Влияние родителей на речевое развитие ребенка
Консультация для родителей
«Влияние речи родителей на развитие речи ребенка».
В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им. Родители часто говорят от лица детей, выражая их потребности и желания, комментируя их действия на правильном родном языке. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми. Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.
Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды. Например, речевое развитие близнецов, как правило, идет более медленными темпами, что может обусловливаться генетикой. Но, кроме того, возможно, оказывает влияние и то, что им достается значительно меньше вербальных сигналов, чем другим детям, так как матерям близнецов приходится делить свое внимание между ними. Кроме того, иногда близнецы общаются друг с другом, используя «примитивный» язык собственного изобретения. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Первая — межиндивидуальная — функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения. Развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. В настоящее время последствия влияния телевидения на развитие речи детей становятся все более очевидными.
Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на окружающую действительность. Внутренний мир детей-дошкольников еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия. Свой «вклад» в этот процесс вносят и телевизионные программы. Казалось бы, ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Но способствует ли это его речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком: близкий взрослый или герой мультфильма? Разница огромная! Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых оборотов, как мы говорим «штампов».
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова, но и отвечает другому человеку. Иными словами, речь ребенка развивается правильно только в общении, в диалоге. Причем, малыш должен быть включен в диалог всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь сопровождала все его практические действия, все его реальные впечатления и, главное — должно быть общение со взрослыми. Дело в том, что речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь «пустым звуком». Современные дети, к сожалению, слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они «поглощают» телепрограммы, которые не требуют от них ответа, на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей, привычной. Зачастую дети предпочитают молчать или изъясняются криками или жестами.
В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читать выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы. Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
Источник
Любовь Иконникова
Влияние семьи на речевое развитие ребенка.
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи.
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка и развития речи.
Речи ребенка следует учить прежде всего путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает ее, и постепенно положительный навык приобретает могущественную силу привычки. Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание го речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии. От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.
Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильное в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Каждое новое событие в жизни семьи — поездка к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огород является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т. д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.
Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со смертниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра со взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.
Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.
Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка, его вкусы и искания. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.
Работа учителя –логопеда с родителями дошкольника.
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы.Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
1. Родительские собрания.
2. Информационные издания, стенды, папки.
3. Индивидуальные беседы.
4. Консультации – всеобучи.
5. Использование сайта детского сада. Страничка логопеда.
Практические формы работы:
1. Домашние задания (логопедическая тетрадь).
2. Семинары – практикумы с участием детей.
3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)
Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.
С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Источник
Влияние речи родителей на развитие речи детей.
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая — межиндивидуальная — функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.
Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.
1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.
На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.
Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.
При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;
гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;
лепет — его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;
словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет — «почему? когда?»
связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.
Анализ поведения детей раннего возраста показывает — ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.
Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
2. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им. Родители часто говорят от лица детей, выражая их потребности и желания, комментируя их действия на правильном родном языке. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.
Однако в вопросе о том, как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка, нет достаточной ясности. Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды. Например, речевое развитие близнецов, как правило, идет более медленными темпами, что может обусловливаться генетикой. Но, кроме того, возможно, оказывает влияние и то, что им достается значительно меньше вербальных сигналов, чем другим детям, так как матерям близнецов приходится делить свое внимание между ними. Кроме того, иногда близнецы общаются друг с другом, используя «примитивный» язык собственного изобретения.
Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.
Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. .Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.
3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Задачи развития речи детей 1 года — 1 года 6 месяцев
Много разговаривать с ребенком. Показывать и называть реальные предметы ближайшего окружения ребенка; комментировать действия с предметами.
Учить узнавать изображения знакомых предметов на предметных картинках. Учить находить знакомое изображение из двух, трех, четырех предлагаемых картинок.
Развивать у ребенка невербальные формы общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания, объятия и поцелуя как форм эмоционального общения).
Научить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением («Принеси игрушку», «Дай чашку» и др.).
Упражнять ребенка в произношении часто слышимых звукосочетаний и слов. Пополнять активный словарь ребенка словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки, привычные действия.
Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев — 2 лет
Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.
При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где?).
Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).
Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).
Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.
Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.
Задачи развития речи детей 2-3 лет
Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).
Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит три основных этапа:
Подготовительный этап (довербальное развитие общения);
Этап возникновения речи;
Этап развития речевого общения.
Наблюдения за общением матери и ребенка позволили нам сделать вывод: так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению речевых звуков, то эта способность развивается только в общении со взрослыми. На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность родителей вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в т.ч. развитие речи.
Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты, а также контакты в ходе совместных действий.
Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи.
Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному поведению — оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого.
Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный словарный запас.
Источник