Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно

добавлена 26 июня в 10:37

В МБОУ ДО Бутурлиновский Дом детского творчества с нового учебного года начнет свою работу объединение технической направленности «Радиотехника, возобновляемые источники энергии и компьютерные технологии».
Для реализации данной программы закуплено новое современное оборудование в рамках мероприятия «Создание новых мест дополнительного образования детей», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Данное оборудование позволит обучающимся раскрыть

Районная патриотическая акция
«Стена Памяти»
Уважаемые жители Бутурлиновского муниципального района!
В период с 20 мая 2020 по 10 июня 2020 года на территории нашего района продолжается районная патриотическая акция «Стена Памяти», посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Жителям Бутурлиновского муниципального района предлагается подобрать в семейных альбомах фотографии родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне – ветеранов войны и трудового фронта

День защиты детей – праздник счастливого детства! Мы предлагаем вам принять участие в районной акции, которая пройдет по номинациям:
1. Онлайн — выставка детских рисунков «Здравствуй, лето» -челендж (фото на тему: «Как мы встречаем лето» ).
2. «Здоровое, спортивное лето» краткий видеоролик
3. «Творческое лето»-видео творческого номера в исполнении детей.
4. Челлендж «Улыбашки — Одуванчики» .
Приглашаем всех желающих детей в возрасте от 2 лет и старше принять участие в челлендже. Что для этого на

«Лето в режиме on-line». С 1 июня 2020 на территории Воронежской области в целях организации полезной занятости детей школьного возраста стартует проект «Лето в режиме on-line». Лето онлайн будет организованно на базе платформы https://дистантврн.рф. Планируется проведение областных и муниципальных профильных лагерей различной тематической направленности с применением дистанционных технологий.Ждем вас на наших мероприятиях!

Дорогие выпускники 2020 года! Сегодня вы прощаетесь со школой и вступаете во взрослую жизнь, для вас звенит последний школьный звонок. Под его звуки вспоминаются все школьные поражения и победы, радости и горести, первая любовь, первый учитель и становится немного грустно… Желаем вам дальнейшей успешной учебы, верного выбора профессии, легких побед и новых достижений, новых полезных знакомств и увлечений!
Сегодня в школах нашего города прозвенят Последние звонки, запись которых сможет посмотр

Пятая тема- это «Воздушный шар мечты»
Выпуск шаров в небо – одна из традиций на Последнем звонке. Перенести её в онлайн-формат можно следующим способом: каждый ученик берёт свой шарик, который он приготовил заранее, аккуратно пишет на нём маркером своё желание и отпускает его в небо. В комментариях ждем фото и видео ролики!

И заключительная тема-это финальная песня «по строчке»
Часто последний звонок заканчивается исполнением прощальной песни. Это не всегда хор на 100 человек. В последние годы инициативные выпускники готовят красивое исполнение песни-переделки, проверенного хита под минусовку или в сопровождении музыкальных инструментов. Это красивый финал последнего звонка в онлайн-формате и памятный клип одновременно.

Четвертая тема-это стихи и благодарственные слова учеников
Сейчас соцсетях есть много примеров клипов, созданных из смонтированных фрагментов, на которых каждый участник говорит какие-то слова и «передает» из кадра в кадр какой-то предмет. Это может быть ручка, книга, цветок, бумажный самолетик, мягкая игрушка, яблоко и т.д. Жаль, колокольчик есть не в каждой квартире.
Договоритесь, как именно будете снимать такое видео (вертикально или горизонтально, на улице или в помещении, в какой примерно о

Третья тема-это танцевальные флешмобы.
Это популярные выступления выпускников, учителей, иногда и родителей. Каждый танцевальный флешмоб требует большого количества репетиций, что в период самоизоляции сделать не получится. Кто-то один может подобрать музыку, записать движения и разместить ссылку на обучающее видео . Все остальные эти движения разучивают и записывают на мобильные телефоны. Остается выбрать удачные фрагменты и смонтировать один танец на всех. Особенно эффектно выглядит картинка-к

добавлена 11 июля в 22:20

С праздником, дорогие выпускники!

добавлена 10 июля в 18:12

Воспитанники и педагоги МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» приняли активное участие в муниципальных онлайн-мероприятиях, посвященных Всероссийскому Дню семьи, любви и верности!

Средняя группа  МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!

Вторая младшая группа «Б» МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!

Подготовительная к школе группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!

Группа раннего возраста МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!

Источник

Автор: Ковтун Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Синеглазка»
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Практикум для родителей
Тема: «Влияние окружающего мира на развитие ребенка»
Дата публикации: 14.06.2017
Раздел: дошкольное образование

«Влияние окружающего мира на развитие ребёнка»

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму»

( китайская пословица).

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.

Знакомство с

бесконечными,

постоянно

изменяющимися

явлениями,

начинается

с

первых

лет

жизни

малыша.

Явления

и

объекты

природы

привлекают

детей

красотой,

яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок

обогащает свой чувственный опыт.

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего

мира,

тем

больше

у

него

возникает

вопросов.

Основная

задача

взрослого

состоит

в

том,

чтобы

помочь

ребёнку

самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Общение

Читайте также:  Песни для развития ребенка 3 года

детей

с

природой

не

столько

интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия

детей

с

природой,

приносящая

радость,

развивающая

гуманные

чувства

и

правильное

отношение

к

природе,

ко

всему живому.

Чем больше органов чувств задействовано в познании,

тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

Следовательно,

расширяются

его

п р е д с т а в л е н и я ,

позволяющие

ему

сравнивать,

различать,

активно

размышлять и сомневаться.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда

новых

впечатлений,

любознательность,

постоянное

стремление

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые сведения о мире традиционно рассматриваются как

важнейшие

черты

детского

поведения.

Исследовательская,

поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он

настроен

на

познание

мира,

он

хочет

его

познать.

Исследовать,

открыть,

изучить

значит

сделать

шаг

в

неизведанное. Это огромная возможность для детей думать,

пробовать,

искать,

экспериментировать,

а

самое

главное

самовыражаться. Необходимо

помочь детям в проведении

этих исследований, сделать их полезными.

В

поисково-исследовательской

деятельности

дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить

присущую

ему

любознательность,

упорядочить

свои

представления о мире.

Развитие исследовательских способностей ребёнка —

одна

из

важнейших

задач

современного

образования.

З н а н и я ,

п о л у ч е н н ы е

в

р е з у л ь т а т е

с о б с т в е н н о г о

эксперимента,

исследовательского

поиска

значительно

прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что

получены репродуктивным путём.

В

дошкольном

возрасте

экспериментирование

является

ведущим, а в первые три года — практически единственным

способом познания мира. Например, строительные игры с

песком,

водой

помогают

решить

многие

проблемные

ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый

— нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке;

каким

вещам

вода

на

пользу,

а

каким

во

вред?

Все

эти

вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать

выводы.

Только через действие ребёнок сможет познать

многообразие окружающего мира и определить собственное

место в нём.

Источник

Мозг, как и дом при строительстве, базируется на прочном фундаменте. Фундамент закладывается ещё до рождения, и этот процесс является чрезвычайно важным в течение первых трёх лет жизни. Клетки мозга являются «сырьевым» материалом так же, как и пиломатериалы являются сырьём при строительстве дома. А опыт и взаимодействие ребёнка помогают строить здание, прокладывать электропроводку и красить стены.

В статье расскажем, как происходит строительство мозга малыша и какие наши действия помогут ему полноценно развиваться.

Фото Ольги Горевой

Как происходит развитие детского мозга

Мозг является частью центральной нервной системы и играет решающую роль в управлении многими функциями организма, включая как произвольную деятельность, например, ходьба или речь, так и непроизвольную, например, дыхание или моргание.

Мозг имеет два полушария, каждое из которых состоит из четырёх долей. Доли имеют многочисленные складки, и не все складки созревают одновременно. Химические вещества, способствующие развитию мозга, высвобождаются волнами, в результате чего различные участки мозга развиваются в предсказуемой последовательности. Временные рамки этих изменений в развитии объясняют, в частности, почему существует лучшее время для определённых видов обучения и развития.

Различные участки мозга контролируют различные функции. Большинство видов деятельности, которые мы считаем умственным трудом, такие как мышление, планирование, запоминание, выполняются корой головного мозга. Другие части мозга отвечают за память и обучение, в том числе таламус, гиппокамп, миндалевидное тело и базальный передний мозг. Гипоталамус, миндалевидное тело и другие части головного мозга также играют важную роль в реагировании на стресс и в контроле над эмоциями.

Основными строительными блоками мозга являются нейроны — нервные клетки, составляющие центральную нервную систему.

Мозг начинает формироваться пренатально, примерно через три недели после зачатия. Мозг плода вырабатывает примерно в два раза больше нейронов, чем ему понадобится — это запас прочности, который повышает шансы новорождённого на здоровый мозг.

При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов. Это примерно столько же, сколько звёзд в галактике Млечный Путь, и это почти все нейроны, которыми когда-либо будет обладать мозг.

Иллюстрация с сайта estestvoznanye.ru

У каждого нейрона есть один аксон и много дендритов. Аксон — это выходящий отросток, который посылает импульсы другим нейронам. У каждого нейрона также есть много дендритов — это короткие, похожие на волосы входящие отростки, которые получают импульсы от других нейронов. Таким образом, нейроны идеально сконструированы для формирования соединений, так называемых синапсов.

Синапсы — соединения между клетками мозга. При рождении человеческий мозг находится в удивительно незавершённом состоянии. Большинство из его 100 миллиардов нейронов ещё не связаны между собой. Формирование и укрепление этих связей являются ключевыми задачами раннего развития мозга.

Связи между нейронами формируются по мере того, как растущий ребёнок исследует окружающий мир и формирует привязанность к родителям, членам семьи и другим, заботящимся о нём людям.

В течение первых десяти лет жизни мозг ребёнка формирует триллионы связей или синапсов. Аксоны соединяются с дендритами, а химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, помогают посылать импульсы через образовавшиеся синапсы.

Каждый отдельный нейрон может быть связан с 15 000 других нейронов, образуя сеть нейронных путей, которая является чрезвычайно сложной. Эту сложную сеть иногда называют проводкой или схемой мозга. По мере созревания нейронов создаётся всё больше и больше синапсов. При рождении количество синапсов на нейрон составляет 2 500, но к возрасту трёх лет это количество достигает 15 000 синапсов на нейрон.

Читайте также:  Образец индивидуальной программы развития ребенка с овз

Это всё равно, что в Инстаграме вместо 100 друзей у вас вдруг стало 600, каждый из которых, в свою очередь, также имеет 600 друзей.

По мере взросления ребёнка количество нейронов остаётся относительно стабильным, но каждая клетка растёт, становясь больше и тяжелее. Частично этот рост связан с тем, что дендриты ветвятся, образуя разветвлённые дендриты, которые могут принимать сигналы от множества других нейронов.

Нейронная сеть расширяется в геометрической прогрессии. Но если связи используются не регулярно или недостаточно часто, мозг их ликвидирует. Поэтому опыт играет решающую роль в развитии мозга маленького ребёнка.

Что всё это значит. Развитие мозга не прекращается после периода раннего детства, но именно в этот период закладывается фундамент, на основе которого мозг продолжает развиваться. Раннее детство — это время строительства либо прочного фундамента, либо хрупкого и ненадёжного. Ранние годы очень важны для развития, которое продолжается на протяжении последующих этапов детства, юности, а также во взрослой жизни.

Окна возможностей в развитии ребёнка

Окна возможностей (в Монтессори мы называем их сензитивными периодами — прим. ред.) — это периоды особой чувствительности в жизни ребёнка, в рамках которых происходит овладение определёнными видам деятельности. Например, учёные определили, что нейроны, отвечающие за зрение, начинают активно посылать и принимать сигналы в возрасте от 2 до 4 месяцев, а интенсивность их работы достигает пика в возрасте 8 месяцев. Поэтому именно в этот период дети начинают проявлять активный интерес к окружающему миру.

Рассмотрим несколько примеров.

Зрение. Острота зрения развивается с рождения до 6–7 лет; бинокулярное зрение развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении младенцы могут видеть отчётливо и избирательно, особенно предметы (например, человеческие лица) на расстоянии 20–25 сантиметров. Сосредоточение обоих глаз на одном удалённом предмете, развитие глубинного восприятия и зрительно-моторной координации — всё это требует большего времени. Яркость и движения ребёнок различает на любом расстоянии.

Для стимуляции зрения с первых месяцев жизни используйте развивающие мобили и контрастные чёрно-белые картинки. Регулярно проверяйте зрение малыша у специалистов.

Чувства. Одними из первых схем, которые строит мозг, являются схемы, управляющие эмоциями. Первые две эмоции противоположны: ощущение покоя и расслабленности и ощущение стресса и напряжения. Начиная примерно с двухмесячного возраста, они начинают развиваться в более сложные чувства. Эмоции развиваются слоями, каждый из которых сложнее предыдущего. Стрессовая реакция развивается сразу же, с рождения до 3 лет; эмпатия и зависть начинают развиваться со второго года жизни и примерно до 10 лет.

Обеспечьте любовь и заботу, которые дадут мозгу ребёнка правильную эмоциональную стимуляцию. Пренебрежение ребёнком может вызвать мозговые волны, которые приглушают ощущение счастья. Жестокое обращение может вызывать тревогу, чрезмерный стресс и фактически повредить развивающийся мозг.

Язык. Языковые навыки наиболее остро проявляются в раннем возрасте, и развиваются на протяжении всей жизни. Перед рождением ребёнок учит мелодию голоса своей матери. В течение первых шести лет его мозг настраивает схему, необходимую для понимания и воспроизведения сложного языка. Шестимесячный ребёнок может распознать гласные звуки, которые являются основными составляющими речи. Распознавание речи начинается с рождения и продолжается до 6 или 7 лет; словарный запас начинает увеличиваться на втором году жизни и продолжает увеличиваться в течение жизни.

Младенцы рождаются с интересом к человеческим голосам и склонностью к лепетанию. Разговор с ребёнком, особенно в стиле высокочастотной речи, известном как родительский, ускоряет процесс выучивания новых слов и помогает младенцам соединить предметы со словами.

Движения. Развитие моторики начинается с более крупных мышц (шея, руки и ноги) и переходит к более мелким мышцам (пальцы рук и пальцы ног). Базовые двигательные навыки начинают развиваться вскоре после рождения; мелкая моторика начинает развиваться во второй половине первого года. Музыкальная аппликатура раскрывается примерно в 5 лет. При рождении движения младенцев резкие и неконтролируемые. В течение следующих четырёх лет мозг будет совершенствовать схемы, необходимые, чтобы дотянуться до предмета, для захвата, сидения, ползания, ходьбы, бега и прыжков.

Предоставьте детям свободу исследования в безопасных пределах. Способность дотягиваться до предметов помогает мозгу развивать зрительно-моторную координацию и помогает мышцам усвоить шаблоны действий. Как только ребёнок будет готов к ним, такие занятия, как рисование и игра на скрипке или фортепиано, помогут развить мелкую моторику.

Как стресс влияет на развитие детского мозга

Переживания ребёнка — как положительные, так и негативные — оказывают влияние на соединения и связи в мозге и нервной системе. Тёплые отношения между ребёнком и заботящимися о нём взрослыми активно стимулируют его мозг, вызывая тем самым рост синапсов и укрепление существующих связей.

Если ребёнок часто или в течение длительного времени испытывает такие проблемы, как жестокое обращение, пренебрежение или нищета без поддержки взрослых, то развитие может замедлиться. Стрессовые ситуации переносятся легче, если присутствуют взрослые, способные поддержать ребёнка и помочь ему снизить уровень стресса. Примерами такого стресса могут служить потеря близкого человека, болезнь, травма или нищета в случае, когда ребёнку помогает адаптироваться заботящийся о нём взрослый.

Некоторые стрессовые ситуации считаются положительным, например, когда наблюдается незначительная доля страха, печали или повседневных проблем. В случае положительного стресса система может вернуться в спокойное состояние за относительно короткий период времени.

Читайте также:  Развитие ребенка по процентилям

Когда дети сталкиваются с физическим или эмоциональным стрессом или травмой, высвобождается гормон стресса кортизол, мозг посылает сигнал из гипоталамуса в кору надпочечников, железу, расположенную над почкой. Высокий уровень кортизола может привести к гибели клеток мозга и ослаблению связей между клетками в определённых областях мозга, нанося вред жизненно важным цепям мозга.

Другими словами, проводка в доме может быть серьёзно повреждена или неправильно подключена, если ребёнок подвергается многократному и длительному стрессу без помощи со стороны заботящегося о нём взрослого. Малыши, имеющие устойчивую положительную эмоциональную связь с теми, кто заботится о них, демонстрируют более низкий уровень кортизола в мозге.

Как мы можем поддержать развитие малышей

Исследования в области развития мозга в раннем детстве и готовности к школе предлагают следующие рекомендации по уходу за детьми младшего возраста.

Обеспечение здоровья, безопасности и хорошего питания. Регулярный дородовой уход; кормление грудью, если это возможно; регулярное обследование и своевременная вакцинация ребёнка; обеспечение безопасности в местах, где дети играют; использование автокресла, когда ребёнок путешествует в автомобиле.

Создание тёплых, заботливых отношений с детьми. Покажите детям, что они вам глубоко не безразличны. Выражайте радость от того, кто они есть. Помогите им чувствовать себя в безопасности.

Отвечайте на потребности развития ребёнка. Как в теннисном матче, то, как вы реагируете на сигналы и подсказки ребёнка, имеет большое значение в процессе познания. Обращайте внимание на его ритмы и настроение, даже в первые дни и недели жизни. Реагируйте на детей, когда они расстроены, а также когда они счастливы. Старайтесь понять их чувства, сигналы, выражаемые словами или действиями, их попытки что-либо сделать. Держите их на руках и прикасайтесь к ним; играйте, следуя за ними. Включайтесь в игру, когда дети этого хотят, и отходите, когда кажется, что стимуляции достаточно.

Осознайте, что каждый ребёнок уникален. Имейте в виду, что с самого рождения дети обладают разным темпераментом, они растут в собственном темпе, и этот темп варьируется от ребёнка к ребёнку. В то же время, верьте в то, что каждый ребёнок обладает силой и способен добиться успеха.

Говорите, читайте и пойте детям — окружите их языком. Постоянно говорите о том, что вы делаете и что делают другие. Пойте им, слушайте вместе музыку, рассказывайте истории и читайте книги. Просите угадать, каким будет продолжение рассказа, играйте в игры со словами, задавайте детям открытые вопросы: «Что ты думаешь о ..?». Попросите детей представить себе события, которые произошли в прошлом или могут произойти в будущем. Обеспечьте их материалами для чтения и письма, включая мелки и бумагу, книги, журналы и игрушки. Это ключевой опыт для последующего обучения чтению.

Поощряйте безопасные исследования и игры. Дайте детям возможность передвигаться, исследовать и играть; будьте готовы вмешаться в случае, если они могут причинить вред себе или окружающим.

Помогите детям разобраться в отношениях. Позаботьтесь о том, чтобы дети проводили время с другими детьми как своего возраста, так и других возрастов, и оказывайте поддержку в разрешении неизбежно возникающих конфликтов.

Придерживайтесь дисциплины в процессе обучения. Поговорите с детьми о том, какие чувства они могут испытывать, и научите словам, способным описать эти чувства. Скажите, что вы их любите, даже несмотря на то, что вам может не нравиться их поведение. Объясните правила и последствия тех или иных действий, чтобы дети могли понимать смысл вашей просьбы. Говорите им о том, как бы вы хотели, чтоб они себя вели, а не только о том, что вам не нравится в их поведении. Отметьте, как их поведение влияет на окружающих.

Установите распорядок дня. Соблюдайте распорядок дня и ритуалы во время особых моментов, например, во время еды, дневного и вечернего сна. Постарайтесь быть предсказуемыми, чтобы дети знали, что могут положиться на вас.

Заботьтесь о детях и принимайте участие в дошкольном образовании. Поддерживайте постоянный контакт с воспитателями или учителями ваших детей, чтобы быть в курсе, чем они занимаются. Иногда, особенно во время переходных периодов, будьте рядом с детьми, когда за ними присматривают другие взрослые. Отношения, основанные на заботе, которые формируются вне дома, входят в число самых важных для детей.

Берегите себя. Вы сможете обеспечить наилучший уход за маленькими детьми только в том случае, если о вас тоже заботятся. Научитесь справляться со стрессом, чтобы ребёнок мог рассчитывать на вашу помощь в подобных ситуациях. Благополучие ребёнка зависит от вашего здоровья и хорошего самочувствия.

Подготовлено: Джудит Грэм, специалист по вопросам развития человека, Университет Мэн, программа Cooperative Extension
Редакция: Лесли А. Форстадт, доктор философии, специалист по вопросам развития ребёнка и семьи, Университет штата Мэн, программа Cooperative Extension

Источник: The University of Maine

Перевод Светланы Соловьёвой

Ещё статьи о важном развитии детей до 3 лет:

Что и как читать ребёнку до 3 лет

Игрушки до 3 лет: как отобрать только полезные и научить ребёнка играть с ними самому

7 признаков, по которым легко увидеть благоприятные возможности для развития ребёнка

Источник