Влияние музыки на эмоциональное развитие ребенка

Анна Давыдова
Влияние музыки на психоэмоциональный фон дошкольника

Музыка чиста, как ребенок, и мудра,

как глаза старца. Подобно дождю,

она капля за каплей,

просачивается в сердце

и оживляет его.

Р. Роллан

Педагоги всегда находятся в поиске новейших, прогрессивных развивающих методик. Но нет ничего нового под солнцем, все эффективные инструменты давно известны. И один из них — музыка.

Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены ещё в древности. В эпоху возрождения английский врач Роберт Бертон издал научный труд о силе лечебной музыки, с этого времени многие врачи начинают применять музыку для лечения многих заболеваний. Русские врачи 18-19 века говорят о музыке, как о душевном лекарстве (М. Я. Мудров). Известный врач психиатр, академик В. М. Бехтерев впервые привёл убедительные научные доказательства об использовании музыки в целях укрепления здоровья, он показал, что музыкальные произведения способны вызвать ярко выраженную реакцию у детей раннего возраста.

«Как вы думаете, какие результаты может приносить ежедневное прослушивание хорошей музыки детьми

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Первую мелодию, которую слышит малыш – это биение сердца матери. Дети обладают чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и Моцарта, он очень быстро научится их различать. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, а дети способны ощущать чувства композитора. И это прекрасно.

Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает воспитатель. И такое образное мышление позволит ребенку быстро усвоить материал любой сложности.

Ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания.

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния ребенка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если воспитатели хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать.

А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность.

Читайте также:  Актуальный уровень умственного развития ребенка это

Таким образом, музыка:

• Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.

• Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.

• Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.

• Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.

• Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.

• Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия в детском саду, уроки музыки в школе ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители.

• Повышает уровень развития музыкальных и творческих способностей детей.

• Стабилизирует эмоциональное благополучие ребёнка.

• Поддерживает и сохраняет психологическое здоровье.

• Организует благополучный психологический климат в группе.

Музыкотерапия в дошкольном образовательном учреждении

Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.

Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома, поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом — детский сад! И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.

Возбуждающая, громка музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Читайте также:  Назовите основные направления развития ребенка по фгос

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка.

Один из ведущих специалистов-педиатров Михаил Лазарев, считал, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на ребёнка ещё до его рождения, способствует формированию костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки и ребёнок будет развивать гармонично.

Музыка наиболее доступное средство воздействия на ребёнка в условиях дошкольных учреждений. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.

Приобщение к музыке должно начинаться с детства с учётом возрастных особенностей. Малыши должны слушать спокойную, мелодичную, ласковую, классическую, музыку специально созданную выдающимися композиторами. Нельзя обрушивать на детей грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир.

Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха.

Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии,такие как:

«Лунная соната» Бетховена;

«Ноктюрн соль-минор» Шопена;

«Свет луны» Дебюсси.

Для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдут:

• вальсы или мелодии для флейты, скрипки, фортепиано;

музыка Вивальди;

• Бетховен;

• Брамс «Колыбельная»;

• Шуберт «Аве Мария».

Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные,но не слишком быстрые мелодии:

• мазурки Шопена;

• вальсы Штрауса;

• П. И. Чайковский «Сладкие грёзы»;

• П. И. Чайковский «Времена года» (февраль)

Уменьшат раздражительность и нервное возбуждение:

«Итальянский концерт» Баха;

«Симфония ля-минор» Бетховена;

Поднимут настроение произведения:

• Моцарта;

• П. И. Чайковского;

• отрывки из оперы «Кармен» Бизе;

«Времена года» Вивальди,

«Менуэт» Генделя;

• скрипичная музыка;

Улучшат активность и жизненный тонус ребенка:

• ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского)

Музыка для встречи детей:

• А. Лядов «Музыкальная табакерка».

• Песни группы «Барбарики».

Музыка для засыпания:

• П. Чайковский «Танец феи Драже».

• Ф. Шуберт «Аве Мария».

Музыка для пробуждения:

• Э. Григ «Утро».

• Н. Римский –Корсаков «Полёт шмеля».

Таким образом, влияние музыки на ребенка огромно. Поэтому знакомить малыша с миром классической музыки нужно как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.

Литература

1. Завадова Т. Е. Музыка и воспитание. – М.: Красико-Принт, — 2005.

Источник

Светлана Анатольевна Свистунова
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Предлагаю вниманию коллег хорошую статью.

Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников

Эмоциональная сфера дошкольника — важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.

В контексте гуманистической педагогики музыкальное развитие, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Педагоги обратили внимание на то, что музыкально — игровая деятельность развивается эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.

С помощью музыки дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал.

Любовь к музыке не может возникнуть сама собой, этому нужно учиться у взрослых. Воспитание любви начинается с чувства, вызывающего эмоциональную отзывчивость и желания исполнять предложенные педагогом музыкально — ролевые игры.

Работа над созданием сценария праздника или театральной постановки начинается со знакомства детей с художественным произведением, затем беседой об образах героев и распределением ролей. Для выразительности образа педагоги подбирают музыкальное сопровождение, песенный репертуар, танцы, игры и оркестровые аранжировки. Что развивает эмоциональную отзывчивость в виде исполнительства и творчества.

Читайте также:  Развитие мозжечка у ребенка и усложнение двигательной функции

Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей.

Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Готовя детей к восприятию музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость. В процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, соответствующих опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа в мажорных произведениях как классической, так и эстрадной и детской музыки. Знание и понимание детей группы позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. В данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагогов детского сада.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»— произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера расширяются, появляются тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные. Эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, дети учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Музыка- интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, дети сообщают воспитателю и сверстникам о своём видении изображаемых в спектаклях образах и эмоциональных состояниях. Если настроение не весёлое, они предпочитают музыку негромкую, плавную, а когда им хочется повеселиться, просят «включить» танец или марш.

Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении, при этом испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

В работе с детьми в процессе восприятия музыкимогут быть использованы следующие виды деятельности: словесное, вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и темброво-инструментальное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей. Педагог ведет работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально- образное содержание музыки.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост детей.

Не маловажное значение в театральной деятельности имеет умение детей мелодично исполнять песни осознавая характер исполняемого образа и мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа и ритмического рисунка). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.

Активная природа детей находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, дети конкретизируют музыкальный образ художественных произведений, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для них средством передачи характера образа.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, лишь в этом случае можно говорить о слитности движений и их выразительности.

Организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоциии чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

При подготовке статьи были использованы материалы Е. Еремеевой, Н. Калуновой, И. Новоскольцевой.

Источник