Влияние нетрадиционного рисования на развитие ребенка
Влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка
Занятия изобразительной деятельностью – это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.
Н. П. Сакулина говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения», т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
Для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.
Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.
Использованная литература:
- Чумакова С.П. Развитие творческих способностей младших школьников: Методические рекомендации С.П. Чумакова.- Могилев: МГХ им. А.А. Кулешова, 2005.-32 с.
- Шайдурова Н.В. Методика обучению рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст]/Н.В. Шайдурова- М.:ТЦ Сфера, 2008.-160 с.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985.
Источник
Светлана Величкова
Статья «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей»
Формирование творческой личности – одна из важных задач дошкольной педагогики. Большинство из нас забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат. Рисуют даже запахи.
Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Большинство специалистов – и психологов и педагогов –сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Ведь, дети как правило рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о окружающем мире.
Из всех видов деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с цветными гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют. благодаря использованию нетрадиционных методов рисования, ребенок может использовать и изучать свойства различных материалов; может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление.
У дошкольников развиваются фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности.
Нами было замечено, что новые подходы раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники и пятно на листе бумаги превращается в зайчика, смешного человечка, морское чудовище и т. д.
Ребенку легче поставить на лист пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие моторных центров речи.
На занятиях по нетрадиционному рисованию мы знакомим детей с разными способами окрашивания, различными методами набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получают изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты) природного материала (листьев деревьев, коры, рисовать камешками и т. п.
Технология выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, речь и подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ.
Таким образом, опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовывать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент интересует, волнует ребенка, и это в свою очередь отражает его сущность, характер, индивидуальность.
Источник
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у дошкольников
« … Это правда! Ну, чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…»
Э. Успенский
Мы живем в информационном обществе, где происходят стремительные научные открытия во всех областях знаний, интенсивно развиваются информационно-коммуникативные средства, где знания и умения человека быстро устаревают и человек должен сам постоянно учиться. Подобного рода исторические перемены общественной жизни привели к тому, что разнообразие форм жизни и свобода выбора в изменяющемся мире своего жизненного пути стали нормой человеческого существования.
Вот почему уже в детском саду воспитателям необходимо формировать креативные черты личности детей, стремление к познанию нового.
А как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, она имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития детей. При создании образа на бумаге, в лепке у ребёнка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие. А также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, его самовыражения. В.С. Мухина отмечает, что «…изобразительная деятельность, оказывает специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам».
С самого раннего возраста у детей появляется интерес к рисованию.
Наблюдая, как родители, старшие братья, сёстры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются что-либо изобразить. Но, естественно, им не хватает художественных навыков, а в семье учат рисовать редко. Поэтому одна из задач педагога- научить разнообразным техникам и приёмам изобразительной деятельности, чтобы разбудить потребность детей к художественному самовыражению и творчеству, чтобы рисование вызывало чувство радости и удовлетворения, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя художником.
Н. П. Сакулина говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения», т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Итак, организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует:
1.Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
2.Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря
3.Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
4.Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
5.Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
6.Состоянию успеха. «Я могу! У меня получилось!»
Вот некоторые из техник нетрадиционного рисования, которые с успехом можно применять как в детском саду, так и дома, с родителями:
— Рисование жесткой полусухой кистью
Способ получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется) и прикосновением ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности.
— Рисование пальчиком
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла: рисование ягод, гроздей; хаотическое заполнение листа цветными пятнами- рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
— Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья).
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
— Оттиск печатками из картофеля (печатка)
Печатки из картофеля делаются так: разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
— Оттиск поролоном
Способ получения изображения: ребенок прижимает кусок поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
— Оттиск смятой бумагой
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет меняются блюдца и смятая бумага.
— Восковые мелки (свеча)+акварель
Способ получения изображения: ребенок (или воспитатель) рисует восковыми мелками (или свечой) изображение на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
— Монотипия предметная
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения также складывая лист.
— Черно-белый граттаж
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью накрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
— Кляксография
Способ получения изображения: ребенок набирает толстой кистью, разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно встряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
— Набрызг
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и тихонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой – краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.
— Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения оттиска. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью, а особенно с использованием нетрадиционных техник рисования – это важное средство развития личности дошкольника, его творческих способностей. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1-2 часть.- М., 2007 г.
2.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.
— Пенза, 2006 г.
3.КазаковаТ.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. -М., 2004 г.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. — М., 2006г.ЛыковаИ.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки». — М.,2007г.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. — М., 2011 г.
6. Румянцева, Е.А. Необычное рисование. — М., 2006г.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки». — М.,2007г.
Источник