Влияние семье на развитие диалогической речи ребенка
«Влияние семьи на развитие речи ребенка»
«Если вы сумеете понять своего ребенка,
то вашу семью ожидает прекрасное будущее»
Д. Карнеги
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного мышления.
Нарушения речи (в зависимости от характера речевых расстройств) отражаются на общем развитии ребенка: ограничивают его познавательные и эмоциональные проявления, порождают нежелательные особенности поведения, мешают развитию его коммуникабельности и адаптации в современном социуме.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление звукопроизношения, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению.
В процессе речевого развития детей логопед решает комплекс задач, не только по коррекции звукопроизношения, но и ряд других, касающихся обучения и воспитания ребенка.
Специфика работы логопеда заключается в том, что он работает в тандеме с родителями, так как одна деятельность логопеда не принесет желаемых результатов без активной помощи со стороны семьи.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
В процессе работы я веду наблюдение за детьми, за динамикой развития, коррекции речи, и выявляю, что одним детям дается все намного легче, чем другим. Они лучше усваивают материал, внимательней на занятиях. Более того, эти дети работают с отдачей, чувствуют ответственность за качество речи, за выполнение домашних заданий.
Постепенно, ближе к середине учебного года, выявляется одна закономерность — чем больше заботы и внимания родителей к ребенку. Его проблемам, тем лучше конечный результат обучения.
Речь одних детей, особенно это проявляется на занятиях по развитию связной речи, более глубоко эмоционально окрашена. Дети ведут повествование или отвечают на вопросы с явным интересом, допуская ошибки, они не стесняются, не комплексуют, а сами себя поправляют. Они очень заинтересованы на занятиях, открыты.
Другая категория детей менее активна, на вопросы отвечает неохотно, как бы прячась, уходя от ответа. На замечания реагируют по разному: либо сразу плачут, либо еще больше замыкаются в себе.
На вопросы отвечают однообразно, словарный запас скудный. О семье рассказывают мало, ограничиваясь ответами: спал, ел, гулял. В их лексиконе нет уменьшительно- ласкательных слов — мамочка, папочка и т.д.
В результате всех наблюдений напрашивается вывод: речь ребенка (лексическая сторона, словарный запас, построение предложений, эмоциональная окраска) зависит от внутрисемейных отношений.
Ведь на речевое развитие влияют различные факторы. Понятно, что существуют биологические причины. Это неблагоприятные периоды внутриутробного развития и родов, наследственность, мозговые инфекции и травмы, перенесенных ребенком после рождения.
Но наряду с биологическими факторами немаловажное значение имеет социально — психологический. Известно, что образовательный потенциал родителей, речевая среда, стиль семейного воспитания, психологический климат в семье могут по разному воздействовать на речевое развитие детей.
Уровень развития лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, накопление словарного запаса у детей в семьях, где родители имеют высшее образование, высокий культурный уровень, чаще соответствуют возрастной норме.
Психологи также отмечают: родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и не директивную речь, что в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка и способствует формированию лексико –грамматического строя речи.
Таким образом, для нормального речевого развития ребенка необходим благоприятный психологический климат в семье.
При наличии речевых нарушений у ребенка характер внутрисемейных отношений может тормозить или способствовать формированию отдельных сторон речи.
В семье с неблагоприятным психологическим климатом у детей диагностируется эмоциональное неблагополучие (тревожность, агрессия), затруднен контакт со сверстниками и взрослыми.
В семьях, где есть взаимопонимание, у детей коррекция нарушений в речевом развитии происходит быстрее, без каких- либо последствий.
Ежедневно, работая с детьми в индивидуальном порядке, я веду наблюдение не только за коррекционным процессом, но и за эмоционально- волевым поведением ребенка, его общением с окружающими.
Чтобы лучше понять и объяснить поведение ребенка, необходимо познакомиться с его семьей. Зная семью в целом, я получаю достаточно полное представление о применяемых методах воспитания, об отношениях и устоях семьи.
Знакомство с семьей осуществляю в основном через маму при составлении речевой карты ребенка. Собираю анамнез беременности, родов, раннего развития ребенка и т.д. И уже на стадии обследования можно выявить, в какой семье растет ребенок.
Как разговаривает мама ребенка, какие речевые обороты использует, как эмоционально окрашена ее речь, с какой интонацией отзывается о ребенке, проявляет ли интерес, задает ли дополнительные вопросы или равнодушно отмалчивается.
Чтобы более объективно оценить поведение ребенка, я использую классификацию типов семьи, предложенную педагогом Барбарой Колорозо.
Существуют три основных типа семьи. Называются они условно так: кирпичная стена, медуза и осевой стержень. Различие между этими семьями определяют те взаимоотношения, которые удерживают членов семьи вместе.
Основные характеристики семьи типа кирпичной стены:
— родители обладают абсолютным авторитетом, осуществляют контроль, являются всегда и абсолютно правыми;
— постоянные и жестокие правила;
-невозможность для ребенка самостоятельных действий; любое неповиновение или изменение поведения карается наказанием;
-родители используют сарказм, подтрунивание для манипулирования и контроля над поведением ребенка.
Семьи типа кирпичной стены дают своим детям лишь незначительную возможность для того, чтобы определиться, кто же они на самом деле. Дети не имеют права открыто выражать свои чувства и высказывать свое мнение.
Очень часто дети из таких семей проецируют «законы» семьи на законы жизни и общества и, занимая в семье самое ничтожное положение, соответственно ведут себя в обществе.
Пример поведение ребенка из семьи типа кирпичной стены: Кирилл С., 6,5 лет (речевое нарушение — ФФН с дизартрическим компонентом). Мальчик с первых занятий очень замкнутый. На вопросы отвечает однообразно, шаблонно, редко смотрит в глаза. Речь маловыразительная, с запинками, долго обдумывает ответ. Занимается явно неохотно, но при этом в конце занятия всегда сам подводит итог вопросом: «Я же сегодня хорошо занимался? Мама меня похвалит?»
Второй тип семьи – медуза.
В этих семьях родители начинают смешивать в своих воспитательных приемах элементы полного беспорядка и жесточайшего контроля и наказаний, и дети, подверженные такому воспитанию, оказываются полностью растерянными и дезориентированными. Они не знают, что можно ожидать от родителей в каждую последующую минуту и как себя вести.
Дети стремятся приблизиться к тем людям, которые могут обеспечить хотя бы незначительный покой, они находятся в поиске структурированности, порядка и традиций.
Становясь взрослыми, они не способны любить своих близких. Стремление к унижению и манипулированию людьми становится стилем их жизни.
Пример поведения ребенка из семьи типа медузы.
Оля П. 6 лет (речевое нарушение – ФН, логоневроз). Поведение девочки на индивидуальных занятиях очень непредсказуемое: то полная необузданность, поведение без правил и границ; то – проявляется неуместная робость. Особенно это сказывается на голосе. Диапазон – от крика до шепота. Речь может быть как развернутой, так и ограничиваться словами – да, нет, не хочу. Часто занятия заканчиваются фразами: «Хочу есть», «Хочу к маме», «Ну почему так долго?». Любимое занятие в группе – наябедничать и ждать наказания обидчика.
Третий тип семьи – осевой стержень.
В этих семьях отсутствует иерархическое деление, нарушение прав и свобод других людей, затягивание времени при решении различных вопросов.
Функция родителей – не требовать выполнения каких-либо действий, а личным примером учить делать так, как считаешь правильным. Дети растут не только под контролем родителей, но и под собственным контролем.
Семьи типа осевого стержня строят отношения, в которых отсутствует страх и угрозы. Спокойствие и миролюбие являются основными их составляющими. Ребенок с детства приучается отвечать за совершенные поступки и с самого раннего возраста отличается самостоятельностью. Дети растут при уважении к ним самим и поэтому, безусловно, уважают и окружающих.
Пример поведения ребенка из семьи типа осевого стержня.
Андрей К., 6,5 лет (речевое нарушение – ФФН). Очень открытый, легко идущий на контакт ребенок. На занятиях всегда видна его увлеченность. Если что-то не получается, то пробует сам справиться, но при этом не злится и не отчаивается, очень заинтересован в конечном результате. Речь мальчика часто сопровождается уменьшительно-ласкательными словами, выразительна. Старается четко описать свои чувства и эмоции, активизирует свой словарный запас, чутко реагирует на окружающих.
Поскольку именно в семье закладывается фундамент, какой будет личность ребенка и, в частности его речь, для достижения наилучшего результата работы с детьми я привлекаю родителей.
Однако, работая над проблемой организации взаимодействия с семьей в течении девяти лет, я пришла к выводу, что общение с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
Как показывает моя практика, эффективней всего индивидуальные беседы с каждым родителем, где я раскрываю речевые, эмоциональные, контактные проблемы ребенка и ищу оптимальное решение, а также занимаюсь просвещением.
Я выделяю два вида просвещения:
1.Информационное просвещение:
-знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
-знакомство с возрастными особенностями нервно- психического развития, этапами становления детской речи;
-знакомство с методами коррекционно — развивающего воздействия.
2.Обучающее просвещение:
-привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
-обучение родителей приемам коррекционно — развивающей работы с ребенком- логопатом;
-формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Помимо индивидуальных бесед я провожу консультации, родительские собрания, оформляю в виде папок- передвижек рекомендации для родителей.
Предлагаю пример рекомендации родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста.
1.Общение с ребенком должно быть регулярным. Для этого достаточно 15 минут в день. Но оно должно быть содержательным, интенсивным и полезным.
2.При общении важно учитывать возрастные и личностные особенности ребенка. Общаться следует на интересные, понятные и актуальные для ребенка темы. Например, младшему дошкольнику интересны буквально все предметы, ребенку в старшем дошкольном возрасте – история конкретных вещей, освоение окружающего пространства. Можно спрашивать ребенка о том, что он видит, чувствует, думает, делает, предлагать варианты поведения в определенной ситуации и обосновывать то или иное решение.
3.Занимаясь с ребенком продуктивной деятельностью, следует комментировать совместно выполняемые действия, этапы задания, обсуждать выполненную работу.
4.При общении с ребенком важен искренний интерес родителей к самому процессу. Играя с ребенком, родители могут строить различные предложения: простые и сложные, распространенные и нераспространенные, создавая образец использования родного языка.
5.Необходимо сопровождать игровую деятельность комментариями, описывая словами все этапы игры.
6.Важно создать комфортную, теплую атмосферу во время игры: быть доброжелательным, улыбаться, поддерживать инициативу ребенка и подбадривать его.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать одностороннего подхода, который присущ старым формам работы с семьей.
Конечный результат своего совместного труда радует детей и их родителей. Они начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую правильную речь.
Благодаря установлению доверительно- партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы детей, создается благоприятный климат в семье, формируются детско — родительские отношения.
Список литературы:
1.Флерова Ж.М. /Логопедия./ Ростов н/Д: «Феникс», 2008.
2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. /Формирование правильной разговорной речи у дошкольников./ Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3.Королозо Б. /Дети этого достойны только потому, что они дети./ М.: «ФАИР – ПРЕСС», 2003.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. /Родителям: как быть ребенком./ М.: «Астрель», 2009.
Источник
Правильная и красивая речь – это
богатство, которое может подарить
ребенку каждый родитель, и оно особенно
ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.
Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеет исключительное значение.
Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком.
Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни.
И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ.
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!
Памятка
«Факторы успешного развития ребенка»
Что нужно делать?
— Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
— Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;
— Создавать условия для общения с другими детьми;
— Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;
— Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;
— Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;
— Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;
— Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.
— Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
— Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
— Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.
Чего делать нельзя?
— Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;
— При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;
— Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;
— Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.
В помощь родителям!
«Творческие задания»
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.
Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?
Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»).
Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни»
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.
Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно.
Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!
Всего Вам Доброго!
Источник