Влияние произведений на речевое развитие ребенка

Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы.

Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают: владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

Если же рассматривать фонетическую cтopoну речи, то от нее во многом зависит и многонациональное оформление в высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя.

        Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

В младшей группе мы используем произведения разных жанров. Учим детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаем внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Коза и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок» — предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «Рукавичка», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Используемые нами в свободное время потешки: «Котик», «Петушок», «Водичка», «Расти коса до пояса», «Ты, мороз-мороз», «Солнышко — ведрышко», песенки о весне, зиме, загадки о домашних животных, птицах, диких животных дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребята легко запоминают такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки — ребятушки», «коза-дереза» и др.

        Содержание стихотворений: «Игрушки» А.Барто,  «Мой Мишка» З.Александровой — воспитывают у малышей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Дети повторяют их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Мы заметили, что особенно наших детей привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью, в частности произведения К. Чуковского, С. Михалков а «Мой щенок», А.Барто «Медвежонок — невежа». При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Источник

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника.

      Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

      Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

      Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

      Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

       Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длинный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского словесного творчества.

        Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их, различать жанры, понимать их способности, осознавать связь, компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

     Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская так определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга должна давать яркие образцы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». Она отмечала так же, что воспитательный эффект возможен лишь  в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общений». Данные положения и другие не менее важные были включены в «Основные требования к детской книжке».

    Термин «живое слово» используется также российскими детскими писателями и педагогами: Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, С. Я. Маршаком. Так, С. Я. Маршак писал: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина всего один-единственный смысл и никаких оттенков». Благодаря именно богатству средств выразительности содержание произведения воспринимается ярко и образно. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года книги игры

     Известный советский ученый в области теории эстетического воспитания дошкольника Е. А. Флерина применяет термин «живое слово» в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание – речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональности ее донесения до ребенка: «Живое слово должно быть действительным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи» (Е. А. Флерина, 1961). Такой способ действия педагога побуждает и ребенка действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально.  

     В работах многих известных педагогов-психологов Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, и др. доказана роль исследования детской литературы как важнейшего средства умственного развития, речевых способностей дошкольников.

     Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Бахтин: «Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» – это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1.      воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2.      формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3.      воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4.      улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

   Художественно-речевое развитие детей – одна из задач всестороннего воспитания подрастающего поколения. В целях ее решения необходимо обеспечить создание единой системы непрерывного образования, совершенствовать деятельность ДОУ, разработать систему комплексных мероприятий, обеспечивающих систематическое, последовательное литературное развитие детей, формирование художественного аспекта их

речи, создание предпосылок самостоятельной художественной деятельности дошкольников, развивающейся на основе освоенных ими произведений детской литературы.

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.
  2. Ушакова  О.С.  Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое  пособие. – М.;  ТЦ Сфера, 2015. – 288 с.  – 288 с.
  3.  Крупская Н.К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75-76.
  4. Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. Писатель, 1964.
  5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Источник

«Влияние детской художественной литературы на   речевое  развитие  детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика  её  роль  и  в   развитии речи    дошкольников.  На важность  приобщения  детей  к  красоте родного слова, развития  культуры   речи   указывали   педагоги,   психологи,   лингвисты  (К.Д.Ушинский,    Е.И.Тихеева,    Е.А.Флерина,    Л.С.Выготский,  C. А. Рубинштейн,  Ф. А.Сохин,   А.В.Запорожец,   А. М. Шах,  Л. И.  Айдаров  и  другие).                                                                                                           Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств  и  взаимоотношений. Она   развивает  мышление  и  воображение  ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературного  языка,   развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.                                        

Читайте также:  Семья основа в развитии личности ребенка

Художественная   литература   сопровождает   человека  с  первых  лет  его жизни.                                                                                                                          Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей   слушать  сказки,  рассказы,  стихи,  обращать   внимание   детей   не только  на  содержании  литературного  произведения, но  и на   некоторые   особенности  литературного   языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения).                                                                                                          

После   рассказывания    сказок,   необходимо   учить   детей   дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые  простые  вопросы  по  художественной  форме  произведения.                                                       Ежедневное  чтение  детской   литературы  в  детском  саду, специальные занятия   по  художественной  литературе  оказывают  большое  влияние на развитие словаря детей.  На литературном материале дети начинают усваивать   сложные   понятия  (жанр,  рифма,  писатель,  эпитет  и  др.).  Дети  не   только    упражняются   в   умении   выделять   сравнения в художественных   произведениях,   но   и  участвовать  в  построении              словосочетаний   и  предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять    характерные  для  сравнения  союзы  как,  словно,  будто.                                                                                          

 С   помощью  художественной  литературы  у  детей  должна  развиваться способность  замечать  красоту  и  богатство  русского языка.                                                                                                                                                                            Наукой   и   практикой   установлено,  что,  если определённый   уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило,  не  может  быть  пройден  на  более  поздних этапах.                              

 В  сложившихся   современных   условиях   книга    почти лишилась    прежнего     значения   у   родителей,   а   телевидение   активно вытесняет  её   из  детской  жизни.    

Преподаватели начальных классов  школы отмечают, что ученики не очень   любят стихи,  слабо  интересуются   художественной   литературой. Объяснения  этому,    они    считают,   надо искать   в  детском саду.         

Ознакомление  детей дошкольного возраста  с детской    художественной   литературой   будет  способствовать развитию разных  сторон  речи  детей  при  следующих  условиях:

•        правильного    подбора  художественной  литературы  в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

•        — целенаправленного  использования  художественной литературы  в разных видах деятельности.

•         при правильной организации совместной работы с родителями.

Принципы отбора литературных  произведений для

чтения и рассказывания детям.

        Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна   велись и до сих пор не прекращаются споры о том,  что предпочтительнее читать детям и как   определять  круг  детского   чтения:   какие темы  и  жанры  должны  занимать  главенствующее  положение, какова  специфика  влияния  детской книги на личность  ребёнка;  допустим  ли  психологизм   в  детской  книге;  какое  количество  литературных  произведений  должен  узнать  ребёнок на протяжении   дошкольного   возраста;  что  представляет    собой  детская        « начитанность»,  что  должно войти  в  круг обязательного чтения ребёнка ─  дошкольника и др.

        Продуманный отбор книг для детского чтения  определяется тем,─  что неизбежно влияет  на литературное  развитие ребёнка, формирование литера- турного  опыта  на  этапе дошкольного детства,  на  воспитание  отношения  к книге.  Интерес к  книге, возникший  в  ранние годы, помогает  ребёнку в

 дальнейшем,  когда   он   осваивает  самостоятельное  чтение, преодолевает  все  трудности  ради того,  чтобы испытать  радость открытия нового.                                  

 Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок  стремится  подражать героям,  которые  ему  симпатичны.  Сюжеты литературных произведений   переводятся   в   детские  игры. Проживая в игре жизнь любимых   героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний  раз  подтверждает,  что  путём  правильного   отбора   книг можно оказывать  благотворное  влияние  на  нравственное  становление личности ребёнка,  на формирование  его  духовных  ценностей.    

        Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт  первые и  потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные  впечатления о  прекрасном.  Специфика  литературы  состоит  в  том, что   средством  выражения  художественного содержания  является неповторимый     языковой  образ,  к   которому  малыш  тянется   бессознательно,  привлечённый  его красотой , необычайностью.   Это  побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться  достоянием.  Книга  совершенствует содержание  речи  ребёнка, обогащает и шлифует её форму.        

        Детская литература  сегодня богата  по составу и содержанию. В нашей   стране  для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения  русской и  зарубежной  классики;  детские книги  совре-менных отечественных и  иностранных авторов. Полностью охватить всё это   богатство невозможно. Путеводными  нитями  являются разработанные в

педагогической науке принципы, которые помогают  избежать субъективности,  позволяют дать объективную оценку книгам  с точки зрения их содержания  и  художественных  достоинств.

        Каковы  эти принципы?

        Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся  принципы,  дающие возможность  правильно  оценить  достоинства  детских книг, ввести  в  круг чтения дошкольников произведения разных видов,

 жанров, тематики. Вторую  группу составляют педагогические принципы, позволяющие   устанавливать   соответствие  между конкретными литературными      произведениями   и    возрастными   возможностями  детей  и  отбирать книги таким  образом,  чтобы  ребёнок,  читая их,  как  бы поднимался  по ступеням  литературного развития.  

Читайте также:  Центр развития ребенка в днепропетровске

        Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение   обобщенных   идей  в   яркой,  художественной   форме  ─  в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный  уровень литературного произведения.

        Мерилом  художественности является органическое слияние содержания,  идей  произведения с такой  формой  их  выражения, которая наиболее точно совпадает с  идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей     в  детской книге всегда является герой.  Конкретность,  яркость, психологическая  достоверность героев,  событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные  в  литературном произведении,  доступными,  жизненно важными ,личностно переживаемыми.  Они принимаются или отвергаются  ребёнком в зависимости то  того, как малыш относиться своему к  герою-выразителю идейного  замысла.

Поэтому  при отборе литературных произведений  необходимо прежде всего видеть, какую позитивную  концепцию  выдвигает автор.  Идейная направленность  детской  книги  должна отвечать задачам нравственного воспитания.  Книга призвана в конкретных образах  раскрывать перед ребёнком          идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать  правильное  отношение  к  людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям,  поступкам,  к  труду, к  природе  и  др.   Лучшие  литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка   нравственное  отношение  к  действительности,  несут  целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.          

        Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти-  ров  в сложном,  многообразном  мире  ( Л.Н.Толстой. « Котёнок »,  « Филиппок»;  К.Чуковский « Мойдодыр »;  С.Маршак « Рассказ о неизвестном   герое »;  А.Барто « Игрушки »  и др.).                

        Носителем духовной культуры народа является также классическая        литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова,         Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей─        обязательное условие  для его духовного становления.

        К. Д. Ушинский  подчеркивал, что литература,   с которой  впервые                  встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой  литературой, приобщающей ребёнка  духовной жизни своего народа, прежде всего являются  произведения  устного народного творчества во  всем  его  многообразии:  потешки,  пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки,  скороговорки,  сказки  и  др.  Произведения фольклора своим содержанием и  формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития  ребёнка,  приспособлены  к  детским  потребностям.  Они вводят малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают его  богатство и красоту.          

        Фольклор  формирует  у  ребёнка  чувство  принадлежности   к  своему народу,  его  культуре,  чувство  родного  языка.  Произведения русского фольклора,  начиная  с   колыбельных песенок,  потешек  и  кончая  сказками, пословицами,  дают  детям  уроки на всю жизнь: уроки физической и нравст-   венной чистоплотности( потешка  «Водичка, водичка…», cказки  «Царевна─    лягушка » ),трудолюбия, доброты (« Хаврошечка », « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »  и др. ), дружбы,  теплоты  в  отношениях,  взаимопомощи  («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и  др ).  Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки,  пестушки,  потешки.

        В  круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произ-  ведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих  духовных ценностей.

        Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти          от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги,  разнообразные по темам  и  жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов,  а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка:  потребность в фантастическом  и  героическом,    приключенческом,  познавательном  и юмористическом и т.п.

        Пристрастие  к  поэзии ─ отличительная  особенность  читателя- дошкольника. К.И.Чуковский  считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и  не  предпочитает  их  прозе.  К.И.Чуковский  отмечал  свойственную этому возрасту  готовность  малыша  пропрыгать,  проскакать, легко запомнить и  прокричать понравившиеся ему стихи.  Поэтому именно  стихами  предпочитали  писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак,  А.Л.Барто,  и многие  другие мастера художественного слова.

        К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей        А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского,  Б.В.Заходера,  И.П. Токмаковой,   Дж. Родари,   А.Линдгрен,  Т.Янсон, А.Милна  и  др. Сказка вызывает у всех  дошкольников  любовь и стойкий интерес  своей  динамичностью,  яркостью  образов,  необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

        Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее      неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о       природе. Они  интересны  современному  ребенку, потому что  в  образной форме  показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат          беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.  

        Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим     собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги ─  веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества ─ умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь    со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением       детей пользуются произведения К.И.Чуковского, Н.Н.Носова, В.Г.Сутеева, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и др.

        Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литерат ры дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка  необходимо для того,  чтобы развить  их.

        Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положите-   льную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка.  В связи с этим особое       значение приобретает принцип доступности.

        Литературное  произведение  можно  считать  доступным лишь тогда,       когда  автор, учитывая  жизненный опыт ребёнка ─  читателя, одновременно       ставит задачи, требующие  от него душевных усилий  и  тем самым подни-        мающие малыша  на новую ступень эмоционального, психического развития.

        Отбирать  лучшее – задача педагога.

Список литературы

1. Алексеева  М.М.,   Яшина  В.И.    Методика  развития   речи   и   обучения  

    родному  языку  дошкольников.  Учебное  пособие для  студентов  средних  

    педагогических заведений.  М.: Академия,1997

2. Бородич  А.М.    Методика   развития    речи   детей.  Учебное  пособие для  

    студентов  ВУЗов. М.: Просвещение,1981

3. Гербова   В. В.    Занятия  по   развитию  речи   в  средней   группе детского

    сада.  Пособие  для  воспитателя.  М.: Просвеение,1983

4. Гризик  Т.И.,  Тимощук  Л.Е.   Развитие речи  детей 4-5 лет.  Методическое

     пособие  для  воспитателей   дошкольных   образовательных   учреждений.

     М.: Просвещение 2004

5.  Гурович М.М.    Ребенок   и   книга.   Пособие  для  воспитателей.                            

     СПб.:  Акцидент

Источник