Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка
Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.
Данные клинического и электроэнцефалографического исследований этих детей свидетельствуют о наличии у них не только локальных корковых нарушений, но и о поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и др.). При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев отмечено преобладание дисфункции срединных структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.
Вопросы для самопроверки
1. Общее понятие о моторной алалии.
2. Симптоматика моторной алалии (речевая и неречевая).
3. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.
4. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии.
5. Характеристика лексико-грамматических средств языка при моторной алалии.
6. Специфика речевой деятельности детей с моторной алалией.
Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией
План
1. Система обследования ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи.
2. Этапы обследования.
3. Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании.
Задания для самостоятельной работы
1. Подобрать наглядно-дидактический и речевой материал для изучения речи и личности ребенка с алалией.
2. Подготовить протоколы для изучения речи и личности ребенка.
3. Подобрать игры, по условиям которых дети должны называть предметы, действия, качества (что-то одно или комплексно) для оценивания лексического запаса детей.
4. Составить перечень игровых ситуаций, которые можно использовать для исследования коммуникативных возможностей детей.
Понятийно-терминологический аппарат темы: аграмматизм, аморфные фразы, анамнестические сведения, катамнестические данные, апраксия: кинетическая, кинестетическая, оральная, артикуляционная моторика, контаминации, негативизм речевой, парафазии, персеверации, симптомы, фонетическая система языка, фонематическая система языка, элизии, эхолалии.
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения темы
1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб.: «Детство-пресс», 2003.
2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.
5. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – № 6.
6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2003.
7. Изучение аномальных школьников / ред. А. Д. Виноградова и др. – Л., 1981. – С. 83– 115.
8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
1. Система обследования ребенка дошкольного возраста
с недоразвитием речи
Цель обследования: выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику.
Принципы обследования:
1. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта;
2. Принцип системного подхода предполагает анализ связей между различными компонентами, понимание значимости этих связей;
3. Связь речи с другими сторонами психического развития;
4. Учета этиопатогенеза.
Комплексный характер обследования:
— клиническое обследование: невролог, психопатолог, оториноларинголог;
— психологическое обследование,
— педагогическое обследование,
— собственно логопедическое обследование.
Группы методов обследования:
— организационные,
— эмпирические,
— статистические,
— интерпретационные;
— сравнительные (в сравнении с нормой и с другими формами патологии).
Методы логопедического обследования:
— педагогический эксперимент,
— беседа с ребенком,
— наблюдение за ребенком,
— игра,
— опрашивание,
— анализ документации и работ ребенка.
Итог обследования:
— логопедическое заключение, соответствующе структуре речевого дефекта;
— индивидуальный коррекционный маршрут ребенка;
— определить прогноз.
Источник
Томсон София Дмитриевна
Влияние общего недоразвития речи на развитие общения детей дошкольного возраста
© С. Д. Томсон
Науч. рук. С. С. Бакшиханова
Влияние общего недоразвития речи на развитие общения
детей дошкольного возраста
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата. В его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели [2, с. 243]. Проблемой развития общения в дошкольном возрастезанимались многие выдающиеся отечественные ученые: М. И. Лисина, Е. А. Арким, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Соловьёва, Т. Б. Филичева и др. Начинается оно с первых дней жизни, когда ребенок попадает на свет. Но по ряду биологических и социальных причин этот процесс нарушается, и ребенок испытывает большие трудности [4, c.189]. Такой дефект как общее недоразвитие речи (ОНР) отрицательно сказывается на развитии общения детей дошкольного возраста. Позднее начало речи и замедленный темп её развития, ограниченный словарный запас, трудности в формировании грамматического строя речи, нарушенное звукопроизношение, всё это ограничивает возможности свободного общения ребёнка, что вызывает негативные эмоциональные состояния и чувства неполноценности в обществе [1, с. 112].
Процесс полноценного развития общения ребенка включает в себя накопление необходимой информации, посредством приобретения опыта реализации коммуникативных умений, рефлексии и коммуникативного поведения. Владение высоким уровнем общения позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, поэтому так важно начать формирование коммуникативных умений именно в дошкольном возрасте для поэтапного их развития в дальнейшем.Из вышесказанного мы выдвинули гипотезу: процесс развития общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи зависит от коммуникативных умений, становление которых обусловлено взаимодействием ребенка с взрослыми и со сверстниками.
В целях подтверждения гипотезы было проведено исследование.Работа проходила в три этапа: подготовительный, сбор, обработка и количественно-качественное обобщение данных. Анализ литературы на первом этапе помог определить методику – это речевые пробы, направленные на выявление уровня развития общения детей старшего дошкольного возраста (Алексеева М. Я., Яшина В. И.). Методика исследования коммуникативных навыков дошкольников состоит из двух блоков заданий. Первый направлен на изучение умения выступать, поддерживать, завершать диалог, тона и стиля общения, а также владение речевым этикетом. Второй – исследует умение испытуемых участвовать в общем разговоре в специально организованных условиях, умение не отвлекаться, выслушивать педагога и товарищей, способность задавать вопросы. В состав выборки исследования вошли дошкольники с заключением психолого-медико-педагогической комиссии «общее недоразвитие речи, третий уровень». Средний возраст детей – 6,5 лет; 2 девочки и 6 мальчиков. Речь испытуемых аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, наблюдается отставание экспрессивной стороны речи, нарушение внимания, проявляющееся в недостаточной устойчивости; страдает вербальная память, снижена продуктивность запоминания; дети с трудом овладели анализом и синтезом, сравнением и обобщением, поскольку нарушено словесно-логическое мышление; также характерны нарушения фонематического восприятия, обусловленное недостаточной функции речедвигательного анализатора; наблюдается тревожность, страхи, проявление агрессивности; у половины сниженная самооценка; присутствуют недостатки общей и мелкой моторики, координации движений, статического равновесия.
После проведения первого блока заданий исследования было выявлено следующее:
— не выявлены дети с высоким уровнем развития общения;
— дети со средним уровнем развития коммуникативных навыков (4 человека) владеют речевыми оборотами для установления контакта. Во время беседы было отмечено, что они легко умеют отвечать на вопросы. Например, на вопрос «Маша, какая у тебя самая любимая игра?»,Маша отвечает: «Моя самая
любимая игра — в дочки – матери». Анализируя особенности речи, необходимо отметить, что, к сожалению, только 10% участников (1 ребенок) отвечает и задает вопросы развёрнуто, владеет разнообразием и точностью словаря, например, на вопрос «Чем мы сегодня занимались на занятии?»мальчик отвечает: «Мы сегодня рассказывали по картинке про кошку с котятами». Остальные 30% участников (3 человека) на вопросы отвечают односложно, высказывания носят неразвернутый характер, у них бедный словарный запас.Дети владеют речевым этикетом на разных уровнях: 10% детей (или 1 ребёнок) здороваются по приходу и прощаются со всеми, а остальные 30% (3 человека) иногда забывают об этом;
— 60% респондентов (6 чел.) имеют низкий уровень сформированности общения; при ответах совершают множество ошибок. Например,мальчик Дима рассуждает: «Ну, мне больше всего нравится машины». Подобного рода грамматические ошибки исправляются с помощью взрослого или в отдельных случаях помощь взрослого оказывалась неэффективной. Дети отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный словарный запас. Для 10% испытуемых (1 чел.) характерен спокойный и доброжелательный тон общения, они умеют сдерживать себя в общении, относительно внимательно относятся к речи собеседника. Речевой этикет недостаточно развит.
Изучение уровня развития общения в специально организованных беседах (второй блок заданий) также свидетельствует о трудностях коммуникации детей с общим недоразвитием речи:
— не выявлены дети с высоким уровнем развития общения;
— для 50% участников эксперимента (5 детей) характерен средний уровень общения, т. е. дети в специально организованных беседах умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других, но с трудом умеют пользоваться формами речевого этикета. Например, на просьбу «Посмотрите на стол, что на нём находится? Расскажите об этом предмете всем»Саша отвечает: «На столе находится игрушечный мишка. Он пушистый, белого цвета». 40% испытуемых (4 ребёнка) в процессе диалога умеют выслушивать педагога, и товарищей, не перебивают их,
концентрируют внимание на содержании беседы. Также 40% участников (4 ребёнка) продемонстрировали на занятиях разнообразие и точность своего словаря.
— низкий уровень общения в специально организованных беседах выявлен у 50% (5 детей). Они малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли.
Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в развитии общения, которое зависит от уровня сформированности умений вступать, поддерживать, завершать диалог, соблюдать тон и стиль общения, речевой этикет, правильно задавать развернутые вопросы, участвовать в общем разговоре, выслушивать, не перебивая взрослого и сверстника.
Результаты эмпирического исследования позволили определить специальные условия развития общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, предусматривающие формирование общей активности ребенка, общительности, предприимчивости, стремлении к лидерству, умения преодолевать застенчивость, стеснительность, способности переходить от диалога к монологу, т. е. к продуманной и планированной речи. Одним из эффективных методов развития данного процесса у детей с общим недоразвитием речи является сюжетно-ролевая игра, поскольку она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, а также способствует развитию и взаимодействию ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера и развивается навык общения.При разработке игровых занятий следует опираться на следующие принципы: учёт внутренних и внешних условий по формированию межличностного взаимодействия через организацию сюжетно-ролевой игры, предполагается единство педагогических и психологических условий, поддержка ребёнка во время игры. Примером является такие игры, как «Гости», «Магазин», «Больница» [3, c. 104]. Благодаря этим играм дошкольники реализуют свои коммуникативные возможности, что
способствует развитию умений общения. Также для развития общения используются народные игры, которые вносят много нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждают их к сотворчеству, благоприятно сказываясь на психической и эмоциональной сферах тех и других. При проведении народных игр дети убеждаются на собственном опыте в необходимости по-честному и по-доброму ладить с товарищами.Дети стремятся к соблюдению правил: «Играть честно, не обманывать товарища», «Один за всех, и все за одного», «Никогда никому не причиняй боли в игре».Положительный эффект оказывают предшествующие играм беседы на темы: «Почему нужно уметь уступать», «К чему ведут ссоры в игре», «Умей видеть тех, кому нужна помощь» и др., которые учат детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом, мириться.
Методом развития общения дошкольников с общим недоразвитием также являются этюды на выражение основных эмоций, общей задачей которых является развитие понимания эмоционального состояния взрослого или сверстника, а также адекватного реагирования и комментирования их.
Таким образом, в ходе проведения эксперимента доказана гипотеза о том процесс развития общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи зависит от коммуникативных умений, становление которых обусловлено взаимодействием ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Литература
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т. С. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический проект, 2015.
2. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова [и др. ]. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 340 с.
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — Изд. 3-е. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 251 с.
4. Лисина М. И. Общение детейс взрослыми и сверстниками: общее и различное // Общение детейс взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. И. Лисина / под ред. А. Г. Рузской. – М.: Издательство «Институт практической психологи»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 166-202.
Источник
Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.
Данные клинического и электроэнцефалографического исследований этих детей свидетельствуют о наличии у них не только локальных корковых нарушений, но и о поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и др.). При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев отмечено преобладание дисфункции срединных структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.
Вопросы для самопроверки
1. Общее понятие о моторной алалии.
2. Симптоматика моторной алалии (речевая и неречевая).
3. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.
4. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии.
5. Характеристика лексико-грамматических средств языка при моторной алалии.
6. Специфика речевой деятельности детей с моторной алалией.
Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией
План
1. Система обследования ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи.
2. Этапы обследования.
3. Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании.
Задания для самостоятельной работы
1. Подобрать наглядно-дидактический и речевой материал для изучения речи и личности ребенка с алалией.
2. Подготовить протоколы для изучения речи и личности ребенка.
3. Подобрать игры, по условиям которых дети должны называть предметы, действия, качества (что-то одно или комплексно) для оценивания лексического запаса детей.
4. Составить перечень игровых ситуаций, которые можно использовать для исследования коммуникативных возможностей детей.
Понятийно-терминологический аппарат темы: аграмматизм, аморфные фразы, анамнестические сведения, катамнестические данные, апраксия: кинетическая, кинестетическая, оральная, артикуляционная моторика, контаминации, негативизм речевой, парафазии, персеверации, симптомы, фонетическая система языка, фонематическая система языка, элизии, эхолалии.
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения темы
1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб.: «Детство-пресс», 2003.
2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.
5. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – № 6.
6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2003.
7. Изучение аномальных школьников / ред. А. Д. Виноградова и др. – Л., 1981. – С. 83– 115.
8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
1. Система обследования ребенка дошкольного возраста
с недоразвитием речи
Цель обследования: выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику.
Принципы обследования:
1. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта;
2. Принцип системного подхода предполагает анализ связей между различными компонентами, понимание значимости этих связей;
3. Связь речи с другими сторонами психического развития;
4. Учета этиопатогенеза.
Комплексный характер обследования:
— клиническое обследование: невролог, психопатолог, оториноларинголог;
— психологическое обследование,
— педагогическое обследование,
— собственно логопедическое обследование.
Группы методов обследования:
— организационные,
— эмпирические,
— статистические,
— интерпретационные;
— сравнительные (в сравнении с нормой и с другими формами патологии).
Методы логопедического обследования:
— педагогический эксперимент,
— беседа с ребенком,
— наблюдение за ребенком,
— игра,
— опрашивание,
— анализ документации и работ ребенка.
Итог обследования:
— логопедическое заключение, соответствующе структуре речевого дефекта;
— индивидуальный коррекционный маршрут ребенка;
— определить прогноз.
Этапы обследования
Н. С. Жукова выделяет три этапа обследования при алалии:
1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребенке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.);
2. Логопедическое и психолого-педагогическое обследования с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности
дошкольника;
3. Анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.
О. Е. Грибова выделяет пять этапов:
1. Ориентировочный;
2. Диагностический;
3. Аналитический;
4. Прогностический;
5. Информирование родителей.
Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева выделяют пять этапов обследования:
1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.
2. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта.
3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.
4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение.
5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
3.
Уровень интегральных характеристик психического развития: показатели общей психической зрелости, умственный возраст
Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании
4.
Обследовании детей
Рис. 5. Схема реализации системно-уровневого принципа в логопедическом обследовании
Вопросы для самопроверки
1. Основные принципы обследования детей с моторной алалией.
2. Методы обследования детей с моторной алалией.
3. Основные этапы диагностического обследования ребенка с моторной алалией.
Источник