Влияние речи на развитие познавательной деятельности ребенка

Влияние речи на развитие познавательной деятельности ребенка thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад №158 города Тюмени.

Консультация

Тема: «Влияние качества речи

на познавательную активность детей»

Подготовила:

 воспитатель Фаррахова Г.Ф

Тюмень 2017г.

 I.Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Проблема активности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных так как познавательная деятельность является необходимым условием умственного и эмоционального развития.

Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

        Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Требования к речи педагога:

         Правильность – речь должна соответствовать языковым нормам, то есть педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.

        Точность – Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотреблении.

       Логичность -Умение выражать свои мысли последовательно.

      Чистота  не допускать слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

      Выразительность речи — интонация, темп речи, сила, высота голоса.

       Богатство – лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

       Уместность – употребление слов, соответствующих ситуации и условиям общения.

Речь педагога должна       соответствовать возрасту  и развитию ребенка. К требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом  невербальных средства  общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Практическая часть

II. Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками влияет на  речевое развитие ребенка.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.  Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми –  это одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.   Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, спросить, договориться о совместной игре и т. д. И наоборот, чем ниже познавательная активность ребенка, инициативность, тем скуднее словарь, что весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными, агрессивными.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.

Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, педагогу необходимо стремиться создать такие условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников:

  • создание и обогащенной предметно-пространственной среды;
  •  организация познавательного поиска детей;
  •  вовлечение в выполнение творческих заданий;
  •  интеграция разнообразной деятельности;
  •  формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
  •  создание проблемно-поисковых ситуаций;
  •  включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

                                                                                     Приложение№1

Практикум «Грамоте учиться — всегда пригодиться».

Прежде, чем учить детей быть грамотными, то есть быть успешными в нашем современном мире, мы должны сами быть образцом для подражания.

Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте — хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер — в состоянии научиться писать без ошибок. Итак, приступим к первому заданию.

1. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)-муж   тюлем

Лицо скрыто (вуаль) –жен    вуалью

Вымою голову (шампунь)-муж шампунем

Голова покрыта (шаль)- жен шалью

2.  Расставить ударение и прочесть слова:

Звонит (на И), красивее (на И), баловать (А), щавель (Е), вручит (И), газопровод(На последнюю букву О), исчерпать (на Е), ломота (на последнюю О).

3.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).  КОЛЕН

В саду много (яблони, (вишни, (смородина).  ЯБЛОНЬ,ВИШЕН,СМОРОДИНЫ

Карантин по гриппу продолжался 25 (сутки). СУТОК

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ГРАБЕЛЬ

4. Подберите (современные) синонимы к словам:

Бесить — раздражать, выводить из себя, действовать на нервы, подбешивать, сердить, выбешивать.

Прикольно- классно, клево, интересно, здорово, отпад.

 Невероятный — афигенный, безумный

 Восхищение -очарование, восторг, завороженность, экстаз

Красивый  -прекрасный, прелестный, роскошный, шикарный

Круто -феноменально, ништяк, лафа, класс, тип-топ, знатно

5. Исправить предложение:

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (надел)

Коля является ( ведущим) лидером нашей группы.

Когда я вернулся (обратно )к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему (завершающему) концу.

Все дети своевременно выполнили (заданное )задание.

Врачиха выписала детям лекарство.(ВРАЧ ВЫПИСАЛ)

6. Инсценировка пословиц

Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:

У страха глаза велики.

Пуганая ворона куста боится.

У нашего Трошки задрожали ножки.

Пугается, как заяц на ветру.

Прячется, как лягушка в камышах.

Источник

Реводкова А.В.

Учитель-дефектолог

ГБОУ школы № 34

Невского района Санкт-Петербурга

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«В слове мысль не только выражается, но и совершается», — говорил Л.С. Выготский. Вопросам соотношения мышления, языка и речи посвящено множество чрезвычайно интересных монографий (Л.С. Выготский, А. Г. Спиркин)» [5, с. 310].

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде [3].

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Объект исследования – мышление младших школьников с нарушением речи.

Цель исследования — выявление психолого-педагогических условий эффективной коррекции мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи.

Исходя из цели, мы смогли сформулировать задачи нашего исследования:

Задачи исследования:

  • изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;

  • проведение диагностики в соответствии с избранными методами и методиками;

  • обработка и анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования – психолого-педагогическими условиями эффективного преодоления речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и с задержкой психического развития являются:

– учёт индивидуальных особенностей;

– учёт особенностей познавательной деятельности;

– благоприятная эмоциональная обстановка.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Демидовская специальная (коррекционная) школа интернат VII-VIII видов для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Исследованием было охвачено 27 детей младшего школьного возраста. Из них 20 детей с умственной отсталостью и 7 детей с ЗПР.

Исходя из поставленных целей и задач и понимания нами использованных терминов, мы смогли выбрать методы и методики, применяемые в нашем исследовании. В качестве диагностического материала использовались следующие методики:

  1. Методика «Лабиринт».

  2. Методика «Выделение существенных признаков».

  3. Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (По Ерасеку).

  4. Методика «Времена года».

По методике «Лабиринт» нам удалось получить следующие результаты: учащиеся младшего школьного возраста с ЗПР по сравнению с учащимися с недоразвитием интеллекта все справились с прохождением лабиринта. Результаты, полученные при выполнении методики 1, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Методика «Лабиринт»

29%

средний уровень

30%

низкий уровень

42%

5%

С методикой «Выделение существенных признаков» не справились 100% обследуемых младших школьников.

Результаты выполнения методики определение уровня вербального (абстрактного) мышления (По Ерасеку) приведены в таблице 2.

Таблица 2

Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (По Ерасеку)

II уровень

(высокий)

14%

10%

III уровень

(средний)

72%

50%

IV уровень

(низкий)

35%

V уровень

(очень низкий)

14%

5%

Из таблицы 2 видно, что у детей с задержкой психического развития преобладал средний уровень прохождения методики. У детей младшего школьного возраста с недоразвитием интеллекта уровень вербального (абстрактного) мышления различен: от высокого до очень низкого. Это свидетельствует о том, что категория детей с умственной отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения, которые привели к умственной отсталости ребенка.

По методике «Времена года» результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Методика «Времена года»

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что при выполнении данной методики дети показали средние и низкие результаты.

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития преобладал средний уровень прохождения методики. А у детей младшего школьного возраста с недоразвитием интеллекта по сравнению с задержкой психического развития — низкий уровень прохождения методики.

Результаты эксперимента, проведенного в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII — VIII видов подтвердили наши выводы, полученные в первой теоретической главе.

Нами были выявлены психолого-педагогические условия эффективной коррекции мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи:

1) нарушения речи носят стойкий характер, поэтому коррекционная работа должна осуществляться в длительные сроки;

2) несформированность познавательной деятельности у учащихся обусловила необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала;

3) неустойчивость и рассеянность внимания, а также низкая работоспособность детей вызвала необходимость четко дозировать использование разнообразной наглядности;

4) максимальное включение в работу всех анализаторов и актуализация ощущений разной модальности.

Таким образом, данное исследование подтвердило актуальность выбранной темы и доказало гипотезу о том, нарушения речи оказывают негативное влияние на формирование мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста по сравнению с детьми без речевых нарушений. Цель и задачи исследования были успешно решены.

Список литературы

  1. Корниенко А. Ф. Соотношение понятий «язык», «мышление» и «сознание» в психологии и когнитивной лингвистики / А. Ф. Корниенко // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2013. – № 3.– С. 5-15.

  2. Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 2003. — №2. — С.58 – 62.

  3. Львов М. Р. Основы теории речи: Учебное пособие / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2003. – 248 с. 

  4. Рекомендации по организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе // Логопедия. — 2004. — №3. — С.112-120.

  5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн: — М.: Просвещение, 1986. – С.110-126.

  6. Шмидт В. В., Диагностико — коррекционная работа с младшими школьниками / В. В. Шмидт. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Источник

Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитиевключает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания:

• Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

• Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника.

Познавательно –исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитиюречи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

Опыты (экспериментирование).

Коллекционирование (классификационная работа).

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие «Назад в прошлое»

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.).

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования «путешествие по глобусу и карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, «прокладываем» его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть «обрамлена» другими видами деятельности.Возможны следующие сочетания:

• Исследовательская деятельность — затем сюжетно-ролевая игра.

• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) — затем собственно исследовательская деятельность.

• Исследовательская деятельность — затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста.Ребенок:

• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации,задает вопросы: «зачем?», «почему?», «как?»;

• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения («потому что. «);

• Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать);

• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции);

• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Источник