая гамма использовалась следующим образом, темные цвета – 25%, разнообразные цвета – 75%. В процессе взаимодействия у определенных детей были замечены такие поведенческие реакции как: суетливость, эмоциональная несдержанность, агрессивная направленность по отношению к другим испытуемым, замкнутость. Некоторые дети, в своих работах, увеличивали количественный состава семьи, можно предположить, что у ребенка возникает ощущение отверженности, неудовлетворение психической потребности, поиск человека, способного удовлетворить эту потребность в близких эмоциональных контактах. Нередко наблюдалась такая картина: ребенок, рисуя семью, группировал ее членов — это может указывать на наличие конфронтации в ней.
Проведя работу по обработке детских рисунков, мы сделали анализ рисунка семьи, анализ графических презентаций членов семьи, анализ процесса рисования. Все обобщенные результаты сведены в таблицу 7, в процентном выражении.
Таблица 7
Обобщенный анализ теста «Рисунок семьи»
Компоненты
Критерии оценивания
+
—
I
Анализ рисунка семьи
Б. 1.1.
Сравнение нарисованной и реальной семьи
1
Не изображены люди
0%
100%
2
Изображены люди не связанные с семьей
0%
100%
3
Уменьшение реального состава семьи
7%
93%
4
Ребенок не рисует себя
32%
68%
5
Ребенок рисует только себя
0%
100%
6
Увеличение состава семьи
10%
90%
Б.1.2.
Расположение членов семьи
1
Сплоченность семьи, объединённость в общих действиях, соединенные руки
54%
46%
2
Разобщенность членов семьи
39%
61%
Б. 1.3.
Группировка членов семьи
1
Рядом с собой рисует другого члена семьи
50%
50%
2
Физическое расстояние отдельных семейных группировок
14%
86%
3
Отдельные группы
10%
90%
II
Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
Б. 2.1.
Количество деталей тела
1
Большое количество частей тела
39%
61%
2
Схематичность, неоконченость
32%
68%
Б. 2.2.
Количество используемых цветов для рисования фигур
1
Разнообразие цвета, позитивные, яркие цвета
75%
25%
2
Темные цвета, однообразие цвета
25%
75%
Б. 2.3.
Величина фигур
1
Большая фигура мамы
10%
90%
2
Большая величина собственного тела
4%
96%
3
Одинаковые фигуры
46%
54%
4
Большие поднятые вверх руки с длинными пальцами
14%
86%
5
Нет рук, маленькие руки
0%
100%
6
Нет лица, головы
0%
100%
7
Зубы, большой рот
4%
96%
III
Анализ процесса рисования
Б. 3.1
Последовательность рисования членов семьи
1
Первый образ
96%
4%
2
Последний образ
10%
90%
3
Если в начале рисования изображены предметы, животные
4%
96%
Б. 3.2.
Стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям
1
Паузы
18%
82%
2
Стирание с последующим улучшением
50%
50%
Б. 3.3.
Спонтанные комментарии
1
По членам семьи
14%
86%
Анализ рисунков показал, что из 28 семей к высокому уровню детско-родительских отношений относятся 15 семей (54%).
К среднему уровню детско-родительских отношений относятся 11 семей (39%).
К низкому уровню детско-родительских отношений относятся 2 семьи (7%).
Для более точного получения информации о влиянии семьи на развитие личности ребенка младшего школьного возраста мы провели опрос детей, используя методику опросника «Моя семья».
Результаты обработки опросника «Моя семья» приведены в процентном выражении в таблице 8.
Таблица 8
Результаты опросника «Моя семья»
ВОПРОСЫ
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ В %
Конечно нет
Скорее нет,
чем да
Не знаю
Скорее да,
чем нет
Конечно, да
(5)
(4)
(3)
(2)
(1)
1
Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
40
14
11
7
29
2
Часто ли родители помогают вам в выполнение домашних заданий?
11
11
—
32
46
3
С кем вы чаще советуетесь — с матерью или отцом, когда нужно принять какое либо решение?
М-75
П-25
—
—
—
4
Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
36
18
35
—
1
5
Часто ли родители вас наказывают?
64
18
4
14
—
6
Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
29
—
29
10
32
7
Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
4
—
14
14
68
8
Действительно ли, что у вас, в семье нет общих занятий и увлечений?
64
7
11
4
14
9
Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?
29
14
—
7
11
10
Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей
71
11
—
7
11
11
Кто является главой в вашей семье — мать или отец?
М-18
П-14
М/П-
68
—
—
12
Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?
96
—
—
—
4
13
Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?
40
32
11
10
7
14
Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения между родителями?
100
—
—
—
—
15
Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
53
14
4
—
29
16
Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
29
7
21
7
36
17
Считают ли вас родители капризным ребенком?
82
4
7
—
7
18
Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
21
14
7
17
40
19
С кем из родителей вы больше общаетесь?
М-21
П-4
М/П 75
—
—
20
Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
50
4
42
4
—
21
Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
75
11
14
—
—
22
Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?
18
11
—
11
60
23
Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
61
21
7
—
11
24
Правда ли, что родители не ходят с сами в театры, музеи, на выставки и концерты?
64
18
—
4
14
Обобщая результат работы с данной методикой мы определили уровни степени семейного влияния на развитие личности ребенка младшего школьного возраста. Которые выглядят следующим образом:
Благополучный – 8 (29%);
Менее благополучный – 20 (71%);
Удовлетворительный – 0;
Не благополучны – 0.
Для подтверждения влияние семьи на развитие личности ребенка младшего школьного возраста, мы использоваликоэффициент ранговой корреляции Спирмена, который показал тесную связь семьи с развитием личности ребенка(r = 0.699), (r = 0.929).
Для выявления влияния, мы сравнивали результаты методик:
Тест «Рисунок семьи» и опросник «Моя семья»;
Анкетирование.
Для выявлении взаимосвязи между результатами теста «Рисунок семьи» и опросника «Моя семья» нами было выполнено (таблица 10):
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения.
Таблица 10
Результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по методикам «Рисунок семьи» и «Моя семья»
N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А — ранг В)
d2
1
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
2
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
3
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
4
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
5
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
6
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
7
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
8
3
21
3
24.5
-3.5
12.25
9
3
21
2
10.5
10.5
110.25
10
3
21
2
10.5
10.5
110.25
11
3
21
2
10.5
10.5
110.25
12
3
21
2
10.5
10.5
110.25
13
3
21
2
10.5
10.5
110.25
14
3
21
2
10.5
10.5
110.25
15
3
21
2
10.5
10.5
110.25
16
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
17
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
18
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
19
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
20
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
21
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
22
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
23
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
24
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
25
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
26
2
8
2
10.5
-2.5
6.25
27
1
1.5
2
10.5
-9
81
28
1
1.5
2
10.5
-9
81
Суммы
406
406
1100.5
Результат: rs = 0.699
Критические значения для N = 28
Таблица 11
Критические значения для выборки
N
p
0.05
0.01
28
0.38
0.48
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
Для выявления взаимосвязи между результатами анкетирования нами было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения.
Таблица 12
Результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по анкетированию
N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d
(ранг А — ранг В)
d2
1
3
21.5
3
21
0.5
0.25
2
3
21.5
3
21
0.5
0.25
3
3
21.5
3
21
0.5
0.25
4
3
21.5
3
21
0.5
0.25
5
3
21.5
3
21
0.5
0.25
6
3
21.5
3
21
0.5
0.25
7
3
21.5
3
21
0.5
0.25
8
3
21.5
3
21
0.5
0.25
9
3
21.5
3
21
0.5
0.25
10
3
21.5
3
21
0.5
0.25
11
3
21.5
3
21
0.5
0.25
12
3
21.5
3
21
0.5
0.25
13
3
21.5
3
21
0.5
0.25
14
3
21.5
3
21
0.5
0.25
15
1
7.5
3
21
-13.5
182.25
16
1
7.5
1
7
0.5
0.25
17
1
7.5
1
7
0.5
0.25
18
1
7.5
1
7
0.5
0.25
19
1
7.5
1
7
0.5
0.25
20
1
7.5
1
7
0.5
0.25
21
1
7.5
1
7
0.5
0.25
22
1
7.5
1
7
0.5
0.25
23
1
7.5
1
7
0.5
0.25
24
1
7.5
1
7
0.5
0.25
25
1
7.5
1
7
0.5
0.25
26
1
7.5
1
7
0.5
0.25
27
1
7.5
1
7
0.5
0.25
28
1
7.5
1
7
0.5
0.25
Суммы
406
406
189
Результат: rs = 0.948
Критические значения для N = 28
Таблица 13
Критические значения для выборки
N
p
0.05
0.01
28
0.38
0.48
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
Таким образом, проведенное исследование показало, что семья влияет на развитие личности ребенка, а именно: в благополучных семьях всегда преобладают положительные эмоции, окрыляющие ребенка на достижение высоких результатов в обучении и становлении хорошо воспитанной личности; неблагополучные семьи, а так же неправильное взаимоотношение в семье несут собой негативные чувства, вызывают у ребенка с одной стороны чувство апатии, ненужности, замкнутости, а с другой стороны чувство агрессии, стремлении выделить себя среди других ситуативным или плохим поведением.
Источник