Влияние семьи на развитие личности ребенка курсовая работа
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3
Глава
1. Формирование и развитие личности………………………………………5
1.1. Социальная
среда и формирование личность…………………………………5
1.2.Социализация
личности…………………………………………………………7
1.3. Периодизация
развития личности………………………………………………9
Глава 2. Влияние
семьи на формировании личности ребенка…………………..14
2.1.Сущность, структура
и функции семьи……………………………………….14
2.2. Семейное воспитание
ребенка………………………………………………..22
2.3. Стиль семейного
воспитания и его влияние на развитие
ребенка………….31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список
литературы………………………………………………………………….38
Введение
На
развитие человека оказывает влияние
множество различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление личности,
является семья.
Актуальность
темы исследования обусловлена значимостью
семьи для человека как первой воспитательной
системы. Именно семья – основа всего
позитивного и негативного в судьбе каждого
человека, в формировании его личности.
Проведённые к настоящему времени исследования
показали, что формирование у детей высоких
нравственных качеств происходит успешно
лишь на основе имеющегося у ребёнка некоего
фундамента: наличия более или менее устойчивых
положительных форм общения, нравственных
привычек индивидуального поведения и
более простых нравственных качеств, имеющих
гуманную основу. В семье этот фундамент
можно начинать создавать очень рано.
Ребёнку трудно будет менять характер
своих взаимоотношений, когда он достигнет
старшего дошкольного возраста. Изменение
положения в семье ребёнка, привыкшего
быть объектом любви, внимания взрослых,
потребует перестройки характера семейного
воспитания, а это нелёгкая задача.
Семья
для ребёнка – первая и часто
почти единственная общественная среда,
первый и наиболее долго действующий фактор,
формирующий личность, а влияние на ребёнка
младшего школьного возраста всех остальных
общностей лишь корректирует семейное
воспитание. В семье ребёнок впервые познаёт
самого себя и окружающий мир, здесь формируется
его отношение к окружающему. Всё это создаёт
своеобразные возможности для организации
воспитательного процесса и выполнения
семьёй своей главной функции – воспитание
детей. Задачи семьи по воспитанию, формированию
личности ребёнка – разносторонни и ответственны.
Формирование
правильных взаимоотношений родителей
с ребёнком должно начинаться тогда,
когда ребёнок в силу своих
возрастных возможностей ещё объективно
требует постоянного ухода и внимания
взрослых. Если воспитанием детей в семье
не занимаются, то дети растут педагогически
запущенными, их социальный опыт характеризуется
конфликтными взаимоотношениями с родителями
и другими взрослыми, со сверстниками;
у ребят формируются отрицательные привычки,
стремление добиваться своего, ни с кем
не считаясь.
Объектом
исследования курсовой работы является
личность ребенка и его поведения
в межличностных отношениях с
родителями.
Предмет
исследования работы заключается в
стиле родительских отношений, вызывающих
ответную реакцию у ребенка и проявляющуюся
в поведении.
Цель
данной курсовой работы является определить
влияние семьи на формирование личности
ребенка.
Задачи
курсовой работы:
- Изучить психолого-педагогическую
и методическую литературу по исследуемой
теме; - определить
принципы и содержание семейного воспитания; - рассмотреть
влияние семьи на формирование личности
и характера ребенка; - исследовать
какие ошибки могут совершать родители
в воспитании своего ребенка;
Гипотеза:
Можно предположить, что стили
родительских отношений неадекватные
ситуации формируют не только негативные
поведенческие реакции, но и способствуют
дисгармоничному развитию личности в
целом.
Структура:
работа состоит из введения, 2-х глав, заключения
и списка литературы.
Глава
1. Формирование и
развитие личности.
1.1.
Социальная среда и
формирование личность.
Социальная
среда – это все, что окружает
человека в его социальной жизни,
это конкретное проявление, своеобразие
общественных отношений на определенном
этапе их развития. Социальная среда
зависит от типа общественных экономических
формаций, от классовой и национальной
принадлежности, от внутриклассовых различий
определенных слоев, от бытовых и профессиональных
отличий.
Для
социально-психологического анализа
личности следует четко разграничить
понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»,
«человек».
Наиболее
общим является понятие «человек»
– биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием, высшими
психическими функциями (абстрактно-логическое
мышление, логическая память и т.д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти специфические
человеческие свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной предшествующими
поколениями.
Поскольку
сознание, речь не передаются людям
в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно,
то используют понятие «индивид» как
биологический организм, носитель общих
генотипических наследственных свойств
биологического вида (индивидом мы рождаемся).
И понятие «личность» как социально-психологическая
сущность человека, формирующаяся в результате
усвоения человеком общественных форм
сознания и доведения, общественно-исторического
опыта человечества (личностью мы становимся
под влиянием жизни в обществе, воспитания,
обучения, общения, взаимодействия).
Психология
учитывает, что личность не только объект
общественных отношений, не только испытывает
социальные воздействия, но преломляет,
преобразует их, поскольку постепенно
личность начинает выступать как совокупность
внутренних условий, через которые преломляются
внешние воздействия общества. Таким образом,
личность не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный субъект деятельности,
общения, сознания, самосознания.
Личность
есть понятие социальное, она выражает
все, что есть в человеке надприродного,
исторического. Личность не врожденна,
но возникает в результате культурного
и социального развития.
Особенная
и не похожая на других личность
в полноте ее духовных и физических
свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии
разного опыта, знаний, мнений, убеждений,
в различиях характера и темперамента,
индивидуальность свою мы доказываем,
утверждаем.
Формирование
личности – очень сложный, длительный
и противоречивый процесс. Изменения
в нашем организме происходят на протяжении
всей жизни, но особенно интенсивно меняются
физические данные и духовный мир человека
в детском и юношеском возрасте. Формирование
не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному
движению от низшего к высшему. Характерная
особенность этого процесса – диалектический
переход количественных изменений в качественные
преобразования физических, психических
и духовных характеристик личности.
Основные
факторы, оказывающие влияние на
формирование личности, делятся на
следующие типы: биологическая наследственность;
физическое окружение; культура; групповой
опыт; уникальный индивидуальной опыт.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические факторы,
а также факторы физического
окружения и общие культурные
образцы поведения в отдельной
социальной группе. Однако главными факторами,
определяющими процесс формирования личности,
безусловно, являются групповой опыт и
субъективный, уникальный личностный
опыт. Эти факторы в полной мере проявляются
в процессе социализации личности.
1.2.
Социализация личности.
Социализация
личности представляет собой процесс
формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого
человек преобразует социальный опыт
в собственные ценности и ориентации,
избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе. Нормы поведения,
нормы морали, убеждения человека определяются
теми нормами, которые приняты в данном
обществе.
Термин
«социализация» соответствует концепции,
согласно которой человек (ребенок) изначально
асоциален или его социальность сводится
к потребности в общении. В этом случае
социальность – процесс превращения изначально
асоциального субъекта в социальную личность,
владеющую принятыми в обществе моделями
поведения, воспринявшую социальные нормы
и роли. Считается, что такой взгляд на
развитие социальности характерен, прежде
всего, для психоанализа.
Понимание
процесса усвоения социальных норм, умений,
стереотипов, формирования социальных
установок и убеждений, обучения
принятым в обществе нормам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля,
вхождения в группы и взаимодействия с
их членами как социализация имеет смысл,
если изначально индивид понимается как
несоциальное существо. И его несоциальность
должна в процессе воспитания в обществе
не без сопротивления преодолеваться.
В иных случаях термин «социализация»
применительно к социальному развитию
личности избыточен. Понятие «социальность»
не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии
понятий обучения и воспитания.
Выделяют
следующие стадии социализации:
- Первичная
социализация, или стадия адаптации
(от рождения до подросткового периода
ребенок усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает). - Стадия
индивидуализации (появляется желание
выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным нормам поведения).
В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения «мир и я» характеризуется
как промежуточная социализация, так как
все еще неустойчиво в мировоззрении и
характере подростка.
Юношеский
возраст (18-25 лет) характеризуется как
устойчиво концептуальная социализация,
когда вырабатываются устойчивые свойства
личности.
- Стадия
интеграции (появляется желание найти
свое место в обществе, «вписаться» в общество).
Интеграция проходит благополучно, если
свойства человека принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:
- сохранение
своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий (взаимоотношений) с людьми
и обществом;
- изменение
себя, «стать как все»; - конформизм,
внешнее соглашательство, адаптация.
- Трудовая
стадия социализации охватывает весь
период зрелости человека, весь период
его трудовой деятельности, когда человек
не только усваивает социальный опыт,
но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою
деятельность.
- Послетрудовая
стадия социализации рассматривает
пожилой возраст как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи
его новым поколениям.
Таким
образом, социализацию личности можно
рассматривать как совокупность
всех социальных и психологических
процессов, посредством которых
индивид усваивает систему значений,
норм и ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного
члена общества. Она включает в себя не
только осознанные, контролируемые, целенаправленные
воздействия, но и стихийные, спонтанные
процессы, так или иначе влияющие на формирование
личности.
1.3.
Периодизация развития
личности.
Периодизация
– разделение жизненного цикла на отдельные
периоды или возрастные этапы.
Разделение
жизненного пути на периоды позволяет
лучше понять закономерности развития,
специфику отдельных возрастных
этапов.
Рассмотрим
концепция полного жизненного цикла
Э. Эриксона. Развитие личности он представляет
как развитие «Я», в ходе которого индивид
устанавливает основные ориентиры по
отношению к себе и своей социальной среде.
Стержневым процессом развития личности
является динамика «эгоидентичность»
— чувства устойчивости и непрерывности
своего «Я», несмотря на происходящие
изменения.
Источник