Влияние памяти на развитие ребенка
Татьяна Тимошенко
Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста»
Огромную роль в развитии детей играет память. То, что ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения. Приобретает умения, навыки. Привычки – это связано с работой памяти. Память – это запоминание, узнавание и воспроизведение различного материала. Ребенок может рассказать выученное стихотворение, использовать в игре усвоенные правила, а также правильно повторить показанные ему движения. Потому что это он запомнил. Иногда у ребенка не получается воспроизвести предмет, вспомнить стихотворение, но он узнает эти объекты, когда снова станет их воспринимать.
Важнейшей задачей обучения является усвоение знаний, которыми ребенок может легко пользоваться. От того, как осуществлялось запоминание, как оно, было, организовано зависит точность. Полнота и легкость воспроизведения.
Запоминание, как и воспроизведение. Может носить непроизвольный и произвольный характер. В связи с этим памятьделится на два основных вида: непроизвольную и произвольную. Непроизвольное запоминание-это запоминание материала, не требующее постановки цели запомнить. Например, непроизвольно запомниться ребенку могут новые, яркие, красочные предметы. Благодаря особенностям объектов, подборке необходимого материала, воспитателю удается руководить процессом непроизвольного запоминания. Однако, все дети индивидуальны в своем развитии. Поэтому, к одному и тому же предмету они отнесутся по-разному. Если у одного ребенка он вызовет непроизвольное внимание, заинтересует его, то у другого этот же предмет не оставит в памяти никакого следа, т. е. оставит равнодушным.
Также непроизвольно может запомниться то,что повторяется много раз: дорога, по которой ребенок ежедневно ходит со взрослыми в детский сад или расположение игрушек, которые необходимо убирать после игры. Однако. Нельзя понять природу непроизвольной и памяти по внешним особенностям объектов или частоты их воздействия. Так как на все из того, что многократно повторяется, нами непроизвольно запоминается.
Непроизвольно в нашей памяти запоминается то, с чем мы постоянно взаимодействуем. Исходя из этого, руководить непроизвольной памятью детей дошкольного возраста – значит разнообразить их деятельность.
На развитие памяти благоприятно воздействует речевая деятельность детей. Ребенок хорошо запоминает предметы, которые воспринимает. Когда называет их. Активно овладевая речью, дети часто выделяют звуковую сторону в стихотворениях, потешках, словах. Им интересно играть в слова и звуки, произносить новые звукосочетания, что оказывает положительное влияние на запоминание ими словесного материала.
Восприятие детьми литературных произведений также играет огромную роль для развития непроизвольного запоминания. Ребенок сочувствует герою, ставит себя на его место. Такие формы как драматизация, игровое действие, чтение в лицах помогают лучше запомнить стихотворение.
Важным средством развития памяти является картинка. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Работая с картинками. Воспитатель помогает детям запомнить те предметы, которые на них изображены. От того, какую деятельность с картинками будут осуществлять дошкольники, будет зависеть, сколько предметов они непроизвольно запомнят. Дети запоминают небольшое количество изображений, если они просто рассматривают картинки, не отыскивая в них сходства и различий.
А когда дети сравнивают картинки между собой, находят в предметах общие признаки, то у дошкольников возрастает непроизвольное запоминание. Поэтому, чем активнее деятельность детей с материалом, тем продуктивнее непроизвольное запоминание ими этого материала.
Поскольку детям лучше запоминается то. Что интересно. Следует воспитывать их любознательность, расширять интересы детей. Именно интерес способствует успешному выполнению работы. Если ребенок равнодушно относится к заданию. То он плохо его запоминает. И, наоборот, у ребенка, которого развито чувство ответственности, серьезнее относиться к своему занятию. Вот почему важно формировать у детей ответственное отношение к своей деятельности, потому что от этого зависят результаты непроизвольного запоминания.
Непроизвольная память у маленького ребенка является господствующей, но даже в следующие годы имеет важное значение, так как обогащает знания ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти очень важен для развития произвольной памяти у дошкольников.
Развитие произвольной памяти начинается с задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить возникает, раньше цели запомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является высокий уровень непроизвольной памяти. И чем богаче знания детей, тем больше возникает возможности у них вспомнить. Педагоги часто побуждают детей запоминать и воспроизводить. Но одного требования воспитателя, конечно, мало. Важно, чтобы ребенком была поставлена цель. Дети ставят цель запомнить при выполнении поручений взрослых или в процессе игры. Дети во второй младшей группе стремятся запомнить при выполнении поручений взрослых, а в средней группе – в процессе игры. Наблюдая за особенностями поведения дошкольников, можно сделать вывод, принимает ребенок цель или нет. И если ребенок, выслушав содержание поручения, старается его передать, то можно сказать. Что ребенок принимает цель запомнить.
Но не только в игре дети выделяют и принимают цели. Большую роль играют рассказы об увиденном, наблюдения в природе, беседы, разучивание стихотворений, счет предметов, а также лепка, рисование и конструирование по образцу. Просто поставить перед ребенком задачу мало, надо научить его, как запоминать, что необходимо делать для этого.
Произвольное запоминание подразделяется на механическое и логическое. Механическое запоминание построено на неоднократных повторениях, не проникая в сущность предметов или явлений. Например, ребенок может запомнить считалку или стихотворение, потому что много раз слышал эти слова в нужной последовательности. К механическому заучиванию приводит то, что дети плохо понимают трудный материал. Для маленького ребенка задача запомнить- это значит воспроизвести материал со всеми деталями, что приводит к стремлению копировать. Недостаточный словарный запас детей затрудняет возможность заменять одни слова другими, что не говорит об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят.
Логическая память развивается в процессе мыслительной деятельности детей. Что значит научить детей думать? Это значит научить их анализировать.Необходимо обучать детей разным мыслительным операциям: сравнение, обобщение и классификация и т. д., что является способами логического запоминания.
Какими способами запоминания пользуются дошкольники? Прежде всего, это слушание или рассматривание, восприятие и называние объектов. Важным приемом считается повторение материала, его разнообразие. Более продуктивным является способ — смысловое соотнесение. Это когда устанавливается смысловая связь между словом и картинкой (например, к слову молоко ребенок выбирает картинку, на которой изображен стакан). Важный способ логического запоминания — это классификация. Если ребенок не пользуется логической обработкой материала, то продуктивность запоминания, ниже, чем в тех случаях, когда дошкольники анализировали материал, обобщали, устанавливали связи между объектами.
Таким образом, у дошкольников память развивается в процессе воспитания, обучения, формирования у них способов логического запоминания.
Источник
Мозг человека способен сохранять информацию об окружающем мире. Детская память своеобразна.
Характеристика
Память характеризуется способностью сохранения следов каких-то фактов и явлений в хранилище головного мозга с последующим воспроизведением.
У детей сначала проявляется наглядно-образная память. За время обучения в школе происходит формирование остальных видов.
Личности свойственно регулирование процесса закрепления в мозгу новых сведений. Только человек способен управлять формированием, развитием мыслительной деятельности и пополнением объёма памяти.
Основные этапы:
- запоминание начинается с мысленного кодирования поступающей информации;
- сохранение сведений в архиве мозговых структур происходит посредством организации и распределения новых знаний;
- воспроизведение извлекаемых из памяти нужных данных зависит от основы структуры, в составе которых они фиксировались.
Виды
Произвольность и непроизвольность запоминания определяется конкретными условиями: намеренно или случайно человек усвоил информацию. Произвольная память срабатывает при желании индивидом запечатлеть факты в голове. Непроизвольная память представляет собой механическое фиксирование воспринятых мозгом сведений.
Оперативной памятью называют короткую мыслительную деятельность на период удержания в голове исходных данных при выполнении определённых действий, например, во время решения задачи.
По длительности сохранения различной информации бывает кратковременная и долгосрочная память. У детей в возрасте от 5 до 11 лет существенно улучшается краткосрочная память. Способы восприятия сведений позволяют вычленить другие её разновидности.
- Образная память сохраняет новые данные, полученные с помощью органов чувств. Она подразделяется на осязательную, обонятельную, зрительную, слуховую и вкусовую.
- Словесно-логическая память направлена на закрепление в мозгу текстов, представленных словами. Этот вид мозговой деятельности свойственен только человеку. При его реализации задействуется слухоречевой аппарат.
- Двигательная память отвечает за запоминание разных движений. Этот вид мыслительной деятельности формирует у детей моторику пальцев, письмо, ходьбу, бег.
- Эмоциональное запечатление событий тесно связано с различными переживаниями: радостью, страхом, огорчением и другими эмоциями.
- Мозговая деятельность может отличаться феноменальной особенностью запоминания информации и точностью воспроизведения.
Особенности механизма запоминания
В раннем детстве преобладает непроизвольный вид памяти. Малыш запоминает сильные эмоции и то, на что взрослые направляют его внимание. В отличие от раннего периода жизни, у младших школьников память регулируется и управляется психической деятельностью. В первом классе дети начинают усваивать новые знания осмысленно. Отличительные черты запоминания у детей школьного возраста связаны с попытками мысленной систематизации информации.
Организация учебной деятельности в школе благоприятствует развитию различных анализаторов, помогающих хорошей усвояемости учебного материала.
Психологические установки на длительное его сохранение в голове способствуют эффективности процесса обучения. Исследование развития детской памяти позволило выделить несколько возрастных этапов.
До 2 лет
У новорождённых детей двигательные впечатления имеют очень большое значение. Сначала начинает развиваться моторная память. Младенец запоминает движения, воспроизводит их. Его знакомство с миром тесно связано с тактильными ощущениями. Первым признаком запоминания является узнавание крохой звуков, издаваемых погремушкой. Младенец пытается повторить их, удерживая и покачивая в руках игрушку. Он трогает предметы, облизывает их, перебирает руками. Через прикосновения происходит активизация мозговой деятельности, появляются новые нейронные связи.
Малыш узнаёт членов семьи. Младенец улыбается им. К концу первого года жизни формируется умение самостоятельно передвигаться в пространстве. Приобретаемый двигательный опыт способствует формированию памяти. Дети помнят происходящие события совсем непродолжительное время. Ранние воспоминания у людей обычно отсутствуют.
До 6 лет
Большинство людей запоминает фрагменты своей жизни с 2-3 лет. В это время малыш учится умываться, застёгивать пуговицы, зашнуровывать обувь. Возраст характеризуется формированием социальных навыков и развитием долговременной памяти. Ребёнок начинает говорить и понимать речь окружающих.
Особенно надолго сохраняются в архиве мозга яркие события, вызвавшие наибольший интерес у малыша.
Лучше всего запоминаются сведения, связанные с определённым сюжетом или игрой. Дошкольник разбирается в цветовых оттенках, знает цифры и буквы. В данный отрезок времени включается воображение и образное мышление, которое отличается от мыслительной деятельности более раннего возрастного периода своей прочностью.
До 12 лет
Перед началом учебного процесса ребёнок способен совершать простые математические действия. Долгосрочная память развивается естественным образом, улучшается её качество. У первоклассников происходит значительная перестройка в структурах головного мозга при закреплении учебного материала.
В начальной школе начинает формироваться произвольное внимание. Ребёнок способен запоминать информацию осмысленно.
В этот период совершенствуется словесно-логическая мыслительная деятельность.
Установка второклассника на длительность удержания в голове информации связана с систематической проверкой учителями знаний, полученных в 1 классе. Для лучшего усвоения и запоминания информации нужно регулярно её повторять. Ребёнок учится запоминать целенаправленно.
Старше 12 лет
После того как ребёнку исполнится 12 лет, мозг начинает работать в полную силу. Мозговая деятельность мало чем отличается от работы мозга взрослого человека. В это время особенно рекомендуется посещение школьниками различных кружков и секций.
Причины плохой памяти
Очень важно начинать тренировку процесса запоминания с младенческого возраста. В дальнейшем полная или недоразвитая важнейшая психическая функция отражается на усвоении учебного материала, успеваемости школьника.
Недостаточный объём памяти и низкий уровень запоминания приводит ребёнка к потере веры в собственные силы и способности.
Симптомы нарушения прослеживаются в забывании имён знакомых людей, сложности воспроизведения сюжета неоднократно прочитанной сказки, выпадение из памяти недавних событий. Насторожить должна неспособность распознания своих вещей среди рядом лежащей одежды посторонних людей.
Каждый родитель способен справиться самостоятельно с небольшим снижением объёма усваиваемого ребёнком учебного материала. При возникновении серьёзных проблем необходимо обратиться к психологу или неврологу. Стойкие нарушения возникают крайне редко.
Слабая продуктивность детской памяти объясняется разными причинами. Нарушение процесса запоминания может быть вызвано нерегулярным выполнением домашних заданий. Такие дети не владеют приёмами запоминания и воспроизведения нужной информации. Проблемы с запоминанием могут возникать из-за рассеянного внимания школьника.
Причинами нарушения мыслительных процессов служат сильные переутомления.
Необходимо чередовать учебную деятельность с отдыхом. Слабая продуктивность запоминания может быть следствием заболеваний и черепно-мозговых травм. Фиксационная амнезия приводит к потере способности запоминать полученные сведения. Иногда происходит непреднамеренная замена реальных событий ложными воспоминаниями, которые заполняют провалы в памяти.
Описание развивающих методик
Есть много средств развития памяти у детей. Самыми популярными методиками являются методы, разработанные Гленном Доманом и Монтессори. Первая методика первоначально была разработана как способ коррекции детской памяти, имеющей отклонения в области запоминания информации. Затем она была адаптирована для всех малышей.
Методика Монтессори предполагает форму обучения в игровой форме с проявлением детской самостоятельности.
Рекомендуется полный отказ от роли учителя и ученика. Особенностью техники является самостоятельный выбор малыша, чем он будет заниматься. Родитель только наблюдает.
Существует множество интересных и эффективных развивающих методик. Рассмотрим некоторые из них.
- Пазлы помогают развить моторику, усидчивость, внимание и память у детей любого возраста. Собираемое изображение должно соответствовать возрастному периоду. Регулярная сборка разрозненных кусочков в единое панно способствует достижению хороших результатов в процессе развития внимания и запоминания.
- Малыши очень любят рассматривать перепутанные картинки. Предложите ребёнку определить несоответствие персонажа и изображённого действия. Затем пусть расскажет, как можно исправить ошибки. Малыш должен заметить, что вместо медвежонка в летящую ступу следует поместить Бабу Ягу, Красной Шапочке надо поменять головной убор, а стрелу нужно передать Ивану Царевичу.
- Слуховую память можно улучшить с помощью аудиозаписей. Включайте несколько раз в неделю интересные рассказы, сказки. Лучше всего устраивать совместные прослушивания. Малышам хорошо подходят детские песенки и коротенькие стихи. Предлагайте ребёнку пересказывать тексты максимально правильно. Аудиозапись можно заменить чтением вслух.
Развитие с помощью игр
Вовлечение детей в игровые занятия помогают им увеличить объём памяти, ускорить процесс извлечения нужной информации. Игры позволяют ребёнку справиться с имеющимися проблемами при запоминании.
Хорошо улучшает слуховую память групповая игра в снежный ком. Сначала один малыш называет любое слово, другой ребёнок повторяет его и добавляет своё слово. Следующий малыш повторяет произнесённые двумя предшествующими детьми слова и придумывает ещё одно. И так поочерёдно каждый дополняет словесную цепочку, которая нарастает, как снежный ком.
Прекрасно развивает внимание, усидчивость и память игра в лабиринт.
Головоломка предполагает поиск пути через прохождение большого количества тупиков и запутанных ходов, преодоление которых приводит к конечной точке.
Детям можно предложить определить на ощупь мелкие предметы в мешке. Подглядывать запрещается. Малыш берёт в руку любую попавшуюся вещь и угадывает, что он держит, а затем вытаскивает из мешка.
После просмотра мультфильма нужно включить его ещё раз без звука. Ребёнок должен сам описывать происходящие события и воспроизводить диалоги.
Существует много специальных мультипликационных фильмов, развивающих интеллект малышей.
В них содержится большое количество головоломок и задач, требующих от ребёнка проявления интеллектуальных способностей.
Предложите ребёнку делать зарисовки предметов, названия которых произносит вслух родитель. Сначала для рисования предлагают простые вещи: стол, платье, трактор. Затем берут более сложные понятия: полёт, радость, детство. Периодически предмет, действие или явление дополняют определением: модное платье, тёмно-синий трактор, счастливое детство.
Еще одно задание – воспроизведение рисунка по памяти после рассматривания в течение 30 секунд предложенной родителем картинки. Можно предложить малышу посмотреть на квадрат с нарисованными точками внутри него, через несколько секунд картинку убрать и положить на стол лист с пустым квадратом, в котором ребёнок должен правильно расставить точки.
Рекомендации специалистов
В психологии известно немало способов эффективного улучшения детской памяти с учётом индивидуального подхода к малышу. Начинайте с более лёгких заданий. Когда ребёнок уяснит все инструкции, можно потихоньку усложнять тренировки. Стимулируйте малыша призами, внедряйте соревновательные и игровые моменты. Придумывайте игры, в которые будут вовлечены все члены семьи.
Не тревожьтесь и не отчаивайтесь, если у ребёнка получается не всё. Учитывайте его настроение, добавляйте новые задания.
Помните, что чересчур сильная нагрузка на детский мозг приводит к отрицательному результату, поэтому малышу необходимо вовремя отвлечься от тренировочного материала и хорошо отдохнуть.
Обязательно делайте с детьми дыхательную гимнастику, помогающую снять лишнее телесное напряжение и насытить мозг кислородом. Следите за соблюдением ребёнком распорядка дня. Он должен хорошо спать для восстановления сил. Обеспечьте малышу полноценное питание. Все микроэлементы и витамины, полезные для работы мозга, должны усваиваться организмом в достаточном количестве.
Источник