Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

Влияние прикладного искусства на развитие ребенка thumbnail

Влияние народного декоративно – прикладного искусства на   воспитание  детей.

Декоративно – прикладное  искусство – один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.  

О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова и др.) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.  

Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.

Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства  формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При  создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

  Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.

Список использованных источников

1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада / З.А.Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.

2. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб пособие по программе эстетического воспитания дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 248с.

4. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно – прикладным искусством / О.А.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 9. – с.42

Источник

Библиографическое описание:

Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 08.02.2021).

Народное декоративно-прикладное искусство —
одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже
в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое
внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества,
показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить
с образной стилизацией растительного и геометрического
орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он
гражданин России.

Читайте также:  Как повлиять на развитие ребенка при беременности

Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры страны планирую в соответствии с Образовательной
программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы
«Детство» под редакцией Логиновой В. И.и
Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание
приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей
страны.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в самоутверждении и признании их творческих возможностей,
я поставили основные задачи в работе по данной теме:

  1. Формировать устойчивый интерес к искусству народа России
    и народов других стран;

  2. Развивать художественно-творческие способности у детей;

  3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям
    окружающего мира;

  4. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество
    в применении ранее усвоенных способов изображения, используя
    выразительные средства.

Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы
ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной
из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала
дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным
моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”,
“Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”,
“Жостово” и др, оформила таблицы с элементами
народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности,
различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные
изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для
формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во
время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное
творчество», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Труд», «Чтение
Художественной литературы», «Музыка», дает
возможность интересно и доступно сформировать систему знаний
и умений детей по данной теме.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов:
наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,
познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном
создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора,
в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного
характера, умения найти собственный способ изображения и оформления
предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на
изделия.

Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные
и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность
в процессе которой создается что-то новое, в результате
поиска, использования, использования личного опыта, а также
знаний и умений, которые ребенок получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки
являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике
с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего
народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем
направлениям:

  • оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.

  • ознакомление детей с народным искусством

  • развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение
    образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление
    и применение

Формируя культура эстетического восприятия детей,
подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры,
украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры
и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую
игровые формы обучения, посещение нашего “музея” —
“Горницы” и выставок декоративно-прикладного
искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”,
“Масленичные гулянья”

Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно
фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным,
увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, например, “Мастера из
Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение
в мастеров-художников.

Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих
способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир
народной русской игрушки, познакомиться с её характерными
образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках
проектной деятельности познакомили детей с образами загорской,
полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки,
частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм
позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных,
застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию
игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по
его контуру, т. е. использую «жест рукой».

Познавательно-игровой проект«Традиции и обычаи
русского народа» помог развить интерес у детей к устному
народному творчеству, народным играм. В проекте использую
элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного
оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи
«Русского быта», «Русского костюма»,
«Московский кремль». В проект входят познавательный
блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные
и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д.
и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.

Читайте также:  Линейка развития ребенка по месяцам

При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения,
чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор
состоит их простейших, знакомых геометрических частей —
точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами
и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей
пословицами и поговорками: «Терпение и труд —
все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям
славу приносит».

Очень значима организация творческих заданий с целью применения
детьми полученных знаний непосредственно в той или иной
деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он
обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой
к формированию устойчивого интереса к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.

Немаловажный прием в развитии детского творчества —
проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме
разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый
ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со
сверстниками, а вечером — с родителями, услышать
добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения,
восхищения.

Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

Расширению кругозора детей в области русского
декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский
перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными
декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми
элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов),
стремилась формировать навыки творческой изобразительной
деятельности, учила использовать цвета для русских росписей,
применять разнообразные приемы, материалы и инструменты,
стремиться к созданию выразительного образа.

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием
национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата
талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине
неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают
мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных
жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям
окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты
национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся
умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое,
невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали
единомышленниками и создавали необходимые условия для
творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать
необходимую методическую помощь.

Необходимую информацию родители получают на собраниях,
в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные
стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др.
Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм».
Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я —
взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты»,
где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней
становятся выставки совместного творчества, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что
использование изделий народных промыслов углубляет знания детей
о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает
изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать
изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям
народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело
и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными
способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность
изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным
объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства
выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит,
симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи.
Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения
в самостоятельной творческой деятельности.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка
от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных,
радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения,
любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием
талантом создаются такие прекрасные вещи.

Источник

ВЛИЯНИЕ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Садило Екатерина Александровна – воспитатель

 МБДОУ д/с-13 х. Лебеди

Декоративно-прикладное искусство на современном этапе является одним из важнейших направлений совершенствования процесса всестороннего развития личности ребенка. Мир, который нас окружает, отличается сейчас чрезвычайной нестабильностью, неясностью ценностных ориентиров, повышенной агрессивностью. Ребенку грозит опасность обрасти коркой цинизма и равнодушия, как защиты от жестокого мира» или возможен душевный надлом, развитие комплекса неполноценности. Поэтому помочь ребенку приобрести уверенность в себе, научиться оценивать себя правильно,- во многом зависит от педагога дополнительного образования, который имеет возможность общаться с ребенком больше, чем учителя в школе, а зачастую, к сожалению, больше чем и родители в семье. Декоративно- прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, помогает в развитии его индивидуальности и коммуникативных способностей. Творчество способно гармонизировать противоречия, которыми пропитана наша жизнь.

Читайте также:  Влияние кист в головном мозге на развитие ребенка

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить возможность».Лессииг Д.

Люди от рождения наделены различными задатками — предпосылками для развития способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь формирования личности, зависящий во многом от окружающей среды и характера деятельности. Создать среду и грамотно определить характер этой самой деятельности в рамках занятий ДПИ -задача педагога. Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследовании. Многое зависит от педагога — от правильно организованной продуманной композиции занятия, грамотно выбранных целей, позволяющих ребенку справляться с заданиями и получать удовлетворение от проделанной работы, до создания доброжелательной атмосферы и уважительного отношения в обучении -все это будет способствовать повышению самооценки ребенка. Правильное формирование самооценки скажется на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания личной жизни. А занятия любимым делом, которые нравятся ребенку, принесут эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствующую снятию даже глубоких депрессивных состояний.

Что же такое самооценка? От чего она зависит? И какими средствами возможно повышение самооценки ребенка на уроках ДПИ? На эти вопросы я попробую коротко ответить в данном докладе.

Что такое самооценка? 

Самооценка -оценочная составляющая «Я — образа» или «Я — концепции». Это важный фактор, влияющий на поведение ребенка в ситуациях выбора, контактах с людьми и на многие другие аспекты его жизни. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка -оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.

На уровень притязаний оказывает влияние динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствует его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Психологически опасно понижение самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (так как не верит в себя, боится критики, насмешки), либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя» , чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.

Педагог ДПИ зачастую выступает в роли практического психолога, а для этого нужен опыт, плюс информированность в этой области. Знания в области психофизиологии детей позволяют лучше понимать их потребности и особенности; чтобы помочь им адаптироваться в этой жизни, вселить в них уверенность и оптимизм.

В современных условиях качественным является образование, позволяющее подрастающему поколению достойно жить в быстро меняющемся мире. Можно выделить в качестве приоритетных развитие у учащихся таких способностей, как принятие решений в конкретных ситуациях и взятие на себя ответственности за их выбор, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем, работать в команде, способность к непрерывному самообразованию. Все это напрямую зависит от адекватной самооценки.
ДПИ является практическим средством повышения творческого и интеллектуального потенциала детей , влияет на формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к жизни. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Внешкольник. Дополнительное образование. Ежемесячный информационно — методический журнал № 1 (118), 2007г.
  2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. –М.: Апрель пресс, издательство ЭКСМО –Пресс, 2001. -272 с.
  3. Дополнительное образование и воспитание, №2, №3. 2007г. (ежемесячный журнал)
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира.Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным
    психологам. — Спб.: «Тускарора», 2006. — 184с.
  5. Лободина Е. Как развить способности ребенка. — СПб: Питер паблишинг, 1997. -256с.
  6. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких, -М.: Амрита — Русь, 2004г. — 320 с.
  7. Степанова Е. Личностно — ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования. М.: ТЦ Сфера, 2006г. -128с.
  8. Столяренко Л.Д. . Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е издание. — Ростов : «Феникс», 2003. — 544с.
  9. Шпикалова Т.Я., Перовская Г.А . Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно — методическое пособие. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. — 272с.
  10. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. — М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.-184с.

Источник