Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно
добавлена 26 июня в 10:37
В МБОУ ДО Бутурлиновский Дом детского творчества с нового учебного года начнет свою работу объединение технической направленности «Радиотехника, возобновляемые источники энергии и компьютерные технологии».
Для реализации данной программы закуплено новое современное оборудование в рамках мероприятия «Создание новых мест дополнительного образования детей», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Данное оборудование позволит обучающимся раскрыть
Районная патриотическая акция
«Стена Памяти»
Уважаемые жители Бутурлиновского муниципального района!
В период с 20 мая 2020 по 10 июня 2020 года на территории нашего района продолжается районная патриотическая акция «Стена Памяти», посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Жителям Бутурлиновского муниципального района предлагается подобрать в семейных альбомах фотографии родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне – ветеранов войны и трудового фронта
День защиты детей – праздник счастливого детства! Мы предлагаем вам принять участие в районной акции, которая пройдет по номинациям:
1. Онлайн — выставка детских рисунков «Здравствуй, лето» -челендж (фото на тему: «Как мы встречаем лето» ).
2. «Здоровое, спортивное лето» краткий видеоролик
3. «Творческое лето»-видео творческого номера в исполнении детей.
4. Челлендж «Улыбашки — Одуванчики» .
Приглашаем всех желающих детей в возрасте от 2 лет и старше принять участие в челлендже. Что для этого на
«Лето в режиме on-line». С 1 июня 2020 на территории Воронежской области в целях организации полезной занятости детей школьного возраста стартует проект «Лето в режиме on-line». Лето онлайн будет организованно на базе платформы https://дистантврн.рф. Планируется проведение областных и муниципальных профильных лагерей различной тематической направленности с применением дистанционных технологий.Ждем вас на наших мероприятиях!
Дорогие выпускники 2020 года! Сегодня вы прощаетесь со школой и вступаете во взрослую жизнь, для вас звенит последний школьный звонок. Под его звуки вспоминаются все школьные поражения и победы, радости и горести, первая любовь, первый учитель и становится немного грустно… Желаем вам дальнейшей успешной учебы, верного выбора профессии, легких побед и новых достижений, новых полезных знакомств и увлечений!
Сегодня в школах нашего города прозвенят Последние звонки, запись которых сможет посмотр
Пятая тема- это «Воздушный шар мечты»
Выпуск шаров в небо – одна из традиций на Последнем звонке. Перенести её в онлайн-формат можно следующим способом: каждый ученик берёт свой шарик, который он приготовил заранее, аккуратно пишет на нём маркером своё желание и отпускает его в небо. В комментариях ждем фото и видео ролики!
И заключительная тема-это финальная песня «по строчке»
Часто последний звонок заканчивается исполнением прощальной песни. Это не всегда хор на 100 человек. В последние годы инициативные выпускники готовят красивое исполнение песни-переделки, проверенного хита под минусовку или в сопровождении музыкальных инструментов. Это красивый финал последнего звонка в онлайн-формате и памятный клип одновременно.
Четвертая тема-это стихи и благодарственные слова учеников
Сейчас соцсетях есть много примеров клипов, созданных из смонтированных фрагментов, на которых каждый участник говорит какие-то слова и «передает» из кадра в кадр какой-то предмет. Это может быть ручка, книга, цветок, бумажный самолетик, мягкая игрушка, яблоко и т.д. Жаль, колокольчик есть не в каждой квартире.
Договоритесь, как именно будете снимать такое видео (вертикально или горизонтально, на улице или в помещении, в какой примерно о
Третья тема-это танцевальные флешмобы.
Это популярные выступления выпускников, учителей, иногда и родителей. Каждый танцевальный флешмоб требует большого количества репетиций, что в период самоизоляции сделать не получится. Кто-то один может подобрать музыку, записать движения и разместить ссылку на обучающее видео . Все остальные эти движения разучивают и записывают на мобильные телефоны. Остается выбрать удачные фрагменты и смонтировать один танец на всех. Особенно эффектно выглядит картинка-к
добавлена 11 июля в 22:20
С праздником, дорогие выпускники!
добавлена 10 июля в 18:12
Воспитанники и педагоги МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» приняли активное участие в муниципальных онлайн-мероприятиях, посвященных Всероссийскому Дню семьи, любви и верности!
Средняя группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!
Вторая младшая группа «Б» МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!
Подготовительная к школе группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!
Группа раннего возраста МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка» поздравляет с Днем семьи любви и верности!
Источник
Автор: Ковтун Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Синеглазка»
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Практикум для родителей
Тема: «Влияние окружающего мира на развитие ребенка»
Дата публикации: 14.06.2017
Раздел: дошкольное образование
«Влияние окружающего мира на развитие ребёнка»
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
( китайская пословица).
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.
Знакомство с
бесконечными,
постоянно
изменяющимися
явлениями,
начинается
с
первых
лет
жизни
малыша.
Явления
и
объекты
природы
привлекают
детей
красотой,
яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок
обогащает свой чувственный опыт.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего
мира,
тем
больше
у
него
возникает
вопросов.
Основная
задача
взрослого
состоит
в
том,
чтобы
помочь
ребёнку
самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Общение
детей
с
природой
—
не
столько
интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия
детей
с
природой,
приносящая
радость,
развивающая
гуманные
чувства
и
правильное
отношение
к
природе,
ко
всему живому.
Чем больше органов чувств задействовано в познании,
тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.
Следовательно,
расширяются
его
п р е д с т а в л е н и я ,
позволяющие
ему
сравнивать,
различать,
активно
размышлять и сомневаться.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые сведения о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие
черты
детского
поведения.
Исследовательская,
поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он
настроен
на
познание
мира,
он
хочет
его
познать.
Исследовать,
открыть,
изучить
—
значит
сделать
шаг
в
неизведанное. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать,
а
самое
главное
самовыражаться. Необходимо
помочь детям в проведении
этих исследований, сделать их полезными.
В
поисково-исследовательской
деятельности
дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить
присущую
ему
любознательность,
упорядочить
свои
представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребёнка —
одна
из
важнейших
задач
современного
образования.
З н а н и я ,
п о л у ч е н н ы е
в
р е з у л ь т а т е
с о б с т в е н н о г о
эксперимента,
исследовательского
поиска
значительно
прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что
получены репродуктивным путём.
В
дошкольном
возрасте
экспериментирование
является
ведущим, а в первые три года — практически единственным
способом познания мира. Например, строительные игры с
песком,
водой
помогают
решить
многие
проблемные
ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый
— нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке;
каким
вещам
вода
на
пользу,
а
каким
во
вред?
Все
эти
вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать
выводы.
Только через действие ребёнок сможет познать
многообразие окружающего мира и определить собственное
место в нём.
Источник
Мозг, как и дом при строительстве, базируется на прочном фундаменте. Фундамент закладывается ещё до рождения, и этот процесс является чрезвычайно важным в течение первых трёх лет жизни. Клетки мозга являются «сырьевым» материалом так же, как и пиломатериалы являются сырьём при строительстве дома. А опыт и взаимодействие ребёнка помогают строить здание, прокладывать электропроводку и красить стены.
В статье расскажем, как происходит строительство мозга малыша и какие наши действия помогут ему полноценно развиваться.
Фото Ольги Горевой
Как происходит развитие детского мозга
Мозг является частью центральной нервной системы и играет решающую роль в управлении многими функциями организма, включая как произвольную деятельность, например, ходьба или речь, так и непроизвольную, например, дыхание или моргание.
Мозг имеет два полушария, каждое из которых состоит из четырёх долей. Доли имеют многочисленные складки, и не все складки созревают одновременно. Химические вещества, способствующие развитию мозга, высвобождаются волнами, в результате чего различные участки мозга развиваются в предсказуемой последовательности. Временные рамки этих изменений в развитии объясняют, в частности, почему существует лучшее время для определённых видов обучения и развития.
Различные участки мозга контролируют различные функции. Большинство видов деятельности, которые мы считаем умственным трудом, такие как мышление, планирование, запоминание, выполняются корой головного мозга. Другие части мозга отвечают за память и обучение, в том числе таламус, гиппокамп, миндалевидное тело и базальный передний мозг. Гипоталамус, миндалевидное тело и другие части головного мозга также играют важную роль в реагировании на стресс и в контроле над эмоциями.
Основными строительными блоками мозга являются нейроны — нервные клетки, составляющие центральную нервную систему.
Мозг начинает формироваться пренатально, примерно через три недели после зачатия. Мозг плода вырабатывает примерно в два раза больше нейронов, чем ему понадобится — это запас прочности, который повышает шансы новорождённого на здоровый мозг.
При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов. Это примерно столько же, сколько звёзд в галактике Млечный Путь, и это почти все нейроны, которыми когда-либо будет обладать мозг.
Иллюстрация с сайта estestvoznanye.ru
У каждого нейрона есть один аксон и много дендритов. Аксон — это выходящий отросток, который посылает импульсы другим нейронам. У каждого нейрона также есть много дендритов — это короткие, похожие на волосы входящие отростки, которые получают импульсы от других нейронов. Таким образом, нейроны идеально сконструированы для формирования соединений, так называемых синапсов.
Синапсы — соединения между клетками мозга. При рождении человеческий мозг находится в удивительно незавершённом состоянии. Большинство из его 100 миллиардов нейронов ещё не связаны между собой. Формирование и укрепление этих связей являются ключевыми задачами раннего развития мозга.
Связи между нейронами формируются по мере того, как растущий ребёнок исследует окружающий мир и формирует привязанность к родителям, членам семьи и другим, заботящимся о нём людям.
В течение первых десяти лет жизни мозг ребёнка формирует триллионы связей или синапсов. Аксоны соединяются с дендритами, а химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, помогают посылать импульсы через образовавшиеся синапсы.
Каждый отдельный нейрон может быть связан с 15 000 других нейронов, образуя сеть нейронных путей, которая является чрезвычайно сложной. Эту сложную сеть иногда называют проводкой или схемой мозга. По мере созревания нейронов создаётся всё больше и больше синапсов. При рождении количество синапсов на нейрон составляет 2 500, но к возрасту трёх лет это количество достигает 15 000 синапсов на нейрон.
Это всё равно, что в Инстаграме вместо 100 друзей у вас вдруг стало 600, каждый из которых, в свою очередь, также имеет 600 друзей.
По мере взросления ребёнка количество нейронов остаётся относительно стабильным, но каждая клетка растёт, становясь больше и тяжелее. Частично этот рост связан с тем, что дендриты ветвятся, образуя разветвлённые дендриты, которые могут принимать сигналы от множества других нейронов.
Нейронная сеть расширяется в геометрической прогрессии. Но если связи используются не регулярно или недостаточно часто, мозг их ликвидирует. Поэтому опыт играет решающую роль в развитии мозга маленького ребёнка.
Что всё это значит. Развитие мозга не прекращается после периода раннего детства, но именно в этот период закладывается фундамент, на основе которого мозг продолжает развиваться. Раннее детство — это время строительства либо прочного фундамента, либо хрупкого и ненадёжного. Ранние годы очень важны для развития, которое продолжается на протяжении последующих этапов детства, юности, а также во взрослой жизни.
Окна возможностей в развитии ребёнка
Окна возможностей (в Монтессори мы называем их сензитивными периодами — прим. ред.) — это периоды особой чувствительности в жизни ребёнка, в рамках которых происходит овладение определёнными видам деятельности. Например, учёные определили, что нейроны, отвечающие за зрение, начинают активно посылать и принимать сигналы в возрасте от 2 до 4 месяцев, а интенсивность их работы достигает пика в возрасте 8 месяцев. Поэтому именно в этот период дети начинают проявлять активный интерес к окружающему миру.
Рассмотрим несколько примеров.
Зрение. Острота зрения развивается с рождения до 6–7 лет; бинокулярное зрение развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении младенцы могут видеть отчётливо и избирательно, особенно предметы (например, человеческие лица) на расстоянии 20–25 сантиметров. Сосредоточение обоих глаз на одном удалённом предмете, развитие глубинного восприятия и зрительно-моторной координации — всё это требует большего времени. Яркость и движения ребёнок различает на любом расстоянии.
Для стимуляции зрения с первых месяцев жизни используйте развивающие мобили и контрастные чёрно-белые картинки. Регулярно проверяйте зрение малыша у специалистов.
Чувства. Одними из первых схем, которые строит мозг, являются схемы, управляющие эмоциями. Первые две эмоции противоположны: ощущение покоя и расслабленности и ощущение стресса и напряжения. Начиная примерно с двухмесячного возраста, они начинают развиваться в более сложные чувства. Эмоции развиваются слоями, каждый из которых сложнее предыдущего. Стрессовая реакция развивается сразу же, с рождения до 3 лет; эмпатия и зависть начинают развиваться со второго года жизни и примерно до 10 лет.
Обеспечьте любовь и заботу, которые дадут мозгу ребёнка правильную эмоциональную стимуляцию. Пренебрежение ребёнком может вызвать мозговые волны, которые приглушают ощущение счастья. Жестокое обращение может вызывать тревогу, чрезмерный стресс и фактически повредить развивающийся мозг.
Язык. Языковые навыки наиболее остро проявляются в раннем возрасте, и развиваются на протяжении всей жизни. Перед рождением ребёнок учит мелодию голоса своей матери. В течение первых шести лет его мозг настраивает схему, необходимую для понимания и воспроизведения сложного языка. Шестимесячный ребёнок может распознать гласные звуки, которые являются основными составляющими речи. Распознавание речи начинается с рождения и продолжается до 6 или 7 лет; словарный запас начинает увеличиваться на втором году жизни и продолжает увеличиваться в течение жизни.
Младенцы рождаются с интересом к человеческим голосам и склонностью к лепетанию. Разговор с ребёнком, особенно в стиле высокочастотной речи, известном как родительский, ускоряет процесс выучивания новых слов и помогает младенцам соединить предметы со словами.
Движения. Развитие моторики начинается с более крупных мышц (шея, руки и ноги) и переходит к более мелким мышцам (пальцы рук и пальцы ног). Базовые двигательные навыки начинают развиваться вскоре после рождения; мелкая моторика начинает развиваться во второй половине первого года. Музыкальная аппликатура раскрывается примерно в 5 лет. При рождении движения младенцев резкие и неконтролируемые. В течение следующих четырёх лет мозг будет совершенствовать схемы, необходимые, чтобы дотянуться до предмета, для захвата, сидения, ползания, ходьбы, бега и прыжков.
Предоставьте детям свободу исследования в безопасных пределах. Способность дотягиваться до предметов помогает мозгу развивать зрительно-моторную координацию и помогает мышцам усвоить шаблоны действий. Как только ребёнок будет готов к ним, такие занятия, как рисование и игра на скрипке или фортепиано, помогут развить мелкую моторику.
Как стресс влияет на развитие детского мозга
Переживания ребёнка — как положительные, так и негативные — оказывают влияние на соединения и связи в мозге и нервной системе. Тёплые отношения между ребёнком и заботящимися о нём взрослыми активно стимулируют его мозг, вызывая тем самым рост синапсов и укрепление существующих связей.
Если ребёнок часто или в течение длительного времени испытывает такие проблемы, как жестокое обращение, пренебрежение или нищета без поддержки взрослых, то развитие может замедлиться. Стрессовые ситуации переносятся легче, если присутствуют взрослые, способные поддержать ребёнка и помочь ему снизить уровень стресса. Примерами такого стресса могут служить потеря близкого человека, болезнь, травма или нищета в случае, когда ребёнку помогает адаптироваться заботящийся о нём взрослый.
Некоторые стрессовые ситуации считаются положительным, например, когда наблюдается незначительная доля страха, печали или повседневных проблем. В случае положительного стресса система может вернуться в спокойное состояние за относительно короткий период времени.
Когда дети сталкиваются с физическим или эмоциональным стрессом или травмой, высвобождается гормон стресса кортизол, мозг посылает сигнал из гипоталамуса в кору надпочечников, железу, расположенную над почкой. Высокий уровень кортизола может привести к гибели клеток мозга и ослаблению связей между клетками в определённых областях мозга, нанося вред жизненно важным цепям мозга.
Другими словами, проводка в доме может быть серьёзно повреждена или неправильно подключена, если ребёнок подвергается многократному и длительному стрессу без помощи со стороны заботящегося о нём взрослого. Малыши, имеющие устойчивую положительную эмоциональную связь с теми, кто заботится о них, демонстрируют более низкий уровень кортизола в мозге.
Как мы можем поддержать развитие малышей
Исследования в области развития мозга в раннем детстве и готовности к школе предлагают следующие рекомендации по уходу за детьми младшего возраста.
Обеспечение здоровья, безопасности и хорошего питания. Регулярный дородовой уход; кормление грудью, если это возможно; регулярное обследование и своевременная вакцинация ребёнка; обеспечение безопасности в местах, где дети играют; использование автокресла, когда ребёнок путешествует в автомобиле.
Создание тёплых, заботливых отношений с детьми. Покажите детям, что они вам глубоко не безразличны. Выражайте радость от того, кто они есть. Помогите им чувствовать себя в безопасности.
Отвечайте на потребности развития ребёнка. Как в теннисном матче, то, как вы реагируете на сигналы и подсказки ребёнка, имеет большое значение в процессе познания. Обращайте внимание на его ритмы и настроение, даже в первые дни и недели жизни. Реагируйте на детей, когда они расстроены, а также когда они счастливы. Старайтесь понять их чувства, сигналы, выражаемые словами или действиями, их попытки что-либо сделать. Держите их на руках и прикасайтесь к ним; играйте, следуя за ними. Включайтесь в игру, когда дети этого хотят, и отходите, когда кажется, что стимуляции достаточно.
Осознайте, что каждый ребёнок уникален. Имейте в виду, что с самого рождения дети обладают разным темпераментом, они растут в собственном темпе, и этот темп варьируется от ребёнка к ребёнку. В то же время, верьте в то, что каждый ребёнок обладает силой и способен добиться успеха.
Говорите, читайте и пойте детям — окружите их языком. Постоянно говорите о том, что вы делаете и что делают другие. Пойте им, слушайте вместе музыку, рассказывайте истории и читайте книги. Просите угадать, каким будет продолжение рассказа, играйте в игры со словами, задавайте детям открытые вопросы: «Что ты думаешь о ..?». Попросите детей представить себе события, которые произошли в прошлом или могут произойти в будущем. Обеспечьте их материалами для чтения и письма, включая мелки и бумагу, книги, журналы и игрушки. Это ключевой опыт для последующего обучения чтению.
Поощряйте безопасные исследования и игры. Дайте детям возможность передвигаться, исследовать и играть; будьте готовы вмешаться в случае, если они могут причинить вред себе или окружающим.
Помогите детям разобраться в отношениях. Позаботьтесь о том, чтобы дети проводили время с другими детьми как своего возраста, так и других возрастов, и оказывайте поддержку в разрешении неизбежно возникающих конфликтов.
Придерживайтесь дисциплины в процессе обучения. Поговорите с детьми о том, какие чувства они могут испытывать, и научите словам, способным описать эти чувства. Скажите, что вы их любите, даже несмотря на то, что вам может не нравиться их поведение. Объясните правила и последствия тех или иных действий, чтобы дети могли понимать смысл вашей просьбы. Говорите им о том, как бы вы хотели, чтоб они себя вели, а не только о том, что вам не нравится в их поведении. Отметьте, как их поведение влияет на окружающих.
Установите распорядок дня. Соблюдайте распорядок дня и ритуалы во время особых моментов, например, во время еды, дневного и вечернего сна. Постарайтесь быть предсказуемыми, чтобы дети знали, что могут положиться на вас.
Заботьтесь о детях и принимайте участие в дошкольном образовании. Поддерживайте постоянный контакт с воспитателями или учителями ваших детей, чтобы быть в курсе, чем они занимаются. Иногда, особенно во время переходных периодов, будьте рядом с детьми, когда за ними присматривают другие взрослые. Отношения, основанные на заботе, которые формируются вне дома, входят в число самых важных для детей.
Берегите себя. Вы сможете обеспечить наилучший уход за маленькими детьми только в том случае, если о вас тоже заботятся. Научитесь справляться со стрессом, чтобы ребёнок мог рассчитывать на вашу помощь в подобных ситуациях. Благополучие ребёнка зависит от вашего здоровья и хорошего самочувствия.
Подготовлено: Джудит Грэм, специалист по вопросам развития человека, Университет Мэн, программа Cooperative Extension
Редакция: Лесли А. Форстадт, доктор философии, специалист по вопросам развития ребёнка и семьи, Университет штата Мэн, программа Cooperative Extension
Источник: The University of Maine
Перевод Светланы Соловьёвой
Ещё статьи о важном развитии детей до 3 лет:
Что и как читать ребёнку до 3 лет
Игрушки до 3 лет: как отобрать только полезные и научить ребёнка играть с ними самому
7 признаков, по которым легко увидеть благоприятные возможности для развития ребёнка
Источник