Влияние папы на развитие ребенка
Рейтинг При общении с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация и самостоятельность |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Папа – это тот, кто хочет поймать вас, прежде чем вы упадете, но вместо этого поднимает вас после падения, отряхивает и позволяет вам попробовать еще раз.
Мы часто говорим о проблемах, с которыми сталкиваются матери при воспитании детей. Но давайте не забывать о той важнейшей роли, которую играют отцы в жизни и воспитании ребенка.
Роль отца не ограничивается зарабатыванием денег и оплатой счетов. Вовлеченный в воспитание отец может внести значительный вклад в социальное, когнитивное и эмоциональное развитие своего ребенка.
Кроме того, раннее вовлечение отца в процесс ухода за детьми приводит к стабильности в супружеской жизни и повышает вероятность длительного и счастливого брака после рождения первого ребенка.
Предлагаем рассмотреть семь аспектов того, как отец может повлиять на жизнь своего малыша, если с самого начала будет вовлечен в его воспитание.
1. Отец является образцом для подражания. Когда девочка подрастет, она невольно будет искать в мужчине качества, которые видела в своем отце. Нежный и любящий отец заложит в дочери желание искать спутника жизни с аналогичными качествами, к которым она привыкла и с которыми хорошо уживается.
Мальчик, в свою очередь, будет подражать своему отцу. Он будет стремиться получить его одобрение и копировать поведение, которое ему знакомо и которое он считает успешным и достойным уважения. В то же время, если отец привык доминировать и прибегать к насилию, своим примером он, скорее всего, воспитает жестокого и авторитарного сына.
2. Уникальный опыт игр с папой. Отцы и матери общаются и играют с детьми по-разному. Игры ребенка один на один с отцом, как правило, являются более стимулирующими и захватывающими по сравнению с играми с матерью. Такое взаимодействие дает ребенку возможность узнать мир и свой собственный диапазон эмоций, а также способы справляться с эмоциями в безопасной среде.
3. Развитие когнитивных функций. Отцы, вовлеченные в воспитание детей, способствуют лучшему развитию их когнитивных функций, так как склонны вести разговоры с использованием большого количества вопросов «Что?», «Где?», «Когда?» и «Почему?», а также развернутых ответов, которые помогают ребенку понять, как устроен мир. Если отцы участвуют в обучении детей, те, как правило, демонстрируют лучшую академическую успеваемость.
4. Подготовка к взрослой жизни. Хороший отец не будет делать работу или решать проблемы за своего ребенка, но всегда будет подталкивать его к тому, чтобы ребенок справился с ними самостоятельно. Отцы поощряют у детей чувство самостоятельности, независимости и уверенности в себе. Они бросают вызов ребенку, чтобы тот попытался решить проблему разными способами, что способствует формированию здоровой самооценки и чувства уверенности в себе. Эти навыки подготавливают ребенка к общению с внешним миром и решению проблем.
5. Хорошее поведение. Исследования показывают, что дети, которые имели хорошие отношения со своими отцами, проявляют хорошее просоциальное поведение в обществе и менее склонны к депрессии. Мальчики, чьи отцы были вовлечены в воспитание, имели меньше проблем с поведением, в то время как девочки, которых заботливо любили отцы, имели более высокую самооценку.
6. Дисциплина. Дисциплина является одним из самых сложных аспектов воспитания детей. Родителям очень важно сохранять спокойствие во время решения трудных воспитательных вопросов и никогда не противоречить друг другу при ребенке. Отцы могут облегчить жизнь всей семье, взяв на себя ответственность за поддержание дисциплины, поскольку они, как правило, демонстрируют большую эффективность в этом вопросе. Исследования показывают, что отцы более успешны в поддержании дисциплины у мальчиков.
7. Свобода и ответственность. Отцы находятся в положении людей, которые разговаривают со своими детьми-подростками о ценностях и убеждениях, и предлагают им свободу наряду с чувством ответственности. Вовлечение детей в совместную работу по дому также поощряет их чувство ответственности, которое делает более зрелым их мышление и дает им ощущение контроля над своими собственными успехами и неудачами.
Отец незаменим в жизни ребенка. Даже если родители не вместе, отец все равно может успешно играть свою роль. Благодаря общению с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация, социальные навыки, самостоятельность и независимость. Такие дети вырастают более чуткими, имеют лучшие отношения в социуме и гораздо эффективнее справляются со стрессами и разочарованиями.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.91 из 5 на основе
11 оценок.
Развитие ребенка
16.02.2017
Источник
Влияние отца на психическое развитие ребенка
(Консультация для родителей)
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.
Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это не свойственно для большинства современных отцов.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.
Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».
Практические рекомендации
- Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.
Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.
- Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
- Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.
- Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.
- Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
- Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
- Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
- Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
- Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.
Источник
Сегодня будет большая и сложная тема! Помните, что в своей работе, своей практике я всегда встаю на сторону ребенка. Даже если этому ребенку уже 40 лет. Психосоматика закладывается с детства, и роль отца очень важна в жизни ребенка. Почему — разбираем дальше!
Начало отцовства
Естественно, отец является нечто большим, чем донором спермы. Однако это не означает, что сбрасывается со счетов важнейшая и универсальная часть «эффекта отца» — генетическая информация. В первую очередь, существует риск того, что от отца по наследству может передаться какая-либо болезнь, в связи с этим, если в отцовской семье было такое, то перед зачатием требуется консультация с врачом-генетиком.
Также есть эпигенетика – это изменения в деятельности генов, которые вызваны стилем жизни, окружающим миром и иными факторами извне. Ранее за переданные по наследству заболевания обвинялась мать. Но новейшие исследования доказывают, что возраст папы, его жизнь перед зачатием ребенка очень мощно влияют и на здоровье, и на судьбу его будущих детей.
«Эффект отца» — под этим понятием скрыты все достоинства присутствия отца в жизни ребенка.
«Отцу и ребенку достаточно быть вместе в течение минимального времени для проявления данного эффекта. Даже если смотреть телевизор вместе с ребенком, то для него это очень много значит», — отмечает специалист по детско-родительским отношениям Пол Амато (Университет штата Пенсильвания, США).
Детям необходим отец – доказано научно
Необходимость любящего и заботливого отца для роста и развития ребенка является не субъективным мнением, а объективным и доказанным фактом. Хотя большая часть исследований о родителях проводится, изучая материнскую роль, но в последнее время становится более понятна тема хорошего отцовства.
Исследования показывают, что, если папа принимает активное участие в воспитании ребенка, то снижается риск того, что дитя пойдет «по кривой дорожке» (не окончит школу, попадет в места не столь отдаленные) по сравнению с детьми, у которых отец вечно на работе или же он отсутствует вообще.
С позиции психосоматики отсутствие отца влияет на детей самым негативным образом. Девочки становятся жесткими, мальчики, наоборот, мягкими.
Ребенок, который близок с папой, не устремлен рано начинать половую жизнь, он вообще старается избегать риска, ведет себя адекватно по сравнению с теми, кто лишен отца. Воспитанный в хороших дружеских отношениях с отцом ребенок, став взрослым, как правило, устраивается на престижную работу, получает отличный доход, заводит крепкую семью. Жизнь такого ребенка складывается удачно. Помимо этого, дети ответственных отцов обладают хорошим уровнем IQ уже в три года и имеют меньше психологических сложностей на протяжении всей жизни.
Отцы нашего времени сами хотят принимать активное участие в жизни ребенка. Так было, конечно, не всегда. Взгляд на отцовство изменился сравнительно недавно.
Пятьдесят лет назад папы не заботились о своих детях
До 1960-1970 гг. отцы не поддерживали своих жен на родах и не заботились о новорожденных детях. Было такое мнение, что отец необходим для обучения уже подросшего ребенка ходьбе, далее игре в прятки, для обучения езде на велосипеде, плаванию. А возятся с младенцами пусть мамы, бабушки и няньки.
Но исследования, которые проводились в течение последних десятков лет, утверждают, что чем быстрее будет включенность отца в воспитание, тем лучше. Например, у отцов, которые активно вовлечены сначала в процесс беременности (консультации с врачами, УЗИ), а потом присутствуют на родах, изначально происходит установление особой сильнейшей эмоциональной связи с ребенком, продолжающейся всю жизнь.
Естественно, отец не ключевое звено, когда плод только развивается, после начального генетического вклада папы ждут появления на свет своих детей, но вынашивание и роды – стадия начала «эффекта отца», и это очень важно.
Ребенку важно качество времени, которое он провел с отцом
Повезло отцу, проживающему в одном месте со своим ребенком и каждый день посвящающему ему немного времени. Естественно, что такой отец больше влияет на ребенка, по сравнению с тем, которого постоянно нет дома.
Папам, живущим отдельно от детей, труднее исполнять свои обязанности и принимать активное участие в их воспитании. «Нужно писать, звонить, быть на связи, даже если вы далеко не рядом, ребенок почувствует заботу и то, что папа не забывает о нем», — говорит социолог Мэрси Карлсон (Университет штата Висконсин).
«Если на данный момент вы не можете сделать даже этого, то помогайте ребенку хотя бы финансово. В будущем это получит позитивное отражение на ваших отношениях», — рекомендует социолог.
«Включиться в воспитание и просто находиться рядом – это разные вещи. Детям важно не количество времени, которое они провели с отцом, а его качество», — утверждает Мэрси.
Ключевой фактор в воспитании – эмоциональное тепло в общении с ребенком. Если отец занимается детьми большое количество времени, но равнодушен к ним или ругается на них, то здесь нет ничего хорошего.
Отцы наделены уникальными способностями
Мужчины нередко задаются вопросом, зачем им уделять время и растрачивать энергию на младенца, который первые два года обо всем сразу же забывает. Необходимо понять ситуацию полностью.
Исследования доказывают, что если в первые месяцы папа присутствует в воспитании, то ребенок имеет очень много эмоциональных, социальных, интеллектуальных достоинств. Например, у малышей, отцы которых постоянно были с ними в возрасте одного месяца, выше IQ в один год.
Идентичные результаты были выявлены у недоношенных младенцев, о которых папы заботились со времени появления на свет, а еще у девятимесячных малышей, постоянно игравших с отцами.
После первого года жизни «эффект отца» выражается еще больше. Исследования доказывают, что регулярное участие отца в воспитании ребенка (кормить, играть, читать книжки) очень полезно для него.
Причем, вероятно, что у пап есть уникальные способности. К примеру, они эффективнее, чем мамы обучают детей плавать: наверное, потому что у отцов меньшая склонность к проявлению гиперопеки и нет страха рисковать.
Считается, что сыну папа нужен больше, и исследования подтверждают это. Мальчики, которые растут без пап, чаще имеют трудности в общении с окружающими, им сложнее завести семью.
Именно папы являются ключевым звеном в социализации детей. Огромное исследование (при участии 9000 человек) выявило, что смерть папы оказывает наиболее сильное влияние на сына, чем на дочь.
- Детям очень нужны отцы. Не только сыновьям, но и дочерям.
- Девочки подросткового возраста хотят тепло общаться с папой.
Большое количество исследований доказывает, что до того, как наступает подростковый период, «эффект отца» аналогичен для мальчиков и для девочек. Дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, имеют много преимуществ по сравнению с теми, у кого не было отцовской вовлеченности в процесс развития. В начале пубертата папы неожиданно начинают много значить в сексуальном детском поведении.
Очень выражен данный феномен у девочек подросткового возраста. Если дочь и отец доверяют друг другу, то у дочери вряд ли ожидается ранняя половая жизнь, вступление в беспорядочные связи или незащищенные половые акты.
«Когда мы говорим о дочерях подросткового возраста, то в этом случае следует найти время, чтобы послушать их, поговорить об их проблемах, узнать, что для них важно, что происходит в их жизни. Это убережет девочек от большого количества опасностей», — рекомендует папам специалист по данной теме Даниэль Дель-Приоре.
Как быть хорошим отцом
Для этой цели необходимо делать много всего. Но ничего — невозможного!
- Вести ЗОЖ еще до зачатия. Чтобы у ребенка был самый лучший, с точки зрения генетики, жизненный старт.
- Проявлять заботу по отношению к матери при вынашивании и родах для наиболее раннего установления связи с ребенком.
- Учиться игре и общению с малышом, даже если он ничего не запоминает.
- Советовать дочке-подростку, что правильнее сделать в различных случаях.
Это всего лишь мелочи отцовского поведения. Важно не просто механическое выполнение всех научных рекомендаций, а реальное вкладывание в отцовство всей своей широкой души. Всегда нужно помнить, что ребенок постоянно наблюдает за папой и перенимает от него много всего.
Потому, все, что делает отец, очень много значит. То, как себя ведет папа, оказывает огромное влияние на то, каким человеком станет ребенок во взрослом возрасте.
Источник