Влияние на развитие ребенка в семье с одним родителем
жогина юлия
Воспитание в семье с одним родителем
Воспитание ребенка в неполной семье – это обычное воспитание, только оно проходит в более сложных условиях.
В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций находится та золотая середина, которая необходима для правильного воспитания ребенка. Если воспитывает одна мама,на нее падает двойная нагрузка: не только заниматься ребенком, но и работать за двоих, чтобы поставить его на ноги.
С самого раннего возраста ребенок наблюдает за взаимоотношениями окружающих, их отношением к нему. Своим примером взрослые камешек за камешком закладывают тот фундамент, на котором строится личность ребенка. Только от нас, взрослых, зависит, насколько подготовленными наши дети вступят во взрослую жизнь.
Каждая неполная семья — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.
Наличие в неполной семье нескольких детей позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые ведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. В неполных семьях сестры и братья больше эмоционально привязаны друг к другу, гораздо меньше конкурируют между собой.
Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.
В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут быть связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «оставляет» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и, отчасти, матери.
Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация.
Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка — трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. Мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки. Самое простое для матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.
Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?
Памятка для родителей!
• Говорите с ребенком и слушайте его!
Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
• Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
• Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
• Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
• Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
• Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
• Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
Источник
Влияние семьи на развитие ребенка
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Семья как основа чувства безопасности
Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Модели родительского поведения
Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими.
Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить , что дети учатся у родителей определенным способом поведения , не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила ( готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как родители.
Семья и приобретение жизненного опыта
Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того , с детьми важно много беседовать.
Дети , жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены.
Дисциплина и формирование поведения
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка . В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5 Общение в семье
Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Проблемы детско – родительских отношений и благополучия ребенка в семье
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.
Два стиля родительского воспитания.
Демократический – характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Типы воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам . Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать , а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.
Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и , как правило, слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Чаще нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. А родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка , в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок.
« Козел отпущения» — Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
« Любимчик» —- Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
« Беби» —— Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
« Примеритель» ——Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Одна из важнейших функций семьи — благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.
Влияние родительских установок на развитие детей.
Негативные установки Позитивные установки
Сказав так | Подумайте о последствиях | И вовремя исправьтесь |
Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить.. | Замкнутость, отчужденность, подчиняемость, угодливость | Будь собой, у каждого в жизни есть друзья |
Горе мое | Чувство вины, отчуждение, конфликты с родителями | Счастье мое, радость моя |
Плакса—вакса, нытик | Сдерживание эмоций, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, эмоцион. напряжение | Поплачь, будет легче |
Вот, дурашка, все готов раздать | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении, эгоизм | Молодец, что делишься с другими |
Не твоего ума дело | Отсутствие своего мнения, робость, задержки в психич. Развитии,отчужденность | А ты как думаешь? |
Одевайся теплее, заболеешь | Повышенное внимание к своему здоровью,тревожность,страхи | Будь здоров, закаляйся |
Ты совсем как твой папа…(мама) | Трудности в общении с родителями,упрямство,неадекватная самооценка,повторение поведения родителей | Папа у нас замечательный человек, мама у нас умница |
Ничего не умеешь делать неумейка | Неуверенность в себя,страхи,задержка психич.развит.,безынициативность,низкая мотивация к достижению | Попробуй еще раз,у тебя все получится |
Не кричи так, оглохнешь | Скрытая агрессия,повышенное психоэмоциональное напряжение,конфликтность,болезнь горла,ушей | Скажи мне на ушко, давай пошепчемся |
Уйди с глаз моих, встань в угол | Нарешение взаимоотношен. С родителями, скрытность, недоверие,озлобленность,агрессивность | Иди ко мне, давай разберемся во всем вместе |
Неряха, грязнуля | Чувства вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,неразборчивость | Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен |
Шкала общения родителей с ребенком
Методы воспитания, вызывающие у ребенка | |
Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
Хвалите Поощряете Одобряете Целуете Обнимаете Ласкаете Симпатизируете Сопереживаете Улыбаетесь Восхищаетесь Делаете приятные Сюрпризы | Упрекаете Подавляете Унижаете Обвиняете Осуждаете Отвергаете Одергиваете Позорите Читаете нотации Лишаете чего-то необходимого Шлепаете Ставите в угол |
Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье — для него в основном зависит от Вас и от ВАШИХ эмоций. А климат семьи – индикатор того, как все – таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с ВАМИ : унижен или парит в небесах, ему уютно!?
Источник
надя Зубенко
Консультация «Если в семье один родитель»
ЕСЛИ В СЕМЬЕ ОДИН РОДИТЕЛЬ
Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.
Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.
Неполные семьиобразуются по нескольким причинам:
• рождения ребенка вне брака;
• смерть одного из родителей;
• расторжение брака;
• раздельное проживание родителей.
Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.
Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.
Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.
Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.
В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.
Источники формирования неполных семей:
Существует несколько источников возникновения неполных семей. Самым распространенным является распад семьи. Самыми распространенными причинами разводов по данным статистики были названы несхожесть характеров, измена, алкоголизм, создание другой семьи. Как правило, инициатором развода выступает женщина. А насчет ранних браков, то они оказываются менее стойкими, чем обычные. Ранние браки распадаются по причине социальной и гражданской незрелости супругов, неподготовленности супругов к семейной жизни, безответственного и легкомысленного отношения к семье. Кроме того, возникновению неполных семей способствует также смертность мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте (производственных травмы, отравление, военные действия и т. д.).
Изменения норм морали во взаимоотношениях полов, добрачные связи и их распространение, неподготовленность молодых людей к браку, завышенные требования к партнеру способствуют увеличению числа детей, которые появились на свет вне брака. Ряды неполных семей пополняются также семьями, где супруги фактически живут раздельно, где матери-одиночки усыновляют ребенка, а также вследствие осиротения ребенка наступление опеки, попечительства или усыновления.
Проблемы неполных семей.
Относительно проблем неполных семей, но их достаточно много. Их можно подразделить на экономические, педагогические, медицинские и психологические.Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца, пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.
Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.
В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.
Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе.
Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе. Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей). В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.
Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.
В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.
Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм, неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и. т. п.
Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.
• старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
• хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
• относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
• не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
• старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
• пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами
Источник