Влияние народного творчества на развитие ребенка
Елена Анатольевна Вербовская
Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста
«Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве»
/В. Сухомлинский/
Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно! Оно похоже на чудотворную сказочную воду, постоянно открывающую всё новые и новые глубинные пласты русской, многовековой культуры.
Необходимо, чтобы маленький человек впитывал своим умом и сердцем дух народа, всё безгранично дорогое ему.
Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Народное искусство учит человека ценить жизнь, делает его стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.
С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества.
Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом – учатся чувствовать общечеловеческое.
В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств. Воспитывая в детях уважение ко всем национальностям, мы – педагоги, в первую очередь, заботимся о том, чтобы наши дети научились любить Родину, свой народ, красоту и широту, щедрость его души, нравы, обычаи.
Раннее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням, играм, хороводам больше всего создают талант и развивают выдающуюся творческую личность, обогащая яркими впечатлениями. В народе говорят: «Не от еды дитя растет, а от радости.» Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят – счастье и радость быть самим собой. Нашим детям не хватает культуры радости, которую надо воспитывать музыкой, песней, природой, различными видами творчества, общением с красивыми душой людьми.
Каждый ребенок – это отдельный мир и познать его может лишь тот, кто умеет с малышом разделить его мысли и чувства, его первые радости и первые неудачи. «Не снизойти до ребенка, — говорил Януш Корчак – а подняться до уровня его понимания.»
Чем шире используется набор различных мышлений, тем больше возможностей для интересных творческих открытий. Я ежедневно и сама учусь вместе с детьми выстраивать радостный педагогический процесс. Стараюсь на музыкальных занятиях создавать творческую атмосферу непринужденности, естественности, ибо хорошо понимаю, что без творчества – обучение малоэффективно. А всё, что доставляет радость, и есть источник энергии! В методической копилке всегда есть возможность для свободной детской импровизации.Нахожу целесообразным включать в процесс занятий: образное слово, шутку, юмор, сюрпризное действие, нестандартные приемы для создания игровых образов, использование устного народного фольклора, предложение детям пропеть народную песню или попевку так, как чувствует сам ребенок, инсценировать ее по своему усмотрению, подключить к песне или пляске свои движения, игру на ложках или трещотках, свистульках, дудочках и тд.
Всё это делает атмосферу обучения живой, непринужденной, без жестких правил, сковывающих свободу и творческий потенциал детей.
А сплав звучащего слова, жеста или движения – основа музыки, ведь в основе всего лежит ритмическое начало. Детство – это весеннее время человека, в котором засеваются семена на будущие годы жизни.
При произвольном воспроизведении выразительных движений (в песнях, хороводах, играх) происходит оживление соответствующих эмоций, возникают яркие образы, а воспоминания и мышечные ощущения могут остаться на всю жизнь. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, а это очень важно для здоровья детей, в первую очередь. Положительные эмоции всегда увеличивают мотивацию, а чтобы человек развивался, нужно разносторонне нагружать его мозг. А хорошее настроение улучшает запоминание.
Великолепной формой закрепления пройденного материала, творческого самовыражения является — проведение комплексных и интегрированных занятий с детьми. Они возбуждают интерес к деятельности, воспитывают внимание, тормозные процессы, привносят эмоциональный подъем, пространственную ориентацию на всех этапах.
Всё проходит через призму детских глаз, всё отфильтровывается в детский душах. И если ребенок сумеет выразиться в рисунках, росписи, поделках, песнях, играх, плясках – ему уже будет легче жить.
На сегодняшнем занятии много звучало разнообразной народной музыки в современных обработках. Так, музыка – фон, сопровождавшая вход детей, ярмарочное гулянье, народную игру «Карусель», изо – деятельность, заключительную часть занятия, только усиливала эмоции детей, делала ярче образные представления, обогащала подвижность мыслей, закрепляла интерес к занятию, вызывала радость, удивление. И возможно благодаря эмоциональной памяти дети будут помнить и живо представлять чувства, которые когда – то владели ими.
С давних пор музыка была лечебным фактором. Еще великий Бехтеров говорил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельность нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.
Движения русской пляски, да еще и в ложечном сопровождении,отражают черты русского человека: юмор, задор, виртуозность движений передают силу и мощь, жизнеутверждающую радость и изобретательность. С XI века на Руси основными исполнителями плясок были скоморохи. Возможно, от туда мы черпаем задор и юмор, необыкновенную радость импровизацией!
Праздничность, приподнятость настроения в напевах хороводных песен. Оптимистичность энергия, веселье, полнота ощущения жизни, любование красотой природы и человека делают их жизненными, неувядаемо прекрасными.
Воспитание чувства ритма можно выработать различными путями. Наиболее простая форма – это обучение маленьких певцов стройно ходить в такт хороводной песне. В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с движением, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Позволяет приобщить детей к прекрасному народному песенному искусству.
Тонкая работа с народным репертуаром не носит обособленным характер. Она не оторвана от современной жизни. Детям, например, близок стиль обработки народных песен. Они, бывает, лучше нас, взрослых, чувствуют богатую фольклорную основу, что и показали в старинном хороводе «Ой, лето», несущего свет, радость жизни, торжество Бытия.
Как не тяжела была жизнь народа прежде, неистребимой осталась шутка. Песни шуточного жанра, из которых родились и частушки, всегда любимы детьми. Они выражают веселый нрав нашего народа, чувство юмора, наделены смекалкой и признаками ума.
Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном игровом и песенно-плясовом творчестве, таком богатом и многообразном по жанрам.
Но самое главное, следует не забывать, что никакая программа не имеет права быть выше здоровья ребенка, а в здоровом детстве всегда есть свобода!
Источник
Вера Спиридонова
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей
младшего дошкольного возраста.
Спиридонова В. И. воспитатель
первой квалификационной
категории
МБДОУ «Атемарский д/сад №1
Теремок»
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.
С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.
Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.
Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:
1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.
2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
3. Воспитывать и формировать личность ребенка.
4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.Например:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий!»
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды…»
«Кран, откройся
Нос умойся…»
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку…»
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту…»
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички,веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»
Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…»
Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.
Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша.»
С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам.Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»
Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить.» и др.
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.
Источник
Инна Мельник
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить —
овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. При знакомстве с малыми фольклорными формами дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем, в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от разгадывания загадок, рассказывания пословиц, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Работая над данной проблемой,я поставила перед собой следующую цель:
— развитие речи детей посредством устного народного творчества.
Для реализации намеченной цели,мною были определены следующие задачи:
— расширять, обогащать и активизировать словарь;
— формировать правильную разговорную речь;
— приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;
— воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Теоретическая база опыта.
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» — писал К. Д. Ушинский.
А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.
Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки — образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Г. Н.Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера: отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны).
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:
— Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.
— Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
— Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, — 1991. — №9.- с. 16-20.
— Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие, — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс,2000.
-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Свою работу по развитию речи детей дошкольного возрастастрою на следующих принципах:
• Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
• Доступности (объём заданий соответствует возрасту детей).
• Наглядности (видеоматериалы, сюжетные картинки, рассматривание иллюстраций).
К методам и формам речевого воспитания относятся:
•Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведений устного народного творчества
•Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок, схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
•Практический метод: игра, упражнения, театрализованные игры, дидактические игры, совместное рисование, аппликация, художественный труд.
Для того, чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективное планирование, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми.
К новым формам организации диалога детейсо сверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы.
В процессе работы в группе мною совместно с родителями был создан центр литературы.Различные виды кукольного театра: (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе). При помощи театральных атрибутов дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки.
Если в младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, в средней группе использовать игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, то уже в старшей и подготовительной группах возможна самостоятельная деятельность использования всех видов фольклора.
При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка.
Были проведены консультации для родителей: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду».
Анализ результативности.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.
Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
— у детей увеличился словарный запас;
— повысилась общая звуковая культура речи;
— улучшилась связная речь.
В процессе работы были замечены такие изменения:
— у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
— у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и приемов.
Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Основная проблема, которая встает перед нами – это то, что дети не знают культуры своего народа, не знакомы с устным творчеством. Все это заключается в том, что дети испытывают «дефицит общения», задерживается возрастное развитие речи, дети не могут поддержать беседу, не могут дать ответ на некоторые вопросы. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в помощи по развитию речи, обогащению словарного запаса.
Анкетирование родителей детей, которые посещают нашу группу, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как приобщить детей к народной культуре, как познакомить детей с фольклорными жанрами.
Источник