Влияние насилия на развитие личности ребенка

Влияние насилия на развитие личности ребенка thumbnail

В настоящее время представители различных теоретических направлений сходятся в признании патогенного влияния физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка и считают, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Несмотря на очевидность неблагоприятного влияния насилия на формирование личности, следует отметить, что отсроченные последствия эбьюза, пережитого в детстве, лишь в последнее время становятся объектом эмпирических исследований в психологии. Это во многом объясняется отсутствием универсального представления о том, что считать насилием, дифференцированных критериев, отделяющих насилие от ненасилия, или, по выражению И.А. Алексеевой (1997), «адекватного и социально приемлемого воспитательного воздействия на ребенка».

Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обращение с детьми их родителями, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Они всегда связаны со взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка. Как правило, они появляются в стрессовых ситуациях и обстоятельствах. Насилие, как правило, — результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна.

Ребенок может способствовать физическому насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивным поведением, являющимися, однако, общим результатом плохого обращения. Гиперактивные дети более импульсивны и менее охотно выполняют правила. Это фрустрирует родителей, склоняет к насилию и фактически может привести к нему. Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости, чтобы предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, и таким образом создается порочный круг плохого поведения и злоупотребления. Тот факт, что многие дети, подвергшиеся физическому злоупотреблению, оставшиеся без попечения родителей, сами «подстрекают» такое плохое обращение к ним и становятся «козлами отпущения» в воспитательных учреждениях, свидетельствует об их провоцируемости.

Нередко возникают сложности определения того, является ли плохое поведение результатом насилия или способствующим ему фактором. По данным национального исследования США, проведенного в 1988 г., оказалось, что почти у 25% детей были трудности поведения в течение года до насилия. Но это же является и симптомом плохого родительского обращения.

Это в свою очередь порождает множество проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие единой теоретической парадигмы и исследовательской линии изучении этого явления; трудности диагностики эбьюза в связи большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов; отсутствие в большинстве исследований корреляционного анализа; недостаток статистических данных; недостаток теоретических и эмпирических исследований по изучению психологического, физического насилия и его влияния на становление личности, в то время как в основном внимание уделяется сексуальному насилию. Спорным и далеким от разрешения остаётся вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития индивида.

Таким образом, проблематика изучения насилия требует новых исследовательских подходов как к самому пониманию эбьюза, к специфике его феноменологии, так и особенностям психотерапевтической и психокоррекционной работы с лицами, пережившими насилие в зависимости от его вида и этапа развития личности.

Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются дети. Особенно критическими являются дошкольный и подростковый возрастные периоды, которые большинством исследователей рассматриваются «возрастами риска» в отношении насилия. До недавнего времени проблема насилия над детьми оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, и со стороны других социальных институтов.

Специальные исследования отношения взрослых к применения различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учёными и практиками, позволили установить, что 60% опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения. Многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.

Среди основных причины, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, не выполнение домашних обязанностей и т.п.

17% опрошенных использовали или одобряют физическое насилие как последствие плохого поведение ребёнка. При этом, характеризуя такое поведение, указывались такие его характеристики как импульсивность, гиперактивность, чрезмерная возбудимость. При дальнейшем анализе поведения таких детей выяснялось, что зачастую ребёнок повышенной возбудимостью и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкивается на агрессию с их стороны.

13% детей подвергаются физическому насилию за плохую учебу. Следует отметить тот факт, что в основе применения физического воздействия за плохую учёбу зачастую скрывается собственный неуспех родителей. Но в любом случае наказание будет иметь крайне негативные последствия. В некоторых исследованиях отмечается, что в обычной популяции детей распространенность умственной отсталости составляет 2-3%, а в популяции детей, подвергающихся жестокому обращению, эти цифры доходят до 20-40% (K. Cigno, P. Burke, 1995 г., T. W. Wind, L. Silvern, 1994г).

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с задержкой речи

Как отмечают Кадушин и Мартин, агрессия родителей обычно носит умеренный характер, но иногда может принимать жестокие формы.

Школьные учителя, в основной своей массе, также не возражают против «физического воспитательного» средства, как стимула к лучшей успеваемости. Так две трети опрошенных учителей начальных школ, положительно отнеслись к использованию телесных наказаний.

Данные проведённых исследований позволяют сделать выводы о том что, физическое насилие над детьми достаточно распространено, т.к дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом. Так формируется тип «забитый ребенок».

В результате такого обращения дети могут испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, стыд, обиду, ненависть, унижение, чувства вины и др. Так у ребенка, подвергшегося физическому насилию в возрасте 3 — 6 лет может наблюдаться следующая симптоматика: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущения одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы странные пищевые пристрастия (штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т.д.). В подростковом возрасте характерны побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное поведение и т.д.

Физическое насилие негативно отражается на формировании личности на последующих этапах её развития. В последствии могут проявиться такие особенности характера и поведения как повышенная агрессивность, тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастия к алкоголю, наркомании.

Так же, было обнаружено, что последствия физического насилия (избиение, телесные наказания) встречается в анамнезе больных с пограничным личностным расстройством значительно чаще, чем у больных с другими патологиями (Herman (1989) приводит цифры, соответственно, 71% и 30%).

Следует отметить, что зачастую опыт насилия, полученный в семье, воспроизводится личностью и в других социальных институтах, что может быть предупреждено только в результате совместной работе психологов, педагогов психотерапевтов, родителей.

Некоторые авторы отсутствие заботы о детях (пренебрежение) также считают одним из видов насилия, который является достаточно распространённым в настоящее время. Причинами такого безразличного отношения к своим детям могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи. В большинстве случаев даже по внешним признакам можно судить, что ребёнок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает подходящего веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает её. В связи с тем, что часто ребёнку некуда идти, он наоборот может приходить в школу слишком рано и уходить из нее слишком поздно. Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении, иногда склонность к вандализму.

Одним из видов насилия, привлекающим внимание специалистов разного профиля, является психологическое насилие. Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьёзные травмирующие последствия для ребёнка.

Источник

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова

Кравченко И.В.

Таточенко Е.В.

гидросооружения

моллюск дрейссена

гидроэлектростанция

биологическое обрастание

ремонт агрегатов

методы борьбы

адгезионные свойства

фторопласт

защитные покрытия

биссус

hydroconstructions

mollusc dreissena

hydroelectric power station

Biological fouling

repair of units

struggle methods

adhesive properties

fluoroplastic

sheetings

byssus.

Проблема влияния экстремального опыта на психику детей является одной из самых актуальных в психологии развития, поскольку нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, и приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем. Одним из самых распространенных видов насилия в настоящее время является психологическое насилие, под которым понимаются хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства, обман, может наблюдаться также лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей и т.д. В результате этого могут наблюдаться различные нарушения: например такие, как нарушения в познавательной сфере, расстройство аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм, соматические заболевания. Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности, так как в разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному:

  • для детей до 3 лет — страхи, спутанность чувств; в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми;
  • для дошкольников — тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия;
  • для детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению к взрослым, чувство стыда; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданная разговорчивость;
  • для детей 9-13 лет — то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция;
  • для подростков 13-18 лет — отвращение, вина, недоверие, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение.
Читайте также:  Школа развития ребенка сема

Таким образом, дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле выпадают из нормального процесса социализации. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, и им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание.

Библиографическая ссылка

Кравченко И.В., Таточенко Е.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 73-73;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=403 (дата обращения: 22.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
Всем известно, что такое насилие, о явных и характерных признаках насилия, а также последствия насилия и ее влияние на судьбу человека. Когда мы говорим про насилие, мы подразумеваем явные, видимые формы, т.е. физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка или человека. Это то, что видно неворужонным глазом. Я же в свою очередь, изучив детскую литературу, обучаясь на различных курсах, а также на практике в работе с детьми пришла к выводу, что помимо таких явных форм насилия существуют скрытые формы насилия, которые мы, взрослые люди, не считаем, не воспринимаем как одну из форм проявления насилия. Впоследствии, такие скрытые формы насилия оказывают не менее значительное влияние на формирование не только эмоциональной сферы ребенка, но и на личность в целом.
Под скрытыми формами насилия, я буду подразумевать, и описывать в данной статье, не только преднамеренное, но в большей степени непреднамеренное воздействие, которое негативно влияет на человека.
К одной из скрытых форм насилия можно отнести травму развития. Травма развития – это не разовое событие, это то что было регулярно. Самые сильные травмы развития связаны с детско- родительскими отношениями, так как ребенок перед родителями открыт и уязвим. Никто так не умеет манипулировать ребенком как родитель. Можно представить, что родившийся ребенок – это чистый лист бумаги, в норме по мере развития и взросления ребенка лист бумаги таким и должен остаться, но как правило, этот белый лист бумаги родители исписывают, а нередко могут и «помять». Например: если родители написали на листе – ОТВЕРЖЕНИЕ, то в последующем ребенок будет притягивать к себе отвержение (Я должен быть отвержен, потому, что….). Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой – неумолимо искажает формирующийся образ Я. Нестабильность и «ненадежность» эмоциональных отношений делает перцептивный (лат. perceptio— восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.), эмоционально-чувственный образ Другого неконстантным (константа – лат. постоянная), «флуктуирующим» (Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание — термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение), в восприятии ребенка от «тотально плохого» ( отвергающего и наказывающего) к «тотально хорошему» (любящему и принимающему) или навсегда становится чужим и потенциально угрожающим.
В ситуации депривации (лат.deprivatio — потеря, лишение чего-либо) малыш, активно исследующий окружающий мир и испытывающий потребность в поддержке взрослого, обнаруживает лишь пустоту, безразличие, неизвестность. Подобного рода эмоциональные отношения приводят к формированию широкого круга психопатологий, центральным переживанием в которых являются страхи потери, смерти, пустоты.
Поскольку взрослый человек проходит несколько этапов взросления, то самый первый этап, на котором происходит скрытая форма насилия – это младенчество. Но еще находясь в утробе матери ребенок может получить, травму, а по сути насилие – это когда мама не желает своего ребенка, не принимает его. И когда ребенок достигает подросткового возраста у него возникает вопрос «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ», который будет существовать на протяжении всей его жизни. Данный этап можно обозначить как потребность в существовании. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоцености уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой.
Пример из практики: на консультацию ко мне пришла девушка, с проблемой депрессивного состояния и просила помочь ей выбраться из этого состояния.
Психолог: Как вы понимаете, что у Вас именно депрессивное состояние?
Клиентка: Я не хочу никуда выходить. Не хочу видеть людей, вступать с ними в диалог. Они меня сильно раздражают. Мне не уютно находиться в общественных местах. Мне хочется плакать, по отношению к близким проявляю агрессию. Мне кажется, что меня не любят или уделяют недостаточной любви и заботы, по ночам мне часто сняться кошмары. Часто размышляю на тему смерти.
Психолог: В чем по-Вашему проявляется недостаток любви по отношению к Вам?
Клиентка: Мне хочется, чтобы мой муж всегда был со мной рядом, заботился обо мне. (Дальше в ее речи проскальзывает интонация маленького обиженного ребенка).
В последующих встречах и разговорах выяснилось, что это брошенный ребенок, и воспитанный абсолютно чужой семьей. Еще в утробе матери этот ребенок был нежеланным, а потом еще и брошенным. Чем и объясняется депрессивное состояние клиентки, а так же не желание жить. В процессе психологической работы с ней была изменена жизненная установка, посланная от матери «НЕ ЖИТЬ», на установку «ЖИТЬ».
Следующая потребность брать-отдаватьм (первые годы жизни ребенка). Здесь может возникнуть следующая травма развития – если мама начинает игнорировать потребности ребенка, то в последующем ребенок начинает игнорировать себя. Это может привести к формированию у ребенка таких эмоций как – недоверие, настороженность, агрессию, депрессивное состояние. Если мама наоборот гиперопекала ребенка, не сводила с него глаз, пылинки сдувала, в последующем у таких детей возникает страх поглощения, высокий уровень тревожности, это люди которые обеспечивают всю жизнь безопасность.
Важным этапом развития для ребенка является автономия (1-3 года). Здесь травма развития связанна с сепарацией (отделением), так как родители могут травмировать автономию ребенка, нарушив его границы. На данном этапе развития маме необходимо научиться поддерживать два процесса: приближение – отдаление. Также здесь необходимо обозначить следующую форму нанесения травмы – это эмоциональный симбиоз, который приводит к искажениям образ Я, как и депривация. Эмоциональный симбиоз представляет собой одну из форм взаимозависимости, связанной одной с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в Другом, когда границы Я утрачиваются. А симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между «Я» и «моим ребенком».
Следующим этапом, где может возникнуть травма развития — это любовь и сексуаьность (3-6 лет). Здесь важную роль играет признание ребенка, подтверждение его самоценности от родителя противоположенного пола. Маме необходимо признать самоценность сына, а папе – дочки. В противном случае можно нанести травму, которая в последующем может начать проявляться в беспорядочных связях с мужчинами, если это девочка, а мальчик может начать «перебирать» девушек.
Таким образом, завершая свою статью с уверенностью могу сказать так или иначе все мы в детстве были травмированы, но у каждого из нас свои травмы. На мой взгляд, важно быть ни хорошим, ни плохим родителем, важно осознавать к каким последствиям может привести поступок, совершаемый по отношению к ребенку, за которого ответственность несем мы с Вами, и к чему эти последствия в дальнейшем могут привести.
Литература
1. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М.: Гардарика, 2003. — 370 с.
2. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. — 1997. — №7. — С. 38-47.
3. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 1998. – 260 с
4. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65 –75.
5. Кон, И.С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе / И.С. Кон // Социальная и клиническая психиатрия. Т.8. — 1998. — №3. — С. 82-92.

Читайте также:  Роль взрослого в речевом развитии ребенка

 Татьяна Алексеева, г.Йошкар — Ола

Источник