Влияние образования на развитие ребенка
Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Дюркгеим говорил, что основная цель образования -передавать ценности господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается. В Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и гос.деятелей. В средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса основной интерес существовал к культуре, искусству к литературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно содержание образования. Так же образование способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством, и появлению новых.
Одновременно с приобщением детей к ценностям школа становится средством социального контроля над учеником(дети находятся под присмотром в классе и за его пределами).
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами.
Ещё одной разновидностью функционализма является теория «человеческого капитала».
Согласно этой теории образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную «Общество, отказавшееся от образования». В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика ,а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов. Он считал ,что образование не эффективно в слаборазвитых странах не только при обучении грамотности, оно внушает учащимся чувство своей неполноценности. Иллих считал ,что школы следует заменить частными учебными заведениями, где людей будут обучать любимому делу, а не навязывать предметы, которые им не нравятся или их не вдохновляют. Он также писал, что работодатель не должен спрашивать об оценках человека и о том как он сдавал экзамены. При приёме на работу должны учитываться только компетентность человека в той или иной сфере.
В начальных классах придаётся главное значение воспитанию таких качеств, как пунктуальность, аккуратность, подчинение власти, которые важны для дисциплинирования рабочей силы.
Характерной особенностью образования в современных развитых странах является то ,что начальное образование становится обязательным и бесплатным. Вразвитых обществах предполагается, что для модернизации общества необходимо грамотное население.
См. также
Психология образования
- Варианты развития детей (перед школой)
- Волевая готовность к школьному обучению
- Гигиена органов чувств в школьных условиях
- Интеллектуальная готовность к школьному обучению
- Личностная готовность к школьному обучению
- Нравственная готовность к школьному обучению
- Освоение детьми принципов русской орфографии
- Педагогический метод индивидуального изучения детей
- Примерная тематика бесед и лекций для родителей
- … и другое
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
В современной общественной жизни образование (его уровень, характер, качество знаний) играет немаловажную роль в становлении личности. На разных стадиях развития биографии человека образование выступает в роли «стимулятора» человеческой активности, гаранта поступка (в разных сферах деятельности), стабилизатором социальной роли (статуса), условия социальной мобильности (И.Н.Пашковская).
Образование в широком смысле слова включает в себя обучение и воспитание, оно не только «образовывает» человека, но и формирует его психику, дает ценностный критерий, определенный угол зрения на себя, на природу, на мир, т.е. вырабатывает определенную точку зрения, мнение, мировоззрение. Поэтому задача образования — приближение человека к культурным ценностям (науки, искусства, нравственности, права, хозяйства). Цели образования, по определению выдающегося ученого, философа и педагога С.И.Гессена, — культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен учащийся. Осознавая кризисность состояния культуры, общества в целом в начале ХХ века, он видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование — вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». Эти цели и задачи образования остаются актуальными по сей день.
Вместе с тем, образование в жизнедеятельности современных общностей воспитуемых может быть успешным при учете уровня информированности субъектов, познания в различных областях знания; их познавательных и иных интересов; наличия у них установки на познание и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий, имеющихся у них относительно познания в той или иной воспитательной организации.
Наиболее эффективно задачи воспитания личности решаются в образовательных организациях. При этом образовательные организации по отношению к личности должны выполнять следующие функции:
Социальной адаптации,способствуя соответствию личности ролевым функциям. На каждом этапе жизни перед личностью встают новые задачи, и требуется их осмысление с помощью образования. Дети, приходящие в школу, получают образование, повышают уровень культуры, осваивают определенный образ жизни.
Социальной реабилитации личности,испытывающей на себе влияние отрицательных жизненных воздействий. Смятение с максимальным выравниванием социальной травмированности.
Функцию социально-психологической поддержки.Образование определяет и организует индивидуальный опыт человека, помогает предвосхитить важные жизненные перемены, предотвратить жизненные драмы.
Формирование перспектив развития личности. Речь идет о формировании потребности в образовании как жизненно важной духовной, практической ценности.
Ожидая от образования максимально глубокого влияния на личность, необходимо учитывать и формировать позитивное отношение к нему. Ценностные аспекты образования раскрываются в той мере, в какой личность вовлечена в процесс учения и насколько значимыми представляются встающие в процессе этой деятельности задачи. Влияние образования на самосознание и саморегуляцию деятельности опосредуется субъективной позицией личности, ее ориентацией на образование как духовную и жизненную ценность, тем личностным смыслом, который индивид придает объективному значению образования (И.Н.Пашковская).
Таким образом, возникает ценностное образование как особый вид человеческого знания. Нельзя заранее предугадать, какие именно знания, переосмысление каких именно ценностных представлений, опора на какие именно фрагменты общечеловеческого опыта окажутся спасительными для личности в той или иной ситуации (нормы, риска, конфликта). Доступность, сиюминутность ценностных знаний — необходимое условие ценностного образования. Но ценностные знания впрок необходимы, как почва для самоориентации, формирования собственных ценностей, как социальная самотерапия. Ценностное образование в информативном варианте может быть реализовано через нравственное просвещение, в основе которого лекционная подача материала, рассказ, собеседование и т.д.
Образование — органическая часть опыта, поскольку образование и деятельность неотделимы друг от друга. То, что делает человек и что он знает о себе,- это начало начал его самоопределения. Если опыт узок (делает и знает мало, или делает нечто ограниченное и знает еще меньше), то из всего обилия информации он выберет только то, что ложится на опыт, отметёт то, что чуждо опыту и не станет искать особых объяснений: информация соответствует установкам, опыту, мироощущению.
Условия успешного самоопределения (становления) личности в процессе образовательной деятельности:
во-первых, демократизацию общества, высвобождение информации из-под давления цензуры как одно из важнейших завоеваний посттоталитарного периода;
во-вторых, расширение «самостийности» человеческой деятельности, больший выбор сфер деятельности, занятий, требующих личной инициативы, энергии, риска;
в-третьих, изменение функций социальных институтов в посттоталитарном обществе, в том числе и институтов образования; изменение самого образования; изменение социально-воспитательной ситуации.
в-четвертых, формирование гражданского общества, предполагающего самоопределение личности как ведущую тенденцию данного общества (Л.Н.Лесохина).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие «личность» в социальной педагогике.
2. В чем проявляется личность как социокультурная реальность
3. Охарактеризуйте социально значимые качества личности.
4. Назовите возрастные особенности личности подростка и юноши.
5. Следует ли учитывать возрастные особенности личности в социально-педагогической деятельности?
6. Каким образом происходит развитие личности в процессе воспитания?
7. Раскройте основные факторы, воздействующие на развитие личности?
8. Представьте современное понимание влияния образования на развитие личности.
Литература
Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. М., 1991.
Буева Л.П. Социальная детерминация и активность личности. М., 1979.
Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А.Василькова, Ю.В.Василькова.
— М., 2010.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 1999.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. — М., 1982.
Концепция социализация ребенка в работе детских организаций /
М.И.Рожков [и др.]. М., 1991.
Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.
Леонтьев А.А. Психология. – 3-е изд. – М.,1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей, — СПб., 2001.
Макаренко А.С. О моем опыте // пед. соч. в 8 т. Т. Воспитание в семье и школе. М., 1984.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.
Сластенина. М., 2003.
Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992 С 43.
Пашковская И.Н. Профессиональное самоопределение педагога в гуманистической перспективе. Монография. — СПб.: Изд-во: СПбГИСЭ, 2000.
Петровский А. В. Личность.Деятельность.Коллектив. М., 1982.
Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992.
Положение детей в России. 1992. М., 1993.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 9868; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник
Влияние дополнительного образования в школе на развитие личности ребенка
В свете совершенствования и изменения системы российского образования и его правовой основы одну из первостепенных ниш занимает дополнительное образование детей в школе. Данный вид образования способствует формированию уникальной личности и раскрытию ее внутреннего потенциала.
Дополнительное образование существует независимо от основного общего образования, в то же время оно находится в неразрывной связи с поэтапным развитием личности, разработанным в концепции общего образования. Дополнительное образование выполняет следующие функции:
— развивающая;
— воспитательная;
— образовательная;
— информационная;
— коммуникативная.
На сегодняшний день система дополнительного образования имеет своей задачей удовлетворение интересов детей, организация их досуга. Его цель – формирование разносторонне развитых индивидуумов с развитым творческим потенциалом.
Для реализации поставленных задач каждый педагог дополнительного образования создает и реализует на практике собственную образовательную программу, учитывая особенности преподаваемого предмета, предпочтений и способностей обучающихся.
В условиях конкретного предмета «хореография» выделяются следующие задачи для каждого этапа обучения:
Первый этап (начальная школа)
Выявление творческого и физического потенциала, уровень предварительной подготовки, обучение азам хореографического искусства, подготовка к дальнейшим нагрузкам.
Второй этап (средняя школа)
Выявление способностей к предмету, раскрытие потенциала, обучение практическим хореографическим навыкам.
Третий этап (старшая школа)
Формирование и закрепление практических хореографических навыков на завершающем этапе обучения, развитие личности, помощь в самоопределении индивидуумов, их профориентации.
Дополнительное образование в школе дает возможность развитию творческих навыков и умений прямо в процессе получения основного общего образования. Оно не требует поиска интересующих секций и кружков, не занимает дополнительных временных затрат, связанных с перемещением из школы до секции/кружка.
Занятия хореографией дают возможность ребенку почерпнуть знания, которые, возможно, позволят ему определиться с будущей профессией. Помимо всего прочего, физическое развитие обучающихся хореографией позитивно влияет на здоровье и выносливость. Таким образом, занятия хореографией выступают в качестве физической нагрузки, дополняя и закрепляя эффект от занятий физической культурой в школе.
Между тем, моя педагогическая деятельность развивается, помимо хореографического искусства, еще в одном направлении. Мною был создан, как одна из форм дополнительного образования, театр моды «Сэнк».
Данная форма дополнительного образования позволяет развить в обучающихся следующие качества:
— коммуникативность;
— решительность;
— активность;
— смелость;
— упорство;
— стремление к победе.
Занятия в детском театре моды влияют на развитие лидерских качеств. Так, выступления театра моды «Сэнк» за последние несколько лет получили десятки призовых мест в конкурсах районного, городского и республиканского уровня. Можно заметить прогрессию в количестве призовых мест в каждом учебном году, что связано с постепенным раскрытием творческого потенциала у детей. Развитые благодаря таким занятиям лидерские качества позволяют впоследствии этим детям занимать ведущие позиции в коллективе не только школьном, но и студенческом.
На основании вышеизложенного анализа работы педагога дополнительного образования можно сделать следующие выводы:
— дополнительное образование в школе способствует всестороннему развитию личности;
— дополнительное образование в школе необходимо для дальнейшего успешного профессионального роста;
— дополнительное образование направления «хореография» дает необходимую для развития организма физическую нагрузку;
— дополнительное образование творческого направления способствует повышению качества обучаемости основному среднему образованию;
— дополнительное образование творческого направления дает возможности для развития системного мышления.
На основании вышеизложенных выводов можно сделать заключение о том, что дополнительное образование является необходимой отраслью основного среднего образования. Его функционирование именно параллельно и наряду с основными учебными занятиями дает большие возможности для обучающихся, тем более, если такая секция функционирует в стенах школы, гимназии или лицея. Отсутствие необходимости дополнительных расходов и экономии времени, которые могли бы быть затрачены в пути до места проведения дополнительных занятий, привлекает большее количество учащихся. Таким образом, больший процент учеников получает всестороннее развитие индивидуальности и творческих способностей.
Источник
«Влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение»
« Неумение использовать такое
врожденное богатство, как способность
к творчеству, то ли в силу незнания,
что она есть, то ли безразличия,
является не просто расточительством,
это предательство самого себя»
Масатоши Йошимура
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.
В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.
Особое значение для развития личности имеют младший школьный и подростковый возраст, когда закладывается фундамент личности.
Исследованием этих проблем занимались: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский, С.Л.Новоселова и другие.
Они утверждали, что цель творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать имеющие богатый опыт работы в нашей стране дополнительное образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности ребенка. Как показывает практика, реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы развития творческой активности личности ребенка, его самоопределения. Возникает ряд противоречий между:
возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной педагогической работы, обеспечивающей этот процесс;
массовой системой образования и индивидуальным характером процесса развития творческой активности ребенка;
имеющимся опытом многолетней работы в данном направлении и отсутствием научно-обоснованных механизмов использования его в массовой практической деятельности.
Разрешению этих противоречий может способствовать дополнительное образование детей. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения.
Вместе с тем современное состояние образования порождает еще одно противоречие: между необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка и недооценкой роли педагога.
Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (В.В.Давыдов).
Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:
— обеспечивать непрерывность образования;
— развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
— осуществлять социально-психологическую адаптацию;
— проводить профориентацию;
— развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности, творческой активности и самобытности ребенка.
Структура творческой активности учащихся состоит из мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов. Педагогическое руководство развитием творческой активности в процессе дополнительного образования осуществляется дифференцированно для каждого ребенка в зависимости от уровня сформированности у него данного качества личности.
В.А. Сухомлинский в свое время сказал:
«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» .
Поэтому каждому педагогу, работающему в области дополнительного образования необходимо представить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, культурной и социальной областях. Искусство и поэзия должны занять более значительное место, чем то, которое отводилось ранее. А для этого необходимо:
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагогов, их отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка, что способствуют свободному проявлению творческого мышления;
Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
Поощрение высказывания оригинальных идей;
Обеспечение возможностей для упражнения и практики;
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
Детское творческое объединение «Лингва» начало свою деятельность в 2009 году. Была создана образовательная программа, приоритетной целью которой была индивидуализация и развитие творческой активности учащихся в рамках дополнительной образовательной деятельности. Делалась ставка на активизацию, «раскручивание» творческого потенциала и познавательную мотивацию. Так как коллектив творческого объединения разновозрастный, то и задачи перед каждым ставятся индивидуально:
начальные классы — Познай себя (психология личности);
V кл. — VI кл. – Выдумывай и твори (саморазвитие);
VII кл. – VIII кл. Сделай себя сам (самостановление)
IX кл. — Утверждай себя (самоутверждение);
X кл. — Найди себя (самоопределение);
XI кл. — Реализуй себя (самоактуализация).
Развитие творческой личности в деятельности ДТО «Лингва» предполагает решение следующих задач:
становлении личности, проявляющей толерантное отношение к носителям иноязычных культур, иных ценностно-интеллектуальных позиций и убеждений;
обучение нормам межкультурного общения на иностранных языках;
социокультурное развитие учащихся (соизучение родного языка и родной культуры, иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения);
развитие творческой активности и эстетического вкуса;
повышение мотивации к участию в различных конкурсах для достижения определенных результатов творческом развитии;
поддержка и дальнейшее развитие способностей одаренных детей;
развитие творческого потенциала и раскрытия самобытности каждого ребенка;
Каковы педагогические условия развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования?
Дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития творческой активности ребенка при наличии соответствующих педагогических условий:
создание программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности;
ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы;
умение направлять усилия детей на решения творческих задач в избранном виде деятельности;
— обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.
Вся работа в ДТО «Лингва» строится в соответствии с принципами работы с одаренными детьми:
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
Принцип максимального разнообразия предоставляемых заданий.
Принцип возрастания роли дополнительной образовательной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам, факультативы, индивидуальные занятия.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Ежегодно делается анализ деятельности ДТО «Лингва». В том числе анализируется развитие творческого потенциала одаренных детей.
Объект анализа: воспитание личности одаренного учащегося в условиях дополнительной иноязычной образовательной деятельности в рамках детского творческого объединения «Лингва».
Предмет анализа: благоприятные педагогические условия, при которых активизируется личностное саморазвитие учащегося.
Предполагаемые результаты:
Саморазвитие одаренного учащегося — ценный для него и общества путь становления творческой личности, способной к самостоятельному выдвижению целей и постановке проблем, поиску и созданию новых способов и средств для их достижения, в том числе через самоизменение, в котором наиболее полно реализуются ее природные задатки и способности.
Английская пословица говорит: «Конкурс — точильный камень таланта». Поэтому об эффективности иноязычной творческой деятельности учащихся в детском творческом объединении говорят наиболее значимые достижения учащихся в творческих конкурсах:
участие в страноведческих олимпиадах, где необходимо проявлять не только знания, но и творческие умения и способности;
проектная деятельность и участие в научно-исследовательских конференциях;
интеллектуальные марафоны и викторины по иностранным языкам;
участие в проведении недели иностранных языков, посвященных определенной тематике: «Рождество», «День Матери», «Творчество У.Шекспира», «Хэллоуин» и т.д.
Создание школьных газет и журналов, электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций и т.д,
выставки творческих работ в области поэзии, перевода стихов с английского языка на русский и сочинение лимериков;
участие в музыкальных фестивалях с исполнением песен и стихов на английском языке, драматизации отрывков из произведений английских авторов т.д.
Наиболее значимые достижения учащихся в 2011-2012 учебном году.
пп
Область развития творческого потенциала
Участники
Результаты
1
участие в интернет — олимпиадах по основам наук
1 тур – 27 человек
2 тур – 10 человек
3 тур – не проводился
Более 60% участников получили баллы от 70 до 94
(Max. -100 баллов)
2
участие в страноведческих олимпиадах «GO WEST»
1 тур – 12 участников;
2 тур – 8 участников
3 тур – не проводился
Все участники получили от 70 баллов до 96 баллов
(Max. -100 баллов)
3
проектная деятельность и участие в научно-практической конференции;
Проект «Медиа культура подростков»
Белоусов Денис —
2 место
4
интеллектуальные марафоны и викторины по иностранным языкам
Викторина «Творчество У. Шекспира;
Участники ДТО подготовили викторину.
Участвовали учащиеся 8-9 классов.
5
создание электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций и т.д.
Создано 15 презентаций по творчеству англоязычных писателей.
Победитель Сыропятова Светлана
6
Создание литературных творческих работ
Сочинение стихов на английском языке и творческий стихотворный перевод.
Выпуск журнала для подростков.
Выпуск стенгазет к праздникам:
День святого Валентина;
День рождения В Шекспира.
Ипатова Евгения: лимерики.
Белоусов Денис:
Стихи о СМИ на английском и русском языках.
Журнал “SHOUT”
Создан учащимися 8-9 классов.
Иовлева К. и участники ДТО
7
Участие в фестивалях зарубежной культуры
Участие в 1 фестивале(2011 год)
Количество участников-15 человек.
Создание мультимедийной
«Всу, что нам надо – это любовь»
презентации для выступления.
Участие во 2 фестивале 12 мая 2012 года:
1 место по вокалу – Дурнева А.(старшая группа)
Додина Дарья(младшая группа)
2 место вокал –СыропятоваА(старшая группа)
Ипатова Е.- чтение стихов (2 место);
Общее выступление среди школ района – 1 место.
Учащиеся 3-4 классов —
Мьюзикл «Непослушные котята»
Стихотворение «Счастье и удача»
Р. Киплинга – читает Сыропятова С.
«Yesterday” –песню исполняет Додина Д.
«Let my people go”
Исполняет Дурнева А.
Выступление с концертными номерами на заключительном празднике «Прощай школа! Здравствуй лето!»
Май 2010-2011 учебного года
Сыропятова А. и
Дурнева А. выступили с песнями на английском языке.
Участие учеников в дополнительной образовательной деятельности позволил расширить диапазон их творческой деятельности. К наиболее значимым результатам следует отнести:
— повышение мотивации к изучению английского языка;
— развитие позитивного образа себя и других;
— повышение мотивации к творчеству в области иностранного языка, поэзии и вокала;
-развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;
-развитие творческих и коммуникативных способностей участников ДТО;
умение представлять свои творческие способности перед аудиторией, участвуя в различных конкурсах.
становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности;
Так, например, Ипатова Евгения – ученица 10 класса, которая участвовала в деятельности ДТО «Лингва» с момента его создания, приняла участие во многих конкурсах:
2009-2010 – победитель в НПК с проектом «Мир вокруг нас опасен или прекрасен?»
2010-2011 – победитель в НПК с проектом «Лимерики – это стихотворный жанр или форма?»;
2011-2012- редактор газеты «Shout», участница фестиваля зарубежной культуры, участница интернет и страноведческой олимпиады;
В результате Ипатова Евгения планирует продолжать изучать английский язык на профессиональном уровне после окончания средней школы.
Следовательно, дополнительное образование формирует у воспитанников целостное восприятия мира, гармонизацию творческих способностей и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей. Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности для создания культурного пространства в целях развития творческой активности и эстетического вкуса учащихся. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения адекватного пространства для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки для реализации творческих способностей, создает возможности для сознательной профориентации.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в дополнительной образовательной деятельности необходимо реализовывать целеполагающие принципы гуманизации и индивидуализации в целях развития творческого потенциала учащихся. Они, как показал опыт, это выражается на принятии и уважении интересов, переживаний и чувств учащегося в творческой деятельности, признании его права на самоопределение и действие в интересах собственного развития. Это способствуют переходу ученика на саморазвитие и активную жизненную позицию. Я уверена , что дети очень близки по своей сути к окружающей природе, поэтому творческое развитие является одной из главных составляющих их жизни. Задача педагогов помочь ребенку сохранить желание творчески развиваться, иначе у мн