Влияние ритмики на развитие ребенка
Влияние и польза занятий ритмикой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп.
Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.
Для занятий ритмикой очень важным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.
Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных Вами упражнений вы сможете развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм.
Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения. Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной. Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант.
Польза от занятий ритмикой:
- Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
- Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
- Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
- Благодаря занятиям развивается творческая активность.
Задачи на занятиях ритмикой:
- Коррекционно-оздоровительные
Для устранения и коррекции отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате применяются отдельные упражнения, гимнастика, танцевальные этюды. При профилактике плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Упражнения с сокращением и вытягиванием, вращением стоп лежа и сидя, поочередным хождением на полупальцах, пятках, внешних и внутренних краях стоп способствуют профилактике плоскостопия и укреплению мышц стопы. Во время танцевальных этюдов — движений на вращение головы и всего корпуса происходит развитие и тренировка вестибулярного аппарата.
- Развивающие
На активизацию взаимодействия полушарий мозга направлены упражнения и танцевальные этюды, развивающие координацию движений, мышечную и мозговую память, наблюдательность, воображение, логику, что положительно сказывается на всей учебной деятельности ребенка.
- Нравственно- эстетические
— Взаимодействие с другими детьми
— Коллективная деятельность (работа в парах)
— Эмоциональное, организующее и дисциплинирующее воздействие музыки на ребенка.
— Привитие чувства красоты на основе народной хореографии
Организация совместной деятельности детей и педагога:
Одно из основных условий полноценного развития детей — это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого.
Необходимо организовать занятия так, чтобы они проходили без принуждения. Самое главное не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку. Педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность.
С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Сначала детей нужно научить красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого следует с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.
Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.
На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды.
Если ребенок стремится выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.
На коллективных занятиях дети учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. Все навыки и умения, приобретенные на коллективных занятиях, пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Источник
К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.
Вот как об этом писала основоположник советской ритмики Н.Г. Александрова: «Откуда берется это чувство красоты, не оставляющее ребенка во время его занятий по ритмике? Очевидно, от музыки, от внутреннего чувства гармонии, возбуждаемым этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма?» (12, 249).
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп — все это может отражаться и в движении.
Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально — эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка.
Выводы по первой главе
Далькроз высоко ценил своих русских учеников, возлагая особые надежды на курсы ритмики, открытые в Петербурге и Москве. Он писал: «Мы знаем, что среди всех, вне Хеллерау учрежденных курсов метода Жака-Далькроза, никогда не было проявлено большего увлечения и высказано более глубоко понимания внутренней стороны ритмической гимнастики, чем у вас. Вот почему, полные ожидания, взираем мы на вас, на то новое, что вы внесете в ритмическое воспитание» (11, 5).
К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.
Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель — активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, — вот основной девиз любого ритмического занятия.
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика — это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно — как ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях и способностях
Источник
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
- Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
- Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
- Игры (сюжетные и несюжетные);
- Драматизации.
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
- Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
- Эстетическое развитие;
- Развитие творческих способностей и артистизма;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
- Улучшение координации движений;
- Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
- «Ходьба» (музыка — Н. Богословский «Марш»). Предложите малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
- «Пилот» (музыка — Л. Банникова «Самолет»). Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
- «Ветер и ветерок» (музыка — Л.В. Бетховен «7 лендлеров»). Благодаря этому упражнению дети учатся внимательно слушать музыку и воспринимать ее характер. Его суть заключается в том, что ребенок поднимает руки вверх и раскачивает или с различной амплитудой под музыку, изображая то тихий ветерок, то сильный ветер.
- «Замри» (музыка — И. Кишко «Марш»). Для игры Вам понадобится несколько карточек со схематическим изображением человека в различных позах (например, правая рука поднята вверх, а левая отведена в сторону, поза ласточки и так далее). Вначале крохе марширует под музыку, а затем замирает в выбранной заранее позе.
- «Регулировщик» (музыка — М. Раухвергер «Автомобиль»). В этой игре взрослый может выступать в роли регулировщика, а дети – водителей и пешеходов. Представьте, что в городе сломались все светофоры, а управлять дорожным движением приходится одному регулировщику. Вначале включается фонограмма, и малыши начинают движение, затем взрослый ставит музыку на паузу и командует повернуться направо, налево и еще раз направо. После выполнения задания «водители» должны припарковаться в заранее выбранном месте, а пешеходы продолжают движение.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник